Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков Ф-Ф’. Буква Фф.

Тема: Дифференциация звуков Ф-Ф’. Буква Фф.
Цели:
Познакомить детей со звуками Ф-Ф’, с нормой артикуляции изучаемых звуков
Учить дифференцировать звуки Ф-Ф’ изолированно, в слогах, словах
Закреплять знания о правописании собственных имен
Обогащать словарь детей
Развивать фонематический слух и восприятие
Формировать навыки фонематического анализа
Учить детей работать с деформированным тестом

Ход занятия.
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
Общие упражнения
Специальные упражнения
Упражнение « Улыбка»
Упражнение « Почистим зубки»
Упражнение «Качели»
Упражнение « Часики»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Проложи канавку
Упражнение «Задуй свечку»
Развитие слухового внимания.
Беседа по теме занятия:
Какое сейчас время года? (зима) Какой сейчас месяц? (февраль).
Послушайте стихотворение про этот зимний месяц.

Снег мешками валит с неба,
И кругом сугробы снега!
То бураны, то метели
На наш город налетели!
По ночам мороз силен,
Да и днем резвится он!

Сделать вывод и сформулировать тему занятия записать ее на доске.
3. Основная часть.
Произнесение, сопоставление, характеристика звуков Ф-Ф’, определение сходства и различия.
- При произнесении звуков Ф-Ф’:
- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;
- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
- при изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;
- при автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;
- воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков сильное;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит;
- при сочетании "Ф" с гласными первого ряда - твёрдый звук "Ф";
- при сочетании "Ф" с гласными второго ряда - мягкий звук "ФЬ".
Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
- Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф )
- А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ )
Сравнительная характеристика звуков занятия
Ф – согласный, твердый, глухой. На письме обозначаем синим кружком.
Ф’ - согласный, мягкий, глухой. На письме обозначаем зеленым кружком.
Доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы на голосовых связках, уши закрыты ладонями.)
Соотнесение звуков с буквой.
Какой буквой обозначаются звуки Ф-Ф’ на письме?
На что похожа буква "Ф"?
Сравнение с образом:
С этой буквой на носу Филин прячется в лесу.

Если б Федор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.


Сравнение с буквами: Р, В (какими элементами отличаются?)
Развитие фонематического слуха
Звуки: Ф, Фь, В, Р, Ф, Фь, Ф, Н, З, Ж, Ц, Вь, Фь, Ф
Слоги: фа, ва, фы, фи, фё, оф, фо, фе, эф
Слова: фары, буфет, фиалки, туфли, телефон

Произнесите на одном выдохе с ударением на первый слог:
фа – фо – фу – фы – фэ
фи – фе – фя – фё – фю
фи -фя – фё – фе – фю

Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.
фа- фа – фа – далеко от нас Уфа
фе –фе – фе – дядя мой живёт в Уфе
фы – фы –фы – не доехать до Уфы
фу – фу – фу - вспоминаю я Уфу.

Развитие фонематического восприятия.

Замените первый (последний) звук в слове на звук Ф:

БАНТИК – ФАНТИК
ПАРА – ФАРА
ПЛОТ – ФЛОТ
МАНЕРА – ФАНЕРА
МАРШ – ФАРШ
КАЗАН – ФАЗАН
ПОРТ – ФОРТ
НОРМА - ФОРМА
МИР – МИФ
ПУК – ФУК
ГРАЧ – ГРАФ
СЕЙМ – СЕЙФ
ШАРМ - ШАРФ


Развитие навыков звукового анализа и синтеза

- Работа с цифровым рядом:
БУФЕТ, ЖИРАФ, ФАКЕЛ, САРАФАН, ВАФЛИ, ПРОФЕССОР, ШАЛФЕЙ, ФОСФАТ, КОНФУЗ, ШТРАФ.

- Выделите слоги со звуками Ф-Ф’ из слов, запишите эти слоги:
ФЕРМА, КАФТАН, СКАФАНДР, ФАКЕЛ, ШОФЕР, ФИЛИН, ФИЗИКА, ФАРФОР, ФАЗАН, КОНФЕТА.

Спиши слова. Вставь слоги фа.
...кел, ...нера, гра..., ...брика, ...зан , ...янс, ...соль, ...милия

Из данных слогов составь и запиши слова. Подчеркни буквы в зелёным карандашом, буквы ф – синим.

фет, бу точ, коф, ка фай, фу, ка
точ, фор, ка граф, фо, то та, фон, ны

Дифференциация звуков занятия в словах
Запишите слова в два столбика и отметьте звуки занятия:
Слова для записи: ФЕРМА, КАФТАН, СКАФАНДР, ФАКЕЛ, ШОФЕР, ФИЛИН, ФИЗИКА, ФАРФОР, ФАЗАН, КОНФЕТА.

4. Физкультминутка.
Две руки хлопают.
(Хлопки в ладоши.)
Две ноги топают.
(Ритмичное топанье ногами.)
Два локотка вращаются.
(Руки к плечам, вращательные движения локтями.)
Два глаза закрываются.
(Руки вниз, глаза закрыть.)

Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а) подходящие по смыслу слова из пункта б). Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.
Свежий, ваза
фиолетовый конфеты
фруктовые сарафан
фарфоровая кефир

Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти. Подчеркните Ф – синим, Фь – зеленым цветами.

Федя полез за конфетой в буфет. Факт, что в буфете не будет конфет.

Итог занятия.

Повторить только те слова, в которых слышен звук Фь.
ВИНТИК, ФИНТИК
ПЕНАЛ, ФЕНАЛ
РПЕЯ, ФЕЯ
ГЕН, ФЕН
КАШТАН, КАФТАН
ВИНТ, ФИНТ
КИВИ, КЕФИР,
ФЕТР, ВЕКТЕР
ЛЕСКА, ФРЕСКА
ШОФЁР, САПЁР