Программа дополнительных занятий по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на МО учителей
русского языка и литературы
протокол №1 от 15 .08.2015
Руководитель МО
Титова Н.А..__________
Согласовано
на методсовете школы
протокол №1 от 20.08.2015
Руководитель МС
Гисматуллина С.М.
________________
Утверждаю
Директор
МБОУ «Тетюшская СОШ№1 им. Ханжина П.С.»
Торгашова Т.А.
Приказ от 28.08.2015
№ 124 о/д
Рабочая программа дополнительных занятий
по русскому языку для 11 класса
среднего общего образования
Ивановой Юлии Леонидовны
учителя русского языка и литературы
г.Тетюши, 2015-2016 год
Пояснительная записка
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов русского языка сильно урезано: 1 час в неделю русский язык и 3 часа русской литературы. Дополнительные занятия единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать более гармоничному развитию учеников.
Данная программа дополнительных занятий имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь и поможет подготовиться к ЕГЭ.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе и русскому языку. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык литература).
Программа дополнительных занятий «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена в соответствии с программой по русскому языку и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.
Данный курс рассчитан для учащихся 11 класса. Программа рассчитана на 35 часов.
Цели:
Повторить теорию школьного курса русского языка.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Задачи:
Знать нормы литературного языка.
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения).
Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
Применять полученные теоретические знания на практике.
Требования к уровню подготовки обучающихся .
Ученик должен знать/понимать/
-связь языка и истории, культуры русского народа и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-функции языка;
-строение текста, соотношение языка, речи, слова;
-системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-строение текста, средства, создающие его цельность и связность;
-основные аспекты култьтуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.
Ученик должен уметь:
Правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;
Производить все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический); производить анализ текста.
Объяснять языковые явления;
Уметь применять знания при тестировании;
Анализировать текст, его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение;
Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
Работать над расширением словарного запаса;
Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл) ;
Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
Отличительные особенности рабочей программы:
Данный курс дополнительных занятий направлен на совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и поможет учащимся углубить представления об орфографии, пунктуации и стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Формы, методы, технологии обучения:
Метод монологического изложения, метод диалогического изложения, эвристический метод, исследовательский метод.
Усвоение учащимися системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляется в различных формах обучения.
Урок – основная форма организации обучения.
Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-беседа, урок-исследование, урок-практикум ,комбинированный урок, урок самостоятельной работы, контроля знаний.
Программа предполагает использование методики личностно-ориентированного обучения, проблемно-поисковой деятельности, целеполагания, здоровьесберегающих технологий, дифференцированного подхода, межпредметной интеграции.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: а)входной - для информации об уровне готовности учащихся к работе ; б)текущий, или промежуточный, с целью выявления пробелов в усвоении материала и развитии учащихся, в)итоговый - для оценки уровня усвоения (контрольный тест).
Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.
УМК
Русский язык:: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений филологического профиля / В.В.Бабайцева М.:Дрофа, 2005.
Русский язык. 10-11 классы: для общеобразоват учреждений / В. Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2011.
А.Штоль Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно. Новосибирск 2010
Т.Н.Мамона. Русский язык, ЕГЭ. Практикум. Москва «Просвещение» 2010
Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл. Москва «Дрофа» 2002
Дидактический материал.
1. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к ЕГЭ.
2. Карточки по изучаемым разделам.
3. Алгоритмы по выполнению заданий части 1;2.
Литература, использованная при подготовке программы
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
ЕГЭ-2016.Русский язык .36 вариантов. Цыбулько И.П. и др. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2015 г
ЕГЭ 2015. Русский язык. Экзаменационные тесты. Практикум. Егораева Г.Т. Экзамен 2015
Программа по русскому языку для 10-11 кл. составитель Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011.
И.В.Золотарёва, А.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку 10кл. М.: «ВАКО» 2008
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. / В.В.Бабайцева. – М.: Дрофа, 2004.
7.Т.Н.Мамона. Русский язык, ЕГЭ. Практикум. Москва «Просвещение» 2010
8.Русский язык Поурочные разработки.11 класс.И.Г.Добротина. Москва «Просвещение 2009
Интернет – ресурсы.
1. Основные правила грамматики русского языка
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ). Готовые таблицы на все правила орфографии и пунктуации.
2. Тесты по русскому языку ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
3. Тесты по пунктуации ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
4. Русские словари. Служба русского языка ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
5. Первое сентября. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
6. Сайт учителя русского языка и литературы Перовой И. Н. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Литература, рекомендованная для учащихся.
1. А. Штоль Русский язык Готовимся к ЕГЭ самостоятельно. Новосибирск 2011
2. ЕГЭ 2012. Русский язык. Тематические тренировочные задания/ А. Ю. Бисеров. – М. : Эксмо 2012
3. Тесты по русскому языку ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
4. Тесты по пунктуации ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
5. А.А. Штоль. Русский язык в таблицах. Учебное пособие по орфографии и пунктуации. Новосибирск 2000
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
7.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.
Обоснование выбора УМК
Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. УМК содержит материалы к занятиям по программе. Пособия, интернет-ресурсы соответствуют содержанию учебного материала рабочей программы, окажут помощь в подготовке к урокам и позволят более полно реализовать задачи курса в 11 классе.
11 класс (индивидуальный)
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля и измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
План
Факт
1.
Орфоэпические нормы. Основные нормы современного литературного произношения.
1
Комбинированный
Фонетический анализ слов. Работа с таблицами.
Текущий контроль
Уметь производить фонетический анализ слов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм, соблюдать нормы произношения.
2.
Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
1
Комбинированный урок
Запись лекции учителя. Практические задания
Текущий контроль
Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций.
3.
Орфографические нормы. Правописание морфем.
1
Комбинированный
Алгоритм действий . Таблица стр.97-100, 104, 105. 110; стр.120, 123, 124, 126. 128
Упр. 183, 144. (учебник В. Ф. Греков)
Текущий контроль
Уметь опираться на ведущий принцип орфографии (морфологический), применять знания по морфемике в практике правописания, соблюдать орфографичесие нормы.
4.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов и их частей.
1
Обобщение и систематизация знаний
Алгоритм действий .
Стр.128-129, 163, 209.Словарный диктант.
Текущий контроль
Уметь опираться на семантический принцип написания, уметь выбирать правильный способ действия при выборе написания, группировать слова по видам орфограмм, соблюдать орфографические нормы.
5.
Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи.
1
Обобщение и систематизация знаний
Запись лекции учителя. Работа с таблицами. Практические задания по вариантам.
Текущий контроль
Уметь заменять прямую речь косвенной.
6.
Морфологический анализ слов. Морфологические нормы.
1
Обобщение и систематизация изученного.
Морфологический анализ слов, определение принадлежности слова к определённой части речи.
Тематический
Уметь проводить морфологический разбор слов, определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм, соблюдать нормы употребления форм слов.
7.
Композиция сочинения-рассуждения.
1
Обобщение и систематизация знаний
Наблюдение над композицией текстов публицистического характера.
Текущий (групповой, индивидуальный); выполнение упражнений.
Уметь выделять композиционные части текста, анализировать его структуру.
8.
Виды вступлений к сочинению-рассуждению. Языковые средства , используемые во вступительной части.
1
Обобщение и систематизация знаний.
Знакомство с видами вступлений. Анализ языковых средств, используемых во вступительной части(назывные предложения, риторический вопрос, риторический вопрос, риторическое восклицание, цепочка вопросительных предложений, вопросно-ответное единство).
Текущий (групповой, индивидуальный); выполнение упражнений.
Знать виды вступлений. Уметь подводить с помощью вступления к формулировке проблемы.Анализ языковых средств, используемых во вступительной части(назывные предложения, риторический вопрос, риторический вопрос, риторическое восклицание, цепочка вопросительных предложений, вопросно-ответное единство).
9.
Что такое проблема текста? Как выявить проблему текста?
1
Урок формирования новых знаний.
Знакомство с различными категориями(видами) проблем(философские, социальные, политические, экологические, нравственные)
Текущий (групповой, индивидуальный); выполнение упражнений.
Знать различные категории проблем. Уметь выявлять проблемы в тексте.
10.
Формулировка проблемы исходного текста.
Анализ текстов.
1
Обобщение и систематизация знаний.
Анализ текстов с целью выявления проблемы. - Совершенствование и развитие умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
Комплексный
Уметь формулировать проблему текса.
11.
Комментируем основную проблему текста. Что такое комментарий? Как оформить комментарий?
1
Урок формирования новых знаний.
Знакомство с понятием комментарий, с его оформлением. Работа с текстами.
Комплексный
Знать два способа изложения материала( комментария).Уметь оформлять комментарий.
12.
Оформление цитат. Анализ текстов.
1
Обобщение и систематизация знаний.
Повторение способов оформления чужой речи(прямая, косвенная речь).Работа со статьёй учебника стр.334-342
Текущий (групповой, индивидуальный); выполнение упражнений.
Знать способы оформления цитат. (Предложения с прямой речью, с косвенной речью, с вводными словами).Уметь переводить прямую речь в косвенную.
13.
Формулируем авторскую позицию..Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
1
Формирование новых знаний.
Знакомство с понятием позиция автора. Выявление авторской позиции и формулировка авторской позиции.
Текущий контроль.
Уметь формулировать авторскую позицию. Знать лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
14.
Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.
1
Формирование новых знаний
Знакомство с понятие аргументация, с основными типами аргументов. Совершенствование и умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
Предварительный контроль
Знать основные типы аргументов.
15
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме.
1
Закрепление изученного.
Развитие умения выражать собственное мнение по выявленной проблеме.
Текущий контроль.
Уметь выражать собственное мнение по выявленной проблеме.
16.
Логические и чувственные аргументы.
Формирование новых знаний
Знакомство со способами логической аргументации (аналогия, силлогизм), чувственными (аргументы к обещанию, аргументы к угрозе). Формирование и развитие умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Предварительный контроль
Знать способы логической аргументации (аналогия, силлогизм), чувственной (аргументы к обещанию, аргументы к угрозе).
17.
Аргументы из художественного произведения.
1
Формирование новых знаний
Работа по соотнесению проблемы и аргумента их художественного произведения. Составление таблицы.
Текущий контроль
Уметь приводить аргументы из художественного текста.
.
18.
Роль заключения в сочинении-рассуждении.
1
Формирование новых знаний.
Знакомство с видами заключения( резюмирование, риторический вопрос, призыв, обращение, использование цитаты).
Текущий контроль
Уметь писать заключение.
19.
Средства связи между частями текста, способы связи в тексте. Выделение микротем в тексте.
1
Обобщение и систематизация знаний.
Повторение видов грамматической (цепная и параллельная).Работа по нахождению ключевых слов, выделению микротем. Нахождение лексических средств выражения отношения и оценки.
Текущий контроль
Уметь выделять микротемы в тексте, уметь выделять лексические и грамматические средства, которые обеспечивают правильность и точность речи.
20.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие сочинение-рассуждение.
1
Обобщение и систематизация знаний.
Наблюдение над художественным текстом с целью выявления изобразительно-выразительных средств языка.
Текущий контроль.
Уметь отбирать языковые средства, обеспечивающие выразительность речи.
21.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
1
Формирование новых знаний
Анализ художественного текста. Характеристика художественной манеры и стиля писателя. Определение типа речи. Нахождение изобразительно-выразительных средств языка, выражающих авторское отношение к предмету описания.
Текущий контроль
Уметь анализировать художественные тексты. Производить лингвистический анализ художественного текста.
22.
Практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.
1
Урок-практикум
Выделение эмоционально-экспрессивных средств во фрагменте повести «Собачье сердце» М. Булгакова. (Монолог пса Шарика).
Выявление средств эспрессивного синтаксиса в стихотворении М. Цветаевой «Солнце-одно, а шагает по всем городам».
Текущий контроль
Уметь создавать собственные тексты в художественном стиле, использовать метафоры, сравнения, олицетворения и т. д. как средства выразительности речи.
23
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
1
Обобщение и систематизация знаний и умений.
Анализ текстов
Текущий контроль
Уметь писать сочинение рассуждение
24.
Практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
1
Урок-практикум
Работа по тексту К. Паустовского «Вдохновение» .
Текущий контроль
Понимать цель публицистического высказывания, сфер применения, основные признаки, языковые особеннсти.Уметь создавать собственный текст публицистического стиля,
25.
Синонимы. Контексные синонимы. Антонимы. Контексные антонимы.
1
Урок формирования новых знаний..
Работа со статьями «Омонимы и их употребление», «Употребление синонимов и антонимов».
Упр. 52, 53
Комплексный
Уметь находить в тексте синонимы, контексные синонимы, антонимы, контексные антонимы.
26.
Морфологические
Средства организации текста (Местоимения, предлоги. союзы, частицы)
1
Обобщение и систематизация знаний.
Морфологический анализ слова. Разбор тестовых заданий В2 в формате ЕГЭ. Алгоритм выполнения заданий Решение заданий В2 Работа по таблице «Правописание не со словами разных частей речи» стр.232-234
Предварительный контроль
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, предлогов, союзов , частиц. . Уметь определять принадлежность заданного слова к той или иной части речи. Уметь проводить морфологический анализ слов
27.
Синтаксис. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.
1
Формирование новых знаний
Работа с теоретическим материалом стр.273. 277, 279. 283 . Вариантные формы согласования определений и приложений. Устранение ошибок в согласовании и приложении. Работа с таблицей. Упр. 415
Текущий контроль
Знать вариантные формы согласования определений и приложений.
Уметь устранять ошибки в согласовании определений и приложений.
28.
Синтаксис. Водные слова и вставные конструкции.
1
Формирование новых знаний
Работа по таблице «Разряды вводных слов и конструкций» Разбор тестовых заданий А21 в формате ЕГЭ. Алгоритм выполнения заданий. Упр. 440 (1 часть)
Текущий контроль
Знать признвки вводных слов и конструкций, уметь различать вводные слова и вставные конструкции.
29.
Синтаксис. Сложноподчинённое предложение с придаточными.
1
Урок формирования новых знаний.
Разбор тестовых заданий В6 в формате ЕГЭ. Алгоритм выполнения заданий. Синтаксический анализ предложений. Составление схем предложений. Упражнение в определении вида придаточного (Упр.459)
Текущий контроль
Уметь определять главные и придаточные предложения; определять границы простых предложений, входящих в состав сложного. Знать типы придаточных. Уметь определять виды придаточных.
30.
Средства связи между предложениями.
1
Урок формирования новых знаний.
Знакомство с лексическими, морфологическим средствами связи. Анализ текста.
Текущий контроль
Знать лексические, морфологиче-ские средства связи. Уметь определять средства связи между предложениями
31-32.
Изобразительно-выразительные средства. Тропы: метафоры, сравнение. Эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза.
1
Формирование новых знаний
Характеристика основных тропов. Р абота со словарём литературоведческих и лингвистических терминов. Разбор тестовых заданий В8 в формате ЕГЭ. Алгоритм выполнения заданий. Анализ поэтических текстов. Упр.497(стр.312 А. И. Власенков)
Текущий контроль
Уметь отличать тропы (изобразительно- выразительные средства), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.
33.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, синтаксические конструкции.
1
Формирование новых знаний
Характеристика стилистических фигур Анализ текстов. Работа со словарём литературоведческих и лингвистических терминов. Наблюдение над особенностями поэтического стиля Ф. Тютчева. (упр. 519)
Текущий контроль
Уметь отличать тропы (изобразительно- выразительные средства), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.
34.
Комплексный анализ текста
Урок контроля
Комплексный анализ текста Отрывки из «Истории одного города» Салтыкова –Щедрина.(упр.521 А. И. Власенков)
Итоговый контроль
Уметь проводить комплексный анализ текста.
35.
Итоговое тестирование
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Выполнение заданий 1 части в формате ЕГЭ.
Тематический
Уметь выполнять тестовые задания в формате ЕГЭ.
13PAGE 15
13PAGE 14115
·Заголовок 1Заголовок 215