Статья Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Адрес:446602,Самарская область, муниципальный район Нефтегорский,с.Утевка, ул. Льва Толстого, д.26
Телефон:8-846-70-3-11-47,8-846-70-3-13-96(факс)
E-mail: utschool@mail.ru______________________________________________________________________
 
 
 
Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.  
Рахмаева Равиля Назымовна
Учитель математики





2015 год

Содержание
Введение ………………………………………………………….. …. ……3
Основная часть …………………………………………………… . ………5
Теоретические аспекты проблемы …………………………… ……5
. Понятие о коррекционной части основной образовательной программы…………………………………………………............5
. Описание содержания направлений коррекционной работы..14
Практические аспекты деятельности ……………………………...17
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» …….17
Деятельность учителя в процессе разработки и реализации индивидуального образовательного плана………………….21
Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ с. Утевка…………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………….. ……28
I. Введение
Пояснительная записка
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. За последнее время, среди поступающих в начальную школу детей, наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению. Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие образовательные учреждения. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.  В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа общеобразовательного учреждения представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
При этом необходимо наличие определенных условий: наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-педагогический консилиум);
Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.Наличие подготовленных педагогических кадров.
II. Основная часть
Теоретические аспекты проблемы
Понятие о коррекционной части основной образовательной
программы
Коррекционная часть основной образовательной программы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основных образовательных программ. Коррекционная часть предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы (далее Программа) должна обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ в образовательной организации. Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Программа определяет специальные условия воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, условия безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, условия использования специальных учебных и дидактических пособий, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.Коррекционная часть основной образовательной программы содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основных образовательных программ. В-третьих, структурные элементы системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей для выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность освоения ими основных образовательных программ. В- четвертых, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Далее в коррекционной части основной образовательной программы прописываются специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и планируемые результаты коррекционной работы.Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия воспитания, развития и обучения, включающие в себя использование методов воспитания и обучения, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.Направленность Программы коррекционной работы образовательной организации должна быть отражена во всех разделах основных образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.Программа коррекционной работы составляется с учетом возможности образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей, имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении. Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети. Индивидуализация образовательного процесса может быть показана при неспособности ребенка самостоятельно справиться с учебными затруднениями, при значительных пропусках ребенком занятий, при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, при сложившихся конфликтных отношениях с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс.
Выделим несколько групп обучающихся, для которых может быть составлена Программа коррекционной работы. Первая группа — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций, слабое здоровье и др. Другая группа - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, при взаимодействии с которыми учитываются индивидуальные возможности и особые образовательные потребности. Обучающимся данной группы, как правило, нужна постоянная специальная коррекционная работа. Следующая группа - обучающиеся, часто пропускающие учебные занятия по различным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания и др.). Для данной группы детей может быть организована как постоянная, так и эпизодическая психолого-педагогическая помощь. Далее группы обучающихся с поведенческими нарушениями, а также обучающиеся, нуждающиеся в разовых или кратковременных коррекционно-развивающих занятиях, первоклассники с недостаточным уровнем готовности к школе.
Поскольку обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, то следует обозначить различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья по нозологическому принципу. К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относим детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с различными соматическими заболеваниями, а также с выраженными поведенческо- эмоциональными расстройствами, в том числе детей с различной степенью выраженности расстройствами аутистического спектра.
Наряду с этим выделим особые потребности, свойственные детям с ограниченными возможностями здоровья:
- раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы (сразу же после выявления проблемы или ряда проблем);
- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с < 'I |>ii1111■ i<'iиii.imii возможностями здоровья, как необходимого инструмента |н млн 1.ЩИИ освоения основных образовательных программ;
индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормативно развивающихся сверстников;
- организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Кадровый ресурс, способный реализовать Программу коррекционной работы, представлен не только учителями-предметниками, но и также педагогами-психологами,учителями-логопедами,учителями-
дефектологами, социальными педагогами, педагогами дополнительно образования. Образовательная организация при отсутствии данных специалистов должна быть включена в систему комплексного взаимодействия организаций образования различного уровня с целью восполнения недостающих ресурсов и получения своевременной квалифицированной консультативной помощи.
Разработка Программы коррекционной работы выполняется педагогическими работниками образовательной организации коллегиально. В процессе обсуждения Программы коррекционной работы организуется представление ее Управляющему Совету школы и осуществляется процедура согласования. Программа коррекционной работы, как и любая другая программа, по истечении времени будет нуждаться в анализе существующих проблем ее реализации в образовательной организации, коррекции и доработке.
Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы образовательной организации является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Наиболее распространенными и действенными формами организованного взаимодействия специалистов в образовательной организации являются консилиумы и службы психолого-педагогического сопровождения, которые предоставляют комплексную помощь ребенку, его семье, образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, социализацией, воспитанием, развитием обучающегося.
Следует заметить, что организация коррекционной работы в образовательной организации значительно повышает профессиональный уровень педагогов в области психологии и педагогики, специальной (коррекционной) педагогики, а также сплачивает усилия коллектива для совместной деятельности по освоению обучающимися основных образовательных программ.
В настоящее время в образовательной системе происходит процесс накопления практического опыта в инклюзивной практике, основанной на организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а также с учетом системно-деятельностного подхода, так как деятельностная парадигма образования призвана создать условия для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Ресурсом для выстраивания индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выступает материально-техническая база образовательной организации, призванная обеспечить реализацию Программы коррекционной работы и стать гарантом освоения обучающимися основных образовательных программ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);
- техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);
- специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей.
Специфика требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.
Адаптивная образовательная среда предполагает: доступность классов, других помещений школы (создание безбарьерной среды); технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии); коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации; помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Исследователи выделяют основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании адаптивной среды инклюзивной школы
1. Безопасность. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха.
2. Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире).
3. Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
4. Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.
5. Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует егоактивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
6. Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
7. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей.
1.2.Описание содержания направлений коррекционной работы
В содержании коррекционной работы можно выделить несколько направлений:диагностическое,коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское, профилактическое, координационное и экспертное.
Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в коррекционной работе специалистов, предусматривает определение причин, спровоцировавших появления тех или иных проблем ребенка в образовательной организации. Данное направление устанавливает объективный подход к изучению возможностей ребенка в условиях конкретной образовательной среды, предусматривает изучение динамики его развития в процессе коррекционной работы, выступает инструментом контроля эффективности проводимых комплексных мероприятий, направленных на предупреждение или устранение неблагоприятных факторов, уже имеющих место или возможных в образовательном процессе.
Коррекционно-развивающее направление осуществляет специально организованную комплексную помощь детям в освоении содержания образования. Коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, выполняет отслеживание причин их возникновения и проявления, осуществляет мониторинг динамики достижений обучающихся в процессе воспитания и обучения в каждом конкретном случае.
Консультативное направление способствует непрерывности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей относительно реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.
Информационно-просветительское направление предполагает расширение образовательного пространства окружающего социума и информирование всех участников образовательных отношений об особенностях образовательного процесса для определенной категории учащихся.
Профилактическое направлениеосуществляеторганизацию
образовательной среды, обеспечивает предупреждение возникновения проблем, связанных с трудностями освоения основных образовательных программ.
Координационное направлениевыстраиваеторганизацию
деятельности педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, сотрудников администрации, родителей и обеспечивает функционирование вобразовательнойорганизации
специального школьного консилиума, наделенного особыми организационными полномочиями и несущего вместе с администрацией образовательной организации коллегиальную ответственность за реализацию Программы коррекционной работы.
Перечислим условия освоения основных образовательных программ всеми учащимися, в том числе, детьми с ограниченными возможностями, зафиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах:
1)учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
2) обеспечение преемственности программ дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
3) значение видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
4) обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
5) обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основных образовательных программ;
6) оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
7) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации.
Описанные выше условия освоения основных образовательных программ обеспечивают получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями наравне с другими сверстниками в образовательных организациях.
Основные термины Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно - ориентированный урок.
2. Практические аспекты деятельности
2.1. Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:
Разработка в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители - полноправные участники работы над ИОП;
Разработка на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие);
По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов. Перечислим самые важные из них:
Этап «Шаги проектиСодержание деятельности
рования ИОП» Предварительный Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в ка кой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов. Заключается договор с родителями, проводится сбор и анализ предвари тельной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.
Оценка требований ФГОС и ОП Изучение документации. Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого- педагогического сопровождения и др.
Диагностический Изучение
результатов Организация диагностической работы учителя и специалистов
комплексного Психолого- педагогического
Психолого-
педагогического сопровождения в режиме взаимодействия
обследования (повозможности — комплексно);
подготовка заключений о
психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.
Описание необходи -мых ребенку с ОВЗ Организация деятельности ПМПк:
обсуждение заключений
специальных
образовательных о необходимости разработки ИОП
условий с учетом возможностей и дефицитов Разработка Проектирование Деятельность учителя и специалистов
необходимых структурных
составляющих ИОП
сопровождения в рамках работы ПМПк.
При необходимости — привлечение специалистов ППМС центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение
временных границ реализации ИОП Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках реализации ИОП Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты) Планирование форм
реализации разделов ИОП Определение форм и критериев
мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы Реализация Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогичесекого сопровождения в соответствии с программой и планом;
организация мониторинга учебных
достижений и социальной компетентности ребенка;
организация мониторинга эффектив ности коррекционной работы.
Анализ и Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;
коррекция внесение корректив в ИОП (ИОп)
Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
2.2.Деятельность учителя в процессе разработки и реализации индивидуального образовательного плана
В Таблице приведены возможные задачи, формы и результаты деятельности учителя. При этом результатом деятельности педагога на различных этапах будет не только определенный продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.
Этапы Задачи Возможные формы Результат
деятельности Предвари тельный Знакомство Посещение ДОУ (диагностического Первоначальное представление
этап с ребенком класса), об особенностях
(возможный) с ОВЗ ребенка
Знакомство Предварительная Понимание специфики
с семьей встреча, «Школа радости» семьи, предваритель ный план начала посещения
(или другиешколы ребенком
мероприятия по включению дошкольников в образовательную среду школы, проводится
в апреле-мае) Знакомство с системой сопровождения школы Встреча со специалистами ДОУ Углубление представления о ребенке и семье, направлениях работы основных специалистов, предварительное планирование действий для облегчения адаптации ребенка в новой среде
Диагности ческий этап Сбор
информации о ребенке Педагогическая диагностика,
наблюдение проба тех или иных форм взаимодействия Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы и поведения
с ребенком в рамках урока и внеурочных мероприятий Сбор Беседа, наблюдение и Определение стратегии
информации оценка особенностей по выстраиванию отноо семье взаимодействия роди шений сотрудничества
телей и ребенка и продуктивного
взаимодействия
Оценка Самоанализ, консульшколы (включая коор«внутренних» и «внешних» ресурсов тирование со специа листами школы динатора) и «внешним» партнерам — специали стами центра «Семья»
Этап Обобщение Знакомство с заклюКонкретизация и корразработки результатов чениями специалистов рекция собственных
диагностики психолого-педагогичепредставлений о воз
ского сопровождения можностях и проблемах ребенка
Определение основных направлений работы с ребенком и его семьей Психолого-
педагогический консилиум Определение цели,
задач, режима работы и
регламент взаимодействия в междисциплинарной команде, с роди
телямиКонкретиАнализ содержания Заполнение ИОП
по данным разделам
зация задач основной образовас согласия родителей
по направлетельной программы сниям «Ос точки зрения возможвоение обраностей ребенка ее зовательнойосвоить; программы», «Социализация» Этап Организация Планирование урока сУспешная адаптация
реализации образователь учетом задач ИОП; ребенка с ОВЗ в среде
ного процесса, адаптация содержания сверстников, динамика
способствуучебных материалов и его развития, продукющего адаппособий, подбор дидактивность учебной деятации и фор тических материалов, тельности ребенка,
мированиюформ, использование формирование основ
продуктивной поддерживающих страных компетенций
учебной тегийдеятельности
у ребенка сОВЗ Оценка дина Педагогическая диагОпределение ведущих
мики освоения ностика, наблюдение, направлений дальнейребенком ведение дневника шей работы с ребенком
образователь наблюдений, и его семьей, постанов
ной программы консультации сока задач на следующий, динамики специалистами, период, выявление наиразвития. самоанализ; ПМПкболее эффективных
Анализ стратегий включения
эффективности ребенка в образователь
деятельности ную среду, корректи ровкапо решению задач ИОП ИОП
Разработка ИОП помогает:
Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.
2.3. Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ с. Утевка
В ГБОУ СОШ с. Утевка разработана нормативная база регламентирующая деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения. Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.):
положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с центром «Семья» (договор о сотрудничестве),лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;
договор с родителями детей с ОВЗ;
положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и т.д.
В основной образовательной программе школы программа коррекционной работы образовательной организации отражена во всех разделах основных образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.Программа коррекционной работы составлена с учетом возможности образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей, имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ с. Утевка отвечает (будет отвечать с декабря 2015 года) не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.
Так уже на данный момент в школе имеется полный комплект оборудования для дистанционного обучения (технические средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей). Аналогичным комплектом обеспечен и ребенок с ОВЗ. Педагогический состав, работающий с данным оборудованием, прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с посещением ребенка – инвалида на дому.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в нашей школе создается универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Так во втором корпусе школы на данный момент завершаются работы по созданию безбарьерной среды. К декабрю 2015 года планируется монтаж необходимого оборудования для создания безбарьерной среды в основном корпусе школы (вся документация собрана и получено необходимое финансирование)
В ОУ организован временный режима обучения, организованы рабочие места ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Школа полностью обеспечена специальными учебникам, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентировано на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.
Заключение
Организация обучения детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. При этом индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети.
В современной школе все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.
У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов.
Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом. Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления современного образовательного процесса.
Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни школы. Все сотрудники школы позитивно настроены и понимают свои обязанности.
Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным- адаптированным под его личные возможности и потребности.
Список использованной литературы
1.Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.
2.Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях
обычного класса. Пособие для учителей (пер. с англ.) / Под ред.
Н.В. Борисовой. — М., РООИ «Перспектива», 2008.
3.Башаева Т.В. "Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001.
4.Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //
Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. —
Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.
5.Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Органи)зация деятельности координатора по инклюзии в образовательном уч)реждении». — М, «МИРОС», 2010.
6.Резникова, Е. В. Особенности социального развития учащихся
с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе / Е. В. Резникова // Дефектология. - 2007
7.Алехина С.В. Технология сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (тезисы). - Материалы Всероссийской конференции «Другое детство», 2009
8. Алехина С.В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» статья (в соавторстве с9.В.К.Зарецким (МГППУ)), Материалы VI Всероссийской научно- практической конференции, посвященной Году учителя: «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».