Урок по литературному чтению.Волшебная сказка.Признаки и особенности волшебной сказки


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1544
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
«ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ»
Учитель I категории Вайсенберг Мария Викторовна
МОСКВА 2013г.
Разработка урока
Цель: Стимулировать интерес:
- к содержанию и героям волшебной сказки;
- к определению признаков и особенностей волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
- работать с текстом сказки.
• Научить:
- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;
- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
- проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Наименование оборудования и материалов Количество
Компьютер 1
Проектор 1
Интерактивная доска или аудиторная магнитная 1
Мультимедийная презентация 1
Рабочие листы 5
Ватман 1
Ход занятия
1 этап . Организационный момент
Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!
-С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? ( прибаутка, сказка, пословица…..)
В руках учителя « сундучок знаний» , из которого достаются названия-карточки . (…….)
На доске вывешиваются таблица «произведений устного народного творчества» и заполняется по мере их названия. (Приложение 1)
-Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку .-«Повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
-Определите ,о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? ( о сказке)
-Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд1-Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица «Виды сказок» . Заполняется по мере их названия.
( Приложение 2)
-Послушайте отрывок из сказки ( «Теремок») . (Приложение 3)
- Как называется эта сказка?
-Определите ,к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? ( о животных)
-Докажите свой ответ. ( животные –действующие лица, цепевидность -повторение эпизода, стихотворные песенки, воспроизведение одного и того же действия).
-Послушайте еще один отрывок.( «Каша из топора»). (Приложение 4)
-Как называется эта сказка?
- К какому виду сказок она относится? ( бытовые).
- Докажите. ?( реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал).
-Послушайте еще один отрывок.
-Как называется эта сказка? ( « Царевна –лягушка»). (Приложение 5)
- А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (дети высказывают свои гипотезы , которые записываются на листы- тучки и вывешиваются на доску).
-Почему получились разные гипотезы? ( Не хватает фактов)
-Что мы не знаем?( признаки и особенности волшебной сказки).
- На какой вопрос урока будем искать ответ ? ( Учащиеся опираются на «ключи-помощники» ,формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)
- КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.
-Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?
-Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
2 этап. Основная часть.
-Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.
( Приложение 7)
-Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.
-На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы ,группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.
Физкультминутка. Слайд 3
3 этап .Защита работ.
- Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме « Волшебные сказки». (Приложение 8)
1группа , 2группа ,3группа ,4группа
4этап. Обобщение.

-Наведем порядок. Факты, полученные детьми ,вывешиваются и озвучиваются под понятием «ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ».
-Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. «КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА?»
-Вывешивается лист бумаги ,на котором записывается учителем обобщение ,сформулированное детьми.
«Волшебная сказка- это сказка ,в которой присутствуют следующие особенности и признаки: зачин, прием троекратного повтора, завязка, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные герои, волшебные предметы, волшебные превращения.»
-Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?
5 этап Подведение итогов.
- Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема «Сказка».
-Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.
( Сказка,Волшебная, загадочная,
Рассказывает, завораживает, поучает,
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)
-Игра завершит сегодняшний урок. « Я рад(а),что я волшебна сказка ,потому что……» .Учащиеся перечисляют признаки и особенности волшебной сказки, подводя итог урока.
6 этап. Рефлексия « Волшебство настроения».
Учитель раздаёт заранее изготовленные из бумаги волшебные предметы «стрелы» трех цветов: красные-ничего не усвоил, зеленые- понял, не до конца, желтые-все понятно, все усвоил. Каждый школьник выбирает тот предмет, какое настроение – отношение он получил от урока, вывешивает»стреляет» на лист кувшинки. Желающие могут озвучить своё мнение. ( Приложение 9).
7.этап. (Домашнее задание)
Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист «Анализ волшебной сказки». (Приложение 10).