Статья по определению активности педагогов Рейтинг педагогической активности


Бально-рейтинговая система оценки работы педагогических сотрудников.
Работа педагога многогранна и ее невозможно оценить каким либо одним показателем, таким как доля положительных оценок и их распределение внутри этой крупной категории, переход учащихся со ступени на ступень, продолжение обучения ребятами в профильных ВУЗах, сохранность контингента в дополнительном образовании, участия и победы в конкурсах, трансляция собственного опыта различными способами. Попытка оценить подобным образом работу школьного педагогического сотрудника была сделана с введением нового способа аттестации и раз в полугодие рассчитываемых критериев эффективности, которые могут считаться многокритериальными способами оценки работы педагога. Именно многокритериальные способы оценки способствуют максимально расширенной оценке работы того или иного человека, что способствует максимальной мотивировке сотрудника к работе. Существенным минусом вышеупомянутых способов многокритериальной оценки являются учет только одной занимаемой должности при совмещении двух, учет только официально признанной оценивающим же органом мероприятий, ограниченность количества мероприятий одного ранга, которые учитываются в рамках оценочного периода. В качестве альтернативы возможно предложить способ учета работы педагогического сотрудника, который учитывает не только всю работу педагога и ее ранжирование в соответствии с логикой, а не формальным принципом признания, а также явно показывает реальное распределение объемов работы по уровням от конкретной школы до государства в целом, описанный ниже.
Стоит понимать, что существует два важных аспекта работы любого педагогического сотрудника: это работа по непосредственно преподаваемому предмету (комплексу предметов для учителей начальной школы), дополнительной общеобразовательной программе для педагогов дополнительного образования. При этом стоит учитывать в качестве коэффициента к общей сумме баллов такие параметры, как доля положительных оценок по предмету (возможен вариант с градуировкой от одного для доли троечников до трех для доли отличников в конце четверти, полугодия или года), сохранность контингента в дополнительном образовании между годами обучения и внутри года, с учетом количества лет по программе, если их более двух. В качестве дополнительного коэффициента возможно ввести процент положительной сдачи ЕГЭ и ОГЭ, отношении величины среднего балла ГИА между сдающими воспитанниками по отношению к среднему по району, городу, региону, стране, при этом уровень соотношения должен сопровождаться соответствующим коэффициентом от одного до пяти. При этом производится суммирование всех этих показателей.
Одним из показателей работы любого педагогического сотрудника, работающего с учениками или воспитанниками, является участие с одаренными представителями учащегося сообщества в той или иной форме конкурсного движения. Конкурсы возможно разделить по уровню этого конкурса, начиная с районного уровня для города или сельского поселения до международного, что соответствует различному количеству усилий, которые необходимо приложить, чтобы подготовиться к данному мероприятию. Этому соответствуют повышающие коэффициенты от 1 до 5. Также конкурсы, как мне кажется, можно разделить на три большие категории: всероссийская предметная олимпиада школьников, дающая максимальные льготы при поступлении в Высшие учебные заведения, ВУЗовские предметные конкурсы и олимпиады, дающие льготы при поступлении в конкретные ВУЗы, и прочие конкурсы. При ведении рейтинговой системы также предлагается введение коэффициентов от трех для участий во всероссийской олимпиаде до одного в прочих конкурсов. Для данного аспекта деятельности педагогического сотрудника имеется два особых момента: количество участников конкретного конкурса и конкурсы имеющие многоступенчатую систему участия. Второй момент решается довольно просто, стоит учитывать последний этап участия конкретных воспитанников конкретного педагогического сотрудника, либо последний призовой этап этого участника. С количеством участников сложнее, но все же я предполагаю учитывать и численность участников, поскольку подготовить несколько участников сложнее, чем одного. Еще один важный аспект участия в конкурсном движении – это результативность, занятые призовые места, количество которых необходимо учитывать в виде дополнительной графы с суммированием и учетом уровня конкурса с коэффициентом от одного до пяти в зависимости от уровня участия. Стоит учитывать и количество призеров в конкретном конкурсе, а не просто призовое участие.
Отдельным аспектом деятельности педагога является распространение педагогом собственного опыта в той или иной форме. Соответственно, стоит учитывать участие педагогического сотрудника в профессиональных конкурсах. Они также как и детские конкурсы различного уровня, что соответственно стоит учитывать в виде коэффициентов от одного до пяти в зависимости от уровня участия от районного до международного. Другим аспектом представления собственного опыта является публикации статей или тезисов с представлением собственного опыта. Зачастую уровень публикации просчитать невозможно, поскольку наличие выходных данных у издания не говорит об его уровне, поэтому стоит учитывать только количество публикаций вне зависимости от их уровня, так же как и данные открытые мероприятия. Отдельно стоит говорить об изданиях, включенных в список Высшей аттестационной комиссии, количество публикаций в которых необходимо удваивать. Зато возможно определить уровень конференции, в которой принял участие тот или иной педагогический сотрудник, но не все педагогические сотрудники участвуют в конференциях с докладами, представляя подобным образом свой педагогический опыт. По моему, данный аспект стоит учитывать дополнительным баллом, как и уровень конференции в виде коэффициента от одного до пяти.
Прохождение курсов повышения квалификации – необходимое и обязательное мероприятие для всех педагогических сотрудников вне зависимости от уровня руководства, следовательно этот параметр необходимо учитывать при бально-рейтинговой системе работы педагогического сотрудника. При этом, стоит учитывать, что необходимым считаются курсы повышения квалификации с количеством часов не менее 72 часов, соответственно количество баллов за прохождение курсов стоит засчитывать по соотношению часов на конкретных курсах к минимально необходимому.
На базе многих учреждений, таких как Дворцы творчества районного и городского уровня, некоторые учреждения, работающие на район или город, проходят мероприятия различного уровня, проведение которых необходимо обеспечить большим количеством педагогических кадров. Причем, чаще всего, существует один ответственный организатор, который осуществляет координацию действий по проведению мероприятия, разрабатывает положение и сценарий мероприятия, а также участвует в самом мероприятии на ряду с остальными сотрудниками. Этот аспект деятельности тоже стоит учитывать в системе учета качества работы, при этом ответственный организатор получает баллы как за организацию мероприятия, так и за участие в нем (2 балла), остальные участники мероприятия получают баллы за участие в проведении мероприятия (1 балл). Это касается как мероприятий для детей (конкурсы, конференции, праздники, игры по станциям), так и для педагогов (конференции, мастер-классы, ГУМО, РУМО).
Отдельным пунктом стоит учитывать получение образование в процессе параллельной работы в образовательной организации: при получении степени бакалавр – 1 балл, специалист – 1.5, магистр – 2, кандидат наук – 3, доктор наук – 4, избрание в качестве академика или члена-корреспондента РАН – 5.
Стоит учитывать отдельной строкой в рейтинговой системе и общественную нагрузку педагогического сотрудника, то что не входит в непосредственный круг профессиональных обязанностей, даже в самом широком смысле понимания этого понятия (сопровождения учащихся на мероприятия не по предмету, замещение, участие в «Единых информационных днях», мероприятиях в рамках «Дня профессиональной ориентации») в качестве отдельного показателя в общей сумме.
Для ответственных по профессиональную ориентацию старшеклассников стоит ввести показатель посещения высших и средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования. Важным показателем является преемственность ступеней образования, соответственно в качестве коэффициента стоит ввести процент перехода из начальной школы в среднюю, а также из средней в старшую для классных руководителей соответствующих классов. Для классного руководителя выпускного класса стоит учитывать поступление в высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, училища для получения специальности. При этом процент поступления в ВУЗы стоит умножать на три, в ССУЗы – на два, в ПТУ – оставлять неизменной. В учреждениях имеющих профильный уклон при поступление ребят в ВУЗы по профилю образовательной организации процент поступления кроме того необходимо удваивать. Таким образом, учитывается преемственность обучения и получения профессии.
Для административных сотрудников стоит учитывать прохождение комиссий по приемке школы к новому учебному году, сдача школы в конце учебного года, при этом максимальный балл стоит считать равным 10, в случае отсутствии замечаний, за каждое замечание снимать по одному баллу. В случае если замечаний более 10, то показатель становится отрицательным.
Именно сумма всех этих показателей, как мне кажется, максимально отражает работу педагогического сотрудника в рамках определенного неограниченного по времени промежутка времени. При этом, возможно использование не только самой суммы баллов, так и присваивание рангового значения выявляемого при выстраивание списка сотрудников по убыванию от максимального к минимальному. При этом последнему человеку в списке присваивается значение 1, а каждому последующему на единицу большее. Оптимально отслеживать данный показатель в рамках одного учебного года, но возможно и отслеживание в течение полугода, двух и более лет. Таким образом, данный способ учета педагогической работы может быть использован как в качестве современных критериев эффективности, используемых для начисления премиальных на полгода, так и в качестве альтернативного способа аттестации педагогических сотрудников на категорию.