Трудовое воспитание – уровень общественной активности учащихся.
ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат г. Пугачёва»
Трудовое воспитание –
уровень общественной активности учащихся.
130365524130
-393065304165
1796415387350
3616325231140
800735186690
Подготовил
Учитель технологии, инструктор по труду
Духовнов Сергей Александрович
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить, воспитывать — значит побуждать, говорил немецкий учитель и педагог XIX века Адольф Дистервег». Актуальность данной проблемы весьма значима и в наши дни.
Трудовое обучение в нашей школе стоит, если не на первом месте, то занимает очень важную позицию в учебно-воспитательном процессе. Особенно это касается коррекционных классов, где доля уроков по трудовому обучению в разы больше, чем другие предметы.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и привлекательным.
Так, например, на своих уроках я активно использую электронные технологии обучения. Интерактивная доска, компьютер и Интернет стали нормой при объяснении нового материала. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе. Вот только в сфере проектной деятельности, которая рекомендуется в процессе обучения у меня возникли трудности, связанные с тем, что учащиеся отказываются от работы связанной с написанием и прочтением текстов. Эскизы с нанесением размеров деталей они хоть и не с первой попытки, но всё же выполняют, делают короткие надписи, подписывают свои работы, а вот, как того требует проектная деятельность, написать цели, задачи и составить план, сделать описание и прочее, им не под силу. Все эти действия мы делаем в устной форме.
Уровневая дифференциация тоже в некоторой степени стала для меня проблемой. В 6-Б классе - Артём М, в 8-Б – Андрей С. в большей степени ограничены в своих возможностях. В связи с этим оценивать работы этих учащихся на фоне других, более лучших, становится проблематично. А посему приходится вопреки учебному плану или задачам, поставленным перед классом более слабым ученикам ставить упрощённые, или иные варианты заданий. Отсюда вытекает другая проблема –психологический дискомфорт. В условиях нарушения психологического комфорта, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое снижение активности и работоспособности, заинтересованности в учебном процессе и, как следствие, снижение успеваемости. Приходится терпеливо и тактично объяснять суть индивидуальных возможностей личности. Но в дальнейшем эти вопросы возникают снова и снова.
Я хочу, чтобы на мои уроки труда дети ходили с удовольствием. Для этого необходимы многие составляющие и среди них атмосфера творчества. Сегодня на просторах Интернета можно найти сотни публикаций на тему педагогической деятельности, но я хотел бы привести одну цитату:
**В рамках исследования затронутой темы в одной из саратовских школ был проведёт опрос «Урок глазами учеников» среди учеников 5-8 классов. И вот ответы некоторых учащихся, поскольку именно ученики являются социальными заказчиками образования:
«Современный урок могут отличать любые черты, главное чтобы и у учеников и у учителей было желание продуктивно работать».
«Прежде всего, должны быть хорошие знания и умение их преподносить».
«Учитель и ученик должны постоянно сотрудничать, а не подчиняться один другому».
«Современный урок – это спокойная и доброжелательная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава Богу, закончилось!».
«Учитель не должен перебивать ученика, если он отвечает не верно, а помогать ему найти правильный ответ».
Я уверен, чтоучить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Однажды, показав на уроке графическую картинку *эстамп*, которую я выполнил много лет назад, я с удивлением узнал, что таким творчеством хотят заняться абсолютно все учащиеся. Они завалили меня вопросами о том как это делается. Пришлось купить инградиенты , сделать инструменты, подобрать расходные материалы. По истечению некоторого времени у кого то интерес по угас, а у других вырос. Теперь фрагменты таких уроков у нас происходят в Одноклассниках. Там мы обмениваемся картинками и адресами сайтов, посвящённых теме резьбы по дереву и фанере, ребята задают вопросы. То есть дети в выходные дни дома занимаются резьбой.
Даже если осознавать необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно- методических пособий по отдельным направлениям деятельности, нехватка, а чаще отсутствие материалов и инструментов.
Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими. Эти слова, сказанные Ральфом Эмерсоном в середине девятнадцатого века актуальны и в наш XXIвек.Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Учитель и уроки трудового обучения могут многое сделать, для того, чтобы руки учеников стали умелыми.