ПЛАН-КОНСПЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА (средняя группа)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА
Тема: «Уборка участка от снега”
Возраст: средняя группа
Задачи по развитию трудовой деятельности:
Формировать привычку к трудовому усилию, желание трудиться,
Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега,
Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога.
Воспитывать любовь к чистоте.
Задачи нравственного воспитания:
Развивать умение и желание оказывать посильную помощь товарищу, научить его тому, что умеет сам.
Форма организации трудовой деятельности:
Коллективный труд.
Методы и приёмы:
Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослых, пояснение, разъяснение, игровые, одобрение, поощрение промежуточных результатов, поощрение удачных способов и действий ребёнка, напоминание, художественное слово, косвенный контроль, оценка, привлечение к оценке других взрослых.
Предварительная работа:
Наблюдение за деятельностью дворника, рассказ о его труде, показ иллюстраций, чтение стихотворения С.Барузина “Интересная машина”, Подбор оборудования для трудовой деятельности детей, сюжетно-ролевая игра Путешествие на паровозике”.
Ход трудовой деятельности:
Сообщение о том, что сейчас все на паровозике отправятся в снежную страну и поиграем в новую интересную игру. Машинистом будет тот, кто первый и правильно оденется, следующие 4 человека - его помощниками, которые будут везти ценный груз (оборудование для трудовой деятельности), а остальные пассажирами.
Название этапа
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I Организационный
Постановка цели
Обсуждение вопросов при распределении работы
-Все сели в паровозик ?! Поехали!
-Стоп! Посмотрите, на светофоре красный свет, т.к. дорожки и весь наш участок замело снегом и паровозик не может дальше двигаться и мы не сможем попасть на наш участок и поиграть там.
-Что надо сделать, чтобы паровозик тронулся?
-Правильно!
- Убирает снег, ребята,
Дворник наш Иван Петрович.
На путях расчистит сор
И зажжется светофор!
Позовем его скорей,
Прибежит он к нам быстрей
А ну дружно, а ну вместе: “Иван Петрович ”
- А вот и он.
Дворник: “Что случилось ребята?”
- Ох, ребята, я устал,
Весь день дорожки подметал,
А снег опять их закидал!
- Может мы тебе поможем?
-Кто хочет помочь Ивану Петровичу?
-Молодцы, я так и знала, что вы все захотите помочь!
-Посмотрите, что надо сделать?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает (расчистить дорожки, собрать мусор, подмести веранду)
-Давайте договоримся, как мы распределим работу:
Машинист и его помощники- складывают снег в ведёрки и относят его в отведённое для этого место,
1 вагончик- расчистить дорожки,
2 вагончик- собрать мусор,
3 вагончик - подмести веранду.
Так мы распределили всю работу между собой. Теперь приготовьтесь к ней: возьмите необходимые инструменты, обсудите между собой, в какой последовательности будете выполнять свое задание, и начинайте трудиться. Не забудьте, что вы работаете вместе. Когда работают вместе помогают друг другу, не ссорятся, не обижаются на замечания товарищей».
-Чу-чу-чу-чу-чу!
-Убрать снег!
(Объясняют)
“Иван Петрович ”
Я,Я,Я,Я.
ответы детей
II Основной
Указания к руководству процессом труда детей
Наблюдая за работой детей первой группы, воспитатель проверяет, как дети сумели распределить обязанности.
Наблюдая за работой детей второй группы, если дорожки узкие, детей предупреждает, чтобы все не толпились вместе; лучше распределить работу таким образом, чтобы дети стояли через определённое расстояние. Дворник показывает правильное выполнение.
Работа третей группы не требует пристального внимания, но им надо напомнить о необходимости сбора всего мусора на территории и в специальных рукавицах.
Детям четвёртой группы предлагают сначала подмести веранду, а затем снег унести в отведённое для этого место. Обязательно предупредить об осторожном пользовании лопатой, учитывая соседство сверстников.
Как замечательно и дружно работает 3 вагон; Дима, у тебя хорошо получается”,
Проводит индивидуальную работу:
- Саша, посмотри как правильно держать лопату, тебе так будет удобнее и ты сильно не устанешь!
Большое внимание уделяет характеру взаимоотношений между сверстниками. На конкретных примерах показывает образцы доброжелательного, гуманного отношения к сверстникам, умения научить, показать, оставаясь при этом вежливым, тактичным. Обращает внимание на то, чему уже научились, положительно оценивает эти умения, а также желание показать приемы работы, предупредить ошибки других.
Трудятся
III Заключительный
Обсуждение результатов работы
Посмотрите как изменилась наша площадка!
Что изменилось, почему?
Аня очень старательно подмела столик.
Миша, выполнив свою работу не сел в поезд, а решил помочь Катюше.
Особое место в его оценках отводится конкретным поступкам детей в процессе труда, в которых проявились внимание к сверстникам, настойчивость, ответственное отношение к порученному делу. В оценке участвует дворник.
Молодцы ребята, работали хорошо, потрудились славно, а теперь можно продолжать путь:
На путях убрали сор,
И зажегся светофор!
Все по местам, в путь!
Ответы детей
Чу-чу-чу-чу
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:
Задачи по развитию трудовой деятельности:
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: расставлять хлебницы, тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. Познакомить с приёмом складывания скатерти.
Формировать ответственное отношение к заданию ( умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо)
Задачи нравственного воспитания:
Развивать стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям и помочь товарищу.
Методы и приёмы:
Одобрение, показ, поощрение, напоминание, контроль, оценка.
Предварительная работа:
Определить дежурных (картинки в уголке дежурных)
Ход дежурства:
Название этапа
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I Организационный
Обсуждение вопросов при распределении работы
-Дежурные подойдите ко мне, сейчас принесут обед, и мы будем накрывать на стол.
-Максим , за каким столом ты будешь дежурить?
-А ты Костя, Наташа? Прежде чем начать дежурить не забудьте надеть фартучки.
Надевают фартуки и колпаки.
IIОсновной
Указания к руководству процессом труда детей
Обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Одобряет творческие задумки детей:
- Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей?
Если затрудняются - воспитатель или младший воспитатель подсказывает:
”Поставим цветы или разложим новые скатерти”
Разъясняет, что работа дежурных очень нужна, товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге и т.д.
-Правильно, Наташа сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола.
-Носим по две тарелки.
-Как аккуратно раскладывает ложки Костя, берет по одной, кладёт с правой стороны.
-Проверьте, всё ли на месте?
-Молодцы ребята, спасибо.
Ребята, посмотрите, как удобней сложить скатерть, помоги мне, Костя. Надо взять за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Теперь попробуйте самостоятельно. У всех хорошо получилось.
Ответы детей
расставляют хлебницы, глубокие тарелки, ставят салфетницы,
раскладывают
столовые приборы.
-Всё!
-Да!
После еды убирают со стола хлеб, салфетки, сметают крошки со стола, складывают скатерти.
III Заключительный
Обсуждение результатов работы
-Молодцы, ребята, вы все сегодня были настоящими дежурными, обо всех позаботились!
-Костя, все помнил сам, ни о чём не забыл.
-Максим, работал так же аккуратно и старательно, как няня.
- А как маме будет приятно узнать, что Наташа дежурила сегодня, как взрослая. Вот помощница растёт.
Снимают фартуки и колпаки.
15