Содержание и формы трудовой деятельности детей-сирот
Содержание и формы трудовой деятельности детей-сирот
Существуют различные подходы к определению содержания труда.
Традиционно труд разделяют на умственный и физический. Реально в практике они тесно взаимосвязаны и сочетаются в любой деятельности, но их соотношение различно.
Чаще всего содержание трудовой деятельности представляют следующими видами труда: самообслуживание, общественно-полезный труд и труд производительный. Самообслуживание рассматривается как составная часть общественно-полезного труда.
В процессе систематического общественно-полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность.
Главная отличительная черта общественно-полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях и окружающей среде.
Наиболее простым и доступным видом общественно-полезного труда является домашнее и школьное самообслуживание. Если воспитанники детского дома приучены обслуживать себя, помогать членам условной «семьи», то и в школе учителю значительно легче организовать труд по самообслуживанию.
Наиболее распространенные виды обслуживающего (бытового) труда детей в условиях учреждения:
приведение в порядок одежды и обуви;
уборка и организация быта в жилых и учебных помещениях;
ремонт одежды и инвентаря;
поддержание чистоты в жилых и учебных помещениях;
уход за растениями в жилых комнатах, коридорах, общественных местах;
работа по обслуживанию в кабинетах и учебных мастерских;
подготовка к еде и уборка после неё;
работы по совершенствованию быта в местах отдыха и проживания;
выполнение поручений, связанных с хозяйственными нуждами.
Основным требованием к организации труда детей выступает самостоятельность воспитанников в выполнении трудовых обязанностей и поручений; однако при этом необходимо показывать, как выполняется та или иная работа, использовать упражнения, личный пример, совместную работу со взрослыми, оказывать детям помощь и поддержку в решении практических задач.
Участие в труде по самообслуживанию должно помогать разносторонней подготовке детей к самостоятельной практической деятельности и одновременно проявлять индивидуальные интересы и способности в практической деятельности.
Школьное самообслуживание — продолжение «домашнего» и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе, в школе. В процессе самообслужи- вания воспитывается чувство коллективизма, формируются санитарно-гигиенические и трудовые навыки. Дети начинают ощущать себя хозяевами своего учреждения, класса, организаторами своего совместного быта.
Простейшая форма включения детей в коллективную деятельность — дежурство. Оно рассматривается как составная часть общественно-полезного труда по самообслуживанию, дети при этом выступают в качестве организаторов порядка в жилых и учебных помещениях. Дежурство можно считать и элементом детского самоуправления.
Участие детей в организации и совершенствовании условий проживания способствует формированию их представлений о системе бытового обслуживания.
Нужно приучить детей обходиться без помощи посторонних. В младшем возрасте ребёнка следует приучать к элементарным видам самообслуживания: убирать за собой постель, умываться, причесываться, опрятно одеваться, поддерживать в порядке и чистоте свое рабочее место, игрушки, личные вещи. Детям начальной школы доступны более сложные виды самообслуживания: они могут пришивать пуговицы, штопать чулки и носки, стирать носовые платки, воротнички, гладить. Дети среднего и старшего возраста должны полностью обслуживать себя. Постепенно воспитанники включаются в различные виды бытового труда: поддерживают постоянный порядок, ухаживают за цветами и т. д.
Самообслуживание включает постоянную заботу воспитанников о создании более удобной и приятной обстановки в детском доме, школе, во дворе. Ремонт детского дома, учебного инвентаря, изготовление наглядных пособий и приборов, строительство спортивных городков, самые разные виды общественно- полезного труда, необходимого учреждению, — все это относится к самообслуживанию.
Постоянное участие в самообслуживании воспитывает у детей заботу о том, чтобы сделать жизнь всех членов коллектива более удобной и приятной. У них воспитывается внимание и уважение к товарищам, к их труду, польза которого очевидна для всех.
Самообслуживание помогает детям подготовиться и к самостоятельной жизни. Те, кто активно включается в самообслуживающий труд в учреждении, в будущем успешнее овладевают профессией. У них вырабатывается привычка к трудовому усилию, к поддержанию постоянного порядка на своем рабочем месте, формируются важные трудовые умения и навыки. Кроме того, система бытового сервиса тесно связана с раз- личными областями практической деятельности и может слу- жить основой формирования и развития широкого круга про- фессиональных интересов.
Очень важно, чтобы кружковая, студийная и секционная ра- бота детей находила отражение в совершенствовании их среды обитания и реализовывалась в решении бытовых и досуговых проблем. В связи с этим программы работы кружков технического, декоративно-прикладного творчества, подразделений информационных средств и технологий, а также деятельность художественных и спортивных объединений должны быть тесно связаны с решением жизненных задач воспитанников.
Такой подход к трудовой деятельности детей по организации собственного современного быта не только приучает их к выполнению трудовых обязанностей в будущем, но и способствует их общей и специальной подготовке в различных сферах трудовой деятельности.
Общественно-полезный труд для нужд воспитательного учреждения может иметь следующие направления:
изготовление и ремонт оборудования, инвентаря;
изготовление и ремонт пособий, приборов, таблиц, демонстрационного оборудования;
участие в оформлении учебных комнат и бытовых помещений;
выполнениеработдлябиблиотеки («Книжкина больница»);
ремонт мебели (стульев, столов), участие в ремонте помещений;
работа на приусадебном участке.
Работа по благоустройству окружающей среды:
охрана зеленых насаждений, уход за ними;
изготовление и установка кормушек;
помощь в благоустройстве дворов, улиц, детских спортивных и игровых площадок;
выращивание рассады цветов;
посадка цветов, деревьев и кустарников.
Забота об окружающих людях:
помощь в организации досуга и труда младших детей;
помощь ветеранам труда, пенсионерам, пожилым людям;
изготовление игрушек, ведение кружков для младших детей, подготовка для них праздников;
подготовка подарков для друзей детского учреждения.
Труд, связанный с заботой об окружающих, имеет исключительно важное значение, он формирует гуманистические качества, а оценка этого труда доставляет подросткам радость и вызывает стремление делать добро людям.
Трудовая деятельность в учебной, общественной, бытовой сферах может быть связана с созданием материальных и интеллектуальных ценностей, находящих практическое применение в жизни самих детей и в их социальном окружении. В этой связи трудовая деятельность приобретает характер продуктивного, производительного труда, играющего важную роль в формировании личностных качеств и социально-про- фессиональном становлении ребёнка.
Производительным труд воспитанников можно назвать тогда, когда продукт общественно-полезного труда становится товаром — в виде материальной ценности или услуги. В производительном труде могут принимать посильное участие дети разного возраста. Содержание и объекты производительного труда могут быть связаны с выполнением посильных для них внешних заказов от предприятий и организаций.
Содержание трудовой деятельности детей может быть представлено также в ком- плексной системе предметов труда (природа, техника, знаковая система, художественный образ, человек).
Трудовая деятельность:
в сфере «Человек — природа» связана с преобразованием объектов живой и неживой природы;
в сфере «Человек — техника» направлена на создание рукотворных материальных объектов среды обитания, иногда характеризуемых как «техносфера»;
в сфере «Человек — знаковая система» связана с форми- рованием готовности к созданию, хранению, обработке, полу- чению и передаче аудиовизуальной и другой информации в процессе трудовой деятельности;
в сфере «Человек — художественный образ» направлена на формирование и развитие созидательных способностей в сфере искусства и культуры;
сфере «Человек — человек» предусматривает организа- цию и обеспечение социальных процессов.
Содержание трудовой деятельности реализуется через различные ее формы. При этом важно обеспечить реализацию следующих функций форм трудовой деятельности:
организаторская — предлагает определенную логику действий, прохождение участниками работы определенных этапов;
регулирующая — позволяет регулировать отношения между детьми, между взрослыми и детьми;
познавательная — актуализирует знания, необходимые для выполнения работы, стимулирует желание получить информацию для более качественного труда.
Форма трудовой деятельности организационно обеспечивает реализацию ее целей, принципов и содержания. Поскольку существует множество форм трудовой деятельности, их можно классифицировать, то есть определить признаки, отличающие формы друг от друга. Такими признаками могут быть, например, количественные показатели.
По времени проведения все формы трудовой деятельности можно разделить на три группы:
кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
традиционные (регулярно повторяющиеся).
Существуют экспромтные формы трудовой деятельности (срочно расчистить площадку для игр; трудовой десант), когда не предусматривается длительная подготовка к ней; а также трудовые дела, когда необходима серьезная предварительная работа, чтобы организовать мероприятие (праздник урожая для сельчан или озеленение территории и т. п.).
Различают формы трудовой деятельности по её видам (самообслуживание, общественно-полезный труд в учреждении, на участке; производительный — работа на производстве, в учреждении).
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
организаторами детей выступают педагоги и другие взрослые;
деятельность организуется на основе сотрудничества;
инициатива и её реализация принадлежат детям.
По количеству участников формы могут быть:
индивидуальные (единственный воспитанник);
групповые (группа детей);
массовые (несколько групп детей).
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы трудовой деятельности. Отметим лишь некоторые из них — наиболее распространенные.
Среди всех форм трудовой деятельности следует выделить такую, как поручение (задание), которое выбирает сам ребёнок или ему поручает работу воспитатель, коллектив. Данная форма эффективна, если ребёнок понимает суть порученной работы, подготовлен к ее выполнению. Очень важно в условиях учреждения для детей-сирот разработать систему таких поручений и распределить их в коллективе: постоянных пору- чений и временных, индивидуальных и групповых.
Поручение является своеобразным заданием от коллектива, оно может быть творческое, исполнительское или формальное.
Важное место в организации общественно-полезного производительного труда воспитанников занимает его осуществление на основе создания разновозрастных групп.
Одной из распространенных форм групповой деятельности являются кружки — технические, кружки домоводства и художественного рукоделия. Они углубляют знания, формируют познавательные интересы детей и помогают решению задач трудового воспитания.
Участие в работе различных кружков даёт возможность воспитанникам выявить свои склонности и способности в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов, вооружает их умениями и навыками трудовой деятельности.
Работа в кружке совершенствует умения и навыки, развивает творческую инициативу, обеспечивает некоторым детям возможность довести свои умения до уровня искусства. В разновозрастных кружках пример старших увлекает младших, укрепляется дружба между старшими и младшими, возникает взаимопомощь. Опыт показывает, что в технических кружках недостаток знаний младших восполняется их увлечением любимым трудом и желанием работать рядом со старшими товарищами.
Результат трудового воспитания, трудового обучения – трудолюбие. Оно выступает как важнейшее нравственно – личностное качество. Развить это качество в детях - насущная задача педагогов.