Формы организации внеурочной трудовой деятельности по социальному направлению
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Педагогическая копилка занятий внеурочной трудовой деятельности социального направления в различных формах
Исполнители:
студенты 4 КП группы
Камышлов, 2016г.
Оглавление
КВН «Мир профессий»
Экскурсия «Если вдруг пожар возникнет»
Профориентационная беседа
Беседа «Все профессии важны, все профессии нужны»
Встреча с интересным человеком- пожарником
Выставка детских работ
Праздник труда
«Чудесный мир профессий!»
Тема: «Мир профессий»
Форма: КВН о профессиях
Цель: актуализация знаний учащихся о представителях разных профессий.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся о различных профессиях;
- прививать уважительное отношение к людям труда, представителям всех профессий;
- формировать у учащихся познавательную и творческую деятельность;
- формировать умение выступать перед аудиторией;
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, интерес к профессиональной деятельности.
Оборудование:
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы и приемы УУД
Подготовительный Собрать совет лидеров, составить сценарий, организовать работу по класса для подготовки команд. Помощь в организации и подготовке мероприятия. Словесный;
Метод развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Регулятивные УУД(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)
Основной Наблюдает за организацией и проведением мероприятия.
ЗАДАНИЕ 1. «Создай символ профессии из подручных средств».
(слайд 2)
Время выполнения – мах – 15 минут. Ребята выполняют работу в отдельном классе.
Материалы: клей, цветная бумага, фольга, булавки, стиплер, картон, спичечные коробки, карандаши, пласт. бутылки, различные коробки, нитки, веревки.
При создании символа можно использовать любой набор из предлагаемых материалов.
Оценивается: творчество, оригинальность, соответствие символа профессии, качество исполнения, время. Баллы: мин – 1; мах – 5.
ЗАДАНИЕ 2. Конкурс «Разминка-юморинка».
(слайд 4)
ЗАДАНИЕ 3. Конкурс «Найди профессию».
(слайд 5-7)
Звучит музыка.
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №2.
(слайд 9)
ЗАДАНИЕ 4. «Что это за профессия?»
(слайд 10-16)
ЗАДАНИЕ 5. Упражнение «Профессия на букву».
(слайд 17)
ЗАДАНИЕ 6. Конкурс «Собери пословицу».
(слайд 18)
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №3.
(слайд 19)
ЗАДАНИЕ№ 7. «Блиц-опрос».
(слайд 20-33)
ЗАДАНИЕ 8. Конкурс «Импровизация».
(слайд 34)
ЗАДАНИЕ 9. Задание «Выбери профессию».
(слайд 36-37)
1 ведущий:
У меня растут года, будет и 17,Где работать мне тогда, чем заниматься?
2 ведущий: Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии.
1 ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы рады приветствовать вас на нашей игре КВН «Мир профессий». В процессе которой каждая команда сможет:
2 ведущий: – поразмышлять о том, каков он, мир профессий;
1 ведущий: – расширить знания о мире профессионального труда;
2 ведущий: Следить за ходом игры, определять уровень вашей осведомленности о мире профессий будет жюри в следующем составе (ФИО членов жюри)
Вести сегодняшний КВН будем мы: (фамилии ведущих), а помогать нам будут учащиеся 4-х классов.
Жеребьевка выступления команд для показа домашнего задания.
1 ведущий: Классы и члены жюри представлены, нам остается пожелать всем «ни пуха, ни пера» .
2 ведущий: Задание №1 – для болельщиков команды. «Создай символ профессии из подручных средств». Болельщикам команды (4 человека) предлагается из подручного материала создать символ профессии, которую представляют их товарищи.
1 ведущий: А предоставить сцену для первого конкурсного выступления с домашним заданием хотим команде №1. (слайд 3)
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды № 1. (слайд 3)
Ребята демонстрируют домашнее задание: каждая команда рекламирует профессии, используя разнообразные приемы и средства. За задание – максимальное количество – 7 баллов.
2 ведущий: Для вас «Разминка-юморинка». Для участия в этом конкурсе приглашаются по 2 человека от команды. За каждое правильное слово получаете 1 балл. Время 3 минуты.
1 ведущий: Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
слово пояснение ваш вариант ответа
Рвач медицинский работник врач
Сопло дипломатический представитель посол
Терка театральная и дипломатическая профессия актер
Марля «разноцветный» рабочий маляр
Фиакр волшебная цирковая профессия факир
Кредитор руководитель предприятия директор
Старина младший медицинский работник санитар
Водосток животноводческая профессия скотовод
Авдотка Юридическая профессия адвокат
Травинка продавец старин антиквар
Альков мастер ручной ковки коваль
1 ведущий: Ну, а оставшимся участникам команды предлагаем поучаствовать в конкурсе «Найди профессию»
2 ведущий: На экране представлена цепочка, в которой спрятаны названия профессий.
1 ведущий: Ваша задача – найти и написать их.
2 ведущий: Подскажем, мы нашли названия 8 профессий. На это задание у вас всего 2 минуты! Время пошло!!
1 ведущий: А мы сейчас проверим, какие правильные ответы были в 1 задании. (слайд 8)
На экране появляются правильные ответы.
2 ведущий: Пока члены жюри подводят итоги 2-х конкурсов. Проверим и второе задание.
На экране появляются правильные ответы.
1 ведущий: Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов 1 и 2 конкурсов.
1 ведущий: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это проверим.
2 ведущий: Конкурс «Что это за профессия?» Только один из предложенных ответов является правильным. Команды получают карточки, куда вписывают правильный ответ. Из трех предложенных ответов нужно выбрать один правильный. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.На экране появляется текст с названием и ответами. Ведущие читают.
1. Логист –
А) занимается логикойБ) специалист по управлению транспортировкой продукцииВ) организует конференции и научные саммиты
Комментарий. На экране иллюстрации.
1 ведущий:
Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации
2. Веб-мастер – …
А) работает на компьютере;Б) разрабатывает программы;В) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. На экране иллюстрации.
2 ведущий: Веб-мастер – разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог – …
А) работает на рынке ценных бумаг;Б) тот, кто изучает рынок;В) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Комментарий. На экране иллюстрации.
1 ведущий: Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно – техническое образование.
4. Фандрайзер – …
А) ищет деньги и и возможности для организации;Б) фанат, которого занимает звезда;В) изучает пути развития предприятий.
Комментарий. На экране иллюстрации.
2 ведущий: Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию
Постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзергу. Часто работают при крупных научных центрах.
5. РR-агент – …
А) связан с политикой;Б) специалист по связям с общественностью;В)выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. На экране иллюстрации.
1 ведущий: РR-агент – специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно – политических объединениях.
6. Имиджмейкер – …
А) философ;Б) парикмахер;В) имидж-консультант.
Комментарий. На экране иллюстрации.
2 ведущий: Имиджмейкер – специалист по созданию имиджа – образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не
только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.
1 ведущий: Думаем, что жюри уже оценило и этот конкурс, давайте послушаем результаты.
2 ведущий: Задание №4 – для болельщиков команды. Упражнение «Профессия на букву».
Болельщики команды (3 человека) получают задание: «Написать как можно больше профессий на заданную букву».
Болельщики вытягивают заданную букву, удаляются в соседнее помещение, и там составляют список профессий. Время работы – 5 мин.Каждая профессия оценивается в 0,5 балла.
2 ведущий: А сейчас на сцену приглашается команда 2. Она показывает свое дом.задание.
2 ведущий: Следующий конкурс нашего КВН – это конкурс «Собери профессию».
1 ведущий: Команды за 2 минуты угадывают пословицы о профессиях. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
2 ведущий: Вам розданы комплекты листочков с перемешанными половинками пословиц. Побеждает та команда, которая быстрее соберет полностью все свои пословицы.
Пословицы:
Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Бездельничать любил — жизнь погубил.
Взялся за дело — выполняй его умело.
Кто ловок в труде — кует счастье себе.
Если инструмент тупой, то работник ты плохой.
Тот человек в почете, чьи руки в работе.
2 ведущий: Слово предоставляется жюри для подведение итога Конкурс «Собери профессию».
Подведение итогов.
1 ведущий: Следующий конкурс нашего КВН «Блиц-опрос». Вашему вниманию предлагаем вопросы, связанные с различными профессиями. Вы должны поднять карточку с правильным ответом. (на экране появляютя вопросы с вариантами ответов, правильный после ответа выделяется)
Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?а) Агния Барто; б) Сергей Михалков;в) Джанни Родари
Где работает брокер?А) в банке;б) на бирже; в) на ипподроме.
За чем мужчина обращается к флористу?А) за табаком; б) за цветами; в) за морепродуктами.
Представителями какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?А) кузнецы; б) цирюльники; в) алхимики.
Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?А) культиватор;б) культуролог; в) культурист.
С представителями какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?А) трубочист; б) шахтер;в) нефтяник.
Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?А)физиотерапевт; б)гипнотизер; в) анестезиолог.
Как называется специалист по монтажу в кинематографии?А) монтажер; б)монтер;в)монтажист.
Что делает визажист?А) визы;б) пластические операции; в) макияж.
Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?А) спикер;б) конферансье; в) диктор.
Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?А) прокурор; б) адвокат; в) нотариус.
Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?А) прокурор; б) адвокат;в) следователь.
Кто из перечисленных лиц работает в аптеке? А) провизор;б) прозектор;в) проректор.
1 ведущий: Еще одно задание командами пройдено, перейдем к следующему. Конкурс «Импровизация». Ваша задача – изобразить профессию с помощью пантомимы, без слов. Причем сделать это нужно так, чтобы участники других команд могли догадаться и назвать правильный ответ. (командам раздаются карточки с названием профессий: художник, охранник, гид-экскурсовод, ветеринар, шахтер)
Если участники команды правильно отгадывают, то получают 2 балла.
2 ведущий: Итак, все импровизации показаны, ждем оценок жюри за 2 конкурса.
Подведение итогов.
1 ведущий: Встречайте, свое дом.задание показывает команда №4
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №4.
(слайд 35)
1 ведущий: А сейчас пройдет уже традиционный конкурс нашего КВН – это задание «Выбери профессию»
2 ведущий: За 3 минуты вам необходимо из предложенного списка выбрать слова, обозначающие профессию, специальность и должность. Записать их в соответствующие графы (специальность, профессия, должность) (на экране список слов, позже, после ответа команд, слова «разбегаются по графам)<Рисунок 14>
1 ведущий: Итак, перейдем к последнему домашнему заданию команды №5.
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №5.
(слайд 38)
2 ведущий: Все домашние задания показаны, ждем оценок жюри за задание «Выбери профессию».
Подведение итогов.
1 ведущий: Все конкурсы сыграны. Осталось подвести итоги сегодняшней игры. (слайд 39)
Жюри подсчитывает количество набранных баллов командами, объявляется победитель. Проводится награждение (вручаются грамоты).
2 ведущий: До свидания. До встречи в следующем году! Словесный (беседа, рассказ, объяснение);
Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация);
Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска);
Метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости);
Метод контроля и самоконтроля;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).
Метод поощрения;
Метод развития психических функций (творческое задание);
Метод контроля и самоконтроля;
Метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности).
Коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Регулятивные УУД(производят оценку результатов деятельности, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
Познавательные УУД (о строить речевые высказывание в устной форме; строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию)
Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности)
Заключительный Подготовка беседы с обучающимися о проведении данного мероприятия. Выявление «+» и «-». Анализ результатов проведенного мероприятия. Словесный (беседа, рассказ, объяснение);
Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности)
Тема «Если вдруг пожар возникнет»
Форма - экскурсия
Цель: формировать представление о пожарной аварийно-спасательной части, её назначением, о профессии спасателя-пожарного, о специальной технике, используемой для тушения пожаров, специальной одежде.
Задачи:
Формирование интереса к профессии «пожарный».
Знакомство с трудом взрослых: пожарного, диспетчера.
Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам.
Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.
Закрепить правила пожарной безопасности, воспитывать у детей уважение к труду спасателя-пожарного.
Оборудование:
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы и формы УУД
Подготовительный -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет с вами необычный урок, а урок экскурсия.
-Послушайте стихотворение и скажите, о людях, какой профессии в нем шла речь.За сутками сутки и ночью, и днемГотовы пожарные к битве с огнем.И мало отважным пожарным быть,Чтоб злой и коварный огонь победить,А следует много знать и уметь,Чтоб четко и быстро огонь одолеть.
-О какой профессии шла речь?
-Совершенно верно! О пожарных. Сейчас мы пойдем с вами на экскурсию в Пожарную часть, познакомимся с пожарными и больше узнаем о них и их работе. Вы увидите, какие машины им помогают в борьбе с огнем, кто первый получает сигнал о том, что где- то произошел пожар.
-И не забывайте, про правила поведения на улице и в пожарной части! -Приветствуют учителя.
-Слушают стихотворение.
-О профессии пожарного, спасателя.
-Слушают учителя. Словесный метод
Фронтальная форма работы -Формирование интереса к профессии «пожарный».
-Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.
Основной (У входа в пожарную часть детей встречают люди в форме. Они представляются. Начинает беседу с детьми начальник пожарной части).
Начальник пожарной части. Дети, сегодня я вам расскажу о пожарных, об их труде.Пойдемте в диспетчерскую и понаблюдаем за работой диспетчера. -Скажите, зачем в диспетчерской находится главный пульт, план Байкита, рация? -Какую важную работу выполняет диспетчер? -Правильно, он принимает вызов о пожаре и подаёт сигнал тревоги, при этом записывает адрес в специальный журнал, указывает пожарным точный адрес возгорания. -А сейчас пройдем в комнату, в которой до вызова находится пожарный наряд с «бойцами». В свободное время в основном пожарные заняты тренировкой. Им приходится много тренироваться, чтобы быть ловкими, сильными, быстрыми. - А как вы думаете, зачем пожарным быть сильными, смелыми, закаленными?
-Все верно, но еще они у нас молодые и сильные, в любую минуту готовы приступить к тушению пожара (раздается сигнал тревоги, выбегают пожарные, пожарная машина выезжает во двор). А сейчас командир отделения познакомит вас с оборудованием пожарной машины.
Командир отделения. Обратите внимание, это пожарная машина, она оснащена звуковой сиреной, а так же машина должна очень быстро прибыть к месту пожара, сигнал ей в этом поможет для беспрепятственного проезда, а по рации водитель может связаться с пожарной частью и другими машинами.
-Ребята, я вам расскажу и покажу необходимый инвентарь для тушения пожара: автолестницу, противогаз, огнетушители, кислородный баллон, топор, багор, имеют возможность прикоснуться ко всему, примерить сапоги, защищающие пожарных от поражения электротоком.
-Обратите внимание на эту пожарную машину – эта машина особенная, она называется брандспойт, потому что хранит в цистерне большой запас воды. Специальными механизмами она подается под сильным напором в шланг. С помощью силы воды пожарный сбивает и гасит пламя.
Командир отделения. Для того, чтобы пожарные не пострадали во время пожара у них есть специальные комбинезоны из огнеупорных материалов, каска, огнеупорные рукавицы. Дает детям померить.
В пожарной части существует специальная комната, в которой проводятся учебные занятия. Сейчас мы с вами находимся в комнате для учебных занятий, обратите внимание на плакаты, которые размещены вдоль стен, на них показаны: последовательность одевания огнеупорного костюма, как пользоваться лестницей штурмовкой, как правильно одевать противогаз.
-Вот такая вот сложная у нас профессия.
-Ребята, давайте поблагодарим спасателя-пожарного за беседу с нами и за интересный и увлекательный рассказ.
-Прежде, чем попрощаться с вами - людьми такой важной профессии, как пожарный, дети расскажут стихи.
-Ребята, мы узнали много полезного и интересного.
-Пожарные показывают, как они действуют при пожаре. -Слушают.
-Чтобы принимать вызовы от людей и потом передавать пожарным.
-Он сообщает пожарным, где случился пожар, возгорание.
-Слушают.
-Потому что они выполняют тяжелую работу, бегают, поднимают большие балки, таскают шланги с водой.
-Дети рассматривают оборудование пожарной машины, садятся по очереди в кабину.
-Смотрят и слушают и трогают
-Смотрят и слушают, меряют.
-Смотрят.
-Говорят хором: Спасибо!
-Читают стихотворения.
1.Мы знаем, что пожар – беда,Но все ж порою.Пожарные спешат тогда.Чтоб быстро справиться с бедою.
2. В боевках прочных, И в шлемах крепких.В морозы, знойИ под дождем,По всей стране – когорта смелыхСтоит в дозоре боевом!
-Наблюдение за действиями пожарных по схеме. Поступление сигнала на пульт экстренная кнопка вызов пожарных одевание огнеупорных костюмов экипаж занимает места в машине выезд машины с включённой сиреной из ворот пожарной части. Словесный, наглядный, демонстрационный метод
Фронтальная форма работы -Формирование интереса к профессии «пожарный».
-Знакомство с трудом взрослых: пожарного, диспетчера.
-Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам.
- Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.
Заключительный
Давайте мы сейчас с вами немного поиграем. Игра называется «Добавь слова». Я буду читать вам предложения. А ваша задача будет вставить пропущенное слово.
Игра «Добавь слова».1. Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.Не смотри, не жди, не стой, а залей его… 2. Если младшие сестрички зажигают дома спички, что ты должен предпринять?Сразу спички… 3. Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг в часть к пожарным позвонить, о пожаре… 4. Кто с огнём не осторожен, у того пожар возможен.Дети, помните о том, что шутить нельзя… 5. Это тёмный дом, сто сестричек живёт в нём;и любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр.Опасные сестрички — тоненькие…
-Молодцы! Вам понравился сегодняшний урок и рассказ различных командиров и отделения, даже самого начальника?
-Сейчас все отправляемся по правилам дорожного движения в школу. Слушают учителя.
1.Водой.
2. Отобрать.
3. Сообщить.
4. С огнём.
5. Спички.
-Да.
-Строятся и идут в школу. Словесный метод
Фронтальная работа -Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.
-Закрепить правила пожарной безопасности, воспитывать у детей уважение к труду спасателя-пожарного.
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Цель: расширение знаний обучающихся о профессиях.
Задачи:
Формирование основ российской гражданской идентичности, становление демократических ценностных ориентаций;
Формирование социально ориентированного взгляда;
Формирование умения контролировать и оценивать действия в зависимости от поставленных задач;
Освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
Активное использование речевых средств;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
Овладение сведениями и сущности и особенностях профессий;
Оборудование: плакаты, рисунки, фотографии, глобус, предметы людей разных профессий: пила, доска, рубанок, план, очки, градусник, порошок, микстура, каска, сумка, билеты, руль, бескозырка, белый халат, колпак, фонендоскоп, мультимедийное оборудование, ручки
Этап Деятельность учителя/ ведущих Деятельность учащихся Методы и формы УУД
Подготовительная работа Подбор стихов, загадок, ребусов, оформление стенда
«Все профессии важны, все профессии нужны!» (фото родителей), рисунки детей, сочинения, экскурсии в учреждения, где работают родители.
Оформление класса:
Класс красочно оформлен
на доске сочинения, рисунки детей
газета «Все профессии важны, все профессии нужны!» фото родителей Принести фото родителей на работе. Нарисовать рисунки и написать сочинения о профессиях. Метод: практический, наглядный.
Форма: индивидуальная. Формирование умения контролировать и оценивать действия в зависимости от поставленных задач;
Основной Учитель: - Здравствуйте, ребята! Уважаемые родители, гости!
Наш классный час называется Презентация Слайд № 1 (хором)
«Все профессии важны, все профессии нужны!»
Учитель:
Профессий много на Земле,
и каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Один человек не в состоянии справиться со всем тем, чтобы жить.
Поэтому уже с древних времён появился многообразный мир профессий.
Учитель: Что же такое профессия?
Учитель: Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Учитель: В толковом словаре слово профессия объясняется так:
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Слайд № 2
Девочка: У меня растут года, будет и 17.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Учитель: Ребята, Аня, подняла сейчас очень важный вопрос.
Сегодня вы школьники, ученики 4 класса. Но быстро пролетит время, вы закончите школу и встанете перед выбором профессии. Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора во многом будет зависеть и ваша будущая судьба. Этот выбор будет сделан легче, если вы уже сегодня задумаетесь над вопросом «Кем быть?»
Со многими профессиями нас знакомит В.В.Маяковский в своем стихотворении «Кем быть?»
Инсценировка стихотворений (старшие классы)
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами совершим путешествие в страну профессий.
Но сначала давайте отгадаем кроссворд. Слайд № 3
1.Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (повар)
2.По размеру в самый раз
Он костюм сошьет для вас
Все исполнит по науке –
И ходите руки в брюки. (портной)
3.Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (водитель)
4.Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помним вас. (фотограф)
5.Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач … (ветеринар)
6.Средь облаков, на высоте
Он дружно строит новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (строитель)
7.Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
8. Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель)
9.В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (библиотекарь)
Молодцы!
Путешествовать мы будем вот по этому маршрутному листу, на котором несколько станций, где мы будем делать остановки. Слайд № 4
Маршрутный лист
Станция «Парикмахерская»
Станция «Медицинская»
Станция «Кулинарная»
Станция «Журналистская»
Станция «Наши будущие профессии»
Станция «Игровая»
Станция «Почтовая»
Станция «Дружба»
Итак, 1 станция «Парикмахерская» Слайд № 5
-Кто из вас был в парикмахерской?
- Кто там работает и что делает?
- Для чего это нужно?
- А что необходимо парикмахеру для работы?
-Ребята, вам сделали красивую прическу. Этого достаточно, чтобы человек стал красивым? Почему?
Не только внешность говорит, какой человек, но и его дела, его поступки. Человек должен быть аккуратным, добрым, отзывчивым.
2 станция «Медицинская» Слайд № 6
Ребята, представьте себе: Незнайка шел по саду, он съел грушу, яблоко, сливу.
-Какими фруктами он мог отравиться?
- Пошел Незнайка загорать и получил солнечный удар. Что делать?
- Если вы поранили руку, как обработать рану, что для этого нужно?
Назовите все слова из слова: ЗДОРОВЬЕ
3 станция «Кулинарная» Слайд № 7
- Как вы думаете, какая одежда должна быть у повара?
- Для чего нужен повару головной убор?
- Какие правила поведения за столом вы знаете?
- Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?
- Как вы понимаете смысл следующего предложения:
«Беда, коль пироги печет сапожник, а сапоги шьет пирожник?»
- Назовите произведение и героиню, от которой убежала вся посуда. Почему?
4 станция «Журналистская» Слайд № 8
Журналист очень хорошо запоминает то, что говорят ему люди. Журналисты должны обладать хорошей памятью, чтобы передать чужой рассказ правдоподобно, не добавляя лишнего. Попробуйте точно передать мой рассказ.
Генерал Гена.
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову – громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
(2 – 3 человека)
-Вспомните пословицы по которым сделаны эти газетные заголовки.
«Готовь лыжи летом» (Готовь сани летом, а телегу зимой)
«Цыплят считают и зимой» (Цыплят по осени считают)
«Когда в соседях согласья нет» (Когда в товарищах согласья нет)
«Проводили по одежке» (Встречают по одежке, провожают по уму)
Молодцы!
Следующее задание: исправьте предложения.
-Этажерка лежит на журналах (на этажерке лежат журналы)
- Лужок выскочил на жабу (жаба выскочила на лужок)
- Лыжам нужна Женя (Жене нужны лыжи)
-Дом сторожит Дружка (Дружок сторожит дом) Молодцы!
5 станция «Наши будущие профессии» Слайд № 9, № 10, № 11
Ребята, о каких профессиях вы мечтаете?
(Дети читают сочинения о своей будущей профессии)
- А какие профессии вы еще знаете?
Дети читают стихи
6 станция «Игровая» Слайд № 12
Игра «Цветик-семицветик» (Приложение №1)
-Отгадай профессии с элементами юмора
"Самая - самая "
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-
затейник...)
Театр-экспромт «Покажи профессию» (Приложение № 2)
Участники без слов должны изобразить указанный вид деятельности, так, чтобы другие догадались, какая это профессия (массажист, учитель, модель, спортсмен).
Молодцы!
7 станция «Почтовая» Слайд № 13
Ребята, почтальон приготовил для вас телеграммы от людей разных профессий.
Вам надо их прочитать и догадаться, кто их прислал? (Приложение № 3)
(Дети выходят и зачитывают классу тексты телеграмм)
Я науки изучил
Землю словно приручил
Знаю я когда сажать,
Сеять как и убирать.
Я знаток в краю родном
И зовусь я …..(агроном)
Моя работа в глубине, на самом дне
Моя работа – в темноте и тишине
Но кто же я, ответь-ка на вопрос
Не космонавт, а все хожу средь звезд. ( от водолаза)
Ежедневно спозаранку
В руки я беру баранку,
Кручу, верчу и так и сяк,
Но не съем ее никак! ( от шофера)
Дупло и берлогу,
Дом лисий и птичий
В лесу охраняю надежно ….. (лесничий)
Я с утра мету ваш двор,
Убираю всякий сор.
Разбросал бумажки кто-то,
Ой, и задал мне работу!
Все отвез в мусоросборник
На своей тележке …. (дворник) Молодцы! Работа, которой занимается человек.
Нет, необходимо закончить специальное учебное заведение (университет,
институт, техникум, училище)
Смотрят на выступление о разных профессиях.
Разгадывают кроссворд.
Метод: практический, демонстрационный, словесный.
Форма: групповая, фронтальная. -Формирование основ российской гражданской идентичности, становление демократических ценностных ориентаций;
-Формирование социально ориентированного взгляда;
-Формирование умения контролировать и оценивать действия в зависимости от поставленных задач;
-Активное использование речевых средств;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
-Овладение сведениями и сущности и особенностях профессий.
Заключительный 8 станция «Дружба» (работа в группах) Слайд № 14 (Приложение № 4)
I группа
1.Закончите пословицы о труде.
Кто не работает, ………( тот и не ест)
Хочешь есть калачи …..( не сиди на печи)
2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия - продавец (должен хорошо считать, знать товар, правила его хранения, быть вежливым с покупателями)
3. Придумайте название пяти профессий на букву п.
II группа
1.Закончите пословицы о труде.
Кто любит труд, …….(того люди чтут)
Без труда не вытащишь ….(и рыбку из пруда)
2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия – ветеринарный врач (должен любить животных, быть внимательным, физически выносливым, чутким)
3. Придумайте название пяти профессий на букву к.
III группа
1.Закончите пословицы о труде.
Труд человека кормит, ………( а лень портит)
Землю красит солнце, …….(а человека труд)
2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия – слесарь (должен быть ответственным, аккуратным, трудолюбивым, вежливым)
3. Придумайте название пяти профессий на букву с.
Наше путешествие подходит к концу. Мы много говорили сегодня о профессиях.
Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно. Ребята, у вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, а обществу пользу. Труд помогает человеку раскрыться, показать свои способности.
Всегда помните, что любая профессия важна!
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,-
Добросовестно учись!
Ребята руки ваши должны быть умелыми и быстрыми, а слова никогда не расходиться с делом.
А сейчас продолжите стихотворение.
Трактор водит ……………………
Электричку ……………………….
Стены выкрасил …………………..
Доску выстругал ………………….
В доме свет провел ………………
В шахте трудится …………………
В жаркой кузнице ………………..
Кто все знает ……………………..
Так какие профессии важны?
Хором
Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
Слайд № 15
Рефлексия
Ребята, что вы узнали сегодня на нашем занятии?
Полезна ли была для вас наша сегодняшняя беседа? Почему? (Обоснуйте свою точку зрения)
И в завершении нашего занятия прозвучит стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Все для всех».
Метод: практический, словесный.
Форма: фронтальная, групповая. Освоение форм познавательной и личностной рефлексии
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Форма: беседа
Цель: познакомиться с разными видами профессий
Задачи:
Информационно-просветительская: • дать представление о многообразии профессий и их важности для людейСтимулирующая: • активизировать взаимодействие детей друг с другом, в целях формирования положительного, позитивного настроя к окружающимОрганизационная: • расширить и создать условия для формирования коммуникативных навыков
Оборудование: мультимедийная презентация, подготовленные ребусы
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы,формы УУД
Подготовительный Ребята, прочитайте название нашей сегодняшней встречи . «Все профессии нужны, все профессии важны!»
-Как понимаете это выражение? - Не важно какая у тебя профессия, все равно все профессии важны. Словесный(беседа) Личностные УУД: самоопределение (мотивация учения)
Основной -Итак, тема нашей встречи «Все профессии нужны, все профессии важны».
Каждая профессия хороша по- своему. А что такое профессия?
-Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности (слайд 1)
-Людям каких профессий надо трудиться?
Вывод: трудиться надо всем!
-Кем бы вы хотели стать в будущем?
- Ребята, очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что у него золотые руки.
- Как понимаете смысл этих слов?
-Ребята, после занятий в школе вы идёте домой. В дом, которому нужны ваши руки, ваша забота. Вы ходите за хлебом, подметаете пол, поливаете цветы, моете посуду, пылесосите. Дела эти невелики, но зато очень важны. Надо уметь делать работу и простую и сложную – любую, готовить себя к будущей профессии. Я желаю, чтобы каждый из вас выбрал в будущем правильно свою профессию, но для этого надо много трудиться (учиться), чтобы мечта исполнилась.
- Ну а сейчас, давайте немного поиграем. Сейчас мы будем работать в группах. - На доске 3 пословицы, попробуйте прочитать и объяснить их смысл (слайд №2)
1.Без труда мечта мертва.
2. Человек без труда, что земля без воды.
3.Люби дело – мастером будешь.
- Молодцы, справились замечательно! А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки (слайды на которых изображены отгадки-професиии):Угадать сейчас нам надо:
Кто на луг выводит стадо? (Пастух)
Он уколет - ты не плач.
Так болезни лечит… (Врач)
По арене он бежит-
Цирк от хохота дрожит! (Клоун)
Расходам он ведёт учёт,
Зарплату людям выдаёт. (Бухгалтер)
И в кино он, и на сцене,
За талант его мы ценим. (Артист)
Кто двор наш содержит в порядке?
А ну-ка ответьте, ребятки! (Дворник)
Из кирпичей возвожу этажи.
Как называют меня, подскажи? (Строитель)
Кто создаёт и дома, и ракеты?
Думай, какая профессия это? (Инженер)
Я вам вопрос задать спешу:
Кто сделал чёлку малышу? (Парикмахер)
Кто закинул в море сети?
Поскорей ответьте, дети! (Рыболов)
Кто летает на ракете,
К звёздам ближе всех на свете? (Космонавт)
Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
- И еще вам предстоит выполнить задание:У вас на столах лежат ребусы. Вам нужно отгадать ребус и правильно назвать профессию. ( При условии, что дети свободно называют угаданную профессию, их задача усложняется- рассказать 2-3 предложения об этой профессии)
Врач Модель Повар - Профессия- это то, чем занимается человек.- Всем людям.-Учителем, поваром, водителем, кондитером и т.д.
- Это значит, что человек очень хорошо выполняет свою работу.
Внимательно слушают учителя.
Работают в группах.( в группы рассаживает учитель так, чтобы обязательно был 1 читающий ученик).
- Пастух.- Врач.- Клоун.- Бухгалтер.
- Артист.- Дворник.- Строитель.- Инженер.- Парикмахер.- Рыболов.-Космонавт.
Отгадывают ребус.
(При условии, что дети свободно называют угаданную профессию, их задача усложняется- рассказать 2-3 предложения об этой профессии) Словесный (объяснение, демонстрация)
Познавательные:
овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи;
Регулятивные:
освоение учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Заключительный - Профессий много в мире есть,Их невозможно перечесть.Сегодня они и нужны, и важны.И вы скорее подрастайте, Профессией овладевайте.Старайтесь в деле первыми бытьИ людям пользу приносить.- Все вместе: все профессии важны, все профессии нужны.- Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела. Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
Спасибо за внимание! Внимательно слушают учителя.
- Все профессии важны, все профессии нужны. Словесный
(беседа) Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные:
осуществление познавательной и личностной рефлексии
Тема: «Встреча с интересным человеком по профессии пожарник»
Формы: встреча с представителями разных профессий
Класс 1
Цель: познакомиться с профессией пожарного, его опасным трудом, некоторыми правилами пожарной безопасности
Задачи:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, правильно действовать в случае возникновения пожара;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование: фото или картинки про пожарную безопасность, противопожарные средства, оборудование пожарных, спецодежда.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы УУД
Подготовительный Мини – беседы о правилах пожарной безопасности; чтение стихов С.Я.Маршака «Пожар», «рассказ о неизвестном герое»; разучивание стихотворения «Мы пожарные!», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Пожарные»; изготовление карточек «Пожарные инструменты».
(дети сидят полукругом, воспитатель читает строчки из стихотворения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»:
Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати…
-Кого же искали пожарные и милиция?
Правильно, человека, который спас девочку из горящего дома. С бушующем пламенем очень трудно справиться, но есть люди, чья профессия- спасать людей из огня и побеждать огонь.
- Как называют людей этой профессии?
-Верно.
-Сегодня мы познакомимся с человеком, который работает пожарным, он пришел к нам в гости.
Его зовут Виталий Александрович Кузнецов. Он 15 лет работает пожарником и не понаслышке может вам рассказать об этой профессии. Виталий Александрович расскажет нам много интересного.
Мужчину, который спас девочку.
-Пожарные.
Внимательно слушают учителя Мини-беседы, рассказ,
разучивание стихотворения
Диалог
Рассказ учителя
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, правильно действовать в случае возникновения пожара
готовность слушать собеседника и вести диалог
Основной
В.А. Сначала, как и вы, я ходил в детский сад, затем пошел в школу, потом поступил и закончил Академию пожарного дела.
В.А: Пожарные люди военные, у нас специальная форма. Я не простой пожарный, а офицер, количество звездочек на погонах, означает офицерское звание. Я капитан.
В.А: Пожарные занимаются тем, что тушат огонь, но огонь легче предупредить, чем тушить. Пожарные обследуют каждое здание: и детские сады, и школы, и больницы, и магазины. Без разрешения пожарных не строится ни один новый дом или другое здание.
В.А: На пожар они выезжают на специально освещенной машине ярко-красного цвета со складной лестницей (показывает фото, дети рассматривают). Когда такие машины мчатся по улицам, все другие уступают им дорогу. Пожарных машин всегда несколько. На каждой бригада пожарных.
Учитель. Виталий Александрович, наши дети знают замечательное стихотворение «Мы – пожарные!», послушайте, пожалуйста.
В.А: Пожарные носят специальную одежду, защищающую от огня и дыма. На голове у них стальная каска (показывает), штаны и куртка сшиты и толстого брезента (показывает), на ногах сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь. Если в горящем помещении много дыма, пожарный должен надевать противогаз с кислородным баллоном (показывает).
В.А: Пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, подтягиваются на перекладине, отжимаются, бегают.
Учитель: Давайте, посмотрим: крепки ли наши дети физически?
Физкультминутка:
Задание мальчикам – отжаться 5 раз, задание девочкам - присесть 5 раз.
В.А: Заливают водой из специальных шлангов. Их называют рукавами (показывает).
В.А: Не только пожар заливают водой, его еще можно потушить и специальной пеной, которая находится в огнетушителе (показывает огнетушитель). Вы должны обязательно научиться вызывать пожарных в случае беды. И поэтому я дарю Вам игру, которая называется «Позови на помощь» Эта игра научит вас, как и по какому номеру вызывать пожарных.
В.А: Пожалуйста!
(Показывает картинки с правилами пожарной безопасности и поясняет их). -Как вы стали пожарным?
-А почему Вы в такой одежде (форме)? Почему у Вас погоны, звездочки?
-Расскажите, пожалуйста, о своей работе.
-Как пожарные тушат пожар?
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить.
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь.
-А какую одежду надевают пожарные на пожар?
- Виталий Александрович, я знаю, что вам приходилось спасать людей из огня. Чтобы идти в огонь нужно быть смелым, бесстрашным и сильным. Как стать таким?
Выполняют физминутку
-Чем пожарные тушат пламя?
-А у нас в группе есть еще и огнетушитель. Для чего он нужен?
-Спасибо, большое за такой подарок!!!
(рассматриваем игру).
Беседа
Демонстрация
Физкультминутка
Игра готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Заключительный -Сегодня мы узнали многое о труде пожарного. Чтобы не случилось беды, вы должны соблюдать меры безопасности! Давайте еще раз повторим их!
-Не играть со спичками.
-Не прикасаться к плите, не включать газ.
-При пожаре звонить 01!
Дети дружно благодарят Виталия Александровича. Беседа
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, правильно действовать в случае возникновения пожара
Тема: «Дары осени»
Класс:
Цель: создание выставки творческих поделок-аппликаций через ознакомление детей с понятием «Дары осени»
Задачи:
-Расширить запас знаний детей о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.
-развивать умение передавать в поделке-аппликации красоту окружающей природы.
-привлекать родителей к совместной творческой деятельности.
Оборудование: презентация, природный материал (осенние листья, веточки, иголки, овощи и т.д. )
Этапы Деятельность классного руководителя Деятельность участников
1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.
-Добрый день!
(На фоне презентация)
-Сегодня мы собрались с Вами в этот день и этот час не случайно, ведь осень - это славная пора, богатая интересными природными материалами: шишками, разноцветными цветами и листиками, осенние поделки из природного материала можно делать даже из фруктов и овощей! Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, развития эстетического вкуса.
-Уважаемые родители, сегодня совместно со своим ребенком вы сможете создать шедевриальные изделия и подделки, которые украсят выставку «Дары осени» в нашей школе. У вас есть все необходимое для создания и творения шедевров. - Приветствуют учителя.
-Внимательно слушают.
2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.
- Отведенное время для подготовки к выставки 2 урока. Это время позволит вам определиться с выбором, темой и особенностями ваших изделий. Родители вы должны помочь своим детям, придумать что-то необычное и прекрасное, чтобы могло поразить зрителей школьной выставки.
-Вы уже приготовили себе рабочее место, поэтому сохраняйте на нем порядок и чистоту.
- Помните все правила безопасности, которые вы обговариваете на уроках труда.
-Итак, приступаем к делу! - Готовятся к созданию подделок. Выбирают рабочее место.
-Вспоминают правила безопасности на уроках труда.
3этап.
Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:
-Уважаемые участники помните то, что ваша подделка должна соответствовать тематике выставки «Дары осени».
- Используйте, как можно больше природных материалов, ведь они необычайно красивы и необыкновенные, они помогут вам создать чудесные подделки. - Используют природный материал: листы, веточки, овощи и т.д.,
4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.
-Мы создаем подделки, для того, чтобы все учащиеся и гости нашей школы могли увидеть красоту природы. С помощью таких выставок можно привлечь интерес всех учащихся, ведь фантазия не имеет границ.
- Я вижу, что многие - Работают над композициями, изделиями и слушают.
5 этап.
Работа над подделкой.
- Подходят к заключительному этапу создания подделки.
6 этап. Отбор творческих работ из природного материала на школьную выставку «Дары осени», определение соответствия заданной тематике. - Итак, я вижу, что все уже готовы продемонстрировать свои прекрасные подделки. Все ваши подделки прекрасны ведь они сделаны из природного материала.
- Сейчас я прошу вас представить свои подделки и рассказать из чего они сделаны. -Представляют свои подделки.
7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т.к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.
-Итак, завтра мы с вами украсим выставку своими работами, вам необходимо сделать таблички с ФИО и указать класс, название подделки, так как будет проходить тайное голосование. Ваши подделки я одна оценить не смогу, они все прелестны.
- Ребята, завтра на уроке труда мы с вами организуем выставку.
- Спасибо Родителям за помощь! Организация общешкольной выставки «Дары осени»
Цель: создать условия для реализации способностей детей посредством организации разнообразных видов продуктивной творческой деятельности во внеучебное время.
Задачи:
-Расширить запас знаний детей о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.
-развивать умение передавать в поделке-аппликации красоту окружающей природы.
-привлекать родителей к совместной творческой деятельности.
Этап Деятельность классного руководителя Деятельность участников
Организационно-мотивационный -Добрый день участники выставки!
- осень - это славная пора, богатая интересными природными материалами: шишками, разноцветными цветами и листиками, осенние поделки из природного материала можно делать даже из фруктов и овощей! Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, развития эстетического вкуса.
-Еще с давних времен люди создавали изделия из природных материалов, изготавливали игрушки, предметы интерьера. Работая с природным материалом ребенок приобщается к миру прекрасного, учиться любить и оберегать природу, у детей формируется произвольное внимание. Смена времен года вносит разнообразие в нашу жизнь и служит источником творческого вдохновения. Осень – особенная пора. Накопленная за лето энергия ищет позитивный выход, а природа радует обилием ярких красок. Ясные дни чередуются с монотонными дождями, а веселые прогулки с тихими домашними занятиями. Это лучшее время для изготовления вместе с детьми поделок из натуральных материалов. Спасибо всем ребятам и их родителям за проявленную фантазию, творчество и мастерство перевоплощения из обычных овощей, фруктов, каштанов, шишек в шедевр искусства.
- С 15 сентября в нашей школе проходит выставках творческих работ детей под названием «Дары осени», в ней приняли участие учащиеся нашей школы.
- Внимательно слушают.
Организационный - Сегодня Вам предстоит трудная работа, вам нужно проголосовать и определить работы по номинациям.
-Обратите внимание еще раз на то из, чего сделаны подделки, ведь осень подарит нам всегда столько осенних подарков, столько хорошего и богатого урожая, а в ответ решили отблагодарить ее нашими сокровищами, нашей великолепной выставкой
-Работы все хороши, все соответствуют темам.
- Голосование тайное, поэтому вам необходимо выбрать только номер подделки и положить в коробочку.
-После голосования мы подсчитаем голоса и выявим самую необычную, удивительную, оригинальную, миниатюрную, творческую подделку из природного материала.
- Перед тем как проголосовать, пройдитесь и посмотрите на удивительные подделки еще раз. -Проходит тайное голосование.
Заключительный -Ребята, коллеги наша , не закрывается, ведь работы из природного материала смогут украсить интерьер нашей школы, ваши картины из природного материала будут повещены на стены школы. Ваша фантазия не имеет границ, это вы отразили в своих работах.
- У нас прошло тайное голосование, в котором не лучшей работы, потому, что они у вас все лучшие.
-За ваше участие мы вручаем вам грамоты и сертификаты, которые вы сможете сложить в свое портфолио.
Тема: Праздник труда
Целевая аудитория: учащиеся 2-4 классов
Форма занятия: внеклассное мероприятие
Цель: содействовать осознанию необходимости труда в жизни каждого человека через создание эмоционально-психологических условий.
Задачи:
Информационно-просветительская: • расширить представления детей о видах труда, о значимости труда в жизнедеятельности людейСтимулирующая: • активизировать взаимодействие детей друг с другом, в целях воспитания эстетического вкуса, трудолюбия, уважения к трудуОрганизационная: • обеспечить условия для самореализации учащихся (ощущение собственного достоинства, индивидуальности, значимости; стремление показать свои возможности и добиться желаемого результата).
Планируемые результаты:
расширение представлений детей о видах труда, о значимости труда в жизнедеятельности людей;
активное взаимодействие детей друг с другом, в целях воспитания эстетического вкуса, трудолюбия, уважения к труду;
самореализация учащихся (ощущение собственного достоинства, индивидуальности, значимости; стремление показать свои возможности и добиться желаемого результата).
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, формы Формируемые УУД
Организационный - Добрый день, дорогие друзья, милые гости и учителя!
Мы начинаем праздник- торжество весёлое.
В этот день прекрасный отмечаем школою
Долгожданный как всегда…
- Никогда не бывает нам скучно.
С нами дружно повсюду живут
Двое верных друзей неразлучных,
Два товарища отдых и труд!
- Ребята! В течение всего учебного года вы много трудились на уроках столярного, швейного дела, обслуживающего труда на нашей школьной территории во дворе, во время уроков и во внеурочное время.
- А сегодня у нас праздник! Мы устроим игру-соревнование, чтобы выявить самых лучших и умелых! В наши команды вошли представители всех направлений трудового обучения нашей школы. Все эти ребята уже имеют в большей или меньшей степени профессиональные навыки, которым обучают их на занятиях внеурочной трудовой деятельности. - ЭТО ПРАЗДНИК НАШ ТРУДА!
Команды готовятся к приветствию, болельщики наблюдают.
Фронтальная форма: словесный метод: беседа Личностные: формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
Регулятивные:
формирование умения
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Основной - Итак, встречаем команды-участники!
Слово по сложившейся традиции предоставляется директору школы.
- На нашем празднике есть ещё две команды. Это команды болельщиков. Они сидят напротив играющих команд и могут принести своей команде дополнительные очки! Как? Узнаете позже, вам немножечко терпения!
- Праздник наш невозможен без жюри, которое будет верно и справедливо оценивать ваши умения и знания.
Председатель жюри…Члены жюри….
поприветствуем их!
- Наш праздник пройдет в виде конкурсов, за победу в конкурсе команде присуждается 3 балла, 2 балла присуждается, если при выполнении допустили неточности и 0 балла, если не выполнили задание. Итог нам озвучит жюри в конце всех конкурсов.
- Итак, команды внимание! Первый конкурс «Приветствие». В него входят название команды, девиз, приветствие соперникам.
- Дорогие команды, просим вас представиться.
Приветствуйте друг друга!
- С командами познакомились, пришло время познакомиться с капитанами команд.
Второй конкурс для капитанов команд.
- Задание такое: дан набор карточек с пословицами, а на экране – иллюстрация к пословице. Пока играет музыка, вы должны определить, к какой из пословиц подходит данная иллюстрация. Капитаны команд по очереди зачитывают пословицу. Кроме того, команда «Умельцы» объясняют смысл 1 и 3 пословицы, а команда «Лучшие» - 2 и 4 пословицы. За каждое выполненное задание 1 балл.
- Следующий наш конкурс №3 «О профессии не скажем, но что там делают - покажем».
В этом конкурсе каждой команде необходимо изобразить средствами пантомимы по 3 профессии по свободному выбору. Одна команда изображает профессию, а вторая – отгадывает.
Пока звучит музыка, вы представители от команд по очереди изображают профессию, когда музыка смолкает, команда соперников отгадывает. За каждое выполненное задание дается 1 балл.
- Вся жизнь человека наполнена трудом. Вот и вы все готовились к празднику труда.
Кто поделки мастерил, красил, резал и кроил
Кто - то песни всё зубрил, кто-то танцы здесь учил.
И сегодня мы посмотрим, ваши достижения
И тогда сказать мы сможем, браво, без сомнения.
- Ведь в школе нашей учат и знания дают
И каждый школьник знает, что очень нужен труд.
И большим и маленьким, грустным и весёлым,
Худеньким и толстеньким, с веснушками и без
Приказано учиться, трудиться не лениться.
Давайте посмотрим как вы трудитесь в школьных мастерских.
- Разноцветные костюмы в швейной мастерской той шьют,
В тех костюмах поезжайте хоть на север, хоть на юг.
В мастерской трудиться им совсем не лень
Шьют игрушки, юбки, сумки, платья целый день.
Начинаем профессиональный конкурс швей.
- Юмор помогает не только в жизни, но и в труде.
- А в столярной мастерской чётки все движения,Ведь иначе ты не сможешь выполнять изделия.Мы сдружились с инструментом-
Брусом, рейкой и доской.
Столяр - это специальность,
В этом и сомненья нет.
Мы сейчас, поверьте, сможем
Сделать стул и табурет.
- Шуточный конкурс. Со стороны все, кажется, легко и просто работа другого, проще и легче чем у тебя. Одним из основных качеств столяров является глазомер. Вот и проверим это. На расстоянии определить длину бруска. Кто точнее определит размеры, длину, принесет команде 1балл.
- Для наших мастеров обслуживающего труда наступает горячая пора.
Что же это за пора, ну конечно же – весна.
Шапки, шубки сапоги убирают до зимы.
И готовятся к рассадке разноцветные цветы.
- Мы объявляем шуточный конкурс «Генеральнаяя уборка» - Вам необходимо
подмести шарик веником до стойки и обратно. Команды выходят под марш.
Приветствуют команды болельщиков.
Приветствуют жюри.
Внимательно слушают условия.
Конкурс 1. Приветствие (название команды, девиз, приветствие соперникам)
Конкурс 2. «Разминка капитанов»
Слушают условие.
Конкурс 3 «О профессии не скажем, но что там делают - покажем».
Просматривают презентацию
Конкурс №4 (распороть на скорость карман)
Шуточный конкурс №5 «Самая быстрая швея» (задание на нитку кто быстрее соберет макароны)
Конкурс №6
профессиональных столяров!
Конкурс №7 « Точный глаз»
Конкурс№8 «Профессиональный обслуживающий труд»
Конкурс №9 «Генеральная уборка» Фронтальная форма: словесный метод, практический (выполнение заданий) Личностные:
развитие навыков сотрудничества со
сверстниками в разных социальных ситуациях;
Коммуникативные:
умение работать в материальной
среде начального общего образования
Итоговый - Вот и подошло наше соревнование к концу, и пока наше жюри подводит итоги, мы с вами немного поиграем.
Давайте на минутку представим, что бы было, если бы никто не вышел на работу?
Например, электрик?
- Не вышла на работу портниха?
- Решил отдохнуть строитель.
- Не вышел на работу повар.
- Правильно, ребята, без труда жизнь не возможна. Жизнь - это труд.
А теперь, спросим наше уважаемое жюри, как они оценили результаты конкурсов.
Награждение грамотами «Лучший в труде» команд.
- Труду следует учиться всю жизнь. Я думаю, вы хорошо понимаете,
как важно любить труд, который созидает все лучшее на свете.
И закончим наш праздник словами Р.Рождественского:
«Пока в пространстве кружится планета,
На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,
Чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда!
(В заключение звучит песня) - Нет электричества, не работают стиральные машины, пылесосы, холодильники, телевизоры, компьюторы и.т.д.
- Все люди останутся без одежды.
- Не будет домов, людям негде будет жить, а на улице они замёрзнут и заболеют.
- Все останутся без пищи, а без пищи человек долго не проживёт.
Награждаются грамотами.
Просматривают выступление. Фронтальная форма: словесный метод: беседа Личностные: формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
Регулятивные:
формирование умения
оценивать внеучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Цель: расширить знания о профессиях, прививать интерес к выбору профессии, обращать внимание на важность всех профессий, в частности на профессии родителей, необходимость хорошо учиться сейчас, чтобы в дальнейшем стать настоящим мастером своего дела;
Задачи:
Личностные:
Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
Формировать уважение и гордость к труду своих родителей;
Познавательные:
Формировать реалистические представления о труде людей;
Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
Коммуникативные:
Развивать связную речь.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Оборудование: плакаты – рисунки разных профессий, детские сочинения на тему: «Кем быть», стихи о разных профессиях, таблички-слова с названиями профессий, надпись «Все работы хороши», слайдовая презентация «Чудесный мир профессий».
Этап Деятельность педагога Деятельность учеников УУД
Подготовительный Личностные: самоопределение
Основной - Ребята, скоро у нас с вами пройдет встреча с вашими родителями, которая будет называться «Чудесный мир профессий!». Вам нужно дома, совместно с родителями, подготовить демонстрационный материал и развернутый рассказ по одной из профессий своих родителей. - Как вы думаете, где можно взять информацию о профессии родителей? Как может выглядеть конечный продукт, чтобы он был интересным и наглядным?- Всё верно. Ваша задача совместно с родителями составить интересный рассказ о профессии одного из родителей. Желаю вам успеха! - В интернете, в книгах.
-Это может быть презентация, интересный рассказ, дополненный иллюстративным материалом. Познавательные:
формирование реалистических представлений о труде людей;
Заключительный - Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы поговорим о профессиях. Что такое профессия? «Профессия- это основное занятие человека, его трудовая деятельность». Пройдёт несколько лет и перед каждым из вас возникнет вопрос «Кем быть?».
-Какие профессии вы знаете? (ответы детей)
- Ребята, некоторые профессиональные навыки необходимо осваивать с раннего детства. И очень важно начинать готовить себя к выбору профессии и трудиться уже сейчас. Многие из вас уже задумывались о том, кем хотят быть и об этом они написали в своих сочинениях: (учитель зачитывает отрывки сочинений)
- Предлагаю вам послушать стихотворения о профессиях, которые наши ребята подготовили для вас.
3. На свете очень много различных профессий и все они важны и почётны, начиная с дворника и заканчивая учёным академиком. Представьте, что в нашей школе все уборщицы вдруг не вышли на работу. Что бы случилось бы с нашей школой через неделю? К чему бы это привело?
- Правильно. Наша школа покрылась бы грязью.
- Без хлеборобов и пекарей мы бы остались без хлеба.
- Без учителей все были бы безграмотными.
- Без учёных мир перестанет развиваться и прогрессировать, что привело бы к упадку всего человечества.
Ваши родители все работают. Значит, они обучились какому – то делу, имеют профессию.
Давайте послушаем их рассказы о своей работе.
4. 4-5 родителя рассказывают о своих профессиях
5. Ребята, сейчас мы с вами проведем викторину «Экскурсия в мир профессий». Внимание! Внимание! Начинаем соревнование. А судить наше соревнование будут родители… (имена родителей, представлявших профессии)
1. Приветствие команд
Ваша задача придумать название команды, которое должно отражать название профессии, которой ещё не существует ,и творчески представить ее нам.
2. А ну – ка, угадай профессию!
- А сейчас я загадаю вам загадки. Но эти загадки не простые. Внимательно слушайте, нет ли в ответах ошибок?
Загадки о профессиях не в рифму
1. Он таблетки нам пропишет,
Быстро вылечит детишек,
Порошки пропишет в срок?
Это, точно... (врач) педагог?
2. Кто всегда тебя обмерит
И сошьет любой размер,
Платье сшитое примерит?
Ну конечно... (швея) инженер?
3. Кто покрасит вам забор,
Поменяет колер,
Разукрасит коридор?
Это, точно... (маляр) повар?
4. Кто с утра до ночи варит,
К овощам предельно строг,
Рыбу вкусную пожарит?
Ну конечно... (повар) педагог?
5. Помещенье убирает,
Пол помыть не забывает,
Только свой помоет сектор
Это, точно, наш... (уборщица) директор?
6. На плечах погоны носит,
Помощь никогда не просит,
У него зеленый китель,
Угадали? Наш... (военный) учитель?
7. Высоко сидит на кране,
Носит винтики в кармане,
Он всегда во всем степенный.
Вы узнали, да? (крановщик) военный?
8. Кто же в стойле приберет,
Подоит корову,
Песню звонкую споет?
Ну конечно... (доярка) повар?
9. Кто все время все сверяет?
Кто все время все считает?
Деньги в кассе выдает?
Ну, конечно же... (кассир) пилот?...
3. Качества профессии
Ваша задача записать как можно больше качеств, которыми должны обладать люди профессий (у трех команд определенная профессия: парикмахер, официант, учитель)
4.Слово жюри:
6.Учитель:
Трактор водит …..(тракторист)
Электричку………(машинист)
Стену выкрасил …..(маляр)
Доску выстругал ….(столяр)
В доме свет провел….(монтер)
В жаркой кузнице …(кузнец)
Кто все знает……..(молодец)!
-Очень важно, чтобы каждый человек выбрал ту профессию, которая бы ему нравилась. Выбрать дело по душе, вот самое главное. Если человек любит свою работу, то о таком человеке говорят, что он на своем месте или у него золотые руки.
Какую вы выберете профессию в жизни еще никто не знает, но уже сейчас надо собирать знания, учиться всему с интересом и это обязательно вам пригодится.
Чтение стихотворения Ю. Тувима “Все для всех”
Каменщик строит жилище,Платье – работа портного.Но ведь портному работатьНегде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым, Если б умелые рукиВовремя не смастерилиФартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к срокуСшить сапоги поручает.Ну а сапожник без хлеба.Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:Все, что мы делаем,- нужно,Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно! Ответы детей
- Продавец, полицейский, машинист, повар, врач и т.д.
Дети читают стихи о профессиях, которые их привлекают.
1. Профессия спасателя
Опасна и трудна.
Но именно такая
Работа мне нужна.
Когда-нибудь я вырасту
И стану чемпионом
По шахматам, по теннису,
Быть может, биатлону.
3. Сегодня я - пожарный,
Серьёзный и отважный. На даче шланг с водой схватил
И тлеющий костёр залил.
В два счёта справился с костром,
Но не подумал об одном:
У папы жарился шашлык…
Теперь поднимет папа крик.
4.А я водителем троллейбуса
Давно мечтаю стать.
Сидеть себе и ехать
И песни распевать.
Тому, кто без билета,
Я вежливо скажу:
«Покиньте мой троллейбус!
Я зайцев не вожу!»
5. Моделью знаменитой
Я стану на весь мир
Буду по подиуму ходить,
Платья разные носить.
6. Упрятав челку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка…
Зато ладони на руле.
7. Когда я стану космонавтом,
Полечу на Марс, Луну.
На ракете как Гагарин
Землю трижды обогну.
Я хлеб давно растить хочу.
Я булки свежие люблю.
Быть хлеборобом, как мой дед,
Мечтаю стать я с пяти лет…
- В школе было бы очень грязно.
Придумывают название команде, представляют его экспертам.
- Врач.
- Швея.
- Маляр.
Повар.
- Уборщица.
- Военный.
- Крановщик
- Доярка.
- Кассир
…..(тракторист)
………(машинист)
……….(маляр)
….(столяр)
….(монтер)
…(кузнец)
……….(молодец)!