Методическая статья на тему «Проектно-исследовательский метод работы на уроках географии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №70»
Методическая статья на тему
«Проектно-исследовательский метод работы на уроках географии»
Автор статьи: Н. М. Голубева, учитель географии
МБУ «Школа № 70»
Тольятти, 2016
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Главными задачами развития познавательной деятельности на уроках географии являются:
· повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;
· выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;
· формирование нравственных основ личности;
·создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.
Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Я согласна с мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».
Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Ученикам часто привожу слова великого русского писателя А.П. Чехова, который говорил: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед». Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребенок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к ее красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя.
На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с взрослыми и товарищами. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать.
В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно-исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.
Содержательный аспект методики
Географию как школьный предмет можно отнести как к общественным наукам, так и к естественным. С одной стороны, точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями. Где как не на уроках географии можно применять проектно-исследовательские методы работы.
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность учащихся в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
В.И. Иванова в сборнике «Активизация познавательной деятельности учащихся» выделяет такие типы проектов:
Таб.1
Типы проектов
в зависимости от сферы деятельности человека
Сфера деятельности человека
Проектная деятельность по географии
Примеры названий проектов
Научно-познавательная
Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии
1.Экологические проблемы региона.
2.Этнические традиции народов севера.
3.В каком районе России вы хотели бы жить? Обоснуйте свой выбор.
4.Геральдика как способ изучения географии и истории России.
5.История развития транспорта области (страны)
6.Социологические вопросы.
Практико-преобразовательная
Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности.
1. Глазомерная съемка местности.
2.Полярная съемка местности.
3. Измерение холма и построение горизонталей местности (холма).
4.План местности в районе школы.
5. Природные комплексы как источник существования человека.
Ценностно-ориентационаая
Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.
1. Земля – наш общий дом.
2.Природа и мы.
3.Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем.
4.Памятники всемирного наследия в стране и мире.
Коммуникативная
Включает коммуникативные потребности учащихся, направленные на решение проблем связи, передачу информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации
1.Проектирование мегаполиса по оси Москва- Владимир –Нижний –Новгород.
2.Проектирование транспортной магистрали между пунктами.
3.Проектирование города будущего.
Художественно -эстетическая
Создание проектов, раскрывающие эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализованные проекты.
1.Театрализованные проекты «Япония», «Индия».
2.Туристические проекты.
3.Моя малая Родина.
4.Экскурсионные проекты.
Выделим возможные типы учебных проектов.
- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)
- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии).
Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры); проекты освоения территорий; проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.
Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о минипроекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.
Применение данной методики в курсе географии
В своей работе я широко использую данный метод, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Работая над проектом, учащиеся раскрывают свои творческие возможности, они становятся «колумбами» своего времени. Пусть их работы не такие значимые для истории, но они имеют возможность высказать своё мнение, суждение по любой теме.
Проектно-исследовательский метод может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, я начинаю эту работу в младших классах: с 5 класса постепенно ввожу занятия, посвященные проблемным вопросам (проблеме взаимодействия общества и природы, исторического развития животных и человека и т.д.). В 6 классе исследовательская работа начинается с изучения глазомерной и полярной видов съемки местности. При изучении данной темы учащиеся строят план местности в районе школы, составляют его описание, экологическое состояние, перспективу развития этого участка. Актуален и новый предмет «Краеведение» для проектно-исследовательской работы в 6 классе, где почти каждая практическая работа - новое открытие для ученика.
Изучая климат и природные зоны материков в 7 классе, сочиняем рассказы несостоявшихся путешествий. Задание звучит так: используя знания, полученные на уроках, с помощью дополнительной литературы, средств массовой информации написать сочинение на тему: «Три дня в Африке» или «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка тому, кто окажется в Австралии (на Амазонке и т. д.)». При этом текст должен содержать не только описание природы и климата, но и карту материка с маршрутом путешествия. Эти задания развивают воображение, творческую активность, любознательность. А именно любознательный ребенок способен к саморазвитию.
При изучении географии России упор делаю на практические работы. Некоторые задания даю на дом, усложняя их. Например: «Провести исследование реки по плану» (Рек в стране много, поэтому река даётся каждому своя). За основу беру типовой план, но дополняю его пунктом о заповедниках и обязательным условием: все пункты исследования отобразить на контурной карте. Рассказ о заповедниках учащиеся оформляют в виде презентации.
После изучения природных зон России провожу такую исследовательскую работу, как построение гипсометрического профиля по территории России с севера на юг. Эта работа итоговая. 80% учащихся справляются с ней на «4» и «5». В четвертой четверти при изучении темы «Население России» класс делю на группы и даю задания с использованием статистического материала. Этот материал каждая группа должна собрать самостоятельно: у учащихся своего класса(1 группа), у учащихся параллели (2 группа). Выводы представляют в виде исследовательской работы.
Не вызывает сомнения необходимость использования современных технологий и возможностей Интернет в качестве источника информации доступного всем. Новизна заключается в ориентации на социальную активность ученика, повышение роли компьютера в овладении учащимися опытом творческой деятельности. Тысячи российских пользователей сегодня читают через Интернет отечественные и зарубежные газеты и журналы, получают последние новости со всего мира, путешествуют по музеям, интересуются историей, культурой и природой разных стран. Ресурсы и возможности Глобальной сети безграничны. Почему бы не приобщить наших учеников к овладению этими возможностями уже в школе. Простое перекачивание информации о той или иной стране должно уйти в прошлое, необходимо ставить перед школьниками более сложные задачи.
На протяжении нескольких лет в нашей школе существует научное общество учащихся «Перспектива», которое проводит ежегодные научно-практические конференции «Шаг в будущее». Здесь учащиеся представляют отчеты о своей исследовательской работе, проводимой в течение года. Мои ученики принимают в них активное участие.