Выступление на секции учителей начальных классов .
Методы и приемы, направленные на формирование духовности, нравственности и патриотизма в рамках ФГОС
«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание».
Л. И. Беляева
В новых образовательных стандартах большая и значимая роль отводится личностным результатам обучения. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
Моральный облик ребенка формируется прежде всего в процессе разнообразной деятельности в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.
В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.
Актуальность и перспективностьОсновной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности
Хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе
Общество нуждается в подготовке высоко нравственных людей, обладающих прекрасными чертами личности
Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования
Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание
Цель работы
Содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности школьника.
3. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.
4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.
5. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.
Сущность : Добиваться высоких результатов
в воспитании устойчивых качеств духовно-нравственной личности младшего школьника, действуя
по специально составленному алгоритму.
Алгоритм действий:
1. Посетить семьи будущих учащихся с целью знакомства с родителями и детьми, установления первичного контакта с ними и выявления уровня воспитанности членов семьи через беседу и наблюдение.
2. Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития
3. Составить систему классных часов, основным направлением которых будет духовно-нравственное развитие качеств личности ребёнка
4. Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану
5. Подобрать методы и приёмы духовно-нравственного воспитания в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
6. Подвести итоги работы, сделать анализ результатов в конце учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год . В своей работе я определила 8 направлений:
1 .Нравственные качества.
2. Взаимоотношения людей.
3.Культурные традиции и ценности.
4.Патриотизм и гражданственность.
5.Человек и природа.
6.Эстетическое развитие.
7.Трудовое воспитание.
8.Здоровый образ жизни.
Нравственная воспитательная система должна взаимодействовать со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывать всю жизнь ребят нравственным содержанием. Духовно-нравственное воспитание органически вплетается в учебно-воспитательный процесс и составляет его неотъемлемую часть.
Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебном процессе.Рассказ на этическую тему
Разъяснение
Этическая беседа
Пример
Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребёнок.
Основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок, который в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой, нравственно развивающей и формирующей доминанты.
Организация духовно-нравственного воспитания школьников на уроках
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны с учёбой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.
Это обеспечивает эффективность духовно - нравственного воспитания на уроке? Научность, идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворении, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, всего, отношение прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу как к общему, каждого ученика к своему делу как к общему, умениё согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, я создаю в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.
Передо мной всегда стоит сложная задача - так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызвала общие переживания, способствовала воспитанию коллективизма, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.
Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. На уроках я использовать естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрываю их обязанности как членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.
Почти во все уроки можно включить элементы совместной работы. Необходимо создавать и поддерживать в классе такую обстановку, в которой каждый ученик стремился бы преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со стороны учителя и учащихся даже тогда, когда результат достигается с трудом. Работая с учебной картиной, можно {после знакомства с её содержанием) обратиться к детям с предложением составить коллективный рассказ. Внимание детей обращается на творчество. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.
Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.
Творчество главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.
На уроках русского языка я знакомлю учащихся прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.
Высоко ценит народ силу и знание правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней. Уроки литературного чтения и православной культуры формируют творческое мышление, прививают любовь к родной культуре, воспитываются доброта, сопереживание, осмысливаются общечеловеческие ценности, поднимается планка духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития ребёнка.
Как далёк наш мир сейчас от таких добрых человеческих отношений. Мы уже не удивляемся жестокости, ненависти и всё увеличивающимся дефицитом доброты. Самый важный нравственный акцент на уроке учителя: человек не должен заражаться чужим злом – в любой ситуации он должен оставаться человеком.
Потенциальные возможности урока имеют мощные факторы воздействия на духовность ребёнка: знания о мире; умение воздействовать с миром; ценностные отношения к миру – благодаря, чему личности удаётся подняться на уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
Формы, методы и средства работы
Важной задачей моего опыта считаю превращение духовно-нравственных чувств в инструмент творческого осмысления мира. Одной из разнообразной форм организации воспитания духовно-нравственных чувств: участие в мероприятиях «День освобождения г.Азова от немецко-фашистских захватчиков», «Митинг, посвященный Дню Победы», праздник «День Победы», экскурсии, операции, акции.
Методы:
1. Встречи с участниками ВОВ, ветеранами ВОВ.
2. Разработка и осуществление системы классных часов с младшими школьниками игр, праздников, внеклассных мероприятий по проблеме «Приобщение школьников к культуре родного края через духовно-нравственное воспитание»
3. Изучение народных песен, частушек .Система работы состоит из следующих компонентов:
1. Диагностика творческого потенциала учащихся
2. Диагностика степени сформированности духовно-нравственных чувств школьника, с целью выявления общего отношения к изучению культуры родного края.
3. Изучение и обогащение краеведческого материала
4. Использование игровой методики, которая позволяет усваивать те модели и методы, когда ребёнок учится действовать самостоятельно, он адаптируется к условиям социальной жизни
5. Перспективное планирование развития положительной мотивации каждого ученика.
Таким образом, рассматривая цель и задачи по приобщению младшего школьника к культурному наследию, к культуре края, через духовно-нравственное воспитание достигается включением учащихся во внеклассные мероприятия; участие в операциях «Забота», «Обелиск», «Милосердие»; посещение краеведческих музеев. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся целостного восприятия мира.
Способы включения учащихся в деятельность
В знании региональных особенностей культуры края заключены непреходящие ценности во всех областях её проявления. Именно такие знания являются добротной основой народных традиций, ибо только настоящее знание и широкое просвещение способны указать нам правильный путь к сохранению и развитию национальной культуры. В получении знаний о культуре родного края выделяю следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка. Они воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо на уроках , во внеклассной работе и во внеурочной работе широко использовать все виды устного народного творчества. Это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к культурному наследию занимает праздники и традиции
4. Очень важно знакомить детей с народно-прикладным искусством, с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным искусством.
5. Особое место нужно отвести школьному краеведческому музею, где дети познают быт, традиции, историю своего города.
6. Формирование языковой личности младших школьников на материале народных традиций.
Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная и образовательная цель моего опыта состоит в приобщении детей к культурным ценностям через урок,внеурочную деятельность и внеклассные мероприятия.
Именно так я представляю развитие личностной культуры младшего школьника, как основа его любви к матери, к Родине.
Данный опыт направлен на приобретение детьми культурного богатства русского народа. И может быть, детская душа наполнит добром, милосердием и сопереживанием не за себя, а за других людей.
Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние ученики достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями национальной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу – это и есть моя главная педагогическая задача.
Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных задач, которые стоят перед педагогами. Эта работ работе может решить образовательные и воспитательные задачи, будет способствовать развитию практических умений и навыков по изучению культуры страны.
Алгоритм осуществления педагогических действий
Работая над опытом, я изучила теоретическую и методическую литературу по данной проблеме и пришла к практической работе с детьми. Я использовала методы диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование.
Моя работа начиналась с составления тематического планирования занятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на 4 года обучения. На занятиях с детьми мною были поставлены следующие цели:
1. Приобщение учащихся через культурное наследие
2. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у детей
3. Формирование знаний о духовном наследии русской культуры
4. Изучение традиций культуры родного края и города Азова.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Сегодня в учреждениях образования России вводится новый образовательный стандарт, который обязывает каждую школу иметь программу духовно-нравственного воспитания. При этом школа и родители свободны в выборе духовной культуры и нравственных принципов, на основе которых и строится программа. Правительство пошло по пути реанимации духовности и нравственности также через введение в цикл школьных предметов нового курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. Что проявляется в формировании:
– основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;
– ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);
– гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
– толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
– уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Мною были пройдены курсы «Основы религиозных культур и светской этики».
Таким образом, мы с детьми включились в апробацию нового курса
В урочной деятельности в процессе обучения использовались тексты нравственного и духовного содержания, активно использовался региональный компонент.
Внеурочная деятельность включала проектные и исследовательские работы, участие в акциях, конкурсах различного уровня. Внеклассная работа предполагала сотрудничество с городскими и областными организациями, классные часы, праздники, экскурсии.
В учебниках русского языка отсутствует материал, раскрывающий особенности малой Родины. Поэтому я использовала сборник «Использование краеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе», для знакомства обучающихся с природой донского края, легендами, историческими фактами. Всё это способствовало воспитанию гордости за героические свершения земляков, формировало бережное отношение к памятникам духовной культуры, к природе родного края. Включала также и тексты о городе Азове.
Модуль «Основы православной культуры» из нового курса «ОРКСЭ» позволил рассказать школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Курс ОРКСЭ также помогает в воспитании подрастающего поколения на традиционных ценностях, укорененных в Православии.
Внеурочная деятельность является логическим продолжением урочной. Ребята с удовольствием делали компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские и проектные работы. Класс активно участвовал в акциях и конкурсах различного уровня.
Активное участие обучающихся в конкурсах разных уровней является важным доказательством успешности работы данного направления.
Внеклассная работа предполагала сотрудничество с учреждениями города и области, классные часы, праздники, экскурсии. Сотрудничество с городским музейным историко-просветительным образовательным комплексом способствовало сохранению исторической памяти и преемственности поколений, формированию любви к малой Родине, осознанию неповторимости Отечества, его судьбы.
Тематические классные часы были также направлены на развитие нравственности, духовности, патриотизма. Особый интерес у учащихся вызывали сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Положительным результатом было желание детей рассказать о родителях, родственниках, семейном древе, проиллюстрировать традиции и увлечения семьи. Начальная школа – это обязательно проведение праздников. В ходе совместной деятельности приобретался драгоценный опыт толерантного поведения в классе, школе. Благодаря активной помощи родителей осуществлялись экскурсии.
Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны и связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушали рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Сами делали сообщения о мужественных солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны. Более эмоциональному восприятию темы помогали беседы у Вечного огня, возложение цветов к мемориалам погибших солдат. Всё это было направлено на воспитание гордости за героические свершения земляков, формировало бережное отношение к памятникам духовной культуры, позволило рассказать школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
Экскурсии в пожарную часть способствовали изучению русской военной истории, воинских традиций, воспитанию высоких нравственных качеств личности. Экскурсионные прогулки позволили учащимся лучше узнать свой город, область. Совместная деятельность не только сплотила детей, но и помогла пробудить интерес учащихся к природе, людям родного края.
Опыт работы по данной теме обширно представлен мною в сети Интернет(на сайтах Prodlenka.ru, Инфоурок,на личном сайте), в выступлениях на родительских собраниях, городских и школьных методических объединениях. Материалы получили положительные отзывы коллег.
В школе проходил конкурс книжек –малышек ,посвящённый освобождению г.Азова от немецко-фашистских захватчиков. Все учащиеся класса приняли активное участие. Работа Ланговича Андрея заняла первое место в школе,Анастасии Зинченко-2 место.
В работе по теме « Родина – что это значит?» создаётся ценностно-ориентированная воспитывающая ситуация средством которой является ценностно-ориентированный текст «О чём рассказал папа». Его содержание направлено на формирование таких нравственных качеств таких как: любовь к Родине, стремление к активной общественной жизни, уважение к чужому мнению.
Следует помнить, что тема ситуации не может быть оторвана от изучаемой учебной темы, а должна дополнять и даже расширять её за счёт включения в осмысление учащимися
Проблемный вопрос, который содержится в самой теме урока. предоставил возможность учащимся сформулировать своё мнение или предположение, вступить в дискуссию. При этом дети учатся слушать собеседника, принимать мнение другого, строить взаимоотношения, в основе которых лежат доброжелательность, доверие, искренность, уважение. К тексту было предложено задание творческого характера: по выбору ученика:
Нарисуй иллюстрацию к стихотворению «Красно солнышко» И.Шаферана.
Как ты понимаешь пословицу « Каждому мила своя сторона»?
На уроке по теме «Правила вежливости» была проведена ролевая игра Зеркало и обезьяна». Участники игры разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары - «обезьяна», которая смотрит в зеркало, другой – «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. По окончанию игры участникам были заданы следующие вопросы (Какая роль обезьяны или зеркала? Какая роль давалась легче и почему? Чему учились, выполняя это задание?) В процессе обсуждения дети пришли к выводу: как важно уметь внимательно относится к человеку, с которым мы общаемся,
Работа над ценностно-ориентированным текстом «Странный папа» был ориентирован на формирование таких духовно- нравственных качеств как: умение управлять своими эмоциями, вежливости, дружелюбия. Упражнение «Внутренняя бесконечность» помогает ребёнку приобрести опыт поведения в той или иной ситуации, участники имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения.
1. Сейчас все сядут на стулья так, как сидит котенок, который греется на солнышке.
2. Все встают и идут по кругу, как гордый лев по пустыне.
3. Все садятся так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале.
Сейчас все вместе:
1. Встанут и пойдут, как ходит кошка, поймавшая мышь.
2. Сядут, как собака, ждущая своего хозяина.
3. Сядут, как страус, увидевший льва.
4. Пройдите по кругу, как ходит гордый жираф.
5. Сядьте, как змея, которую напугали.
6. Сядьте так, как сидит Золушка, которую не пустили на бал.
7. Полетайте, как летает бабочка вокруг очень красивого цветка.
8. Зарычите, как лев, который увидел добычу.
9. Зарычите, как лев, у которого хотят отнять добычу.
10. Попрыгайте, как кролик, увидавший цветную капусту.
Проигрывание небольших театрализованных фрагментов позволяет достичь высокой эмоциональности, а значит более быстрого принятия воспитываемых ценностей.
Работая над заданием учебника тема урока «Что такое семья». Как ты понимаешь выражение «Не хватает теплоты» у учащихся формируются следующие нравственные качества: осознание ценности семьи, внимательность, бережное и заботливое отношение друг к другу через нравственное, ценностное творчество, в ходе которого ребёнок творит. рождает, формулирует, находит собственные ценностные смыслы в явлениях, предметах, качествах личности. Отражает в продуктах собственной деятельности (сформулированная мысль, рисунок, стихотворение, сказка)
Рефлексия, в процессе которой дети учатся осмысливать причины своих действий (удачных и неудачных), личный результат, достигнутый в ходе урока или во внеурочное время.
Для осознания эмоционального состояния, осознания результата собственной деятельности в своей работе я использую такие приёмы, как
графическая рефлексия (дети выбирают рисунок, знак, соответствующий мнению о своей работе);
«незаконченная фраза»:
«Я быстро справился с заданием, потому что…»;
«Мне больше понравилось выполнять задания…»;
«Сегодня я узнал (научился)…»;
упражнение «Самопохвала», где ребята учатся не только правильно выражать свои мысли, но и оценивать свою деятельность. При выполнении этого упражнения дети поначалу стеснялись, были неуверенны в себе, а теперь часто можно услышать:
«Я сегодня молодец! Мне удалось удивить ребят и учителя своими ответами», «Я хочу похвалить себя за то, что я весь урок был внимателен и активно работал»; «Я сегодня очень старался, но понял, что необходимо кое-что повторить»;
вопросы и задания, стимулирующие рефлексию:
Какова была тема урока?
Дети, привыкшие к критике,Учатся осуждать.Дети, враждою воспитанные,Знают, как нападать.Дети, в насмешках выросшие,Впитывают робость.Много и часто стыдимые
С виною своей неразлучны.Те, кто воспитан терпимостью,Постигают науку терпения.Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.Дети, взращенные похвалою,Умеют видеть хорошее.А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.Дети, воспитанные одобрением,Живут с собою в ладу.Одаренные дружбой, душевным теплом
Находят в мире любовь.
Важным источником накопления знаний является знакомство детей с окружающей средой. Это экскурсии детей в природу, по городу, на производство. Во время этих экскурсий дети учатся наблюдениям за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.
Еще более важный источник накопления нравственных знаний – осмысливание детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Но в то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными, благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков.
Знания детей о нравственных нормах, полученные на уроках, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, направленная на то, чтобы обобщить приобретенные из разных источников знания.
Система этических бесед, классных часов, экскурсии в музеи, театры, на производство, по городу; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления, коллективные творческие дела - я использовала разнообразные формы, методы воспитательной работы.
Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать, как у ребят меняются взаимоотношения, уходят оскорбления и конфликты, появляются более дружеские, тёплые отношения, в которых проявляется доброта и чувство отзывчивости, взаимопомощи.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Конечно, постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!
Результативность
Практический опыт показал, что многие вопросы по духовно-нравственному воспитанию решать было трудно, потому что социальные условия жизни каждого ребёнка индивидуальны. Особое внимание я старалась уделять детям «группы риска», так как считаю, что добрые чувства есть в каждом человеке: доброта врождённа. Если другие качества как трудолюбие, прилежность надо воспитывать, то доброту достаточно пробудить.
Диагностика по каждому году обучения показала:
Одним из эффективных способов изучения состояния сформированности духовно-нравственных чувств школьников является анкетирование.
Анкета «Отношение учащихся к культуре родного края»
1. Знаешь ли ты историю города?
2. Какие традиции своего города ты знаешь?
3. Назови религиозные народные праздники.
4. Назови местные народные песни, колядки.
5. Знаешь ли ты частушки своего города?
6. Каких местных поэтов ты знаешь?
Проанализировав анкету, я получила следующие результаты:
В начале исследования
В конце исследования
Библиографический список
1. Белов В. И. «Очерки о народной эстетике» - М.:Просвещение, 1982 г.
2. Богачёва Е. А. «Формирование духовно-нравственного здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Белгородской области
3. Жиров М. С. «Традиционная культура Белгородчины»
4. Звёздина В. П. «Воспитательная работа в начальной школе» М.: Сфера, 2004 г.
5. Козлова-Куликова Дошкольная педагогика Патриотическое воспитание. М.: Просвещение, 2000 г.
6. Кульневич С. В., Т. П.Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе. М.: Учитель, 2001 г.
7. Мартынова А. Н. «Потешки, считалки, небылицы»
8. Маханева А. Н. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры». М: Просвещение 1998 г.
9. Поляков О. В. «Система работы по нравственному воспитанию» Издательство Торговый дом «Корифей», Волгоград
10. Щуркова Н. Е. «Воспитание на уроке» Центр «Педагогический поиск» Москва.
11. Щуров В. М. «Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре»
12. Журнал «Классный руководитель» №6 (2003), №8 (2003), №10 (2004), №13 (2004).
13. Журнал «Начальная школа» 2000-2003.
14. Интернетресурсы: «Фестиваль педагогических идей», «Образовательный сайт учителей Интер. ГУ. РУ»