Использование модульной технологии в обучении математики


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ. (статья)
Явтушенко Ирина Николаевна, Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры«Белоярский профессиональный колледж», преподаватель.
Образование - это, что остается с человеком,
когда он забывает все, чему научился в школе.
Альберт Эйнштейн
Процесс обучения в учреждениях среднего профессионального образования (ППКРС) имеет свои особенности. Исследования называют несколько, это:
низкий образовательный уровень большинства учащихся;
нежелание учащихся осваивать общеобразовательную подготовку в соответствии с требованиями общеобразовательных стандартов и т. д.
Действительно, опрос учащихся первого курса пришедших получить начальное профессиональное образование показывает, что чаще всего в этот период ребенок не совсем готов сделать выбор, ему трудно определиться и выбрать какую-то профессию. На вопрос что же побудило их сделать выбор в пользу колледжа отделения обучающиеся указали несколько причин. Наиболее распространенная - "не взяли в 10 класс", так как "не сдадите ЕГЭ". Что же это за дети:
это неуверенные в себе учащиеся с низкой успеваемостью;
низкой самооценкой своих способностей;
низкой мотивацией к учению;
трудные (озлобленные) подростки.
Эти ребята мало заботятся о своем будущем, о своем завтрашнем дне, своих жизненных перспективах, в принятии важного решения о своих образовательных планах главным образом опираются на мнение своих приятелей, или родителей (которые «пристроили» их в колледж, чтобы «на улице не болтались»).
Действительно в последнее время среди обучающихся отмечается снижение интереса к получению знаний, особенно это относиться к общеобразовательным дисциплинам, в том числе и к математике.
Обучающиеся, приходящие порой не знают даже материала основной школы, а преподаватель должен излагать материал 10 - 11 класса.
Кроме того мы понимаем, что наш выпускник должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью и профессионализмом. Главный вопрос, который беспокоит сегодня всех преподавателей и не только общеобразовательных дисциплин, но и преподавателей профессиональных предметов: как этого достичь, учитывая наш контингент учащихся.
Если обратиться к основным принципам дидактики, им был и остается на сегодняшний день принцип активности ученика в процессе обучения.
Так и введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения приводит к переходу всей системы профессионального образования с привычной триады «знания-умения-навыки» на модульно-компетентностные принципы подготовки будущих специалистов. В профессиональном обучении знания стали не целью, а средством формирования компетентности современного специалиста.
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности будущего специалиста.
Как и каким образом активизировать деятельность обучающихся, как заинтересовать своим предметом, если они не хотят, не могут, а часто просто не умеют учиться?
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
10% от того, что они читают,
26% от того, что они слышат,
30% от того, что они видят,
50% от того, что они видят и слышат,
70% от того, что они обсуждают с другими,
80% от того, что основано на личном опыте,
90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают,
95% от того, чему они обучаются сами.
Возможность самостоятельного обучения, где учащийся усваивает информацию в деятельности, в активной работе с учебным материалом, а преподаватель выполняет роль диагностика, консультанта-советника, мотиватора и предоставляющего информационные источники, лучше всего используется в модульной – технологии.
Модульное обучение, несомненно, имеет свои плюсы по сравнению с традиционным обучением. Приведем выдержки сравнительного анализа традиционного и модульного обучения (полный сравнительный анализ приведен в книге П.Юцявичене «Теория и практика модульного обучения» основан на работах Дж.Расселла)
Сопоставление традиционного и модульного обучения
Традиционное обучение Модульное обучение
Задачи
Обычно задачи не формулируются как деятельностные. Обучающийся понимает их из учебного материала и контроля. Задачи формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются учащимся перед началом обучения.
Деятельность в процессе обучения
Ориентация на деятельность преподавателя, предоставляющего знания группе учащихся; акцентируется преподавание. Модули позволяют сочетать разнообразную учебную и преподавательскую деятельность. Акцентируется учебная деятельность учащегося, индивидуализированное учение с обязательным результатом научением.
Участие студента
Чаще всего роль учащегося является пассивной, то есть сводится к чтению текста Модули обеспечивают активное участие учащегося, который усваивает информацию в деятельности, в активной работе с учебным материалом
Темп учения
Учащийся вынужден пройти курс «четко установленным шагом». Все проходят обучение в одном и том же темпе: начинают в одно и тоже время и заканчивают в одно и тоже время Каждый учащийся может учиться в собственном темпе. Он может усваивать даже отдельные части модуля, если сумеет доказать, что усвоил поставленные перед ним задач. Студент может также по своему усмотрению повторять усвоение конкретной части модуля столько раз, сколько ему кажется необходимым
Транспортабельность
Традиционное обучение обычно опирается на лекцию, и обучение конкретному курсу может быть перенесено в другое место только с перемещение преподавателя. Лекция обычно может быть повторена по окончании курса обучения. Если студент пропустил часть курса, он вынужден обращаться к преподавателя, пересматривать конспекты коллег или, в крайнем случае, остается совсем без информации Модулями можно пользоваться без всякого труда в любой момент и в любом месте — дома, в больнице и т.п. Ими можно меняться распределять по высшим школам. Каждый студент может изучать любой материал в подходящее время и в удобном месте
Организация повторения
Часто повторяются именно те темы, к повторению которых склонен преподаватель. Иногда преподаватель требует от студентов повторить весь материал курса. Повторение учащимся материала зависит от результатов усвоения. Если студент не полностью усвоил материал, целесообразно повторение
Контроль
Контрольные задания обычно составляются по пройденному курсу. Учащийся часто не знает как, готовиться к контролю. Контрольные задания часто предназначены только для получения балла оценки, а не для настоящей обратной связи, то есть не для установления уровня усвоения.
Чаще всего используется нормативный контроль, то есть оценка достижений конкретного студента зависит от результатов обучения других членов группы Обучающимся указываются задачи, они знакомятся с критериями оценки их достижений. Контрольные задачи составляются с целью изменения степени, уровня усвоения. Учащийся получит зачет, если его ответы покажут определенный уровень усвоения, хотя он и не достиг максимального усвоения. Контрольные вопросы преследуют цель оценить усвоенные знания, умения и навыки, закрепить усвоение, диагностировать трудности.
Проводится эталонный контроль ( по критериям результативности обучения). Оценка результатов конкретного студента не зависит от уровня результатов группы
Данный сравнительный анализ показывает, что модульное обучение зародилось как альтернативное направление обучения, исходящее из деятельностного, активизирующего, гибкого подхода к педагогическому процессу, вопреки традиционному обучению. Модульное обучение обладает высокой степенью гибкости и приспособляемостью к конкретным условиям; имеется возможность постоянно совершенствовать модульную систему без изменения общей структуры программы; широко используются методы самообучения; дает возможность применения полученных знаний в практической деятельности и т. д.
Работая долгое время преподавателем специальных дисциплин в своей работе я использовала технологию модульного обучения, а конкретно МТН - концепцию, и именно эту концепцию я сейчас стараюсь переложить и на математику.
В отличие от традиционных учебников, объемных и ориентированных, на трансляцию знаний, основным средством МТН – обучения является учебный элемент.
Учебный элемент – самостоятельная учебная брошюра, предназначенная для обучения ориентированного, как на самостоятельную работу обучаемого, так и на работу под руководством преподавателя. Каждый учебный элемент охватывает определенные практические навыки или теоретические знания.
Каждый учебный элемент включает в себя:
четко сформулированную цель обучения;
перечень необходимого оборудования, материалов и вспомогательных средств;
перечень сопутствующих учебных элементов и пособий;
страницы с иллюстрированным учебным текстом;
практические задания, необходимые для отработки формируемых навыков;
проверка достижения целей обучения в виде контрольных вопросов и заданий (тестов).
Один выдающийся русский математик А.Н.Крылов говорил: "Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле".
Учебный элемент формирует не только умения (необходимые для предмета), но и общие компетенции необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и в непрофессиональной деятельности.
При использовании модульной технологии привлекают ее положительные моменты: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; они учатся самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности.
Обучающиеся же сталкиваясь в первые с данной технологией на первых парах испытывают трудности: обучающиеся должны стать самодисциплинированными для достижения поставленных целей; они должны выполнить большой объем самостоятельной работы; а также им необходимо осознать свою ответственность за обучение.
Каждый модуль может осваиваться независимо, модуль это структурная единица, которая сегодня занимает центральное место в содержании современного профессионального образования. Модульно-компетентностный принцип в обучении математике характеризуется не законченностью, а построением целостной системы знаний и умений будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
. Юцявичене Теория и практика Модульного обучения.
Борисова Н.В От традиционного через модульное к дистанционному образованию. Учебное пособие. - М.- Домодедово? ВИПК МВД России, 1999. – 174с. – Современные образовательные технологии? Модуль
Н.В. Бородина, Е.С. Самойлова. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учебное пособие – Екатеринбург: Издательство Урал государственного профессионально педагогического университета, 1997.27с.
Модульно-компетентностный принцип в обучении математики (из опыта работы) Н.Г.Алпатикова, преподаватель математики ГБОУ СПО «Благовещенскийпромышленно-гуманитарный техникум»