Технологическая карта по теме современные и старинные коми игры


Технологическая карта урока
Учитель:Исакова Евгения Васильевна. МАОУ СОШ №33
Класс: 4
Образовательная область:филология.
Предмет: коми язык.
Тема урока: « Ӧнiя да важся коми ворсὃмъяс».
Цели для ученика
1.Познакомиться со словами по теме«Ворсӧм»
2.Научиться составлять словосочетания, предложения, небольшой рассказ на одну тему с использованием новых слов.
3.Выбирать правильные лексические средства устного общения на уроке. Цели для учителя
Образовательные: создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся по теме Развивающие: создать условия для формирования умений оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Воспитательные: создать условия для формирования внимательного и бережного отношения к своему языку, к родной земле, к коми народу.
Тип урока: урок открытия нового знания. Форма урок
Опорные понятия, термины:лексика по теме Новые понятия
Формы контроля диагностика полученных результатов на последующих уроках Домашнее задание:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы Формируемые УУД Форма деятельности
1 этап.
Органи-
зационныйМомент. http://www.komi.com/folk/komi/371.htm
Цель-активизироватьучащихся к свободномувыражению своих мыслей
Поздороваться и познакомиться с детьми.
-Мый ми вὃчам коми урок вылын?
-Восьтім тетрадьяс да гижим талунъя числӧ.
Йирым тӧлысь мыйла тадзи шулӧмась?(Йирым –студённый) Отвечают на вопросы
(сёрнитам,велӧдчам,гижам…)
регулятивные
коммуникативные фронтальная
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. https://yandex.ru/images/search?text=коми%20игры%20для%20детей
Цель-повторить лексику на изученные темы.
Слайды 1-5. Беседа
Включить видеоролик
Думыштὃй,кутшὃм уроклὃн тема?
Показ картин, изображающих игры разных поколений.
-Стὃчмὃдам уроклысь тема.
-Мыйысь тi радейтанныд ворсны?
Ме радейта ворсны…,…..,……
-Мыйысь важὃн коми челядь ворслiсны?
-Важӧн коми челядь ворслісны….,…,,…,..
-В каком предложении было сложнее перечислить игры? Почему? Определяют тему урока ««Ворсӧм»
Ворсὃмъяс.
Ӧнiя да важся коми ворсὃмъяс.
Дети перечисляют виды игр.
Примерные ответы детей.
(Испытывают затруднение в последнем предложении) Беседа
Показ видеоролика
Показ слайдов
Беседа
Запись в тетради предложений. коммуникативные
познавательные фронтальная
фронтальная
3. Постановка учебной задачи.
Цель определить цель и учебные задачи урока.
Слайд-6 -Пуктам уроклысь мог.
-Кὃсъя тὃдмавны…
Кὃсъя велὃдны…
Кὃсъя вὃчны….
-ответы детей регулятивные
познавательные фронтальная
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: составить план работы на уроке.
Слайд-7 -Мый кутам вὃчны?
Кутшӧм план серти кутам уджавны?
Тӧдмалам выль кывъяс.
Лӧсьӧдам сёрникузяяс.
Велӧдам пудъясьӧм.
Велӧдам выль ворсӧмъяс.
-Планὃн тὃдмὃдὃм. ответы детей(ворсны, тὃдмалам выль кывъяс, и с.в.) Беседа
Показ слайдов
регулятивные
Фронтальная
парная
5.Реализация построенного проекта.
Работа с текстом.
Цель: создать условия для формирования умения анализировать текст и отвечать на поставленные вопросы.
-Мый медводз планын?Лыддям ӧтлаын.
Сетӧма кывъяс рочӧн
В салки ,догонялки-
В прятки-
Считалка-
.Мый колӧ вӧчны?
Кытысь позьὃ корсьны?
-тὃдмалам выль кывъяскнигаысь, интернетысь, юавны велӧдысьлысь и с.в. Читает учитель регулятивные
познавательные
коммуникативные Групповая
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Слайд -8
Ворсӧмъяс: «Йӧлӧга», «Топайтам да клопайтам»
Цель:усвоение нового способа действия при решении типовых задач. http://foto11.com/komi/ethnography/magicians/spellcharm.shtmlhttp://www.komi.com/folk/komi/138.htm
Слай -10 -Прӧверитам?Кодлӧн правильнӧ лэптам ки . «Йӧлӧга»ворсӧм.
-Коді кужӧ клопайтӧ,коді оз куж топайтӧ.
-Коді кужӧ ворсны кутасьӧмысь?
- Коді кужӧ ворсны дзебсясьӧмысь?
-Коді тӧдӧ пудъясян комиӧн?
-Мыйла колӧ тӧдны пудъясьӧм?
-А ті кӧсъянныд тӧдны пудъясьӧм?
-А кутшӧм темпӧн пудъясьӧны?
Юксям котыръяс вылӧ.
-Мый кутам вӧчны?
Ӧнi донъялам асьнымὃс татшὃм критерийяссерти.
Группаын удж.
-Мый вӧчим?
Повторяйтӧны выль кывъяс кыдзи эхо.
Кужӧныкӧ хлопайтӧны,оз кужны- топайтӧны
Висьталӧ тӧдысь велӧдчысь.Абу кӧ татшӧм ,то висьталӧ велӧдысь.
-Велӧдам пудъясьӧм.
Челядь висьтавлὃны ,кыдзи кутасны уджавны группаясын.
Лыддьыны.
Велὃдны.
Висьтавны.
(Челядьлὃн удж)
На слайде критерии.
- Мичаа ӧшыбкатӧг лыддьӧм.
Донъялӧны асьныссӧ.
(+ ?)
Удж донъялӧм.
(тӧдмалiм,велӧдiм) Групповая работа регулятивные
познавательные
коммуникативные групповая
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель уметь самостоятельно применять полученные знания.
http://www.komi.com/folk/komi/138.htm -Пудъясьӧм бӧрад мый вӧчам?
Ӧнi тӧдмасям выль ворсӧмъясӧн да велӧдам ӧта-мӧднымӧс. Ворсам.
Челядь группаясысь бӧрйӧны ворсӧм, ӧтлаын велӧдӧны. Регулятивные
коммуникативные групповая
8.Включение в систему знаний и повторения.
Цель :повторение и закрепление ранее изученного. Велӧдысь видзӧдӧ, кывзӧ, отсалӧ.
-Ворсӧм донъялӧм.
-хлопайтам-кажитчискӧ Челядь группаясысь бӧрйӧм ворсӧмсӧ петкӧдлӧны. коммуникативные
познавательные парная
9.Рефлексия деятельности(итог )
Подведение итога по проделанной работе на уроке. -Мый вӧчим урок вылын?
-Воис-ӧ сьӧлӧманыд коми важся ворсӧмъяс?
_Мыйысь важӧн коми челядь ворслісны….., …..,….
г/у:1. Ворсны гортын бать-мамкӧд.либӧ
2. Юасьны бать-мамлысь, мыйысь найӧ ворслicны.
3. Корсьны выль коми ворсӧмъяс Воча кывъясличностные
регулятивные
коммуникативные фронтальная
Приложение №1
Ворсӧм «Мышь и угол (Шыр да пельӧс)»
Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мышки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:
-Шырӧ,шырӧ вай мен пельӧс ! В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.
Ворсӧм « Коді серӧктас? Молчанка (Изки карнан)»
Каждый выставляет большой палец правой руки и кулаком захватывает большой палец другого игрока. Так образуется вертикальная цепь кулаков. После этого игроки, стоя на своих местах, или вращают импровизационной «мельницей», или медленно двигаются по ходу солнца и приговаривают:
 
Рукоятка жернова и коромысло,
Кто заговорит - 10 щелбанов,
Кто не заговорит - 10 калачей.
Ас ки карнан, ки карнан,
Код шыасяс медводз,
Сылы дас печик.
Коді оз шыась -10 кӧлач.
Ворсӧм «Медведь-бабушка (Ошкӧ-бабӧ)»
Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные — «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:
 
Медведь-бабушка, медведь-бабушка,
Чернику собираем, бруснику собираем,
Хорошую ягоду возьмём,
Плохую ягоду оставим.
Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,
Чӧдтӧ вотам,пувтӧ ӧктам,
Бур вотӧстӧ чукӧртам,
Лёк вотӧстӧ шыбитам.
В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем».
Слепой горань; Жмурки (Синтӧм горань)
С помощью считалки определяют водящего. Ему завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:
Гырйӧс кут
Тоинӧс кут,
Приложение №2
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Анька-Дунька
Пика-пока,
Дёни-бени.
Блок.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
_________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
_________________
Обыр бобыр,
Зибыр за,
Обыр –бобыр,
Тув.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч! Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч! Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч! Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
_________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч!
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч! Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч! Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч! Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
_________________
Ати-кути,
Кӧрма,лия,
Дзия-вия,
Соломпита,
Вата,карнан.
Быч!
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
____________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
_____________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
_________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
___________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.
Пудъсянкыв (лыддьысянкыв)-
_________________
Тірс –торс,
Стӧкан морс.
Он кӧ водит,
Он и ворс.