Технологическая карта урока истории по теме Афинская демократия при Перикле 5 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учитель
Учитель истории ГБОУ НАО «СШ №1» Траненкова Мария Геннадьевна

Предмет
История Древнего мира

Тема:
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ

Количество уроков в теме
1

Класс(ы):
5

Тип урока:
Комбинированный

Цель урока
Расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Древней Греции.

Задачи урока:
Образовательные: усвоение учащимися достижений античной демократии в период правления Перикла
Развивающие: способствовать развитию умений работать с текстом и документами, формулировать выводы
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.


Планируемые образовательные результаты
Предметные: углубление знаний учащихся об античной демократии; знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор, оплата работы выборных должностей.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмыслить опыт демократического устройства в Афинах.
Метапредметные:
Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Содержание изучаемой темы
Афинская демократия в V веке до н.э., Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии, выборы на общественные должности в Афинах, оплата работы на выборных должностях, полномочия и роль народного собрания. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Основные понятия
демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор.

Межпредметные связи
Обществознание,

Организация пространства (формы, ресурсы)

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ресурсы: компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска,
учебник (История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкий; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2012)


Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Орг. момент
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
Приветствуют учителя.
Доклад дежурного
Организуют свое рабочее место,
Организация внимания
Быстрое включение в деловой ритм

Проверка домашнего задания
1.Проверку знаний рекомендуется провести в виде теста «В афинском театре» Слайды 1-11
2. Задание “Найди ошибку” Слайд 12
1.Выполняют тест
2.Меняются карточками и проверяют ответы по слайдам (Презентация, даётся ключ) (работа по парам)
3.Находят ошибки в тексте (Групповая работа)

Познавательные УУД: Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в парах, группах
Регулятивные УУД:
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Актуализация знаний.
1. Кому принадлежат следующие слова:  «Мать черна земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная»
Солон.
2. Вспомните, какова заслуга Солона?
3.Что такое демократия?
4.Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.
5.На слайде № 11 презентации изображение Солона и Перикла
Вопрос: – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?
Правильно, ребята, эти два имени связаны с развитием демократии, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла.
6. Какая будет тема урока?
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ
Запишите тему урока:

1.Солон (594г.д.н.э.)
2.Законы Солона заложили в Афинах основы демократии
3.Власть демоса
4.-Отмена долгового рабства
–участие демоса в управлении государством:
– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);
– судьи избирались из числа всех граждан.
С именами Солона, Перикла связано развитие демократии в Афинах. Солон зарождение, расцвет афинской демократии наступила при Перикле.
Демократия при Перикле


Записывают тему урока
Познавательные УУД: отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез. Коммуникативные УУД: умение вести диалог.
Регулятивные УУД:
самооценка качества выполнения заданий

Целеполагание.
А сейчас, ребята, предлагаю сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке.
Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов.
1.Углубить знания об античной демократии
2.Деятельность Перикла
3. Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин
Формулируют вопросы:
- Что означает расцвет демократии?
-Какие события позволяют делать такие выводы?
- Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии?
Какова его роль в истории?

Познавательные УУД: выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация обобщение фактов и явлений.
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке.
Регулятивные УУД: выбор способа решения задания, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий:

Первичное усвоение новых знаний.
1.– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!" (слайд13)
Вопрос: Чем гордились афиняне?

-Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.
ВОПРОСЫ:
А кто управлял Афинами, как назывался этот орган?
Народное собрание
– Пользуясь текстом учебника, заполним схему «структура Народного собрания» (слайд № 14)
– Кто участвовал в Собрании?
– Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?
Где собиралось?
–Кого выбирало Собрание?
–Как выбирало?


2.Пользуясь текстом учебника на стр. 182-184 заполните схему «Функции (задачи) Народного собрания». Слайд15

– Какие функции выполняло Народное собрание?

Кто такой стратег?
Стратег- ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·
·
·
·
·  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от
·
·
·
·
·
·
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и
·
·
·  вести, веду).
Знаменитым стратегом афинского народа на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега.
С 443г.д.н.э.-428 г.д.н.э. – Перикл был главным стратегом


СЕЙЧАС МЫ ПОСМОТРИМ, КТО ЖЕ ТАКОЙ ПЕРИКЛ
Работа по группам. (слад 16)
Оценивается в группе:
1.Выполнение задания
2.Выступление (кратко, точно, не выходили за рамки установленного времени).
3.Ответили на дополнительный вопрос
4. Поведение (не шумели во время обсуждения, не мешали другим отвечать)
Задания для групп (слайд17)
1 группа. Характеристика Перикла. Приложение №2
(«Сравнительные жизнеописания» Плутарха).
Приём «Инсерт, или условные значки» (работая с текстом документа, учащиеся делают пометки над словами, которые можно отнести к характеристике Перикла).
2 группа Приложение №3
Прочитать учебник стр. 192. О каких качествах Перикла говорит этот отрывок? Дополняют ответ первой группы
Дополнительный вопрос
Как талант Перикла помог ему?
3 группа Деятельность Перикла и его вклад в развитие города Афины. Приложение №4
1.Что делал Перикл для развития города? (стр.192)
2.А какие изменения в управление Афинами внес Перикл? ( п.2 стр. 193)
3. Какое это имело значение? ( п.2 стр. 193)
Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Кто был недоволен принятием такого закона и почему?







4 группа. Друзья Перикла Приложение №5
Имя
Чем прославились?
Чем помогали Периклу?

Анаксагор
Ученый
Учил Перикла

Софокл



Фидий



Геродот




Дополнительный вопрос от учителя или от других групп.
Как вы считаете, почему друзья помогали Периклу?



5 группа. Враги Перикла. Приложение №6
Прочитать стр. 195
Кто были враги Перикла?
Кого обвиняли враги Перикла

Имя
Обвинение?

Перикл
Стр.192

Анаксагор
Стр.195

Фидий
Стр. 195


Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Как поступал Перикл, если его друзей обвиняли? О чем говорят его действия?
Этапы: 1)объяснить задания по группам и его выполнение учениками в группе.
2)выступление с сообщениями представителей от групп, проверка по слайдам 18-22



Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.

Демос, Народное собрании.
Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами
Заполняют схему:


















Заполняют схему

Проверяют схему по ходу ответа учеников
Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов
Стратег руководил войском и флотом, переговоры с другими государствами.






Запись в тетрадь








Предполагаемые ответы:
1 группа
Характеристика Перикла: он был человеком спокойным, обладал выдержкой, целеустремлённый, неподкупный, бескорыстный, осторожный.


2 группа.
Хороший оратор- умел выступать перед гражданами, произносить речи.
Ответ на доп. вопрос. Когда его обвинили в растрате и отдали под суд, смог убедить граждан в целесообразности траты денег.

3 группа
1.В Афинах возводились храмы, портики, статуи
2.Впервые была введена плата за исполнение выборных должностей.
3. Должности могли занять и беднейшие граждане
Ответ на доп. вопрос. Знать, богатые, так как раньше только богатые могли позволить себе занимать эти должности, бедным надо было работать.



4 группа.
Имя
Чем прославились?
Чем помогали Периклу?

Анаксагор
Ученый
Учил Перикла

Софокл
Творец
«Антигоны»
Участвовал в морских походах

Фидий
Скульптор, архитектор
Строительство Акрополя

Геродот
Историк
Отправился в Италию, для основания колонии


Ответ на доп. вопрос. Заботились о развитии государства, ценили дружбу с Периклом
5 группа
Враги - знать
Обвиняли самого Перикла и его друзей:
Перикла в неумелой трате громадных денег, Анаксагора - не верил в бога, Фидия - утайка золота
Своих друзей не давал в обиду, даже если его враги пытались их оклеветать.


Познавательные УУД: осмысление прочитанной информации, выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.

Первичная проверка понимания
Игра "Да-нет” (Слайд 23-24) работа в группах
Проверка по слайду (слайд 25)
Приложение 7
Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)
Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)
Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)
Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

1
2
3

4
5
6

7
8
9

+
+
_

_
_
+

_
+
+


Познавательные УУД: выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке.
Регулятивные УУД: Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий.

Первичное закрепление
Давайте вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока
Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин

Плата за выборные должности
Выборные должности могли занимать все граждане.
Важнейшие вопросы решало народное собрание
Строительство храмов, портиков, скульптур
Познавательные УУД: Осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
обосновывать и доказывать своё мнение.
Коммуникативные УУД: Участвуют в коллективном обсуждении.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу.


Итог урока. Рефлексия.
Выставляются оценки и за проделанную работу на уроке
ПРИЕМ « РЕЗЮМЕ» (слайд26)
Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:
На уроке я узнал?
На уроке я познакомился?
Я понял, что?
Учитель: Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? Ребята, как вы считаете, стиль общения на нашем уроке можно назвать демократичным? Дайте краткое объяснение.

Группы подчитывают заработанные баллы.




Предполагаемый ответ:
Перикл.
Я узнал о развитии демократии при Перикле.
Я познакомился с Периклом
Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета.
Ученики отвечают.
Познавательные УУД: выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: Позитивно относиться к процессу общения.

Регулятивные УУД Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий.

Домашнее задание.
П.40 вопросы и задания стр. 194
По желанию, подготовить сообщение о друзьях Перикла
Записывают в дневниках

Познавательные УУД: выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: ориентироваться в информационном потоке.
Регулятивные УУД определение последовательности действий при выполнении заданий

Орг. окончание урока
Орг. окончание урока
Орг. окончание урока



Приложение 2
Группа 1. Характеристика Перикла
Познакомьтесь с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дайте характеристику личности Перикла.
Приём «Инсерт, или условные значки» (работая с текстом документа, учащиеся делают пометки над словами, которые можно отнести к характеристике Перикла)
Слайд № 3 «Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан».
Приложение 3.Группа 2. Дополнить ответ первой группы. Прочитать учебник стр. 192.О каких качествах Перикла говорит этот отрывок.

Приложение 4. 3 группа. Прочитать учебник стр. 193-194 и заполнить таблицу.
Друзья Перикла
Имя
Чем прославились?
Чем помогали Периклу?

Анаксагор
Ученый
Учитель Перикла

Софокл



Фидий



Геродот




Приложение 5. 4 группа. Враги Перикла.
Прочитать стр. 195
Кто были враги Перикла?

Кого обвиняли враги Перикла
Имя
Обвинение














Приложение 6. 5 группа Деятельность Перикла и его вклад в развитие города Афины
- Что делал Перикл для развития города? (стр.192)
А какие изменения в управление Афинами внес Перикл? Какое это имело значение? (п.2 стр. 193)
Приложение 7. Игра "Да-нет”
Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)
Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)
Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)
Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Народное собрание – высшеий орган власти, выражавший волю народа

Мужчины, с 20 лет (граждане)13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415)

2-3 раза в месяц

Пникс-пологий холм, в зап.части города

10 стратегов (срок год) и первого стратега (поднятием рук)



Root Entry