Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Афинская демократия при Перикле
Технологическая карта урока: АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ, 5 КЛАСС.Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Тема: Афинская демократия при Перикле
Цели Первичное усвоение новых предметных знаний:
- усвоение учащимися достижений античной демократии в период правления Перикла.
-формирование умений работать с текстом и документами, формулировать выводы.
Задачи Образовательные: познакомить учащихся с особенностями управления государством при Перикле,
- с функциями народного собрания,
-с деятельностью Перикла, его друзей и врагов.
Развивающие: учить определять познавательную цель урока, планировать учебную деятельность на уроке, оценивать качество усвоения материала, развивать логическое мышление (выделять главное, сравнивать, описывать явления и предметы), развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательные: формировать уважительное отношение к личности античного политического деятеля, к его заслугам в укреплении власти народа, а также возвышении Афин.
УУД ЛичностныеУУД: формировать понимание ценности демократии для античного и современного общества; помочь учащимся сформировать собственное отношение к .древнегреческим деятелям, способствовать развитию личностных качеств политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс.
Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять учебную задачу урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала
Коммуникативные УУД: развивать у учащихся умения ориентироваться в информационном потоке, полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные УУД: осмысливать услышанную и прочитанную информацию, выделять необходимую информацию, выбирать критерии для сравнения
Планируемые результаты Предметные: знать сущность афинской демократии в 5 веке до н.э., как проходили выборы на общественные должности в Афинах.выяснить полномочия и роль народного собрания. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор ,Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Сравнивать управление в Афинах с управлением в Египте.
Личностные. осознавать значение достижений древнегреческой демократии и функций народного собрания, воспринять демократические ценности и идеалы, качества личности политика и его соратников.Метапредметные: применять полученные знания в обсуждении вопросов о деятелях государства и формах правления.
Основные понятия Народное собрание и его функции, стратег - выборная должность, закон.
Демократия, расцвет демократии. Ораторский талант.
Деспотия.
Межпредметные связи Применять полученные знания на других предметах, например, обществознании.
Ресурсы:
основные
дополнительные Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер. И.С. Свенцицкая
« История Древнего мира».
Рабочая тетрадь к учебнику, автор Г.И. Годер.
Репродукции. Презентации. Исторический документ.
Формы урока фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология Технология развивающего обучения. Технология проблемно-диалогического обучения.
Дидактическая структураурока Деятельность учеников Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Время: 5 минут.
Основные этапы:
1. Приветствие.
2. Постановка
задания.
Прием актуализации знаний.
3. Ответы учащихся.
4. Определение цели урока и последовательности учебных действий на уроке. 1.Определяют цели урока: «Что изменилось в управлении государством при Перикле. Кто больше внёс вклад в развитие демократии? Будем узнавать, какое значение имеют эти достижения для современного общества,
2. Планирование учебных действий на уроке. Создание проблемной ситуации учителем: Автор учебника утверждает, что во времена Перикла в Афинах была очень развита демократия.
А я думаю, что это несправедливо, может быть при Солоне народ имел больше возможностей выражать свою волю?
Так что же нам предстоит выяснить по новой теме? Задание. (Прием актуализации знаний.Фронтально) «Напомните,
1)что такое демократия,
2)кто заложил её основы в Афинах,
3)какие преобразования осуществил Солон.
Звучат ответы учащихся.
4) о каких других формах правления вы знаете, например, в Египте? Звучат ответы.
Постановка учебной задачи; Задание учащимися:
Основ демократии при Солоне, когда он правил. Преобразования Солона о долговых камнях и отмене долгового рабства, о судьях. Вспомнить правление фараонов - деспотию в Египте Познавательные УУД: отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез.Коммуникативные УУД: умение вести диалог.
Регулятивные УУД:
формулирование проблемы (цели урока), планирование деятельности на уроке.
Проверка домашнего задания
Время:2 мин.
Изучение нового материала Домашняя таблица в тетради «Направления культуры и достижения Древней Греции» Учитель; Какие были трудности при подготовки домашнего задания?. Индивидуальная работа или собрать тетради на проверку. Время:20 мин
Этапы:
1.Чем занималось народное собрание?
1 этап
1.Читают текст-первый пункт нового параграфа , отвечают на вопрос: Чем занималось народное собрание в Афинах?
Заполняют схему: Функции народного собрания.
Выдвижение гипотез и их обоснование
1этап
Учитель чертит на доске таблицу-схему с просьбой заполнить пустые клеточки.
1этап
Приготовиться
воспроизвести функции народного собрания по записям в тетради, дополнить или исправить при взаимооцениванииКогда Перикл был избран стратегом Каким способом шло голосование? 1этап
Функции
Народного собрания: выбирало стратега, принимало законы, объявляло войну, утверждало мирные договоры, распоряжалось казной.
Перикл выбирался 15 раз,начиная с443г. до н.э. путём поднятия рук
I этап. Познавательные УУД: осмысление прочитаннойинформации, выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
2. Поставить
вопросы к иллюстрации в учебнике:
Определяют, кто мог участвовать в собрании 2.Учитель зачитывает вопросы к иллюстрации 2.С помощью рисунка вспомнить, кто мог присутствовать на собрании?
Могли участвовать в голосовании на выборах любые граждане и предлагать законы? 2 .Мужчины граждане с20 лет могли голосовать.
2.Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательно
сти действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
Логические
УУД: анализ объектов. Выбор оснований и Выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательно
сти действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
ЛогическиеУУД: анализ объектов. Выбор оснований и выдвижение гипотез и обоснование.
2 этап.
За государственную службу платили деньги из казны
2 этап.
версии выдвигаются и проверяются с помощью пункта 2.
2 этап.
Что бы должности были доступны всем и бедные тоже могли заняться управлением государством, что вы можете предложить 2этап.
Учитель предлагает прочитать пункт 2 и проверить версии.
2этап.
Введена оплата за государственную службу, по предложению Перикла. А раньше не платили . просто
тянули жребий, бедные уклонялись от службы, так как нужны были средства для семьи.
3 этап.
Перикл, его друзья и враги.
3 этап.
По рассказу учителя определяют имена друзей, какие они должности занимали. Как к ним относился Перикл? Как вели себя враги из знати? 3этап.
Показ небольшой презентации или рассказ материала п. 3 и чтение учениками документа «Афинский мудрец Сократ»
3 этап.
Составляют список имён , поясняя, кем были эти люди .
3 этап.
Анаксагор-учёный, Софокл-автор «Антигоны» Аспасия-самая образованная женщина Эллады, Фидий-скульптор Геродот-учёный, Сократ-мудрец. Своих друзей не давал в обиду, даже если его враги пытались их оклеветать. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
Закрепление нового материала
Время:5 мин.Этапы: Варианты закрепления материала: Что общего было у двух деятелей; у Солона и Перикла? Выражение решения проблемы и применение нового знания. Учитель даёт задание на сравнение и закрепление знаний Составьте 3 предложения о Перикле и Солоне, которые могут их объединить в одну группу. 1.На должность правителя были избраны .2.Их реформы связаны с демократией3. У них были как друзья так и враги. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.КоммуникативныеУУД: уметь полно и точно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
анализировать, выделять признаки существенные и нетКонтроль
Время:
3 мин.+ 5 мин.Этапы: 1)объяснить задания по группам и его выполнение учениками в группе.
2)выступление с сообщениями представителей от групп Вспоминают: Какие реформы помогли развитию демократии при Перикле
,а для нашего времени они тоже необходимы? Сравните с управлением в Древнем Египте, мог ли там поработать Перикл стратегом?
Применение новых знаний. Побуждающая беседа на воспроизводство полученных знаний
Учитель записывает вопросы на доске и предлагает обсудить их по группам и выступить с сообщением. Задание; Составьте 3 предложения, поясняющие, что при Перикле демократия развивалась
Учитель разбивает класс на три группы и объявляет задание каждой :1). Реформы, которые помогли развитию демократии при Перикле.
2). Для нашего времени и для нашего государства они подходят, что не подходит?
3) Мог ли Перикл поработать стратегом в Древнем Египте?
Ведь у него были отличные качества оратора и военачальника? Учитель должен проконтролировать, как ученики смогут обобщить и выделить нужную информацию, сообщить, что были следующие преобразования; Выбор стратега поднятием рук на 1 год на народном собрании, где присутствовали все граждане мужского пола с 20 лет.
Придумали тайное голосование, появилось право выбора.
За государственную службу платили деньги из казны.
В нашем государстве так ж есть голосование, платят деньги должностным лицам.
Зато голосуют с18 лет и женщины тоже имеют право голоса.
У нас нет народного собрания на площади.
6.В Египте правит фараон и власть передаёт сыну . Там нет у народа права выбора , фараона все бояться как божества. Там не демократия . а деспотия. Познавательные УУД: выделение необходимой информации.Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке.
Регулятивные УУД: выбор способа решения задания,определение последователь-ности действий при выполнении заданий,
Рефлексия
Время:
2 минуты.
Этапы:
1. Диалог по первому заданию.
2. Оценивание учащимися своей деятельности на уроке. Учащиеся выполняют задания.
По первому заданию – диалог.
По второму заданию - рисуют смайлики в тетради.
Постановка заданий рефлексивного характера
Задания.
1.Что вам понравилось сегодня на уроке?
2. Оцените свою работу на уроке свою активность и соседа по группе. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: выбор способа решения задания,
Домашнее задание. 3 мин. Параграф 40 и соответственно задания в рабочей тетради.
По желанию подготовить доклады спо мощью Детской энциклопедии, интернета о личностях на выбор; Перикл, его друзья. Солон. Познавательные УУД: выделение необходимой информации.Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке.
Регулятивные УУД: выбор способа решения задания,определение последователь-ности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.