Конспект урока по теме Афинская демократия в V веке (5 класс)

Афинская демократия в V в. до н.э.
(урок проблемного обучения)

Цель урока: расширить и дополнить представления школьников о демократическом устройстве; выяснить как управлялся афинский полис в V в. до н.э., какие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать в наше время.
Задачи урока:
- активизировать познавательную деятельности учащихся через выполнение ряда заданий;
- формировать умения самостоятельно оценивать ответы одноклассников;
- развивать умения сравнивать, находить общее и отличительные черты, делать выводы;
- вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Основные понятия: демократия, гласность, оратор, демагог, остракизм.

План урока
Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос), постановка учебной задачи (главной проблемы урока),
Изучение нового материала по плану (самостоятельная работа учащихся с учебником и составление схемы; заполнение сравнительной таблицы в ходе изложения нового материала учителем):
Афины V в. до н.э. – демократический полис.
Народное собрание (экклесия).
Остракизм и народный суд (гелиэя) в Афинах в V в. до н.э.
Закрепление изученного материала (блиц-опрос).
Домашнее задание: § 40, вопросы


Ход урока

У нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в
самых разнообразных сторонах жизни.
Из речи Перикла об Афинах,
произнесенной в 431 г. до н.э.

Учитель: Сегодня нам предстоит выяснить как в V в. до н.э. управлялись Афины – один из самых известных и могущественных греческих полисов того времени. Мы побываем на афинском Народном собрании и суде, познакомимся с человеком, укрепившем афинскую демократию.
Данная тема несомненно актуальна. Современное слово демократия («демос» - народ, «кратос» - правление) пришло к нам из языка древних эллинов. Многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.
Определение проблемного задания: выделить основные принципы демократии, не утратившие значение и в наши дни, а также выявить отрицательные черты афинской демократии.
Результатом работы явится заполненная таблица «Принципы демократии в Афинах и современной России».

I э т а п
Учитель: прежде чем вести разговор о событиях V в. до н.э., давайте
вспомним имя выдающегося афинянина, изменившего общественную жизнь в Афинах в нач. VI в. до н.э. (Солон, 594 г. до н.э. избран архонтом)
Что изменилось в управлении Афинами, когда Солон был архонтом? (принятие новых законов: отмена долгового рабства; решение важных государственных дел Народным собранием; учреждение народного суда).
Вывод: законы Солона заложили основы демократии (VI в. до н.э.)

II э т а п
Учитель: Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса. Главными государственными органами стали Народное всобрание – экклесия и Народный суд – гелиэя.
Итак, верховным органом власти в V в. до н.э. стало Народное собрание.
Кто мог участвовать в экклесии? (граждане с 20 лет)
Кого в Афинах считали гражданами? (коренных жителей)

Учитель: собрание собиралось 3 – 4 раза в месяц. В древние времена сбор проходил на городской площади – агоре, в V в. до н.э. – на холме Пникс или в театре.
Полноправных афинских граждан было 30 тыс., но на Пниксе собирались обычно 5 – 6 тыс. чел. В основном это были горожане и крестьяне, жившие неподалеку от Афин. Жители отдаленных поселков посещали город только по самым важным делам.
Выступать могли все желающие, свобода слова была полная. Тот, кто брал слово – выступал – надевал себе на голову венок.

Работа с иллюстрацией (учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин и др.)
Кого вы видите на ступенях? (Оратор – объяснение на стр.183, выписать в тетради).
Предположите, кого выводят с собрания стражник? (метека)
какой момент изобразил художник на картине? (принятие решения)

Учитель: Так какие же решения принимались Народным собранием? (Работа иллюстрацией в учебнике. Ученики заполняют схему)


Народное собрание
(экклесия)


Выбирало Объявляло войну Принимало Распоряжалось
стратегов и утверждало законы казной и утвер-
(10 чел е/г) мирные договоры ждало расходы
должностных лиц
- командовали войсками
- руководили гос. Делами
- отвечали за свои действия, смотрители рынка,
потраченные деньги перед начальник тюрьмы,
Народным собранием судьи, сборщик
пошлины...
(плата за должности)
Дополнение учителя (о демагогах): Все руководители Афинского государства добивались расположения народа. Но среди них были честные люди, которые стремились принести пользу государству, так и люди – лживые. Это народные угодники – Демагоги.
Они, выступая в собрании давали лживые обещания народу с целью получения власти с помощью взяток и утайки казенных денег.

Вывод: (Какова роль демоса участвовавшего в народном собрании?) В Народном собрании демос принимал законы выбирал своих начальников, занимавших различные посты (должности). В этом и выражалось народоправие, что народ сам решал по каким правилам ему жить и кому подчиняться.
Народ мог решить любой вопрос по своему усмотрению – выше его власти не было. Все кто участвовал в управлении государством по окончании срока (через 1 год) должны были отчитаться о своей деятельности.

III э т а п
Учитель: Правители Афин, занимавшие государственные должности, побаивались народа. Демос мог использовать против них «суд черепков» - остракизм, происходивший в Народном собрании.
Раз в год председатель Народного собрания обращался к демосу с вопросом: нет ли по мнению граждан в Афинах человека, угрожавшего народовластию? Каждый афинянин мог написать на черепке – остраконе имя любого подозрительного ему гражданина. Чьё имя повторялось на 5 тыс. черепках, тот человек должен был уйти на 10 лет в изгнание.
Афинский народ боялся, что появится жестокий правитель, поэтому с подозрением относился ко всем выдающимся людям. Самые знаменитые афиняне становились жертвами остракизма. Среди них – Аристид (справедливый и честный человек).

Об Аристиде. Рассказывают, что во время голосования один неграмотный крестьянин, не умея написать на черепке его имя, обратился за помощью к самому Аристиду, не зная его в лицо.
«Чем обидел тебя Аристид?» - спросил тот.
«Ничем» - ответил крестьянин, но мне надоело слышать на каждом шагу справедливый да справедливый.
Аристид вздохнул, молча написал своё имя и отдал черепок.

Подвергнутые суду черепков не могли оспорить приговор народа, представить доказательства своей невиновности.

Вопрос учащимся: Как вы считаете здесь можно говорить о равенстве прав обвиняемых и обвиняющих? Чьи права ущемлены?
Цель остракизма – ущемление в правах.

Вывод: Остракизм противоречил основным принципам античной демократии (в частности принципу равенства прав обвиняемых и обвиняющих).

Учитель: остракизм не был настоящим судом. С помощью черепков граждане не выносили приговор, а только выражали своё недоверие.
Настоящие судебные дела разбирал Народный суд – гелиэя.

Работа с учебником. Найти ответы на вопросы:
Кто мог участвовать в Народном суде? (граждане с 30 лет, судьи выбирались на 1 год)
Как проходили судебные разбирательства? (Все кто желал, мог выступить, голосовали тайно, жребий)

В судах могли выступать только граждане. Афинский суд выбирался в количестве 6 тыс. человек. Они делились на судебные комиссии по 500 чел. (Стремление сделать суд справедливым). С 461 г. до н.э. – оплата присяжных.
Так как не было юристов граждане сами вели свои дела. Если обвинения были выдвинуты против метека, он просил гражданина говорить от его имени.
Гелиэя налагала суровые наказания вплоть до смертной казни. Особенно жестоко относились судьи к гражданам, обвиненных в заговорах против демократии.
Иногда решения были несправедливыми. Так суд погубил марафонского героя Мильтиада. (Во главе войска для завоевания остова Парос в 489 г. до н.э. в Эгейском море. Но неудачно обвинили в предательстве штраф и тюрьма, где умер от ран после Марафонской битвы)

Вывод: Народ (граждане) принимали участие, как в Народном собрании, так и в народном суде, был полновластным хозяином Афинского государства.

Вопросы к учащимся:
Было ли, на ваш взгляд, управление Афинами справедливым? Почему?
Можно ли считать Афинское государство образцовым? Что в нем вам не нравится?

Учитель: До сих пор порядки в Афинах служат образцом подлинного демократического устройства. Во всех современных государствах демократия является властью представителей народа. Афинская демократия была прямой властью народа.

Проверка выполнения проблемного задания.

«Принципы демократии в Афинах и современной России»

Афины в V в. до н.э.
Россия

Недостатки
Достоинства


Распространение демократии только на свободных граждан.






Демагогия
Остракизм (ущемление прав обвиняемых)
Несправедливые решения суда
Участие всех граждан в решении государственных вопросов (с 20 лет)






Свобода слова
Выборность и отчетность должностных лиц
Равенство всех перед законом.



Контроль за соблюдением законов (Народное собрание)
Основное проявление демократии – Конституция (Осн. Закон гос-ва). Здесь закреплены права и свободы граждан; государственное устройство; символы государственной власти и др.).
Принята Конституция всенародным голосованием. Избран президент.
Равенство всех перед законом
Контроль за соблюдением законов.

Решения и законы принимаются избранными населением представителями (депутаты, члены парламента). Право голоса с 18 лет.
Выборность и отчетность должностных лиц.

Свобода слова


Прямая демократия Представительная демократия


Управление Афинским государством в V в. до н.э.


Народное собрание Совет 500
(по жребию с 30 лет – 1 год)


Народный суд
(по жребию с 30 лет – 1 год)

Народное собрание могло одобрить, изменить, отклонить законопроект Совета 500.
Функции Совета 500:
Сбор и расходование денег.
Содержание флота.
Строительство государственных зданий.
Составление проектов решений, которые выносились на Народном Собрании.


Органы государственной власти и управления
Российской Федерации

Президент

Федеральное Собрание


Совет Федерации Государственная Дума


Правительство РФ Судебная власть


Тест:
Демократия достигла наивысшего расцвета при:
а) Мильтиаде; б) Солоне; в) Перикле.
Верховная власть в Афинах принадлежала:
а) стратегам; б) Народному Собранию; в) Совету 500.
В V в. до н.э. граждане – бедняки добивались права занимать:
а) все должности в государстве; б) только низшие должности;
в) только должности судей.
В Афинах человека, угрожающего народовластию:
а) казнили; б) подвергали остракизму; в) сажали в тюрьму.
В период расцвета демократических институтов был принят закон:
а) об отмене долгового рабства; б) о разделении граждан на разряды;
в) о введении платы за исполнение выборных должностей.
Что является лишним в ряду.
Законодателями в истории Греции были:
а) Дракон; б) Солон; в) Геродот; г) Перикл.
Согласны ли вы с данным утверждением?
В период расцвета демократии женщины получили право голоса в Народном Собрании (Да; Нет)








13PAGE 15


13PAGE 14415