Рабочая программа индивидуально- групповых занятий «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа индивидуально- групповых занятий «Подготовка к ГИА по русскому языку» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского.Выбор авторской программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа индивидуально- групповых занятий «Подготовка к ГИА по русскому языку» представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; содержание тем учебного предмета; календарно- тематический план; перечень учебно-методического и материально технического обеспечения.
Цель:
обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции обучающихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей;
повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков обучающихся;
обогащение грамматического строя речи обучающихся на основе синтаксической синонимии.
Общая характеристика учебного предмета
По своей специфике и социальной значимости язык – явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной жизни народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других учебных предметов. Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности обучающихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащает свой словарный запас, развивает дар слова. Ученик познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Данная программа призвана помочь обучающимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе изучения базового курса русского языка.
Содержание индивидуально- групповых занятий нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения
Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Девять заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ – сочинение на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему проверяет, прежде всего, следующие результаты освоения программы по русскому языку:
- усвоение основ знаний о русском языке;
- освоение базовых понятий лексикологии, грамматики;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- сформированность функциональной правописной грамотности;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения.
Это задание проверяет также коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.
Индивидуально-групповые занятия выполняют следующие функции:
• обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки обучающихся, формируют навыки исследовательской работы);
• диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
• развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
• стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
Методы работы предусматривают активное включение обучающихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля:
тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Место предмета учебном плане В соответствии с учебным планом индивидуально- групповые занятия «Подготовка к ГИА по русскому языку» входят в образовательную область «филология» и на их изучение в основной школе отводится 1 час в неделю. Общее количество учебных часов в 9 классе составляет 35 часов (35 учебных недель).
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны
уметь:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
виды чужой речи;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь; уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
Учебно- тематический план
№ Наименование темы Кол-во часов на изучение
1 Введение 2
2 Часть 1. Сжатое изложение 5
3 Чвсть 3 Сочинение 8
4 Часть 2 Тест 19
Итого 34
Содержание тем учебного предмета
Введение
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Часть 1 (сжатое изложение)
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста.
Выбор приемов сжатия.
Часть 3 (сочинение)
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания . Структура сочинения на лингвистическую тему. Тезис. Аргументация. Вывод.
Сочинение-рассуждение по тексту и на нравственную тему. Критерии оценивания.
Тезис, аргументация, вывод сочинения-рассуждения.
Часть 2 (тест)
Понимание текста. Целостность текста. Извлечение информации. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова. Выразительные средства. Лексика. Синонимы. Фразеологизмы. Антонимы. Словосочетание. Грамматическая основа предложения.
Обособленные члены предложения. Вводные слова, уточняющие конструкции. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения несколькими видами придаточных. Сложные предложения с разными видами связи.
Диагностическая работа в формате ГИА-2016Календарно- тематический план 9а класса
№
п/пТема занятия Тип урока
Дата
план факт
Введение 1 Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. лекция, практикум 02.09 2 Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к написанию работы лекция, практикум 09.09 Часть 1 3 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста. лекция, практикум 16.09 4 Задание С1. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. лекция, практикум 23.09 5 Задание С1. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. лекция, практикум 30.09 6 Задание С1. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. лекция, практикум 07.10 7 Задание С1. Выбор приемов сжатия. Практикум, изложение 14.10 Часть 3 8 Задание С3. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на выбранную тему Практикум 21.10 9 Учимся формулировать тезис Практикум 28.10 10 Учимся аргументировать. лекция, практикум 11.11 11 Учимся писать вывод Практикум 18.11 12 Сочинение-рассуждение по тексту и на нравственную тему. Критерии оценивания. лекция, практикум 25.11 13 Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Практикум 02.12 14 Учимся аргументировать. Практикум 09.12 15 Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Практикум 16.12 Часть 2 16 Понимание текста. Задание А1. Практикум 23.12 17 Целостность текста. Задание А2. Практикум 13.01 18 Извлечение информации. Задание А3. Практикум 20.01 19 Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание А4. Практикум 27.01 20 Лексическое значение слова. Задание А5. Практикум 03.02 21 Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова.. Задание А6. Практикум 10.02 22 Выразительные средства. Задание А7. Практикум 17.02 23 Лексика.Синонимы.Фразеологизмы. Антонимы.Задание В1. Практикум 24.02 24 Словосочетание. Задание В2. Практикум 02.03 25 Грамматическая основа предложения. Задание В3. Практикум 09.03 26 Обособленные члены предложения. Задание В4. Практикум 16.03 27 Вводные слова, уточняющие конструкции. Задание В5. Практикум 06.04 28 Сложное предложение. Виды сложных предложений. Задание В6. Практикум 13.04 29 Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7Практикум 20.04 30 Сложноподчиненные предложения несколькими видами придаточных. Задание В8. Практикум 27.04 31 Сложноподчиненные предложения несколькими видами придаточных. Задание В8.. Практикум 29.04 32 Сложные предложения с разными видами связи. Задание В9Практикум 04.05 33 Сложные предложения с разными видами связи. Задание В9Практикум 11.05 34 Итоговая работа в формате ГИА-2016 Практикум 18.05 35 Итоговая работа в формате ГИА-2016 Практикум 25.05 Календарно- тематический план 9б класса
№
п/пТема занятия Тип урока
Дата
план факт
Введение 1 Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. лекция, практикум 05.09 2 Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к написанию работы лекция, практикум 12.09 Часть 1 3 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста. лекция, практикум 19.09 4 Задание С1. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. лекция, практикум 26.09 5 Задание С1. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. лекция, практикум 03.10 6 Задание С1. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. лекция, практикум 10.10 7 Задание С1. Выбор приемов сжатия. Практикум, изложение 17.10 Часть 3 8 Задание С3. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на выбранную тему Практикум 24.10 9 Учимся формулировать тезис Практикум 31.10 10 Учимся аргументировать. лекция, практикум 14.11 11 Учимся писать вывод Практикум 21.11 12 Сочинение-рассуждение по тексту и на нравственную тему. Критерии оценивания. лекция, практикум 28.11 13 Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Практикум 05.12 14 Учимся аргументировать. Практикум 12.12 15 Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Практикум 19.12 Часть 2 16 Понимание текста. Задание А1. Практикум 26.12 17 Целостность текста. Задание А2. Практикум 16.01 18 Извлечение информации. Задание А3. Практикум 23.01 19 Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание А4. Практикум 30.01 20 Лексическое значение слова. Задание А5. Практикум 06.02 21 Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова.. Задание А6. Практикум 13.02 22 Выразительные средства. Задание А7. Практикум 20.02 23 Лексика.Синонимы.Фразеологизмы. Антонимы.Задание В1. Практикум 27.02 24 Словосочетание. Задание В2. Практикум 05.03 25 Грамматическая основа предложения. Задание В3. Практикум 12.03 26 Обособленные члены предложения. Задание В4. Практикум 19.03 27 Вводные слова, уточняющие конструкции. Задание В5. Практикум 02.04 28 Сложное предложение. Виды сложных предложений. Задание В6. Практикум 09.04 29 Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7Практикум 16.04 30 Сложноподчиненные предложения несколькими видами придаточных. Задание В8. Практикум 23.04 31 Сложноподчиненные предложения несколькими видами придаточных. Задание В8.. Практикум 30.04 32 Сложные предложения с разными видами связи. Задание В9Практикум 07.05 33 Сложные предложения с разными видами связи. Задание В9Практикум 14.05 34 Итоговая работа в формате ГИА-2016 Практикум 21.05 35 Итоговая работа в формате ГИА-2016 Практикум 28.05 Перечень учебно- методического и материально- технического обеспечения
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство «Национальное образование»
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Васильевых И. П.. Гостева Ю. Н.. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: ГИА - 2013. 30 вариантов. Издательство «Экзамен». -2015 .
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ Все виды словарей.