Конспект урока по русскому языку «Типы речи: повествование»
Технологическая карта урока русского языка
Информация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ
Класс: 5в, количество учащихся – 24 человека (16 девочек и 8 мальчиков), класс с углублённым изучением русского языка; по итогам II четверти в классе 3 отличницы и 16 ударников.
Учитель : Ахмадуллина Фирдания Ильгизаровна, учитель высший кв. категории
Тема : Типы речи
Второе занятие в системе уроков развития речи по теме «Типы монологической речи: повествование, описание, рассуждение».
Цель: углубить знания о типе текста повествовании: узнать признаки таких текстов, научиться отличать от других, развивать собственную речь.
Задачи:
- развивать умение учащихся работать в группе;
- развивать творческие и коммуникативные способности ребят;
- развивать речь уч-ся.
Вид занятия: урок – изучение нового материала.
Подготовка, оформление и оборудование:
- произвольное деление ребят на 3 группы;
- записи на доске (тема, опорный конспект урока);
- раздаточный дидактический материал для детей по группам.
Ход урока
№
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Оргмомент
Приветствует детей, проверяет готовность к занятию
Настраиваются на активную работу
2
Актуализация знаний
При помощи системы вопросов вводит в тему, вызывает интерес
Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, формулируют цель урока
3
Аналитическая работа с притчей «Три калача и баранка» Л.Н. Толстого
Задаёт вопросы, помогает формулировать выводы, делает опорные записи по теме урока на доске
выразительно читают текст, отвечают на вопросы, формулируют выводы, делают опорный конспект урока
4
Составление рассказов – повествований по сюжетным картинкам на основе русских народных сказок
Предлагает составить текст – повествование, вспомнив по сюжетным картинкам русские народные сказки
Работа в группах: вспоминают сюжеты сказок, готовятся рассказать одну по картинкам, рассказывают, делают вывод о возможности «раскадровки» повествования
5
Сочинение-миниатюра рассказа-повествования по сюжетным картинкам
Предлагает раздаточный материал (сюжетные картинки нескольких рассказов), ставит задачу: распределить картинки в определённой последовательности, наклеить на бумагу, написать по ним рассказ повествование из 10 предложений
Работа в парах:
Строят из картинок последовательность действий рассказа-повествования, наклеивают, сочиняют рассказ
6
Выступление пар детей с получившимися рассказами
Организует слушание и анализ текстов рассказов
Представляют свои работы, анализируют работы товарищей
7
Итог урока, рефлексия
Задаёт вопросы, подводит детей к выводу по уроку, задаёт дом. задание
Делают вывод по уроку, выбирают дом. задание
Конспект урока «Типы речи: повествование»
Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы продолжим изучать нашу речь, следить за законами её употребления и, конечно, продолжим работу над собственной речью.
- Какие формы речи вы знаете? (устная и письменная)
- Какие виды речи вы знаете? (диалог и монолог)
- Что такое монолог? (речь одного человека)
- Какие типы монологической речи вы знаете?
Возвратимся к опорной схеме прошлого урока:
Повествование __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __действия, события
(что произошло?)
Содержание
речи
Описание __ __ __ __ (о чём мы __ __ __ __признаки
говорим) (Какой?)
Рассуждение __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __причины, доказательства,
выводы (Почему?)
Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим тип речи – повествование
- Какова будет цель нашего урока? (углубить знания о повествовании: узнать признаки таких текстов, научиться отличать их от других типов речи, попробовать самим составлять тексты-повествования)
- Обратимся к повествовательному тексту. Давайте познакомимся с притчей или шутливой сказкой Л.Н.Толстого «Три калача и баранка» (выразительно читает учитель:
Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть.
Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне надо было съесть сначала одну баранку.)
- Почему я назвала этот текст повествованием? ( п.ч. рассказывается о событии – как мужик утолял голод - и перечисляются действия мужика)
- Известно, что любой повествовательный текст отвечает на вопросы: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Давайте попробуем ответить на эти вопросы по тексту сказки Толстого
(запись на доске и в тетрадях:
Содержание повествования:
Кто? Один мужик
Что делает? Утоляет голод
Где? На базаре
Когда? Днём
Как? Сначала, потом, затем)
- Подчеркните, пожалуйста, в тексте глаголы – действия мужика.
- Как развиваются действия? (действия развиваются последовательно, одно за другим, и обязательно завершаются)
(Запись на доске и в тетрадях:
Последовательность действий:
Начало ------- развитие --------- конец
- Исходя из такой последовательности действий, можно выделить части нашего текста повествования:
Части текста – повествования:
Вступление ------- основная часть ---------- заключение)
- Посмотрите, как начат текст у Толстого? Задача любого рассказчика состоит в том, чтобы быстро ввести слушателя в суть дела. Начало – это вход, который не должен быть загромождён ничем лишним, оно должно заинтересовывать:
Одному мужику захотелось есть.
И что же? – спрашиваем мы себя.
- Прочитайте последнее предложение, которое говорит о действиях мужика. (Стал сыт)
- Но нам интересен такой вывод?( Скучно) Тогда автор приводит нам мысли мужика, в которых звучит смешной вывод, который он сделал из этой истории. Следовательно, заключением может быть не только последнее действие героя, но и вывод из этих действий.
- У каждого текста есть заглавие. Что отражено в заглавии сказки: тема или идея? (идея)
- Итак, анализируя сказку Толстого, что мы узнали о повествовании?
(1. Что повествование отвечает на определённые вопросы
2. Что повествование состоит из частей, в которых отражается последовательность действий героя
3. Что у такого текста есть или может быть заглавие)
- А сейчас давайте попробуем вспомнить родное, знакомое всем вам, но, может быть, забытое – русские народные сказки. Восстановите текст сказок по сюжетным картинкам. (Каждой группе предлагается набор картинок по одной из сказок: «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Репка»)
Выступления детей, доказательство принадлежности этих текстов к повествованию
- Почему художник, изображая эти сказки, не обошёлся одним рисунком, а сделал к каждой сказке несколько «кадров»? (п.ч. нельзя последовательность действий изобразить на одном кадре, чтобы изобразить текст – повествование, нужно несколько кадров)
- Одна из целей нашего урока - работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому. Каждой паре предлагается из разрозненных сюжетных картинок написать текст – повествование из 10 предложений на определённую тему. Рассказы должны быть озаглавлены и представлены в классе после 5-7 минут работы)
(представлены рассказы:
«День рождения»
«Пчёлы»
«Спасли ежа»
«Шишка»
«Благодарность»
«Цыплята и одуванчики»
«Иголки»
«Щенок нашёл друзей»
«Помогли птицам»
«День рождения цыплёнка»
«Скворцы прилетели»)
- Подведём итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Что вы сегодня узнали нового? Что вам особенно понравилось.
- Выберете для себя домашнее задание, выполняя которое, вы продолжите работу над темой сегодняшнего урока:
Упр 176, 177 – анализ готового текста «Плохо»
Упр 179 – составление рассказа по предложенному сюжету.
15