Технологическая карта урока по развитию речи Глаза- орган зрения.
КОУ ВО « Бутурлиновская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ»
Подготовила
учитель начальных классов
Бедная Л.В.
Технологическая карта урока по развитию речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема урока: Охрана здоровья. Глаза - орган зрения.(3класс, Е.Д.Худенко, И.А.Терехова)
Целевая установка урока: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Предметные результаты: продолжить формирование системы знаний об охране своего здоровья, в частности охране органов зрения.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить перед собой задачи.
Личностные результаты: формирование познавательных интереса и мотивов, направленных на сохранение здоровья; личностных представлений о ценности и значимости сохранения зрения.
Приобретаемые навыки: в ходе урока учащиеся приобретают коммуникативные навыки, активизируется мыслительная деятельность, формируются навыки делать правильный выбор в разной ситуации.
Особенности роли учителя: учитель готовит вопросы, задания, презентацию, наглядный материал, что способствует успешному усвоению изучаемого материала .
Средства обучения: презентация, диск с музыкой Э.Грига « Утро», плакат «Строение глаза», картинки для игры «Да и нет», макеты овощей и фруктов, маршрутные листы для учащихся, конверты с предметами ( раздаточный материал).
Название этапа
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УДД
Оргмомент
0,5
мин
(На фоне музыки Э.Г рига «Утро»).
-Ребята, посмотрите. какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга .СЛАЙД 2
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй,
вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Создание атмосферы психологического комфорта.
Рисуют руками круг.
Руки вверх, помахать кистями.
Помахать кистями рук перед лицом.
Поднять руки вверх и помахать ими.
самоопределение (Л)
Мотивация
0,5 мин
-Прочтите надпись. СЛАЙД 3
-Подумайте , что значит «познать самого себя»?
Процесс познания самого себя длится всю жизнь. Познавать себя - значит совершать маленькие открытия. Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами станем исследователями . Кто такие «исследователи» ?
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
4 мин
-Давайте назовем органы чувств человека, разгадав загадки.
СЛАЙД 4
1.Вот гора, а у горы-
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
- Что это?
2.Плосконькая дырочка:
По краям обшивочка,
А в середине дырочка.
-Что это?
3.Первым пробовать привык
Угощенья все
- Что это?
4.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это
- А теперь давайте поиграем. (Дидактическая игра «Составь предложение»)
По мере отгадывания загадок к доске прикрепляют карточки со словами: нос, уши,
язык, кожа.
На доске слова с названиями органов чувств, дети составляют предложения:
Нос–орган обоняния.
Ухо- орган слуха.
Язык- орган вкуса.
Кожа-орган осязания.
анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация (П); выполнение пробного учебного действия (Р)
Целеполагание
3 мин
-Разгадав , что зашифровано в ребусе вы узнаете тему урока. СЛАЙД 5
Сегодня на уроке мы будем говорить про глаза.
Запишите тему урока в ваших путевых листках:
Глаза- орган зрения. СЛАЙД 6
- Как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить сегодня на уроке? СЛАЙД 7
- Узнаем, какую роль играют глаза в жизни человека.
-Познакомимся со строением глаза.
-Выясним, что для глаз хорошо, а что плохо.
-А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
-Что мы будем исследовать?
Расшифровывают ребус.
Записывают тему урока в путевых листках.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы учителя.
постановка и формулирование проблемы (П);
установление причинно-следственных связей (П)
Освоение нового содержания и способов действий.
-Ребята, приготовьтесь сейчас к активному запоминанию. В этом нам поможет « Шапка для размышлений». Наденьте шапку. СЛАЙД 8
1.Коллективная работа.
-Закройте глаза. Что я держу в руках?
( Учитель держит книгу в руках.)
-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?
Вывод: Благодаря глазам мы видим и различаем предметы.
2. Работа в парах.
- Будем продолжать наши исследования . (На каждом столе предметы для исследования.)
- Откройте конверт №1. (В конверте круги одинакового размера, но разного цвета.)
- Что общего и в чем различие предметов? Обсудите это в парах.
-Что помогло вам найти различия?
Вывод: Глазами мы видим различные цвета.
-Откройте конверт №2. (В конверте квадраты разного размера.)
- Какие фигуры вы видите?
-Разделите их на группы.
-На какие группы разделили квадраты?
- Что помогло вам разделить их на группы?
Вывод: глазами мы различаем величину предметов.
-Откройте конверт №3. (В конверте геометрические фигуры различной формы.)
- Разложите геометрические фигуры по группам.
- На какие группы разделили фигуры?
- Что помогло вам разделить их на группы?
Вывод: Глазами мы различаем форму предметов.
3.Коллективная работа.
- Заройте глаза. Что я сейчас делаю? (учитель движется по классу.)
-А как узнать? Какой вывод можно сделать?
Вывод: С помощью глаз мы видим , движется предмет или он неподвижен.
-Что находится ближе к вам учительский стол или доска?
-Как определили? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Глазами мы определяем, далеко или близко находятся предметы.
-Для чего еще нужны глаза?
4.Эксперимент.
(Ребенку завязывают глаза.)
-Как вы думаете, кому было легче пройти?
Почему?
( На доске выставляются карточки-опоры.)
-Давайте повторим еще раз, для чего человеку нужно зрение. СЛАЙДЫ 9-12
- Дети, а как вы думаете, зачем человеку нужны 2 глаза, можно ведь видеть и одним? Проверим?
Опыт.
- Закроем ладошкой один глаз, а другим посмотрим. А теперь откройте оба глаза. Как видеть лучше?
Вывод: Благодаря наличию двух симметрично расположенных глаз, мы воспринимаем окружающий мир объемным , а не плоским, как на фотопленке.
-- Глаза есть не только у человека, но и у животных: зверей, птиц, рыб, насекомых. Глаза у всех разные. СЛАЙД 13
- Кошки, как и любые хищники, ведущие ночной образ жизни, хорошо видят в темное время суток.
Лягушки замечают только движущиеся предметы. Неподвижного червяка или насекомого они не видят и могут умереть с голоду среди обилия пищи, если пища не шевелится.
Коршун с огромной высоты способен заметить мышь, бегущую по земле.
СЛАЙД 14.
- А сейчас мы узнаем, как же устроен глаз. (Картинка на доске.)
-Форма глаза круглая, как яблоко ,поэтому и говорят «глазное яблоко».
-Черный кружок в центре глаза- это зрачок, он регулирует количество света. Через это маленькое окошечко мы смотрим в большой мир.
-Цветное кольцо вокруг зрачка - радужная оболочка. От нее зависит цвет глаз.
-Еще раз повторите, что это?
-От радужной оболочки зависит цвет глаз: коричневый, серый, голубой, зеленый. У каждого человека свой цвет глаз.
- Повернитесь лицом своему соседу, посмотрите, какие красивые у него глаза. Глаза у каждого человека единственные, такие, каких больше нет ни у кого.
-Какие глаза у вашего соседа?
СЛАЙД 15
-А теперь давайте поиграем. Как мы можем назвать человека, если у него глаза?
-Если у человека карие глаза, то говорят, что человек
-Молодцы! Продолжаем дальше. СЛАЙД 16
-У глаз есть свои защитники. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
Закройте на минутку глазки и представьте, что наступила поздняя осень, дует сильный, холодный ветер, летят последние листочки, поднимается пыль. ( Запись с шумом ветра).
-Что же защищает наши глаза от ветра и пыли?
Как называются эти части глаза?
-Это веко верхнее и нижнее. Веки защищают глаза от соринок. Моргание век защищает глаза от высыхания. Если же в опасной близости от глаз появится какой-нибудь предмет- веки захлопнутся раньше, чем мы успеем об этом подумать. Веки защищают глаза от ветра, яркого света и пыли.
- А зачем человеку слезы?
-Как вы думаете, для чего закрываются веки, когда мы засыпаем?
-На верхнем и нижнем веке расположены ресницы. А зачем нужны ресницы?
-Зачем человеку брови?
-Еще раз назовите «защитников глаз».
СЛАЙД 17
-Но чтобы сохранить лаза и зрение, этой защиты недостаточно. Нужно делать гимнастику для глаз.
«Бабочка».
Сильно зажмурить лаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.
«Сова».
Сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть.
«Муха».
Представьте, что по ласу летает муха. Я буду называть направление, а вы лазами будете показывать, где сидит муха.
«Птичка».
Птичка села на указательный палец, а потом улетела вдаль. Посмотреть на указательный палец перед собой, затем вдаль.
СЛАЙД 18
Игра «Зоркий глаз».
-Ребята, внимательно посмотрите на рисунки, художник очень торопился и не успел дорисовать части глаза. Определите, что не успел дорисовать художник на каждом лице?
-Не только природа, но и сам человек должен заботиться о здоровье своих глаз. Послушайте стихотворение ,оно так и называется «Береги свои глаза»:
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице.
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай,
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть-
Упрекать не стану.
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко.
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
- Мы с вами прослушали стихотворение. Давайте еще раз уточним правила бережного отношения к зрению. СЛАЙД 19
- Чтобы сохранить зрение и не носить очки, необходимо кушать овощи и фрукты. Во многих овощах и фруктах содержится витамин А, который полезен для глаз. СЛАЙД 20-21
- А теперь давайте поиграем. Перед вами на блюде фрукты и овощи. Выберите из них те, в которых много витамина А и которые наиболее полезны для глаз.
СЛАЙД 22-23
-Мы говорили с вами о том, что для глаз полезна заряда. Когда глаза устали , их можно потренировать с помощью вот такого офтальмотренажера «Круг здоровья».
А можно сделать упражнение, которое называется «Пальминг», т.е. «ладонь»
.СЛАЙД 24
Сидя трем ладони до тех пор, пока не почувствуем тепло, складываем их под углом одну на одну .Ладони выравниваем так, чтобы посредине осталась ямка, и « одеваем» их на глаза. Центр ладони должен быть над центром глазного яблока, основание мизинца на переносице, как мостик очков. Ладони должны
плотно закрывать глаза, чтобы наступила полная темнота. Локти поставьте на стол, сядьте удобно, спину держите прямо, голову не наклоняйте. Обязательно расслабьтесь!
- Отдохнули?
- Мы с вами говорили о том, что необходимо заботиться о глазах. А если зрение все же испортилось , человек стал плохо видеть, часто щуриться, то к какому врачу необходимо обратиться? СЛАЙД 25
- Послушайте стихотворение С.Маршака «Четыре глаза». СЛАЙД 26
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
-Как звали мальчика в данном стихотворении?
-Что прописал врач мальчику?
- Что делает врач-окулист?
Дети мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки з раза.
Дети не могут ответить на вопрос.
Дети высказывают свое мнение.
Дети открывают конверты.
Дети работают в парах.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Дети отрывают конверты, делят фигуры на группы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Дети открывают конверты.
Учащиеся раскладывают фигуры по группам.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Дети закрывают глаза.
Дети высказывают предположения.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Дети высказывают свое мнение.
Ребенок с завязанными глазами проходит между детьми, другой проходит с открытыми глазами.
Учащиеся отвечают на вопросы.
По карточкам-опорам дети рассказывают о роли зрения в жизни человека.
Учащиеся высказывают предположения.
Выполняют инструкции учителя.
Отвечают на вопрос.
Дети рассматривают картинку на доске.
Учащиеся повторяют названия частей глаза.
Дети отвечают.
Учащиеся продолжают начатое предложение.
Дети закрывают глаза, представляют, что наступила поздняя осень.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Дети отвечают.
Дети называют, используя картинку на доске.
Дети встают, выполняют гимнастику для глаз.
Учащиеся определяют, что не успел дорисовать художник.
Учащиеся читают четверостишия стихотворения.
Учащиеся называют правила бережного отношения к зрению.
Дети слушают учителя.
Учащиеся выбирают наиболее полезные для глаз продукты.
Учащиеся слушают учителя, выполняют инструкции, расслабляются и отдыхают.
Дети отвечаю на вопрос учителя.
Учащиеся слушают.
Стихотворение читает ученик.
Дети отвечают на вопросы учителя.
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) учет разных мнений (К); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); осознание ответственности за общее дело (Л);
ориентирование в понятиях и терминах: здоровый образ жизни, (П)
активное использование речевых средства для решения коммуникативных и познавательных задач; (К)
положительное отношение и интерес к изучению нового учебного материала;(Л)
освоение способов установления взаимосвязи между предметами(Р)
Закрепление и включение в систему знаний.
12 мин
- Возьмите свои маршрутные листы. На ваших листах нарисован глаз. Подпишите самостоятельно по карточкам строение глаза будьте внимательны. Листочки у всех разного цвета.
- 1 группа: на листочке подписать части глаза (брови ,ресницы ,веки, зрачок).
- 2 группа : подписать части глаза по цифрам.
-3 группа: на листочке дорисовать ресницы на глазах, раскрасить радужку.
- А теперь давайте проверим, правильно ли вы все сделали. Посмотрите на доску. СЛАЙД 25
- Сейчас мы поиграем в игру «Да и нет». У вас
на столах лежат рисунки. Рассмотрите и обсудите в группах, правильно ли поступают дети? ( Рисунки : мальчик читает лежа; девочка близко смотрит телевизор; мальчик читает, уткнувшись в книгу; девочка пишет, низко наклонившись над тетрадью и т.д.)
- Проверяем.
Слушают инструкцию учителя, выполняют задания разной сложности.
Учащиеся проверяют выполнение задания.
Обсуждают рисунки в группах, прикрепляют на доске в два столбика.
установление причинно-следственных связей (П); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Рефлексия.
1,5 мин
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Предлагаю вам продолжить предложения.
- Мы узнали, что орган зрения это
-Определять форму, размер, цвет, движение предметов мы можем с помощью
-Глазное яблоко, зрачок ,радужная оболочка- таково строение
- Веки, ресницы, брови защищают
- Ребята, кому понравился урок, похлопайте в ладоши, кому не понравился, положите руки на парту.
-Мне понравилось, как вы сегодня работали.
Спасибо за урок.
Учащиеся отвечают на вопрос,
продолжают предложения.
учет разных мнений (К); оценка (Р); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)
Домашнее задание.
0,5 мин
Учебник стр.131-132, оформить памятку «Берегите глаза».
использование знаково-символических средств (П)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515