Классный час на экологическую тему Берегите первоцветы 7 класс
Классный час Тема: Берегите первоцветы
Цели:
формировать представление об изменении в природе весной: пробуждение деревьев, появление первоцветов;
учить различать цветы-первоцветы: подснежники, пролески, мать-и-мачеха, хохлатки, гусиный лук, медуница, фиалка, первоцвет;рассказать о пользе растений для людей и лесных обитателей;
обогащать словарь учащихся;
развивать мышление, способность эстетического восприятия;
воспитывать бережное отношение к природе, желание общаться.
Тип урока: интегрированный, игровой.вид урока: информационно- иллюстрированный.
Оборудование:
музыкальная запись Чайковского «Вальс цветов;
картинки с изображением цветов – первоцветов;
элементы костюмов героев.
План иероприятияОрганизация класса.
1. Вступление.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок- экскурсия в весенний лес.
2. Создание эмоционального фона. Звучит музыка Чайковского. Подготовленные учащиеся рассказывают стихотворения о весне(смотри приложение).
III. Сообщение темы и цели урока.
- К нам сегодня в гости пришли наши знакомые: Маша и Витя. Вы их, конечно, помните. Маша – любительница сказок, чудес, приключений. Витя –очень умный мальчик. Хотя он ваш ровесник , но он знает много, потому что интересуется физикой, химией, биологией…
IV. Актуализация знаний.
Маша.- Добрый день, Витя. Почему ты назначил встречу сегодня в лесу?
Витя.- Ты помнишь, как мы с тобой Деду Морозу помогали освободить Снегурочку?
Маша.- Конечно, помню. Но ведь сейчас весна. Неужели ты хочешь, чтобы опять наступила зима?
Витя.- Ну что ты! Я хочу пригласить тебя в лес погулять, посмотреть какая красота там сейчас, какие цветы!
Маша.- Цветы мог бы нарвать и принести мне в подарок!
Витя.- Что ты! Ведь сейчас расцветают первые цветы. Они так и называются :первоцветы.
Маша.- А ты не боишься , что мы можем попасть опять в сказку?
Витя.- Да, нет! Это же не Новый год. Вот, давай, зайдем в лес, и ты увидишь, что это обыкновенный лес!
Маша.- Ой, какая красота! Витя, посмотри, кто-то идет нам навстречу. А ты говорил, что никого не будет в лесу.
Витя.- Дедушка, вы кто?
Дедушка Ау.- Я Дедушка Ау. Хозяин этого леса. А вы кто?
Маша.- Маша и Витя. Мы пришли полюбоваться весенним лесом!
Дедушка Ау.- Ходите, ходите по лесу. Наверное, и ломать будете все подряд?
Витя.- Ну что вы. Мы знаем , что лес- это бесценный дар природы. Значение лесов трудно переоценить. Они влияют на климат, смягчают его. Благодаря растительности в лесу накапливается значительное количество влаги.
Лес – своеобразные легкие наших городов и сел. Лесной воздух лишен пыли, напоен фитоцидами (особые бактерицидные вещества).
Лес- необычайно важный природный ресурс: материал для строительства, мебельной промышленности, поставляет сырье для бумажной и химической промышленности .Из древесины путем химической обработки получают спирт, уксусную кислоту, искусственный шелк и другое.
В Донецкой области леса занимают площадь около 7 млн. га. Это намного превышает площадь лесов в Италии, Норвегии, Германии.
Дедушка Ау.- Вижу, вижу, что много знаете. В школе хорошо учитесь.
Маша.- Дедушка, сколько зелени в твоем лесу, хотя только недавно растаял снег.
Дедушка Ау.- В лесу резко проявляется ярусность, характерная для всех растений в природе. Первый ярус- деревья; второй- кустарник; третий- травянистые растения.
В апреле начинают цвести травянистые растения. Их еще называют первоцветами.
Витя.- Они по-научному называются эфемероидами. В переводе с греческого - скоро приходящий, быстротечный. Такое название связано с тем, что эти растения быстро зацветают, у них созревают семена и на лето, накопив запасы питательных веществ в подземных органах, переходят в состояние покоя до следующей весны. Почва не промерзает благодаря рыхлой лесной подстилки из опавших листьев.
Некоторые первоцветы зацветают уже на второй-третий день после того, как растает снег.
Дедушка Ау.- Ну ты посмотри, все знает, какие умные слова говорит. Ничем не удивишь! Погоди, погоди. Где-то была у меня тут волшебная палочка!
Витя.- Не существует волшебной палочки.
Маша.- Ты опять не веришь в сказку? Ой, а кто эти прекрасные создания?
Дедушка Ау.- Да это же цветы-первоцветы. О чем-то сорят, что-то не поделили.
Цветы.(хором)- Дедушка, дедушка! Скажи, кто самый лучший, самый нужный и полезный цветок?
Дедушка Ау.- Вас рассудят ребята, которые в гости к нам пришли. А ну-ка расскажите о себе.
V. Сообщение учащихся (рассказ цветов о себе. Смотри приложение)Дедушка Ау.- Посоветовавшись с ребятами, мы решили, что каждый из вас по- своему красивый, нужный и полезный. И без вас было бы плохо, неуютно в весеннем лесу.
Маша.- Дедушка,дай мне, пожалуйста, волшебную палочку. Я хочу Витю удивить: в сказку попасть.
Витя.- Какую такую сказку? Опять кого-то спасать будем?
Маша.- Да нет. Смотри!
(Инсценировка сказки Н. Павловой «Под кустом»)(Смотри приложение)
Витя.- Хорошая сказка. Давай ребят спросим, понравилось ли им путешествие сказочный весенний лес?
VI. Подведение итогов.
Учитель.- Ребята сейчас расскажут о своих впечатлениях об экскурсии.
Игра «Ты – мне, я – тебе». Учащиеся делятся на две команды. Задают вопросы, используя знания , полученные во время «путешествия» по весеннему лесу.
–Почему лес – это бесценный дар природы?
–Почему лес – фабрика целебного воздуха?
–Какие «сокровища» есть в лесу?
–Какую площадь занимают леса Украины?
–На какие ярусы делится лес?
–Представители III яруса?
–Почему называют цветок –подснежник?
–Как называют пролеску?
–Как называют цветок, у которого листья с разных сторон по температуре разные?
–Какой цветок кормит первых пчел и шмелей?
–Какой цветок напоминает детские игрушки-погремушки?
–Назовите цветы-первоцветы, которые используются как лекарственные?
Дедушка Ау.- Ай какие молодцы! Все знают. А мои цветочки-первоцветы будете рвать?
Ученики.
- Нет, конечно. Ведь из семян цветов должны вырасти новые цветы. А если их сорвать ,то семян не будет.
- И совсем по- варварски поступают некоторые люди, когда вырывают цветы с корнями- клубнями. Так делать категорически нельзя. В клубнях , находящихся под землей происходит запас необходимых питательных веществ.
Маша и Витя.- Дедушка Ау, мы к тебе еще придем летом и принесем загадки о цветах – первоцветах, интересные рассказы и истории.
VII.Домашнее задание.Средний и достаточный уровень.
Найти и записать загадки о цветах-первоцветах.
Высокий уровень. Составить сказки о цветах- первоцветах.
Приложение
Рассказы цветов- первоцветов о себе.
Подснежник.
Я один из самых первых цветов извещаю о приходе весны. Изящные, похожие на небольшие колокольчики, белоснежные украшают еще совсем зимний лес. Подснежником меня называют потому, что начинаю расти в феврале под снежным одеялом. А в марте , на только что проснувшейся от зимней от зимнего сна земле, раскачиваю на ветру снежно- белые цветки. Присмотритесь ко мне внимательней : снаружи лепестки удлиненной формы, а в середине они покороче, с зеленым пятнышком. Первые шмели и пчелы собирают с моих цветков сладкий сок- нектар.
Пролеска.
За красоту и нежность цветка меня называют голубой звездочкой. Увидеть меня можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснется от зимнего сна. У каждого моего цветка шесть изящных голубых лепестков. Когда мы, пролески, расцветаем, кажется ,будто на землю упали кусочки голубого неба. Мы украшаем лес, нашим сладким соком – нектаром питаются пчелы.
Мать – и мачеха.
Я расцветаю ранней весной на склонах, у лесных ручьев, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Меня можно увидеть только в ясный солнечный день. В пасмурную погоду мои цветки закрываются, поникают, словно печалятся, что не светит солнце. Проходит весна, и цветы отцветают. Подрастают листья, покрытые снизу нежным белым пухом. Если притронуться к листьям рукой, то они теплые, нежные, как мамины руки. А сверху листья гладкие, холодные- это мачеха. Моими цветами и листьями лечатся от кашля. Ранней весной пчелы и шмели собирают с цветов нектар и пыльцу.
Хохлатка.
Когда я с сестрами, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у меня розовато- фиолетового, бледно- желтого и белого цветов, небольшие, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому меня, наверное, и назвали хохлаткой. Мою красоту дополнят резные тройчатые листки. Цвету я в апреле и мае. Мои цветки привлекают шмелей и пчел нектаром. А люди любят меня за красоту, за то, что клубнями моими можно лечить некоторые болезни.
Медуница.
В апреле , когда в лесу все оживает, все радуется весеннему теплу, раскрываются цветки и у меня, медуницы. Меня найти легко среди других цветов, потому что они особенные: словно букетик , собранный самой природой. В нем красиво сочетаются розовый, синий и фиолетовый цвета. Когда цветы только раскрываются, они розовые. Пройдет немного времени, ионии становятся фиолетовыми, а потом синими . свое название я получила оттого, что из моего цветка пчелы собирают нектар, из которого вырабатывают мед. Особенно много нектара в розовых цветах. Яне только украшаю лес, но и лечу людей.
Гусиный лук желтый.
Ранней весной в лесу среди различных весенних цветов можно увидеть мои скромные желтые цветы, собранные зонтиком. Как золотистые звездочки, тянутся они к солнцу на тоненьком стебельке с узкими зелеными листиками. Нежный мой изящный цветок будто говорит о прелести весны- чудесного времени года. Я украшаю весенний лес, кормлю первых пчел и шмелей.
Фиалка.
Мои нежные фиолетовые цветы поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса: пению птиц, шелесту молодых листьев на деревьях и кустарниках. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Мои листья похожи на маленькие раскрытые ладошки. Расту я между деревьями и кустами. Меня люди любят за нежную красоту цветов и чудесный аромат.
Сон.
Среди весенних цветов, украшающих лес, я один из самых красивых цветов. На стебельке , покрытом нежными шелковистыми волосками, раскрывается цветок фиолетового цвета, похожий на небольшой тюльпан. Цвету я в апреле- мае. Трудно бывает весенним цветам, когда весной неожиданно возвращаются морозы . но мне они не страшны. Серебристые волоски, как шуба, прикрывают меня от холодов, а цветок закрывается и поникает. Я украшаю весенний лес, поэтому рвать меня нельзя. Пусть эту красоту увидят и другие люди.
Первоцвет.
Называют меня первоцветом потому, что расцветаю весной , в апреле и мае. В это время полянки, где расту я, кажутся золотистыми. Листья у меня мягкие, светло – зеленые. Из них , как из зеленых ладошек , тянутся к солнцу цветки, напоминающие игрушки-погремушки. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуется букетик желтых цветков, похожих на маленькие колокольчики. Я расту на полянах , где много солнца. Бабочки и шмели находят в моих цветках нектар. Люди лечатся моими цветами от кашля. Вот какой я чудесный цветок!
М. Познанська.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
А.К.Толстой.
Май.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник- в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
С. Маршак.
Весна.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А. Фет.
Под кустом
Старый куст очень не любил, чтобы под ним что-нибудь росло, пусть совсем тоненькая травка.
И с самой весны, как только почки на его голых ветках начинали толстеть, куст уже начал поглядывать вниз. Поглядывал, не выросла ли там какая-нибудь травинка.
И потому, когда он заметил под своей нижней веткой желтенький цветочек – гусиный лук, - он очень рассердился.
- О чём ты думал, когда выбрал это место? – крикнул он цветку.
- А я и не думал, - сказал цветочек. Это была правда. Он просто радовался что живет. Радовался теплу, и солнышку, и небу, и веселым мушкам, которые садились на его цветы. Он радовался и раскрывал один за другим свои звездочки-цветочки.
А у куста из почек вылезли листья. И куст, поглядывая вниз, грозился:
- Вот погоди, гусиный лук! Скоро ты узнаешь, что такое тень!
Но гусиный лук не пугался, по-прежнему радовался, что все кругом так хорошо. Первые цветочки у него уже отцвели, и в зелёных коробочках росли уже семена.
А листья на кусте уже раскрылись. И под кустом поселилась тёмная тень. И не стало видно неба. От огромного неба остались только маленькие голубые лоскутики.
Желтые цветочки гусиного лука уже отцвели, а семена начинали поспевать.
- Как тебе нравится моя тень, гусиный лук? – крикнул куст. – Хорошо ли тебе теперь живется?
- Я немножко устал, - сказал гусиный лук, - и мне хочется спать.
- Неправда! – сказал куст. – Ты просто ослабел и скоро умрёшь. Моя тень убивала все травы, которые вырастали там, внизу.
Листья на кусте распрямились и росли. А вверху над ними, на высоких деревьях, тоже появились листья.
И тень под кустом с каждым днём становилась всё чернее и чернее…
- Жив ли ты ещё, гусиный лук? – крикнул куст.
Но никто ему не ответил.
- Наконец-то погиб, - сказал куст. – И прекрасно! От моей тени нет спасенья ни одной травинке.
И до самой осени под старым кустом не выросло ни единой зелёной былинки. Осенью листья опали. Ветки куста опять стали голыми. И сквозь них снова было видно и огромное небо, и солнце. Только некому было смотреть и радоваться.
Но прошла осень и зима. И опять наступила весна. Старый куст не успел проснуться. А внизу под ним какой-то сильный зеленый росток проколол прелые листья.
Проколол, развернул свои листики, выпустил стебелёк и раскрыл жёлтую звёздочку-цветок.
- Гусиный лук! – крикнул куст. – Ты ожил, гусиный лук?
- Да я и не умирал, - сказал цветочек.
И это была правда. Он не умирал. Он просто был маленькой луковицей это время. Он был маленькой луковицей и спал под землей. Спал всё лето, и осень, и зиму, чтобы снова вырасти веселым цветочком весной.