Развитие музыкальности у детей на занятиях в самодеятельном хореографическом коллективе
Ефимова И.Г.Развитие музыкальности у детей на занятиях в самодеятельном хореографическом коллективе
Танец и музыка органично связаны друг с другом. Движение под музыку является одним из самых эффективных методов развития музыкальности и способности глубоко чувствовать музыку.
С первых занятий хореографии в нашем коллективе дети начинают постигать своеобразный язык музыки, учатся согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением, передавая характер музыки, ее метро-ритмическую структуру, темп, словом, всё многообразие средств музыкальной выразительности.
Традиционным является использование музыки как аккомпанемента, когда одни и те же движения (шаги, бег, элементы экзерсиса) исполняются под разную музыку. Подготовка концертной программы также способствует развитию музыкальных и творческих способностей учащихся. Однако, в этих случаях сочетание движений и музыки задано педагогом и постановщиком. Для выявления собственного творческого потенциала учащихся используются другие задания – музыкальные игры с элементами импровизации, где педагог лишь направляет фантазию и воображение детей, но не показывает движения.
С дошкольниками я использую богатый опыт, накопленный музыкальными работниками детских садов и педагогами ритмики музыкальных школ, изложенный в многочисленных сборниках (авторы Бекина С., Ломова Т., Луговская, А., Руднева С., Фиш Э., Франио Г. и другие).
С учащимися вторых-третьих классов я обращаюсь к пьесам детского альбома Чайковского, как к одним из самых понятных и близких сердцу каждого ребенка. Репертуар нашего коллектива не содержит композиций, созданных на основе музыки этого цикла, поэтому дети лишены возможности копировать и подражать готовым номерам. К этому возрасту учащиеся овладевают
тремя приемами (пружинным, маховым и плавным), дающим возможность сообщить танцевальным движениям характер и выразительность, свойственные разнообразным музыкально-двигательным образам;
различными видами ходьбы и бега;
умением самостоятельно находить музыкально-двигательный образ на короткие одно- и двухчастные музыкальные произведения.
В процессе занятий удается ввести учеников в художественное пространство «Детского альбома» Чайковского, обогатить их эмоционально, раскрыть их личный творческий потенциал.