Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы патологии» Наименование дисциплины 34.02.01. Сестринское дело Код и наименование специальности, специальностей, группы специальности (очное отделение) Базовый уровень среднего профессионального образова
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4)
(ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.03 «Основы патологии»
Наименование дисциплины
34.02.01. Сестринское дело
Код и наименование специальности, специальностей, группы специальности
(очное отделение)
Базовый уровень среднего профессионального образования
Уровень среднего профессионального образования
Москва,2017г
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
« »
Протокол №
от « » 2016г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
Председатель цикловой методической комиссии_________/
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора, заведующий филиалом
_____________/
Подпись Ф.И.О.
«_____»____________2016 г.
Разработчики: Маклаков И.А., преподаватель специальных дисциплин
высшей квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4) (ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
Рецензенты: Хачикян А.Б. преподаватель анатомии и физиологии человека первой квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4) (ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 18
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Область применения программы
Программа образовательной учебной дисциплины по специальности "Основы патологии" СПО 34.02.01 «Сестринское дело»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа дисциплины "Основы патологии" является одним из модулей в цикле общепрофессиональных дисциплин, предназначенных для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) для среднего профессионального образования по специальностям СПО 34.02.01 «Сестринское дело» и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника.
Основной целью курса является овладение студентами системой знаний по основным закономерностям развития болезней, патологических состояний, изменений в органах и системах и в организме в целом, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к их преподаванию.
Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить нарушения жизнедеятельности организма человека и отдельных его частей, а также общие закономерности развития патологии клетки и ее функций, структурно-функциональные закономерности развития и протекания типовых патологических процессов и отдельных заболеваний. Главной задачей настоящей дисциплины должно стать обучение студентов клиническому мышлению, представлению патологических изменений разных уровней - от микро- до макроскопического, а также овладение знаниями об основных симптомокомплексах, сопровождающих развитие типовых патологических процессов и отдельных нозологических единиц.
Дисциплина «Основы патологии» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания номенклатуры и нозологии;
владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные и патологические показатели констант внутренней среды организма;
различать патологоанатомические макропрепараты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;
стадии лихорадки;
клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины;
клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системе, системе мочеотделения.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов. Для самостоятельной работы предполагается выделение внеаудиторного времени.
С учетом профиля отделения программа позволяет рассматривать обучение, прежде всего, с точки зрения учения о патологии как связующем звене общемедицинских и клинических дисциплин. При этом для оценки этиопатогенеза заболеваний требуется понимание сущности строения и механизмов регуляции отдельных органов и тканей, что указывает на существование неразрывных внутренних связей предмета как с анатомией и физиологией, так и микробиологией и клиническими дисциплинами, и облегчает их усвоение.
Настоящая программа позволяет весьма существенно приблизиться к решению стоящей перед медицинской сестрой задачи, направленной на грамотную интерпретацию возможностей адаптации.
Весь курс проводится в виде теоретических (лекции, семинары) и практических занятий. Лекции призваны расширить и дополнить материал учебника, интегрировать восприятие различных разделов курса.
На семинарах традиционно осуществляется проверка теоретического материала, разъясняются наиболее сложные для восприятия разделы, Практические занятия закрепляют теоретические знания, позволяют наиболее детально и углубленно оценить единство структуры и функции. С целью повышения творческой активности студентов программа предусматривает использование в самостоятельной работе студентов наряду с обязательной учебной литературой разнообразный наглядно-методический обучающий материал, а также подготовку тематических сообщений и докладов по изучаемым разделам курса, анализ периодической научной литературы и научных статей.
Программой предусмотрено получение студентами базового образования, способного обеспечить преемственность и возможность непрерывного образования, повышения профессионального уровня и практического мастерства.
Региональный компонент должен быть представлен отдельными дидактическими единицами. Рекомендуется вопросы дисциплины включать в комплексный экзамен
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Основы патологии"
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 34.02.01 «Сестринское дело» Базовый и углубленный уровень среднего профессионального образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.04 "Основы патологии" является составной частью профессионального цикла, дисциплин по специальности:34.02.01 «Сестринское дело»
Базовый и углубленный уровень среднего профессионального образования
Учебная дисциплина "Основы патологии" направлена на формирование следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Учебная дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения с компетентностным подходом к обучению
При изучении теоретического материала учитываются внутрипредметные и межпредметные связи, которые формируют знания, умения и компетенции обучающихся, позволяют объединить знания общеобразовательных дисциплин в единое понимание естественнонаучных знаний и способствовать более осознанному и успешному освоению общепрофессиональных и специальных дисциплин по профилю обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ПССЗ ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основной целью курса является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию.
Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его частей, а также психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе индивидуального развития человека. Все вышеизложенное дает студенту целостноепредставление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздоровлению системы, с присущими биологическими и психо-социальными потребностями и мотивациями, от степени удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия.
Данная программа ставит задачи:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
-основные закономерности развития и жизнедеятельности организма и принципы развития патологических процессов;
-периоды антропогенеза;
-определение патологического процесса при развитии различных нозологий;
-морфо-функциональные закономерности процессов адаптации при деятельности человека.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
-владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные показатели констант внутренней среды организма;
-произвести микроскопию разновидностей органов и тканей.
1.4 Профильная составляющая (направленность)
общепрофессиональной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
Путем отбора дидактических единиц программы по «Анатомии и физиологии», знание которых будет необходимо при освоении ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
·2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
в том числе:
- изучение источников информации по темам дисциплины;
- подготовка сообщений или презентаций;
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы общей патологии
36
Тема 1.1. Содержание и задачи дисциплины «основы патологии»
Содержание учебного материала
Общая и частная патология. Содержание и задачи предмета. Связь предмета с другими дисциплинами
Условия развития патологических состояний
Понятие о болезни. Этиология и патогенез
Причины и механизмы возникновения болезней. Профилактика заболеваний
Болезнь и здоровье. Симптомы болезни. Периоды болезни
Взаимодействие организма и окружающей среды в условиях патологии
2
1
Тема 1.2. Нарушения обмена веществ в организме и тканях
Содержание учебного материала
Виды повреждений. Дистрофия: определение, механизмы. Классификация дистрофий
Некроз, формы и исходы; пролежни, секвестр, инфаркт. Атрофия, аплазия, агенезия, кахексия, нейрогенная атрофия
Самостоятельная работа.1
Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Классификация дистрофий»
Подготовка рефератов по теме «Формы некроза. Пролежни»
2
2
1
Тема 1.3.
Нарушения водно-минерального, энергетического обмена
Содержание учебного материала:
Формы нарушения КОС: ацидоз, алкалоз
Гипо- и гипергидратация. Механизм образования отеков
Нарушения энергетического обмена
Нарушения обмена натрия, калия, кальция. Образование конкрементов, их разновидности Камни мочевыводящих путей. Камни желчного пузыря
2
1
Тема 1.3.
Нарушения водно-минерального, энергетического обмена
Практическое занятие.1
Изучение различных видов повреждений, дистрофий на микропрепаратах
Изучение нарушения водно-минерального обмена. Камни
Изучение некроза, атрофии
2
2
Тема 1.4. Механизм восстановления функций
Понятия: приспособление, компенсация
Механизмы компенсаторно-приспособительных реакций
Саморегуляция. «Золотое правило саморегуляции»
Стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций
Регенерация, гипертрофия и гиперплазия, организация и инкапсуляция, метаплазия
Самостоятельная работа2.
Составление словаря терминов
Составление схемы «Сравнительная характеристика процессов компенсации и приспособления»
2
2
1
Тема 1.5 Нарушение кровообращения
Содержание учебного материала:
Нарушения центрального кровообращения. Гемодинамические основы местных нарушений периферического кровообращения. Основные формы местных нарушений кровообращения: артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия. Их виды, причины, механизмы развития, внешние проявления. Общие изменения в организме при местных нарушениях кровообращения.
Тромбоз и эмболия – как частые причины нарушения кровотока. Понятие об инфаркте.
Самостоятельная работа3.
Составление словаря терминов
Зарисовка схем механизмов развития ишемии
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов эмболии»
Выполнение схемы «Механизм тромбообразования»
2
2
1
Тема 1.6.
Воспаление
Содержание учебного материала:
Общая характеристика воспаления. Причины и условия возникновения воспаления. Общие и местные признаки воспаления. Течение и исход. Роль реактивности организма в развитии воспаления. Виды воспаления. Исходы. Биологическое значение воспаления.
2
1
Тема 1.6.
Воспаление
Практическое занятие2.
Изучение причин, форм, стадий воспаления, видов воспаления
Заполнение таблиц «Сравнительная характеристика форм воспаления»
2
2
Тема 1.7 Нарушение терморегуляции.
Содержание учебного материала:
Понятие о гипотермии и гипертермии. Тепловой удар – как проявление острой экзогенной гипертермии.
Гипотермия, факторы, способствующие ее развитию.
Лихорадка, определение понятия, общая характеристика. Причины. Стадии лихорадки. Типы лихорадочных реакций. Биологическое значение лихорадочной реакции.
Отличие лихорадки от экзогенного перегревания и других видов гипертермий.
Самостоятельная работа4.
Зарисовка в тетради типов лихорадочных кривых.
2
2
1
Тема 1.8.
Общая характеристика опухолей
Содержание учебного материала:
Общая характеристика опухолей. Клеточной и тканевой атипизм. Строение опухолей. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли Классификация опухолей. Общее количество существующих групп опухолей, предложенных Международным комитетом по номенклатуре опухолей интернационального противоракового объединения
Стадии опухолевого процесса. Микроскопическое строение опухолей: паренхима и строма.
Самостоятельная работа5.
Составление словаря терминов
Заполнение таблиц «Причины опухолевого процесса»; «Канцерогенные вещества», «Предопухолевые процессы»
Подготовка сообщений по теме «Виды опухолей»
2
2
1
Тема 1.9.
Опухоли.
Практическое занятие3.
Изучение различных видов опухолевого роста на микропрепаратах
Изучение атипизма: работа с микропрепаратами, отличие доброкачественной опухоли от злокачественной
Составление таблиц «Сравнительная характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей.
2
2
Тема 1.10.
Общие реакции организма на повреждение
Содержание учебного материала:
Стереотипные реакции организма на повреждение.
Механизмы адаптации организма.
Учение Г. Селье о стрессе. Стресс – определение, стадии, механизмы развития.
Шок – стадии, виды, порочные круги шока, шоковые органы.
Понятие коллапса. Механизм развития коллапса.
Понятие комы. Проявления уремической, печеночной, гипергликемической, гипогликемической, гипертермической, токсической комы.
Реактивность организма, ее значение в патологии.
Самостоятельная работа6.
Составление словаря терминов.
Подготовка рефератов по теме «Общие патологические механизмы развития шока».
Работа с таблицами по теме занятия.
2
2
1
РАЗДЕЛ 2. Основы частной патологии
24
Тема 2.1. Патология дыхания. Болезни органов дыхания
Содержание учебного материала:
Основные причины, виды и механизмы нарушения дыхания.
Нарушение альвеолярной вентиляции, перфузии легочных капилляров, вентиляционно-перфузионных отношений, аэрогематический барьер
Клинические проявления нарушений дыхания, типы патологического дыхания
Болезни органов дыхательной системы. Стадии крупозной пневмонии. Острый бронхит, исходы. Очаговая бронхопневмония, осложнения.
Болезни легких. Хронический бронхит. Эмфизема легких.
Бронхоэктатическая болезнь.
Рак легких, его формы (прикорневой, периферический, смешанный).
Самостоятельная работа7.
Составление словаря терминов
Выполнение схемы «Сравнительная характеристика нарушений внешнего дыхания»
2
2
1
Тема 2.2. Болезни сердечно-сосудистой системы
Содержание учебного материала:
Основные причины, виды и механизмы нарушений работы сердца.
Нарушения автоматизма. Нарушение возбудимости, проводимости
Пороки сердца: врожденные и приобретенные
Воспалительные процессы в сердце. Эндокардит. Миокардит. Перикардит
Стадии и клинико-морфологические формы атеросклероза
2
1
Тема 2.3. Болезни сердечно-сосудистой системы
Содержание учебного материала:
Стадии гипертонической болезни, гипертонический криз, формы гипертонической болезни
Ишемическая болезнь сердца, стенокардия, коронарная недостаточность
Инфаркт миокарда. Стадии инфаркта миокарда
Ревматические болезни: ревматизм, ревмокардит, ревматический полиартрит
Ревматоидный артрит. Системная красная волчанка, системная склеродермия. Узелковый периартериит
Сердечная недостаточность, стадии развития, левожелудочковая, правожелудочковая и тотальная, острая и хроническая (три степени тяжести)
2
1
Тема 2.3. Болезни сердечно-сосудистой системы
Практическое занятие4.
Изучение нарушений деятельности сердца: автоматизма, возбудимости, проводимости Изучение пороков развития – врождённые и приобретённые, воспалительных заболеваний Изучение атеросклероза, гипертонической болезни, ИБС, ревматических заболеваний
2
2
Тема 2.4. Патология почек и мочеотделения
Содержание учебного материала:
Основные причины, виды и механизмы нарушений работы мочевой системы. Нарушения функции почек
Изменения количества мочи, изменение ритма мочеиспускания, состава мочи
Болезни почек. Гломерулонефрит, виды, течение, исходы. Некротический нефроз Пиелонефрит: острый, хронический, гематогенный, урогенный
Мочекаменная болезнь, течение, исход, как региональный компонент заболеваемости
Нефросклероз: первично-сморщенная почка, вторично-сморщенная почка
Почечная недостаточность: острая, хроническая. Уремия
Искусственная почка
Практическое занятие5.
Основные причины, виды и механизмы нарушений работы мочевой системы. Нарушения функции почек.
Самостоятельная работа8.
Составление словаря терминов
Заполнение таблицы «Механизмы нарушения системы мочеобразования»
2
2
2
1
Тема 2.5. Патология органов пищеварительной системы
Содержание учебного материала:
Основные виды, причины и механизмы нарушения процессов пищеварения
Нарушения пищеварения в полости рта, заболевания лимфоидной ткани глотки
Нарушения функций пищевода, болезни пищевода.
Нарушения моторной и секреторной функций желудка. Болезни желудка. Острый и хронический гастрит. Язвенная болезнь. Рак желудка
Нарушения функций кишечника. Болезни тонкой и толстой кишки: энтериты, колиты. Аппендицит. Симптомы "острого живота". Рак кишечника
Нарушение секреторной функции и болезни поджелудочной железы
Нарушения функции печени. Болезни печени: гепатиты, гепатозы. Цирроз печени Печеночная недостаточность
Нарушения функции и болезни желчного пузыря. Желчекаменная болезнь
Самостоятельная работа9.
Составление словаря терминов
Заполнение таблиц «Болезни пищевода»; «Болезни желудка»; «Нарушение функции печени»
2
4
1
ЗАЧЁТ
2
Всего:
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека с основами патологии»
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Спирометры
Динамометры
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Таблицы
Скелеты
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Микропрепараты
Технические средства обучения:
компьютер,
экран,
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Используемая литература:
Основные источники:
1. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн.проф. образования. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Алабин И.В., Митрофаненко В.П. Основы патологии: учебник – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011.
Дополнительные источники:
Новицкий В.В, Гольберг Е.Д. Патофизиология: учебник в 2-х томах. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Пальцев М.А. "Атлас по патологической анатомии. – М. Медицина, 2007.
Электронные источники информации:
1.www.patologia. ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
Знания:
клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;
стадии лихорадки;
Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Тестирование
Устный опрос
клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины;
Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Решение ситуационных задач
Работа с микропрепаратами
Составление таблиц «Сравнительная характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей»
Тестирование
Устный опрос
клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системе, системе мочеотделения.
Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Решение ситуационных задач
Решение кроссвордов
Тестирование
Устный опрос
Умения:
применять знания номенклатуры и нозологии;
владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные показатели констант внутренней среды организма от патологических;
различать патологоанатомические макропрепараты.
Тестирование
Выполнение схем
Решение ситуационных задач
Устный опрос
Работа с макро и микропрепаратами
Защита рефератов
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Заголовок 115