разработка урока по математике для 6 класса«Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел. Решение упражнений».

Новопавловская ОШ I-IIIступеней








Разработка урока по математике в 6 классе по теме
«Сложение, вычитание13 EMBED Equation.3 1415положительных и отрицательных чисел.
Решение упражнений».








Подготовила и провела
Учитель математики Фотлер Н.И.






с. Новопавловка
2013г.

Цели:
закрепление правил сложения, вычитания положительных и отрицательных чисел, навыков, умений при сложении и вычитании этих чисел;
развитие грамотной математической речи, коммуникативных навыков;
развитие умения систематизировать и применять полученные знания;
формирование стремления к активному участию в работе;
использование здоровье сберегающих технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедийная разработка урока в PowerPoint 2003, карточки для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы, для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок со слов Юстаса Палецкиса:
Торопись, ведь дни проходят
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь.
Помни: всё в твоих руках.
А для того чтобы назвать тему сегодняшнего урока, необходимо расположить числа в порядке возрастания (слайд 3).
Ученик работает у интерактивной доски, выполняет задание.
Учитель: Итак, тема урока «Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел». Откройте тетради и запишите число. Наша задача на уроке; закрепить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Теоретический диктант.
Учитель: В алгебре высказываний (основы логики) истинному высказыванию ставится в соответствие «1», а ложному «0». После выполнения этого задания у вас должно получиться число (слайд 4).
Модуль - это расстояние от начала координат до данной точки.
Целые числа - это числа натуральные и им противоположные.
Числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными.
Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули.
Сумма отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых.
Разность отрицательна, если уменьшаемое больше вычитаемого.
Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
(Правильный ответ: 1010101)
Примерно в таком виде , с помощью символов 1 и 0 кодируется вся информация в компьютере.
Учитель: А теперь ребята давайте с вами повторим правила сложения двух отрицательных чисел и двух чисел с разными знаками.
Ответ ученика. Чтобы сложить два отрицательных числа необходимо сложить модули чисел и поставить знак минус перед суммой. Чтобы сложить два числа с разными знаками, необходимо поставить знак числа большего модуля и найти разность модулей чисел.
Учитель: Чтобы поезд отправился в путь, необходимо загрузить в поезд сумму чисел с положительным значением (слайд 5).
Ученик работает у интерактивной доски, выполняет задание.
Учитель: Теперь давайте повторим правило вычитания рациональных чисел.
Ответ ученика. Чтобы из одного числа вычесть другое необходимо вычитание заменить сложением, а вычитаемое на число, противоположное вычитаемому, и выполнить по правилу сложения двух целых чисел.
Учитель: У вас на столах лежат карточки с заданиями. Необходимо выполнить действия, заполнить пропуски. Подписываете карточку и работаете в паре.
Задание: заполните пропуски. (Проверка на слайде7)
Вопрос
Ответы

1 – (- 5) = 1 + (.) = .
12 – () = 12 + (-21) = .
- 6 = + (-6) = -3
-76 – (- 79) = + =
-32 – (.) = + = -5
- (- 71) = + = 0
1 – (-5) = 1 + ( 5 ) = 6
12 – (21) = 12 + (-21) = - 9 (М)
3 - 6 = 3 + (-6) = -3 (И)
-76 – (-79) = -76 + 79 = 3 (Н)
-32 – (-27 ) = -32 + 27 = -5 (У)
-71 - (-71) = -71 + 71 = 0 (Т)



Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. А теперь давайте устно посчитаем: Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет. 6*20*365=730час
730/24=примерно 30 дней Задумайтесь ребята над этой цыфрой!

Учитель: Любая работа требует перерыва. Отдохнем!
Выполним такие упражнения:
1) Все встают, руки на талии; задание: если в результате примеров получаем положительное число, ученики делают наклоны вправо; если отрицательное – влево.(слайд8)
2)упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
3)Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти. Повторите 5 раз.
4)Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти. Повторите 5 раз.
Учитель: Все вы ребята знаете, что сейчас холодное время года. И очень часты простудные заболевания. А поэтому, чтобы не заболеть, надо употреблять витамины. Какие именно мы сейчас узнаем, решив примеры. Вызываю 2 человека.
100 – х = - 15 х – 57 = - 59
Х =115. Х = - 2
А С
Витамин А
Регулирует обменные процессы в организме, повышает его сопротивляемость инфекциям.
Надо употреблять: рыбий жир, печень, яичный желток.
Витамин С
Повышает устойчивость организма к инфекциям, поддерживает прочность кровеносных сосудов, регулирует обмен холестерина.
Надо употреблять: овощи, фрукты, ягоды, цитрусовые, зелёный лук.
А теперь найдите на таблице противоположные числа и назовите их. (слайд 11)
Учитель: Следующее задание выполняется по группам, как вы сидите по рядам, номер ряда соответствует номеру столбца. Чья группа быстрее выполнит задание? Проверка на слайде 12.
m

- 5
2,5
29
17

n

- 7
-0,5
88
- 11

m+ n

- 12
2
117
6

m – n

2
3
- 59
28

n – m

- 2
- 3
59
- 28

3. Этап закрепления знаний.
Учитель: Выполняем самостоятельную работу по вариантам.

1 вариант
2 вариант

1. Выполните сложение: -344 + (-74) + 418;
1. Выполните сложение: -47 + 6 + (-9) + 18;

2. Выполните вычитание: -201 – 58;
2. Выполните вычитание: -100 – (-252);

3. Запишите число, противоположное данному числу х, если х = -2 + (-3) + 2 + 5.
3. Запишите число, противоположное данному числу х, если х = 12 + (-7) + 4 + 2.


Ответ ученика.
1 вариант
2 вариант

1. Выполните сложение: -344 + (-74) + 418 = - (344 + 74) + 418 = - 418 + 418 = 0
1. Выполните сложение: -47 + 6 + (-9) + 18 = - (47 + 9) + (6 + 18) = - 56 + 24 = - (56 – 24) = - 32

2. Выполните вычитание:
-201 – 58 = -201 + (-58) = -(201 + 58) = - 259
2. Выполните вычитание:
-100 – (-252) = -100 + 252 = 252 – 100 = 152

3. х = -2 + (-3) + 2 + 5 = 2
Значит, – х = - 2.
3. х = 12 + (- 7) + 4 + 2 = 11
Значит, - х = - 11.


4. Этап информирования о домашнем задании (слайд 14).
Учитель: Дома повторить правила сложения и вычитания п.34,35,36;
№ 1077 -А; № 1085-Б.
5. Рефлексия (слайд 14).
Учитель: На столах у каждого карточки трех цветов. Если вы сегодня на уроке все поняли и успешно справились с заданиями, то поднимите карточку зеленого цвета, если были ошибки при выполнении заданий и неуверенность, то карточку желтого цвета, а если ничего непонятно, то карточку красного цвета.
«Любимая цифра»
Возьмите, пожалуйста, ручки и запишите свою любимую цифру. Умножьте эту цифру на 9. Полученное число умножьте на 12345679 . Если вы все сделали правильно, то у вас получится букет из ваших любимых цифр.
А теперь припишите справа к полученному числу 9 нулей. Пусть у вас будет столько богатства и соответствующее здоровье! ”
Спасибо за урок! (слайд 16)




Использованные ресурсы и литература:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Коллекция картинок для уроков математики.
Виленкин, Н. Я. Математика: [Текст] Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 15-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005. – 288c.
Виленкин, Н. Я. Математические диктанты. [Текст]: Пособие для учителей и учащихся. К учебнику: Математика / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 96 с.
Гельфман, Э. Г. Положительные и отрицательные числа в театре Буратино [Текст]: Учебное пособие по математике для 6 класса / Э.Г. Гельфман, Ю.Ю. Вольфенгаут и другие – 3-е изд., - Томск: изд-во Том. ун-та, 1995 – 347 с.
Едуш, О. Ю. Математика [Текст]: 6 кл. 2 полугодие: Подсказка на каждый день / О.Ю. Едуш – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с.
Математика. Практикум [Электронный ресурс]: CD 1C.







Root Entry