Конспект фронтального логопедического занятия с младшими школьниками по теме: «Дифференциация Ш — Щ»


Конспект фронтального логопедического занятия с младшими школьниками по теме: «Дифференциация  Ш — Щ»
Крылова Евгения Сергеевна
учитель–логопед
Г.Рязань
Тема: Дифференциация Ш-Щ
Цель: совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш-Щ в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционные: научить дифференцировать звуки Ш-Щ в слогах, словах и словосочетаниях, закреплять навыки правильного написания, формировать навыки слогового анализа и синтеза.
Развивающие: развитие зрительной памяти, восприятия, логического мышления.
Воспитательные: воспитывать в детях аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях.
Оборудование: проектор, презентация, карточки со слогами и словами, картинки со звуками [щ] и [ш], карточки с кружочками, символизирующие светофор, фишки, рабочие тетради, буквы, цветные карандаши, мяч.I. Организационный момент.
Логопед: Послушайте песенку и скажите, о ком она.
Учитель включает аудиокассету «Азбука-потешка», песенку «Щенок».
Логопед: О ком эта песенка?
Дети. О щенке.
Логопед: А теперь поработаем со скороговоркой. Повторяйте за мной:
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
Дети повторяют скороговорку хором, педагог следит за правильным произношением звуков.
Логопед: Какой звук чаще других звучал в скороговорке?
Дети. Звук [щ].
Ребята прочитайте по цепочке слова, которые вы видите на доске. Составьте слово по первым буквам.
Ящерица, щенок, ищейка, кувшин (ящик).
шуба, аршин, решётка, ищешь, купальщик (шарик).
II. Основная часть.
Введение в тему занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о звуках [ш ], [щ]  и буквах ш,щ. Откройте тетради, запишите число и тему занятия.
Давайте вспомним какие звуки [щ ], [ш].
Дети: звук [щ] — согласный, глухой, мягкий, звук [ш ] – согласный, глухой, твёрдый,  
Сравнение букв по написанию. У каждого ребенка на столе лежат буквы.
Логопед: Каждый звук имеет свой портрет – букву. Давайте посмотрим на эти портреты. Что мы видим? Чем похожи буквы? Из каких элементов состоят буквы Ш и Щ? Чем отличаются буквы?
Логопед: Ш и Щ – родные сёстры, но у Щ есть хвостик острый.
Раскрась букву Ш – синим цветом, а букву Щ – зелёным цветом.
III.Развитие навыков звукового анализа слов
1.Игра «Светофор» детям раздаются фишки и карточки с кружочками, символизирующие светофор – красный, желтый, зеленый. Определите, где находится звук в слове – в начале, в середине или в конце. Логопед показывает картинки (щетка, щенок, щука, ящик, ящерица, камыш и др).
- Молодцы. В последнем слове нет звука Щ. Какой звук мы слышим в конце слова камыш? Какой он? (согласный, шипящий, всегда твердый, глухой). Чем отличаются звуки ш-щ. (Звук ш - всегда твердый, щ - всегда мягкий).
IV. Динамическая пауза.
- Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)
 Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
Стихи с движениями «Дерево».
Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).
Закачалось деревцо       (руки вверх, покачивания вправо-влево).
Ветер тише, тише,  тише – (медленно опустить руки, присесть).
Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).
V. Дифференциация букв Ш – Щ:
1) в слогах
Чтение слогов со звуками [ш ], [щ].
Ша - ща                  ащ - аш              шта - тщаШо - щё                  ощ - ош              што - тщёШу - щу                  ущ - уш              шту - тщуШи - щи                 ищ - иш              шты - тщиШе - ще                  ещ - еш               ште - тщеЛогопед: Что мы с вами делали? (ответы детей)
Игра «Наоборот» (игра с мячом)
Ребята давайте встанем и поиграем в игру «Наоборот». Я передаю мяч и называю твёрдый звук, а вы называете мягкий.
Ша - ща      ащ - аш       шти - щтиШу - щу      ущ - уш          шту - щтуШо - щё      ощ - ош          што - щтоЛогопед: Что мы с вами делали? (ответы детей)
Логопед: Сейчас мы с вами будем работать в тетрадях, но прежде подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни три пальца. 
И  подумай не спеша,
Что за буква? Ясно – «Ш».
Упражнения в парах.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в ладушки играть.
А теперь, давай-ка, бей
С каждым разом всё быстрей.
Снова букву «Ш» составь,
Справа хвостик к ней прибавь:
«Ш» исчезло вообще –
Появилась буква «Щ».
2) в словах
Игра «Новое слово».
Ребята сейчас мы поиграем в игру «Новое слово»
К словам добавьте букву Ш или Щ так, чтобы получилось новое слово. Каждый выходит к доске, добавляет букву и читает новое слово.
УБА —   ____________    ЕЛЬ — ___________   АПКА— _____________
КАФ— _________ ТОРЫ — _____________    УКА-  _______________ 
Л: Какие слова у вас получились? Запишите новые слова. 
Игра «Путаница»
Логопед: Дети, составьте и запишите слово из перепутанных слогов.
(ДЫ, ЛАН, ШИ) (КА, ШИ, МЫ) (ВЕ, КА, ШАЛ) (ШО, МЫ, НОК) (КА, ЩИК, МЕН) (МА, НА, ШИ) (КА, ДАШ, РАН) (ЗИ, ГЛА, ЩИ)   (СТЕ, ЩИК, КОЛЬ) (ЩИ, ТРЕ, НА) (ЖЕН, НА, ЩИ)
Логопед: Что мы с вами делали? (ответы детей)
3) в словосочетаниях
Работа по карточкам по восстановлению пропущенных букв Ш и Щ  и согласованию имён прилагательных с именами существительными.
Логопед: Нужно правильно написать букву в словах из первого столбика, затем соединить слова из первого столбика со словами из второго столбика – провести стрелочку.
 ___ука         мягкая          
лягу____ка      зубная           
  ___ётка        зубастая             
поду____ка     зелёная             
я___ерица       весёлый                   
___енок         юркая             
кув____ин       городская         
пло___адь       глиняный  
Запишите одно из словосочетаний в тетрадь
Логопед: Молодцы. Что мы с вами делали? (ответы детей)
V.Итог занятия.О каких звуках мы сегодня говорили?
Вам понравилось занятие?
Какие задания вам понравились больше всего?
Как вы думаете, кто сегодня на занятии старался больше всех?