Конспект урока по теме Множество. Элемент множества (3 класс)

Предмет: Математика .
Класс: 3 класс
Учитель МБОУ «Верхнесыповская ООШ» Хаязова Айгюль Фагитовна.
Учебная тема: Группы предметов. Множество. Элемент множества. (Образовательная программа «Школа 2100»)

Технологическая карта урока.


Тип урока
Урок открытия нового знания

Дидактическая цель
Познакомиться с понятиями «множество» и «элемент множества».

Задачи
Обучающие:
- учиться устанавливать принадлежность или непринадлежность данного элемента данному множеству, определять число элементов множества, составлять различные множества, узнать отличительные признаки множества и группы.
Развивающие:
- развиваем познавательный интерес, кругозор; приемы умственной деятельности, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитываем аккуратность, целеустремлённость, стремление к здоровому образу жизни.


Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Предметные:
Развивать представления о возможности решения жизненных задач средствами предмета «математика».

Основные понятия
«Множество» и «элемент множества».


Ресурсы:
- основные
-дополнительные

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 3-го класса (II ч.) Стр.42-43
- индивидуальные конверты с предметными картинками
- презентация к уроку



Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа










Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность
Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- Ребята, мне очень приятно вас видеть сегодня. Пусть этот урок принесет нам радость общения и познания.


II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления к новой деятельности
- Ребята, я вам предлагаю расшифровать слово. (Слайд 2)

572+8 =
Ж

1000 – 1 =
О

15* 4 =
О

670 + 30 =
Т

800 – 40 =
В

45 : 15 =
М

500 +140 =
Е

780 -120 =
С

60 : 2 =
Н


3
30
60
580
640
660
700
760
999

М
Н
О
Ж
Е
С
Т
В
О



Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

III. Постановка темы и учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели на урок.


- Знакомо ли вам это слово?
- Значит тема нашего урока: «Множество».
- Что бы вы хотели узнать из данного урока? (Ответы детей)
Что такое множество?
Как образуется множество?
Из чего состоит множество?




4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


VI. Открытие нового знания. Поиск решения.
Цель: построение нового способа действий, формирование способности к выполнению.













V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действий, комментирование и проговаривание во внешней речи.

- Опираясь на свой жизненный опыт, наблюдения выскажите предположение, что такое «множество»?
- Распределите предметы на группы. (Слайд 3)
- Придумайте общее название для каждой группы.





- Что у нас получилось? (группа предметов, которая имеет общий признак)
- В каждой группе один предмет или много предметов? (Много)
- От этого слова получилось слово «множество»
- Значит, Множество – это (Слайд 4)
- А теперь мы сверимся с учебником и словарем. (учебник стр.42.)
- Мы с вами ответили на 1 вопрос?
- На 2 вопрос ответили?
- Теперь ответим на 3 вопрос: «Из чего состоит множество?»
- Во множестве цветов есть цветок ромашка, которая является чем? (Часть целого, элемент)
- Значит, элемент –это . (Слайд )

Физминутка.


Выполнение № 2 (учебник стр.42) ( Слайд10 )









7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.





Нам необходимо научиться применять свои знания при решении задач.
Парная работа.
- У меня имеется 2 конверта с заданиями. Нужно выполнить эти задания.
(Дается время для выполнения заданий.)
Проверяем и оцениваем свою работу.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;







1. Каким же образом наша тема связана с математикой? Вернемся к 1 нашему заданию.
- На какие множества можно разделить числа? (Множество «Однозначные», «Двузначные», «Трехзначные»)
2. Найдите в учебнике № 6. Что вы увидели? (задачи) Как мы можем это обозвать, используя новый термин? Решение задачи под буквой № 6 (б).

18 : 2 = 9 (з) 3х – х =18
3 * 9 = 27 (з) 2х = 18
х = 18 : 2
х = 9 (з)
3 * 9 = 27 (з)
Ответ: Витя решил 9 задач, а Костя решил 27 задач.



VII. Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности



- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Мы достигли своей цели?
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
ТОУУ


VIII. Домашнее задание
Цель: осознание границ применения нового знания
Стр. 43, № 5, № 7.

- Мне было очень приятно работать с вами. Мы достойно прошли все испытания. Спасибо за работу. (Слайд 10)
Уверенно иди вперёд
И в силы верь свои всегда!
И пусть тебя удача ждёт,
Дерзай, борись и побеждай!








Витя записал несколько слов: Москва, Санкт-Петербург, Россия, Одесса, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Австралия.
Найдите среди них элементы множества «Названия городов».
Какие слова здесь «лишние»? Элементами каких множеств они являются?




Элементы какого множества нарисовал Костя? Можно ли сказать, что элементом этого множества является тумбочка? сосна? торт?



цветы

животные

игрушки



Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 715