«Действие с многозначными числами. Множество. Подмножество. Пересечение множеств»


Интегрированный урок по теме
«Действие с многозначными числами. Множество. Подмножество. Пересечение множеств» (IV класс)

Тема урока: «Действия с многозначными числами. Множество. Подмножество. Пересечение множеств»

Цели урока: обобщить и закрепить полученные знания, умения и навыки.
Задачи урока:
учебные:
систематизация знаний, полученных школьниками при изучении действий с многозначными числами;
закрепление навыков использования компьютера;
контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Множество. Подмножество. Пересечение множеств»;
использование межпредметных связей «информатика – математика»;
развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие умения анализировать и систематизировать знания и применять их при решении задач
воспитательные:
воспитание у учащихся умения работать в коллективе;
формирование навыков самоорганизации, самостоятельности;
повышение мотивации учащихся на уроке за счет игровой формы работы.

Методическое обеспечение урока:
компакт-диск «Считай и побеждай»;
компакт-диск «Мир информатики»;
альбом раскраска по теме «Устный счет», разработанный старшеклассниками в графическом редакторе Paint (см. приложение № )
План урока:
Начальная часть урока
Организационный момент
Объяснение темы урока. Мотивационное начало урока.
Актуализация ранее полученных знаний

Основная часть урока
решение задач
физминутка
блиц-опрос
задание на пересечение множеств
физминутка
многозначные числа и действия с ними

Заключительная часть урока. Подведение итогов урока



Ход урока
Начальная часть урока
Организационный момент (1 мин)
Учитель:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи.
За работу в добрый час!

Объяснение темы урока. Мотивационное начало урока. (2 мин)
Учитель:
Сегодня на уроке мы закрепим навыки арифметических действий, продолжим развивать ваши логические способности и обобщим знания о множествах.
Итак, тема нашего урока «Действия с многозначными числами. Множество. Подмножество. Пересечение множеств».
Сегодня на уроке мы приготовим подарок для мам. На партах у вас лежат листочки, на которых нарисован не раскрашенный букет. Как только вы правильно ответите на вопрос или выполните задание можете закрасить какой-то цветок. В конце урока посмотрим, чей букет украшен лучше всех. Это и будет подарок маме.

Актуализация ранее полученных знаний. (5 мин)
Я предлагаю вам, ребята, совершить путешествие в царство Математики.
А как называется губерния, в которой находится Город фигур?
Город фигур находится в губернии Геометрия, а губерния , в сою очередь, находится в царстве Математика
Царство Математика – это большое множество. Какие множества поменьше вы можете назвать в нем?
Какие множества поменьше вы назовете во множестве губерния?
Итак, большое множество может включать подмножества. И все элементы этого множества будут принадлежать большому множеству. Например, мы с вами – жители города Абакана, в то же самое время мы – жители Республики Хакасия, и, наконец, мы – жители России.
О том, как живет царство Математика, вы уже имеете некоторое представление и знаете, что здесь существуют свои требования, законы, правила. Сегодня мы пройдем по этому царству, выполняя задания на своем пути, и постараемся не нарушить строгих порядков. Итак, в путь!

Основная часть урока
Решение задач (10 мин)
Игра «Матрешки» (игра во множества)
Пять множеств играют в прятки. Четыре спрятались в матрешках, а пятое водит. Определите, к какому множеству (матрешке) относятся заданные геометрические фигуры:





Множества:




- прямоугольников




- четырехугольников




- многоугольников




квадратов







После самостоятельного выполнения задания проходит его коллективное обсуждение с доказательством и размещением соответствующих фигур в матрешках.
Посмотрите, как расположены множества
Значит, элементы одного множества могут одновременно принадлежать и другому множеству. Определите, какое из рассмотренных множеств самое маленькое. Докажите.

А какое самое большое? Докажите.

Какие фигуры водят в игре? Почему?

Наигрались наши множества. А теперь мы с вами решим задачку на нахождение площади геометрической фигуры. Посмотрите внимательно на самое большое множество. Какие фигуры не принадлежат множеству четырехугольников?
А можем ли мы объединить какие-нибудь фигуры в еще одно множество? Какое это множество?
Да, можем. Это множество треугольников.
Какие треугольники вошли в это множество?
Остроугольный и прямоугольный.
Возьмите остроугольный треугольник и определите его площадь. (один у доски). Проверим решение задачи.
А теперь проведем физминутку.

Физминутка для глаз (2 мин)
Зоркость чтоб развить немножко
Пойдем по синей мы дорожке.
Ох, забот у нас не мало,
Пойдем по красному овалу.
Мы на месте не стоим,
По восьмерке пробежим.
Чтобы нам не уставать,
Надо плюс нарисовать.

Блиц-опрос (устно) (5 мин)
Отдохнули?! А теперь проведем блиц-опрос. Внимание! Решаем задачи и думаем, об элементах каких множеств в них идет речь?
Ласточка пролетает в час 40 км, а стриж в 3 раза больше. На сколько километров больше за час пролетает стриж, чем ласточка? (множество птиц)
Сосна живет примерно 400 лет. Это на 250 лет больше, чем живет липа. Сколько лет живут липа и сосна вместе? (множество деревьев)
Масса пингвина-папы 42 кг, пингвина-мамы – 30 кг, а их детеныша – в 9 раз меньше, чем масса пингвина-папы и пингвина-мамы вместе. Какова масса всей пингвиньей семьи? (птицы)

Задание на пересечение множеств (задание на компьютере, используем компакт-диск «Мир информатики» (2 мин)
А теперь выполним задание на компьютере связанное с множеством животных.

2.5. Физминутка (2 мин)
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре, пять и шесть,
Надо нам за парты сесть.


Многозначные числа и действия с ними
(2 мин):
А теперь мы попали в царство Арифметики. Здесь нам надо выполнить задания с многозначными числами. Работаем в тетрадях. Один у доски.
Запишите множество двузначных чисел меньших четырнадцати, в порядке возрастания. (10, 11, 12, 13)
Запишите множество четырехзначных чисел больших 9 997 (9 998, 9 999)
Множество трехзначных чисел, составленных из цифр 5, 8, 1. (158, 185, 518, 581, 815, 851)
Проверим.
Составьте по два равенства (3 мин) используя элементы из:
а) множества двузначных и четырехзначных чисел;
в) из множества четырехзначных и трехзначных чисел.

(5 мин):
В конце путешествия по царству Математики поработаем за компьютером, и выполним задание на раскрашивание рисунков. Чтобы раскрасить рисунки надо решить примеры.
Сверьте свой результат с рисунком на листке.

Заключительная часть урока. Подведение итогов урока (1 мин)
Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни эти знания?
Подведем итог. Поднимите руки те, у кого букет закрашен полностью.