Конспект урока по математике для 3 класса Равные множества. Пустое множество

Конспект урока по предмету «Математика» для 3 класса на тему:

«Равные множества. Пустое множество»
Цели урока:

1. Формировать умение определять равные множества
2. Создать условия для формирования понятия «пустое множество» и знаком его обозначения.
3. Доводить знание табличных случаев умножения и деления до автоматизма.
4. Воспитать усидчивость, терпение.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
- Прочитайте стихотворение.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Итак, все готовы? Тогда я желаю вам удачи.
- Подготовьте тетради. Арифметический диктант
Найти произведение чисел 9 и 7, 6 и 7, 8 и 8, 6 и 4, 5 и 7, 8 и 5, 4 и 9, 9 и 9, 7 и 8, 3 и 9.
- Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (Множество, Способы задания множеств)
Какие способы задания множеств вы знаете? (Перечислением, заданием общих свойств.)- на доске
Сегодня мы продолжим работать на уроке с множествами. Узнаем много нового и интересного.
II.Актуализация знаний
Я предлагаю отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
- С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Кто это? (Собака.)
Среди множества собак назовите элементы множества не по породам, а в соответствии с их назначением. (Гончие, сторожевые, бойцовые, комнатные, собаки-спасатели и т.д.)
Каким способом мы задавали это множество собак? (общим свойством элементов).
Перечислите элементы множества комнатных собак. (Спаниель, Лабрадор, пудель, бульдог, шнауцер.)
Каким способом мы задавали это множество собак? (перечисление).
III. Знакомство с новым материалом
- А теперь перечислите элементы множества автомобилей, которые стоят перед доской. (Дети удивлены, перед доской ничего не стоит.)
Чему вы удивились? (Задано множество, элементы которого невозможно перечислить из-за их отсутствия.)
Множество, не содержащее элементов, называется пустым, и его обозначают символом Ш - на доске
А какую цифру в математике можно считать родственницей данному символу? (Нуль.)
Обратите внимание на доску. Что вы видите? – на доске








- Что вы можете сказать об этих двух множествах? Какой знак поставим между этими множествами? (Знак равенства.)
- Почему? (т.к. они состоят из одних и тех же элементов)
- А что можете сказать о следующих двух множествах'? (Они не одинаковы, у них есть элементы, которые не совпадают.)- на доске







Какой знак в таком случае поставим? (Неравенства.)
Что новое узнали о множествах? (Множества могут выть равными, неравными, пустыми.)
IV. Физкультминутка
Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр. 7
№ 1,2- устно
Правило в рамке
№3, 5
№ 6 - самостоятельно.
Варианты могут отличаться, т. к. можно переставлять местами элементы, чтобы составить равные множества, и ввести или убрать любой элемент из данного множества, чтобы получить не равные множества.
№ 7 - выполняется устно.
№ 9 самостоятельно
V. Включение в систему знаний и повторение.
№10, с. 9.
Во сколько раз 12 меньше 96? (В 8раз.)
Сумму чисел 35 и 60 уменьшить в 19 раз. (5.)
От суммы чисел 48 и 36 отнять разность чисел 100 и 76. (60.)
Частное от деления 72 и 4 увеличить в 5 раз. (90.)
К произведению 12 и 5 прибавить 28. (Восемьдесят восемь.)
а) Задайте общим свойством множество С: С= {Хлеб; масло; соль; крупа; перец; сыр; колбаса},
б) Запишите множество К чисел, кратных 3.
VII. Итог урока
Какую новую тему сегодня изучали?
- Когда множества равны? (когда они состоят из одних и тех же элементов)
- Приведите примеры элементов пустого множества. (Лошади, пасущиеся па Луне; яблоки и груши, растущие на березе и т. п.)
- Покажите в цвете работу на уроке, какое у вас было настроение. Поднимите цветные карандаши.
Домашнее задание № 4, с. 8. № 11, с. 9. Привести примеры равных множеств и пустых

15