Текстильные материалы. Виды работ с текстильными материалами в начальной школе.


Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом
Тема занятия:
Текстильные материалы. Виды работ с текстильными материалами в начальной школе.
Цель занятия: освоение методических и технологических вопросов обработки текстильных материалов в начальной школе.
Задачи:
дать понятие о текстильных материалах, познакомить с их производством, видами и свойствами, определить виды работ с текстильными материалами в начальной школе, практически освоить особенности разметки и резания ткани, приемы вдевания нитки в иглу и пришивания пуговиц, познакомиться с инструментами и приспособлениями для работы с тканью и правилами ТБ;
воспитывать культуру труда, эстетический вкус, аккуратность;
развивать сенсомоторику, коммуникативные навыки, профессиональные методические умения, самооценочную и оценочную деятельность, политехнический кругозор.
Тип занятия:
комбинированное занятие (усвоение теоретических знаний, а также освоение и отработка практических умений).
Форма проведения: урок-практикум.
Оборудование занятия:
Учебники для начальной школы,
технологические образцы «Виды работ с текстильными материалами»,
компьютерная презентация «Работа текстильными материалами»,
инструменты и приспособления для обработки ткани;
у студентов: индивидуальные карточки с образцами ткани, рабочие тетради, выкройки, иглы для ручного шитья, булавки, нитки, пуговицы, ножницы, портновский мел, коробочки для обрезков.План-конспект занятия
№ Этапы и содержание занятия Время
1. Организация занятия: (приветствие, проверка отсутствующих) 1 мин.
2. Актуализация теоретических знаний:
- Как вы думаете, почему я вам раздала эти индивидуальные карточки?
- Отличаются ли представленные образцы? Почему?
- Можете дать название каждому образцу ткани?
- После знакомства с новым материалом, мы справимся с этой задачей. 3 мин.
3. Сообщение темы и целей урока. Мотивация на значимость занятия для профессиональной подготовки.
- В содержании любой из программ по технологии начальной школы значительное место отводится работе с текстильными материалами, поэтому вам, как будущим педагогам, необходимо уметь разбираться в видах текстильных материалов, знать их свойства, чтобы суметь подобрать наиболее подходящий материал для того или иного вида работы.
1 мин.
4. Знакомство с новым теоретическим материалом (работа с технологическими образцами, учебниками, компьютерной презентацией):
•определение термина «текстильные материалы»; знакомство с видами текстильных материалов: пряжа, нитки, ткань, вата, войлок, тесьма, трикотаж, нетканые материалы, крученые изделия;- Какое определение можно дать этому понятию?
(формулировка определения, сравнение с данным);
•знакомство с этапами производства ткани:
- Как вы думаете, исходя из определения, можно вычленить конструктивную составляющую, лежащую в основе всех текстильных материалов?
- Следовательно, первой ступенью в изготовлении ткани будет являться…изготовление волокна.
(составление схемы производства ткани)
Волокнопряжаниткиткань(суровье)отделкаготовая ткань
Определение основных свойств ткани:
(элемент лабораторно-практической работы: определение направления нитей, лицевой и изнаночной сторон)
- Какими основными свойствами обладает ткань?
Знакомство с видами волокон:
- Как вы думаете, почему представленные образцы тканей отличаются? (разное происхождение волокон)
(составление схемы «Виды волокон»)
Определение видов тканей на индивидуальных карточках.
- Теперь вернемся к карточкам и определим виды тканей, точнее, виды волокон лежащих в их основе.
10 мин.
5. Определение видов работ с текстильными материалами в начальной школе (их значение):
•работа с учебниками.
Задание: определить виды работ предлагаемых к выполнению в начальной школе.
Соотнесение с технологическими образцами.
ВЫВОД: необходимо уяснить для себя, что какой бы ни была программа по технологии, в ней обязательно присутствуют различные виды работ из текстильных материалов.
- Как вы думаете, почему достаточно много внимания уделено работам с текстильными материалами, каково значение этих работ?
Значение работ с текстильными материалами в начальной школе:
приобретение навыков самообслуживания;
получение первоначальных сведений об отраслях промышленности, связанных с производством тканей и волокнистых материалов;
знакомство с профессиями, связанными с текстильным производством, воспитание уважения к людям труда;
получение знаний о свойствах тканей;
формирование уважения к труду, аккуратности, дисциплинированности, волевых качеств, умение работать в коллективе;
формирование эстетического вкуса;
освоение практических умений работы с инструментами и приспособлениями по обработке тканей и волокнистых материалов;
формирование умений по обработке текстильных материалов;
совершенствование общетрудовых умений.
9 мин.
6. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности:
Демонстрация и классификация:
Распределите в группы:
Измерительно-разметочные
Для механической обработки
Прочее оборудование (приспособления)
следующие инструменты и приспособления:
ножницы портновские;
булавки;
швейные ручные иглы;
игольницы;
наперстки;
пяльца;
портновская сантиметровая лента;
линейки, угольники;
портновский мел (кусочек мыла), светлые ткани – карандаш.
Знакомство с правилами ТБ:
Правила обращения с иглами
Не бросай иголки. Не вкалывай их в обрабатываемый материал или в свою одежду.
Во время работы вкалывай иголки в специальную подушечку (игольницу).
Запасные иголки храни в игольнице в сухом месте.
Проверь количество иголок перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иголки!
7 мин.
7. Освоение приемов разметки (раскрой) и резания ткани:
Приемы разметки и резания ткани:
- Самым распространенным и основным текстильным материалом все-таки является ткань, поэтому мы сегодня познакомимся с особенностями технологических операций по работе с тканью
– С какой технологической операции обычно начинается технологический процесс? Далее следует…
– Как эти операции называются применительно к ткани? (обмеловка, раскрой)
Операция разметки и резания ткани называется – РАСКРОЙ.

Знакомство с правилами раскроя:
разметку проводят с изнаночной стороны ткани;
размечать и кроить ткань, нужно расстелив ее на столе;
если необходимо получить по две детали кроя, то ткань складывают вдвое лицевой стороной внутрь;
в зависимости от назначения и конструкции изделия ткань кроят с учетом направления нитей основы и утка (дети учатся определять направление);
размечать детали прямоугольной формы можно продергиванием нити;
кроить ткань нужно на столе, удобнее это делать стоя;
при раскрое пользоваться выкройками, учитывая припуски на швы (булавки).
- Чаще всего при раскрое пользуются…? Шаблон для работы с тканью называется – ВЫКРОЙКА.
Требования к выкройке:
изготавливается из бумаги (если используется многократно, то из картона, клеенки, пластика);
на выкройке указывается название, количество деталей, все дополнительные условные обозначения и направление нитей основы (долевые).
Объяснение приема вдевания нитки в иглу.
15 мин.
8. Инструктаж по выполнению самостоятельной практической работы:
Выполнить раскрой, пришить несколько пуговиц, составив коллаж. («Технология» 1 кл. В.Д. Симоненко стр. 41, 87-91)знакомство с критериями оценки работы (самооценка):
правильность выполнения раскроя,
соблюдение технологии пришивания пуговицы,
эстетичность и аккуратность выполнения работы,
норма времени.
3 мин.
9. Самостоятельная практическая работа:
Практическое освоение приемов вдевания нитки в иглу и пришивания пуговиц. УМК №5 20 мин.
10. Контроль качества выполнения практической работы:
Самооценка по заданным критериям 8 мин.
11. Заключительная часть занятия:
•подведение итогов работы,
•уборка рабочих мест,
•домашнее задание. 3 мин.
Литература:
Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах / А.М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1977. – 175 с.
Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В.В. Выгонов. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 256 с.
Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2004. – 32 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1988. – 240с.
Технология: Учебник для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 96 с.
Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1983. – 288с.