Урок по музыке 5 класс «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Цель урока:
Задачи:
Планируемые результаты для ученика:
Понятийный аппарат:
Оборудование:
Музыкальный материал:
Виды деятельности на уроке:
Формы деятельности:
Тип урока:
Организационный момент. (Экспозиция).
Мотивирование учебной деятельности. (Завязка).
Учащиеся формулируют тему урока.
Создание проблемной ситуации.
Учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему).
Основной этап урока. Способ достижения намеченной цели. Разработка 1
Разработка 2
Кульминация
Итог урока
Рефлексия
Итог урока.
Рефлексия. Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, в кино, на телевидении.
Образовательная: познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.
Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся.
Личностные: у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство.Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус.
Предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Ученики получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.
Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Либретто, литературный сценарий, музыкальный фильм, киномузыка, тапер, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства. Учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка -класс», проектор, компьютер, презентация, ф-но, музыкальный центр, диски, задания группам, портреты композиторов, таблички «рефлексия».
Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. .Петровой),«Ледовое побоище» из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов
( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы Бонифация» и др.).
Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения.
Индивидуальная, фронтальная, групповая, в паре.
Урок открытия и первичного закрепления новых знаний
Ход урока:
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Здравствуйте ребята сегодня когда вы входили в класс получили по конфете, я предлагаю вам сесть за столы с конфетами которые соответствуют вашему цвету.
Учитель. Ребята, наш сегодняшний урок мы откроем музыкой.
Учитель: Сейчас вы увидите 2 видеофрагмента. Знакомы ли они вам ? Знаете ли вы их названия?
На экране видеофрагменты:
Песня «До,ре,ми» Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки», «Песенка друзей» Г.Гладкова из м/ф «Бременские музыканты»)
У. Посовещайтесь в группах и подумайте, есть ли сходство и различие между этими произведениями?
Версии учащихся:
Сходство: наличие музыки, помогающей выразительно передать жизнерадостный характер увиденных сцен (песенность, танцевальность ); оба произведения имеют сюжет, литературное содержание.
Различие: разные жанры киноискусства: художественный и мультипликационный фильмы, инструментарий.
Учитель: А вот еще одна муз. загадка. Где звучит эта музыка?
Задание-слушание заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!» ( «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл З.Петровой). У. Раскрывает ли песня Островского содержание этой детской передачи?
Является ли она музыкальной иллюстрацией к тому видеоряду, который мы каждый вечер видим на экранах телевизоров?
После прослушивания:
Учитель: Для чего мы сейчас с вами вспомнили произведения Роджерса, Гладкова, музыкальную заставку к телепередаче, что их объединяет?( МУЗЫКА) Где была использована эта музыка? (В ТЕАТРЕ, КИНОФИЛЬМЕ, МУЛЬТФИЛЬМЕ, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ)
Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. (посовещайтесь в группе )
Работа в группах. Ученики каждой группы предлагают свой вариант темы урока. После коррекции ответов, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Ученики: «Музыка и литература в театре, в кино, на телевидении». (запишите тему урока в тетрадь)
Учитель:
Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях этих видов искусств. А так кака у нас урок музыки то ,что мы должны будем выяснить?.
Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): «Какова роль музыки и литературы в театре, в кино и на телевидении?»
Учитель: Прежде чем мы с вами ответим на этот вопрос, я предлагаю вам исполнить известную вам уже «Песенку друзей» Гладкова, и разучить новую «Лев и Брадобрей»Дунаевского Разучивание песни . В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижером. Коррекция и самокоррекция интонирования песен.Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня?
Ученики: Песня не смогла бы появиться без поэтического текста.
Учитель: Откуда черпают поэты, писатели, композиторы сюжеты своих произведений?
Ученики: Из реальной жизни, из литературы, сказок, фантастики…
Беседа: Каков характер спетых песен?
Что они передают в фильмах? (Настроение героев, их эмоциональное состояние).
Что стало бы с фильмами «Звуки музыки», «Бременские музыканты», если бы в них не было музыки? (Были бы бессмысленными названия фильмов, сюжет, литературная основа, т.к. музыка в них играет главную роль).
А сейчас для вас викторина
Работа в группе: учащиеся должны вспомнить и назвать музыкальные мультфильмы и кинофильмы, заполнить карточки, оценить друг друга . Учитель: Давайте подумаем, а как создаются музыкальные фильмы, спектакли? Для этого в группах выполним следующие задания:
1группа. Задания:
1) кто сочиняет сюжет для фильма, спектакля, передачи; ( драматург )
2) кто осуществляет постановку спектакля: (режиссер )3) кто еще участвует в создании муз. фильма, спектакля. передачи:
Выбрать из предложенного: а) поэт, б) режиссер, в)скульптор, г)писатель, д)композитор, е)актеры, ж)художник, з)декоратор, и)хореограф, к)оператор, л)архитектор, м)осветитель, н)звукорежиссер, о)драматург.
2 группа. Задание.
Откуда берется сюжет?
Выбрать из предложенного: а) из реальной жизни, б)из литературных источников, в)исторических событий, г)общественных проблем, д) новостей е)газетных статей, ж)из народного эпоса, из сказок, з)фантазии, и) идеи.
(Ответ: а), б), в), ж),з)
3 группа.
Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "режиссер", "литературный сценарий (киносценарий)".Режиссер- творческий работник, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, автор сценария.
Литературный сцена́рий — законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев.
4 группа.
Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "киномузыка"," тапер".Киномузыка — инструментальная и вокальная музыка, звучащая в кинофильме.
Тапер-музыкант-аккомпаниатор, сопровождающий немое кино игрой на пианино.
Чтение и обсуждение ответов учащихся.
Учитель: Мы выяснили, как создаются музыкальные фильмы, спектакли. А теперь давайте вспомним некоторые из них.
Задание по группам.
Посмотреть на иллюстрации в учебнике «Музыка -5класс» (стр.66-67) и ответить на вопросы:
1группа. Фрагменты из каких фильмов вам известны?
(Х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы Бонифация» и др.).
2 группа. Какова роль музыки в спектакле и кино?
Музыка передает настроение героев, их эмоциональное состояние, раскрывает содержание фильма, характер героев, настроение сцены, эпизода.
3 группа. На каких иллюстрациях изображено действие, движение? (м/ф «Белоснежка»,«Бременские музыканты»,«Каникулы Бонифация»)
Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма «Ледовое побоище» С. Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, не называя фильма, и просит учащихся сказать, чей портрет создала музыка, и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.
После того, как музыка отзвучала, группы выскажут свое представление о прозвучавшей музыке: образ тевтонских рыцарей - это образ мрачной силы и назовут средства музыкальной выразительности, которые ярко изображают захватчиков -тевтонских рыцарей: мелодия, регистр, лад, ритм, динамика, темп, тембры. Подведя итог, учитель обращается к главному вопросу нашего урока: «Какова роль музыки и литературы в театре, в кино и на телевидении?» и предлагает задания для групп: составить ответна вопрос «Какова роль киномузыки в театре, кино, и на телевидении (Схема-опора),используя материал учебника и записи в тетради, словаре.
1-2группы работают над ответом на вопрос «Какова роль киномузыки в театре, кино, и на телевидении (Схема-опора)
3-4 группы работают над ответом на вопрос «Какова роль «Литературного сценария». в театре, кино и на телевидении» к понятию .Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп.
Киномузыка
Подчеркивает настроение героев, их эмоциональное состояние,
передает действие, движение,
является главным героем,
раскрывает содержание фильма, спектакля, передачи,
муз. тембр, динамика, лад – ведущие средства для создания экранных образов.
Литературный сценарий
строится на основе литературного источника, исторического факта, жизненной ситуации,
пишется режиссером совместно с композитором, т. к они сообща создают художественные образы,
подразумевает четкое, последовательное выстраивание музыкального ряда в соответствии с линией сюжета ( дается характеристика героев, подчеркнуты усиления и спады напряженности событий).
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.
Оценивание занятия и своего личного участия. Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.
- Какой у нас был главный вопрос урока?
-Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?
Рефлексия. Оценивание занятия и своего личного участия.
Критерии
Оценка
Оценка своего личного участия на занятии и его полезность в изучении нового материала Низкая-1 балл
Средняя-3балла
Высокая-5баллов
Объем нового материала Недостаточный-1балл
Достаточный-3балла
Можно увеличить-5баллов
Свое личное участие в работе группы оцениваю как Недостаточное-1балл
Достаточное-3балла
Активное-5баллов
Работа в группе Не проявлял инициативу-1балл
Помогал-3балла
Проявлял инициативу. Предлагал правильные решения-5баллов
4-9баллов-невысокий уровень участия и полезности- отметка «3»
10-15 баллов-средний уровень – отметка «4»
16-20 баллов- высокий уровень – отметка «5»
Оценка деятельности учащихся на уроке учителем.
Домашнее задание.
1)Базовый уровень. Выучить определения. Прочитать параграф (с.64)
2)Повышенный уровень. Составить кроссворд по теме: «Музыка в театре, кино, на телевидении».
3) Высокий уровень. Написать эссе на тему: «Какую роль играет музыка в театре, кино, на телевидении?»
Используемые материалы:
1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005г. Электронная версия издания подготовлена в НТЦ «Информрегистр» по технологии ФЭБ «Русская литература и фольклор».2. Википедия. Свободная электронная энциклопедия. http://www.wikipedia.org/3. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. М.,2007г.
4. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник « Музыка 5 класс». М., 2009г.
5. Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство.5-9 классы. Предметная линия учебников Е.Д. Сергеевой Г.П.Критской.
6. Музыкальный материал на дисках и кассетах к уроку:
Э. Григ «Пер Гюнт», Р.Роджерс «Звуки музыки», Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» ( «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. З.Петровой), «Ледовое побоище» из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов ( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы Бонифация» и др.