Консультация на тему Значение двигательной активности для детей дошкольного возраста
Значение двигательной активности для детей дошкольного возраста.
Правильная организованная двигательная активность детей является одним из важнейших условий их всестороннего развития и воспитания.
Одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников укрепление их здоровья, снижение заболеваемости.
Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности, поэтому важно с раннего дошкольного возраста обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности в движениях.
К сожалению, в последние годы на страницах печати всё чаше встречается понятие гиподинамия (ограничение двигательной активности, как у взрослых, так и у детей)
С.М. Громбах, Н.Н. Куинджи, О.Клозе и другие учёные предполагали, что у детей дошкольного возраста ограничение двигательного режима вызывает заболевания опорно-двигательного аппарата, снижение слуха, зрения.
М.Г. Лебедева, Л.И. Кутейникова, А.М. Нерсесян, М.М. Кольцова считают, что гиподинамия создаёт неблагоприятные условия для умственного развития ребёнка, понижает его умственную работоспособность.
С.М. Громбах считает, что ограниченная двигательная активность является причиной, наблюдающаяся в современном мире акселерации. У акселератов замечены сдвиги в соотношении между длинной тела и окружностью груди; длинной тела и размерами сердца: масса сердца у них меньше( а больший вес сердца достигается благодаря двигательной активности). У акселератов раньше наступает половое созревание - что ведёт к сокращению жизни, т.е. чем дольше организм растёт, тем дольше живёт. Поэтому, считает Громбах, акселерация явление отрицательное.
Исследования физиологов, врачей, педагогов подтверждают необходимость и целесообразность увеличения объёма двигательной активности детей, ибо физические возможности детского организма значительно выше, чем та нагрузка, которую дети получают на занятиях по физической культуре в детском саду. Воспитатель не стимулирует двигательную активность детей, предпочитая занятия пазлами, настольно - печатными играми. Малоподвижный образ жизни приводит к ухудшению здоровья детей и повышенной заболеваемости в детском саду.
С.М. Громбах считает, что двух занятий в неделю по развитию движений недостаточно. Необходимо, чтобы занятия по физическому развитию проводились ежедневно, с учётом возрастных особенностей и обязательно на свежем воздухе , с чем я полностью согласна.
Движение- главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды»
Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А.Аршавский, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.А.Бернштейн, Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, Г.П.Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Двигательная активность- это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).
Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.
15