Коллективная работа: Птичий календарь


53440-9261

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Говорят, что птицы — это ангелы, души добрых людей. В старину, ещё до прихода христианства, люди верили, что пернатые на своих крыльях приносят весну и открывают праведным людям двери рая, поэтому даже бедные крестьяне старались птиц зимой подкармливать. Мир птиц очень красочный и разнообразный. В лесу, на реке, в поле – кругом живут птицы. И каждая птица красива по-своему. Но в нашей заботе, конечно же, больше нуждаются зимующие птицы, так как во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода.
63506350 Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой.
Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц — в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.
Зима и весна – тяжелое время для птиц. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Синицы селятся в самых разных местах. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках.
Птицам очень нужна помощь людей! Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени,- это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле... От голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб. Существует и такая примета: если синиц около домов много – жди наступления холодов.
Ежегодно в ноябре месяце в нашей школе №530 стартует акция "Поможем птицам зимой". В акции приняли участие многие классы.
Зимушка – зима пришла.
Много снега принесла…
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно зимой.
Кто, скажите, им поможет?
Может мы или прохожий?
Дружно все взялись за дело.
И работа закипела, Мы решили с ребятней
Им кормушки смастерить
И столовую открыть.
5791200218249519621502353945

Акция проходит в 3 этапа:
I этап – Конкурс кормушек для кормления птиц зимой
II этап – Сбор корма для птиц.
 III этап – Кормление птиц.
Ребята нашего класса приняли участие в этой акции.
Этапы нашей работы:
Организационно-подготовительный
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Планирование предстоящей деятельности
I этап – Конкурс кормушек для кормления птиц зимой
Изготовления кормушек силами учащихся и родителей.
Развесить готовые кормушки.
II этап – Сбор корма для птиц.
Заготовка корма для птиц.
 III этап – Кормление птиц.
1. Подкормка и наблюдение за птицами.
2. Создать условия для кормления птиц в зимний период, определить их предпочтения в пище
3 .Вести наблюдения за птицами, во время посещения ими кормушек
IV этап- Заключительный.
Изготовление календаря "Птичий календарь"
Ожидаемые результаты:
- Создание необходимых условий по формированию у школьников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность ребят совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у ребят любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Активное участие родителей.
Методы и приемы:
- беседы о птицах;
- наблюдения за жизнью птиц;
- ознакомление с художественной литературой;
- рассматривание иллюстраций;
- проектная деятельность.
Нашим классом была проделана следующая работа:
Организационно-подготовительный этап.
Мероприятия Задачи Что узнали.
Разговор «Птичья столовая»
Провести разъяснительную работу среди учащихся о необходимости кормления птиц зимой.
- Почему зимующие птицы появляются у жилища человека не с самого начала зимы, а где-то с середины. Для чего они летят к жилищу человека? Поговорить с ребятами о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. Помог нам в этом интернет. Зимой птицы предпочитают жить около жилья людей и нуждаются в том, чтобы их подкармливали. Так как известно, что сытого и мороз не очень пугает. Но в зимнее время года, пища для птиц – нелегкая находка. Когда деревья покрываются льдом, птицам стает чрезвычайно трудно, так как при таких условиях они не могут питаться естественным кормом.
Наблюдение за воробьями во время прогулки. Уточнить представления ребят о повадках воробьёв, отметить какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить ребятам проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой»
Мы много говорим о том, что птицам нужно помогать. А много ли мы делаем для этого? Всегда ли мы делаем то, что действительно нужно птицам? Какие пищевые предпочтения у зимующих птиц? Воспитать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания ребят о зимующих птицах, расширить представления о зимующих птицах. Некоторые птицы больше всего любят семена злаков и их растений. Увидев в кормушке овес или зерно, к ней сразу же прилетят щеглы, воробьи и другие птички – любители зерна. Не откажутся от зерна и голуби. Универсальным кормом и важным источником энергии за счет большого количества растительных жиров считаются семена подсолнуха. Его едят почти все птицы. Снегири отдают предпочтение боярышнику и рябине в сушеном виде. Хлеб и хлебные крошки едят все птицы, без исключения. Можно специально сделать корм птицам из недорогих продуктов, которые имеет каждая семья. Вспомните о пернатых, прежде чем выкидывать неиспользованную еду.
Аппликация «Снегири прилетели», сообщения о птицах.

Рассматривание сюжетных картин и фотографий. Закрепить представление о названии птиц, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; - воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; - умение слушать и слышать пение птиц; - развивать наблюдательность, внимание;
Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас. Выполнение поделок и творческих работ.





Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать любовь к окружающему, желание помочь птицам. Из книги А.И. Рахманова «Птицы наши друзья» мы узнали, что период бескормицы наступает с момента промерзания почвы и выпадения снега и продолжается до схода снежного покрова и появления первой свежей зелени. Главная цель подкормки - защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев.
Другая положительная сторона- привлечение птиц в те места, где это необходимо человеку, так как большинство птиц остаётся в районах подкормки, там же выводит и выкармливает птенцов. Наиболее сильно страдают от бескормицы насекомоядные птицы.
Конкурс «Лучшая кормушка». Привлечение родителей к участию. Воспитание нравственных чувств. Для подкормки птиц используют специальные кормушки, которые подвешивают на столбах или деревьях на высоте 1-2 метра. Конструкции кормушек разнообразны. Кормушку следует ежедневно очищать от шелухи, мусора, снега.
Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место
Сбор корма для птиц. Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Пищей для снегиря являются семена деревьев и трав, ягоды . Зимой поедают почки.
I этап – Конкурс кормушек для кормления птиц зимой
Итог конкурса кормушек «Поможем птицам зимой»
37465031750
1 место - Михеев Евгений 7-б класс
Силантьева Олеся, 1-в класс
2 место – Сидоров Даниил, 1-а класс
Тюлягина Александра, 1-а класс
Алексеенко Софья, 1-б класс
Кашкарова Анастасия, 3-б класс
Борошнина Алина, 3-б класс
7321550367665 Коломыцев Федор., 3-а класс
3 место – Ткачук Надежда, 1-а класс
Чумак Ксения, 1-а класс 44831002540
Лемарк Ксения, 1-б класс
Моисеев Юрий, 1-б класс
Гильязова Карина, 1-в класс
Николаева Олеся, 1-в класс
Васильев Даниил, 1-в класс
27178017780Каримов Тимур, 1-в класс
Комелев Даниил, 1-в класс
Артемьева Дарья, 2-а класс
Фильчиков Кирилл, 2-в лассНартиков Леонид, 3-б класс
Ганьшина Виктория, 3-в класс
Зрительские симпатии:
275844083820Дружинина Ксения, 1-а класс
Кудрявцев Игорь, 1-б класс
5104524-129781Ротцы Екатерина, 1-б класс
Колесов Матвей, 1-в класс
Сантков Богдан, 1-в класс
Белов Константин, 1-а класс
Сабанчина Софья, 3-а класс
Берюков Георгий, 3-а класс
Быков Иван, 1-а класс
Шкуренков Керим, 2б класс
Колесов Матвей, 1-в класс
Андрушкова Варя, 1-в класс
БОЛЬШЕ ВСЕГО КОРМУШЕК СДЕЛАЛИ 1-А, 1-Б, 1-В КЛАССЫ. БЛАГОДАРИМ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ, СПАСИБО.
II этап – Сбор корма для птиц.
1 место заняли ребята 1-А и 5-А классов
(принесли по 2 больших пакета разнообразного корма : семена подсолнечника, клена, репейника, пшено, корм «Чика» для мелких птиц.)
2 место – 5-в класс
Экологический совет школы благодартим ребят 2-в, 2 б, 3-а, 3-в, 4-а, 4-б, 6-а, 5-в, 6-б, 11-б классов, собравших корм для птиц. Часть корма отдано в Александровский парк.

III - этап – Кормление птиц.
Самыми первыми посетителями обычно бывают синицы. Здесь кормятся также воробьи, снегири и др.
Каждый класс начальной школы вместе с шефами старшеклассниками до и/или после уроков кормят птиц и наблюдают за ними в течение недели по графику, составленному членами экологического совета. Наш 3-А класс вместе с 7- А кормили птиц с 8 февраля по 15 февраля.

336551225558 февраля: Утром насыпали пшено и крошки сушеного белого хлеба. Птиц не было.
Идя из школы мимо одной из кормушек,
заметили трех голубей, клевали крошки и
крупу, просыпавшуюся на корку льда, покрывшую всю землю после оттепели.
3163570269875 На ветках у кормушки сидели сытые и растрепанные от ветра воробьи.
9 февраля: Перед школой, встретившись со
старшеклассниками в 8ч 40 м, пополнили
кормушки гречей, повесили кусочки сала.
Несколько кормушек были пустыми.
Темновато, птиц не было, а днем на трех кормушках обедали воробьи. Стояла ветреная погода, шел дождь.
10 февраля: Утром пополнили кормушки,
насыпав семечки подсолнуха (не жареные).
6233795173355Идя из школы увидели, что вместе с воробьями
обедали две синички! Испугавшись нас, улетели.
На кормушке за школой видели двух снегирей!
Близко не подходили.
11 февраля: Утро. Темно и пасмурно. Кормушки почистили и насыпали разного корма. Тут же прилетели голуби.
Мы насыпали сухих крошек белого хлеба и
Кусочки печенья на землю. Днем – сыро и пасмурно. С веток соседних деревьев наблюдали воробьи и три синички. Мы не стали мешать их обеду. Из окна школы увидели,
как прилетели девять глубей и стали клевать
корм на земле. На кормушке было четыре синички.
63627002222513017531115

4366895149225

12 февраля: Утром насыпали овес и гречу,
крошки сушеного белого хлеба.
5675629101599Птиц не было. Возвращаясь домой после уроков заметили свору воробьев, которые кушали и весело шумели.
15 февраля: Утром наполнили
кормушки ячневой и перловой крупой повесили кусочки сала.
Несколько кормушек были пустыми.
5319396932179Темновато, птиц не было, а днем на кормушках обедали воробьи и висела вниз головой на кусочке сала синица.
-76200197485


121094539370


Птичьи предпочтения
Вид корма.
Съедали всё. Съедали половину. Съедали малую часть. Оставляли не съеденным.
Крошки белого хлеба + Овёс + Семена подсолнечника + Греча + Пшено + Печенье сахарное   -
Крупа перловая.    -
Ячневая крупа         + Сушёные яблоки + Кусочки сала +
Выводы:
Больше всего птиц садится на хорошо закрепленные кормушки.
Каждый день прилетает разное количество птиц.
Больше всего прилетает воробьев. Галки редко кормились у нас.
Голуби клюют корм почти всегда с земли.
Синички боязливы: сначала осматриваются, потом спускаются дерева на дальние кормушки, или когда нет людей.
Птицы едят разный корм, но первым съедают семечки (любые, только не жареные), потом крошки булки и крупу и сало, особенно синички.
Таким образом, наши птички предпочли из всех предложенных нами кормов: овёс, белый хлеб (в виде крошек, целые куски они не расклёвывали), семена подсолнечника, чуть меньше им понравились сушёные яблоки, полностью птицы отказались есть печенье, и перловую крупу, ячневая, гречневая и пшённая крупа птицами поедались, но нравились меньше остальных видов корма, которые они ели. Из чего следует, что, несмотря на холод и бескормицу, птицы предпочитают одни виды кормов другим, а некоторые корма есть, вообще отказываются. Чаще всего посетителями наших «столовых» бывают воробьи и синицы, залетали к нам на обед и снегири.

Руководитель: Мирошина И.И.
Редакторы: Чекмасов Егор
Захарова Анастасия
Коломынцев Федор