Проект по ОРКСЭ (ОПК) Святые, чьи имена мы носим
Конкурс ученических проектов
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры»)
Номинация конкурса:исследовательский проект
Святые, чьи имена мы носим
Автор:
Шангина Елизавета
НОУ «Нефтеюганская
православная гимназия»
4 класс
Руководитель:
Башкирова Ольга Николаевна
2013 г
По православным традициям во время Таинства Крещения ребёнок получает имя в честь святого, который становится его святым покровителем.Православные родители стараются дать своему малышуимя тогосвятого, именины которого приходятся на день рождения ребёнка. Наши предки строго придерживались этого правила и называли своих детей в строгом соответствии с «церковными святцами» - перечнем имён святых и днями их памяти. Нарекая своего ребёнка именем святого, родители были уверены, что теперь их малыш всегда будет окружён заботой и вниманием этого святого, охраняем им всю жизнь. К своему святому каждый православный может обратиться за помощью и поддержкой с молитвой «Моли Бога обо мне, святыйугодниче Божий (имя)…»
Подвиг жизни святого, его служение является примером для ребёнка. При Крещении родители дали мне имя Елизавета. Мне стало интересно узнать о судьбе женщин с именем Елизавета, которые причислены к лику святых. Зная историю жития своего святого, ты стремишься быть похожим на него. В душе возникает чувство ответственности за своё святое имя.
Цель исследования:раскрыть роль женщин с именем Елизавета, причисленных к лику святых, в духовной истории православия.
Задачи:
Познакомиться с литературой об именах собственных.
Исследовать материал о происхождении и значении имени Елизавета.
Систематизировать информацию о житии женщин с именем Елизавета, причисленных к лику святых.
Исследовать, что знают одноклассники о значении своих имён и о житиисвятых, в честь которых они получили свои имена.
Методы достижения цели:
Сбор информации.
Описательный метод.
Исследовательский метод.
Аналитический метод.
Обобщающий метод.
Своё исследование я начала с изучения литературы о собственных именах, из которой узнала много нового для себя. Увлекательным и познавательным для меня стало знакомство с книгами: Успенского Л.В. «Ты и твое имя: рассказы об именах», Введенской Л.А. «Слово о словах», Колесникова Н.П. «От названий к именам», Суперанской А.В., Сусловой А.В. «Русская словесность. О русских именах». Из них я узнала много интересного о происхождении и образовании имен. Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Особый мир представляют собой имена собственные.
Миру имен посвящено много словарей, исследований специалистов разных профессий. Читая книгу Л.Успенского «Слово о словах»,я особенно заинтересовалась рассказом об Иванах, не помнящих родства. Я часто слышала это крылатое выражение, которое произносят в укор молодым людям, не знающим и не интересующимися тем, кто были их предки, как они получили свои имена и что эти имена значат.
В Древней Руси детей называли именами, которые сейчас нам кажутся прозвищами. Какие же имена давали детям наши предки и чем руководствовались при этом?Родилось дитя. Никто не удивится, если отец и мать захотят выбрать ему такое имя, в котором бы отразилась их радость, нежность, любовь. Очень понято, если они назовут своего ребенка Жданом, Любимом, дочерей – Любашей, Милушей. Детей называли по порядку их появления в семье – Первак, Вторуша, Третьяк, по отличительным чертам характера – Баламут, Гуляк, Истома,Добр, Храбр, Молчан,
Наши предки были очень суеверны. Они боялись привлечь к ребёнку гибельное внимание подстерегающих человека врагов – злых духов. Достаточно часто встречались и имена, которые якобы были способны отвращать злых духов, болезни, смерть: Нелюб, Ненаш, Нехорошка, Немил, Некрас, Горяин, Неустрой, Старой. Даже не верится, что это действительно имена наших предков. Получается, что в Древней Руси никакой разницы между именами и прозвищами не было.А русские имена-прозвища превратились в фамилии, например, Собака превратилась в фамилию Собаков, Волк – Волков, и т.д.
Но вот в конце Х века киевский князь Владимир произвел обряд Крещения Руси.Имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованными из языков многих восточных и европейских народов. В большинстве своем новые имена были словами древнееврейского и древнегреческого языков.
Моё имя Елизавета происходит от древнееврейского слова Елисавета, которое обозначает «почитающая Бога».
Именно поэтому следующим этапом моего исследования стало изучение жития святых Елизавет. С этой целью я начала работать с книгами о житиях святых. Я узнала, что к лику святых причислены десять Елисавет:
1. Святая праведная Елисавета, мать Св. Пророка Иоанна Предтечи I векн.э.
2. Святая мученица ЕлисаветаАдрианопольскаяIII век3. Святая преподобная Елисавета Константинопольская VIII
Век
4. Святая мученицаЕлисавета (Самовская) 1860
5. Святая новомученицаЕлисавета(Румянцева) 1873
Святая мученица Елисавета (Сидорова) 1875
Святая мученица Елисавета(Куранова) 1877
Святая преподобномученицаЕлисавета (Ярыгина) 1879
Святая мученица Елисавета (Тимохина) 1881
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна 1884
Святая праведная Елисавета Праведная, Палестинская
(мать св. Иоанна Предтечи)-7620-2540Святая Елисавета Праведная, Палестинская, родилась в конце I века до нашей эры, жила в Вифлиеме и была супругой священника Захария и тётей девы Марии. В довольно пожилом возрасте она родила мальчика Иоанна, названного впоследствии Предтечей и Крестителем. Во время избиения младенцев в Вифлееме царём Иродом Елисавета укрывалась от царских воинов в пустыне, где через некоторое время скончалась (в начале I века нашей эры). Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк. 1, 5 - 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святойЗахария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда управеднойЕлисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведногоЗахарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведнаяЕлисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
2.Святая мученица ЕлисаветаАдрианопольская27940-635 В III веке в городе Андрианополе было много язычников, которые устраивали гонения на христиан. Но они не могли остановить распространение христианского учения. Многие люди переставали поклоняться идолам и выбирали Христа. Этому способствовали священники, которые обращали их в веру и крестили их, за что язычники предавали их мучениям и убивали. На одной из таких казней присутствовала Елисавета. Ее поразило, как епископ Александр выносит страшные муки. Она видела собственными глазами, что раны его были очень глубокими, но вдруг произошло чудо. Изнемогающий от боли мужчина, поднялся, на теле его не осталось ни одной раны. Каким-то невероятным образом он был исцелен. В тот же миг Елизавета поняла, что готова исповедовать христианство. Она отступила от язычников и встала рядом с епископом, и она была не одна, то же самое сделал воин Ираклий и женщины Анна, Феодотия и Гликерия. В гневе противники их тут же убили. Святая мученица ЕлисаветаАдрианопольская в III веке в Адрианополе приняла мученическую кончину за смелое и твёрдое исповедание христианской веры.
3.Святая преподобнаяЕлисавета Константинопольская
514353810Преподобная Елисавета Константинопольская ещё в детстве была отдана родителями на воспитание в монастырь. Проводя дни в трудах, посте и молитве, она все делала во имя Господа, и получила от него дар целительства. Питалась она только овощами и травами, а в Великий пост обходилась вообще без еды. Подобно мытарю три года не поднимала глаза к небу, выражая свое смирение. Носила грубую власяницу. Ее духовные очи всегда были направлены к Господу, а дух горел Божественной любовью Достигнув высокого духовного совершенства и мудрости, Елисавета была избрана настоятельницей монастыря. Скончалась преподобнаяЕлисавета в VIII веке. После смерти её гроб также подавал исцеления от болезней, и даже прах, взятый от её мощей, даровал слепым прозрение.
4.Святая мученица Елисавета (Самовская)
Святая мученица Елисавета (Самовская Елизавета Николаевна) родилась в 1860 году и происходила из дворянской семьи. В октябре 1937 года её арестовали за то, что она «имела множество знакомых среди духовенства, позволяла вслух говорить всё, что думает» и 6 ноября приговорили к высшей мере наказания. Вскоре Елизавету Николаевну расстреляли. Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Святая новомученицаЕлисавета (Румянцева)
-34099515875Святая исповедница Елисавета (Румянцева Елизавета Григорьевна) родилась в 1873 году в деревне Ильинская Костромской губернии. Жила в деревне Вандышки Кинешемского района Ивановской промышленной области. 20 февраля 1936 года её арестовали по обвинению в «антисоветской агитации», а также в том, что принимала у себя дома священнослужителей и паломников, и 15 июля приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан. Скончалась Елизавета Григорьевна в 1940-года в ссылке в Казахстане. Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Святая мученица Елисавета (Сидорова)
Святая мученица Елисавета (Сидорова Елизавета Ивановна) родилась 5 сентября 1875 года в селе ИвановскоеМакарьевского уезда Нижегородской губернии. 13 сентября 1937 года её арестовали как «активную церковницу» и «участницу контрреволюционной церковно-фашистской организации» и 11 ноября приговорили к высшей мере наказания. 20 ноября 1937 года Елизавету Ивановну расстреляли. Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской церкви.
86360367665Святая мученица Елисавета (Куранова)
Святая мученица Елисавета (Куранова Елизавета Викторовна) родилась в 1877 года в городе Москва, воспитывалась в детском доме. В 1930 году её мужа обвинили во вредительстве и расстреляли. Дом, где они проживали, был конфискован, и она как административно высланная вынуждена была покинуть Москву и поселиться в подмосковном городе Звенигород. Пела в церковном хоре, помогала репрессированному духовенству. 9 сентября 1937 года Елизавету Викторовну арестовали по обвинению в «антисоветской агитации», а 17 октября приговорили к расстрелу. 21 октября 1937 года приговор был приведён в исполнение. Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 октября 2002 года для общецерковного почитания.
Святая преподобномученицаЕлисавета (Ярыгина)
ПреподобномученицаЕлисавета (Ярыгина Елизавета Александровна) родилась в 1879 году в деревне СофроновскаяЯренского уезда Вологодской губернии. С малых лет была послушницей в Кылтовском женском монастыре Воздвижения Креста Господня. После закрытия монастыря в 1918 году монахини создали Крестовоздвиженскуютрудовуюсельхозобщину, где продолжали жить по монастырскому уставу. Елисавета состояла в этой общине до 1923 года, когда она была закрыта. В 1930-х годах она жила в селе Вильгорт Сыктывдинского района Республики Коми, где с 1935 года служила псаломщицей при Сретенской церкви. 4 августа 1937 года Елисавету Ярыгину арестовали по обвинению в «контрреволюционной деятельности», а 10 сентября приговорили к расстрелу. 12 сентября 1937 года приговор был приведён в исполнение. Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.
Святая новомученицаЕлисавета (Тимохина)
Святая мученица Елисавета (Тимохина Елизавета Александровна) родилась в 1881 году в городе Венев Тульской губернии. В 1912 году вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми Тимофея Герасимовича Тимохина, служившего жандармским унтер-офицером при станции Голицыно под Москвой. В 1922 году она была избрана в церковный совет Преображенского храма в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда. 16 февраля 1938 года Елизавету Александровну арестовали по обвинению в «контрреволюционной деятельности», а 27 февраля приговорили к расстрелу. 7 марта 1938 года приговор был приведён в исполнение. Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 18 августа 2004 года для общецерковного почитания.
Святая преподобномученицаЕлисаветаФеодоровна, Алапаевская, великая княгиня
ПреподобномученицаЕлисаветаФеодоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса), Алапаевская, родилась 1 ноября 1864 года в Дармштадте в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.
В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III, а 13 апреля 1891 года над ней был совершен чин принятия в Православную Церковь. После гибели мужа 4 февраля 1905 года от взрыва бомбы революционера-террориста ЕлисаветаФеодоровна решила посвятить свою жизнь служению Богу и через некоторое время в Москве основала Марфо-Мариинскую обитель, которая начала свою деятельность 10 февраля 1909 года. При обители была построена больница и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 апреля 1910 года она митрополитом Московским Владимиром была возведена в сан настоятельницы обители. Весной 1918 года матушку Елисавету арестовали и выслали в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, а затем через два месяца отправили в город Алапаевск. В ночь на 5 июля (18 июля по новому стилю) 1918 года она вместе с другими членами царского двора была живой брошена в шахту Новая Селимская в 18 километрах от Алапаевска, которая потом была заброшена гранатами. В 1992 Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета Феодоровна была причислена к лику святых новомучеников РоссийскихПравославной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Мне было очень интересно в честь какой святой Елизаветы назвали меня.Мама рассказала, что моей святой покровительницей является СвятаяВеликаякнягиня Елизавета Фёдоровна.В ходе исследования я прочитала полное жизнеописание этой великой и благородной женщины, чья деятельность является образцом для подражания в милосердии и служении ближнему. Когда я узнала житие моей святой покровительницы, мне захотелось хоть немного быть похожей на неё: быть такой же скромной, трудолюбивой, помогать людям, заботиться о маленьких и слабых.
Каждая из святых Елизавет совершила свой мученический подвиг во имя служения ближним, церкви, Богу. Все они являются примером праведной жизни, жертвенной любви, стойкости и непоколебимости в православной вере. Каждая из них способствовала становлению и укреплению духовной историиправославия.
В продолжение своего исследования, я решила выяснить, что знают мои одноклассники о происхождении и значении своих имён; знают ли они святых, чьи имена носят. С этой целью я с группой помощников провела анкетирование:
1. Знаешь ли ты, что значит твое имя?
2. В честь какого святого ты назван?
3. Знаешь ли ты, за что он причислен к лику святых?
В гимназии обучается 181 ученик. Опрос показал, что больше половины ребят (61%) знают значение своего имени и своего святого покровителя(69%), но мало кто знает житие своего святого покровителя (38%).
Исследовав информацию,мы узнали о происхождении и значении имён всех учащихся нашего класса, а также о наших святых покровителях:
Имя Происхождение и значение имени Святой покровитель
Иван (Иоанн) др.иуд. «помилованный Богом» Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Маргарита лат. «жемчужина» Святая великомученица Маргарита Антиохийская
Мария
(2 девочки) др. греч. «госпожа», «любимая» Святая Преподобная Мария Египетская;
Святая равноапостольная, мироносица Мария Магдалина
Глеб древнескандинавский «любимец Бога» Святой страстотерпец князь Глеб
Андрей греч. «мужественный, храбрый» Святой апостол Андрей Первозванный
Сергей (Сергий) лат. «стерегущий, высокочтимый» Святой Преподобный Сергий Радонежский
Даниил др. еврейское «мой судья – Бог» Святой князь Даниил Московский
Анна греч. «милость, благодать» Святая мученица Анна КашинскаяГеоргий др. греч.«земледелец» Святой великомученик Георгий Победоносец
Никита греч. «победитель» Святой блаженный Никита Константинопольский
Марина лат. «морская» Святая великомученица Марина Антиохийская
Илларион греч. «веселый» Святой преподобный Илларион Суздальский
Елизавета др. евр. «почитающая Бога» Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Фёдоровна
Далее мы с одноклассниками планируем продолжить работу по исследованию жития небесных покровителей всех наших гимназистов и привлечь всех желающих к нашему проекту.
Результатами моего исследования стали:
Я расширила свой кругозор в области истории происхождения имён, традиций русского народа.
Мне удалось найтизначение своего имени и собрать информацию о своей святой покровительнице, ожитии святых Елизавет.
В ходе работы над проектом я заинтересовала ребят нашего класса исследовательской работой о значении имён гимназистов и житии наших святых покровителей.
После презентации проекта «Святые, чьи имена мы носим» одноклассников при обращении друг к другу стали меньше употреблять сокращения имён (Ник, Ден, Лиз), грубые формы имён (Катька, Машка),обидные прозвища. Каждый задумался над святостью своего имени и подвиге святого, чьё имя мы носим.
Изучая подвиги служения святых людей ближним, Отечеству, Богу, мы открываем для себя положительные примеры для подражания.
Моя работа началась с исследования значения имени Елизавета и житии Святых Елизавет, а закончилась привлечением одноклассников к продолжению проекта. Любое полезное для души дело обязательно служит на благо не одного человека, а всех окружающих. Много ребят и из других классов гимназии заинтересовались исследованием своих святых имён.
Приложение
Результаты исследований значения имён гимназистов:
181 ученик гимназии носит 73 имени (44 мужских имени и 28 женских имён).
Мужские имена
1. Александр греч. «защитник людей»
2. Алексей греч. «защитник, помощник»
3. Анатолий греч. «восточный»
4. Андрей греч. «мужественный, храбрый»
5. Антон лат. «вступающий в сражение»
6. Арсений др. греческий «мужественный»
7. Богдан слав. «Богом данный»
8. Владимир старославянский «владеет миром»
9. Владислав слав. «владеющий славой»
10. Вячеслав др. рус. «большая слава»
11. Виктор лат. «победитель»
12. Виталий лат. «жизненный»
13. Глеб древнескандинавский «любимец Бога»
14. Георгий др. греч.«земледелец»
15. Григорий греч.«бодрствующий»
16. Даниил др. еврейское «мой судья – Бог»
17. Денис др. греч. «принадлежащий Дионису»
18. Дмитрий греч. «принадлежащий Деметре»
19. Евгений греч «благородный»
20. Егор греч «земледелец»
22. Иван др. иуд. «помилованный Богом»
23. Илья др. евр. «крепость Господня»
24. Илларион греч. «веселый»
25. Кирилл греч «малый господин»
26. Константин др. греч. «постоянный, стойкий»
27. Леонид греч. «подобный льву»
30. Макарийдргреч. «счастливый, блаженный»
28. Максим лат. «величайший»
29. Марк лат. «молот»
31. Михаил греч. «подобный Богу»
32. Назарий др. греч. «посвященный Богу»
33. Никита греч. «победитель»
34. Николай др. греч «победитель народов»
35. Олег др. сканд. «священный»
36. Павел лат. «малый»
37. Пётр др. греч. «камень, скала»
38. Рафаэль (Рафаил) др. греч. «Бог исцелил»
39. Роман лат. «римлянин»
40. Святославдр. слав. «Святая слава»
41. Серафим др. греч «огненный ангел»
42. Сергей лат. «стерегущий, высокочтимый»
43. Степан др. греч. «венец»
44. Тихон др. греч. «удачливый»
Женские имена
Александра греч. «мужественная»
Алина др. германское «благородная»
Анастасия «воскресшая, возрожденная»
Ангелина греч. «вестница радости»
Анна греч. «милость, благодать»
Анфиса др. греч. «цветущая»
Арина др. греч «мир»
Валерия лат. «сильная, крепкая»
Вероника др. греч.«несущая победу»
Виктория лат. «победа»
Дарья др. персидское «повелительница»
Екатерина др. греч. «непорочная, чистая»
Елена др. греч. «светлая, сияющая»
Елизавета др. евр. «почитающая Бога»
Ирина др. греч. «мир, покой»
Кристина др. греч. «христианка», «посвященная Христу»
Ксения греч. «гостья, иностранка»
Лада славянское «любимая», «милая», «супруга»
Маргарита лат. «жемчужина»
Марина лат. «морская»
Мария др. греч. «госпожа», «любимая»
Наталья лат. «родная», «дарованная»
Ольга др. скандинавское «святая»
Полина др. греч. «принадлежащая Аполлону»
Светлана слав. «чистая», «светлая»
Софья др. греч. «мудрость»
Татьяна др. греч. «учредительница», «устроительница»
Эвелина старофранцузское «лесной орех»
Юлия лат. «пушистая», «кудрявая»
Наиболее часто встречающимися именами оказались: Мария – 12 имён, Иван – 9, Анастасия – 9, Данил – 7, Анна – 7. Редкие имена: Марк, Макарий, Серафим, Назарий, Ангелина, Анфиса, Лада, Эвелина. Елизавет в гимназии только одна.
Список используемой литературы:
Суперанская А.В., Суслова А.В. Русская словесность. О русских именах. Авалон. Азбука-классика. Санкт-Петербург.2007.
Суперанская А.В. Словарь русских личных имён. М.: Эксмо, 2006.
Успенского Л.В. Ты и твое имя. Рассказы об именах.Санкт-Петербург. Детская литература. 2007.
Введенской Л.А. Слово о словах. М.: Знание, 2005.
Колесникова Н.П. От названий к именам. М.: Детская литература. 2008.
Православный церковный календарь. М. : Изд-во Московской патриархии.