Этнографические игры, как метод воспитания этнической толерантности на занятиях краеведения с детьми младшего школьного возраста


Этнографические игры, как метод воспитания этнической толерантности на занятиях краеведения с детьми младшего школьного возраста.
Выполнил:
педагог дополнительного образования.
Сташенков Д.Д
Самара, 2016 г.
Этнографические игры, как метод воспитания этнической толерантности на занятиях краеведения с детьми младшего школьного возраста.
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. N 996-р г. призванной определить направление изменений в жизни страны, учитывая особенности и потребности современных детей, указываются четко сформулированные ориентиры. Они заключаются в формировании гармоничной личности, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. [1]
Акцент на факторе этничности подтверждает значительное повышение роли этнических отношений в общественной жизни россиян. Это опровергает господствовавшее с начала XX столетия в мировом общественном мнении и этнологической науке убеждение, что данный фактор будет постепенно терять свое значение вследствие процессов индустриального развития стран и гражданского общества, а также демократизации. Различные формы этноцентризма не только не утрачивают, но и значительно усиливают с каждым годом свои позиции в современной социальной, политической и культурной жизни.
Вопросы социальных отношений между этносами привлекает всеобщее внимание, особенно в современных условиях, когда этнодемографическая ситуация в стране претерпевает постоянные изменения.
Этническая толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. [2]
Исследованиями установлено, этническая толерантность имеет степень выраженности, которая может возрастать или снижаться в зависимости от наличия у человека опыта взаимодействия с представителями того или иного этноса и знаний о них.
Россия страна многонациональная и каждый её житель с детства сталкивается с представителями других этносов. К примеру, По официальному опубликованию итогов Всероссийской переписи населения 2010 года от 31.05.2012 No 15-АК. Список национальностей насчитывает 145 групп и 48 входящих в них подгрупп (в 2002 году было 142 группы и 40 подгрупп). На территории Самарской области насчитывается 121 группа национальностей и 14 этнических подгрупп. Даже с учетом того, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности, это значительные цифры. [3]
Самарская область представляет собой особый интерес так же потому, что здесь, в ходе хозяйственно-культурного освоения края тесно контактировали между собой этнически разнородные группы населения – башкиры, мордва, русские, татары, украинцы, чуваши, оказавшиеся в изоляции от основного массива расселения этноса. Из-за особенностей заселения территории области, народы были вынуждены стремиться к сотрудничеству. Возможно, именно эти обстоятельства стали основой для создания прочных связей между народами и отсутствию межнациональных конфликтов.
Исторический опыт нашей страны является замечательным подтверждением гипотезы контакта из исследований ученых, занимающихся проблемой этноцентризма (М. Дойч, М. Коллинз). Из их исследований можно сделать вывод, что получение положительного опыта межнационального общение возможно при тесном контакте представителей различных этнических групп. Но здесь есть важное правило: контактирующие должны находиться в равных условиях, иметь равное право голоса. По мере вовлечения в общую деятельность, уровень этноцентризма снижается.
Классы наших школ многонациональны. Дети, принадлежащие к различным национальностям находясь в равных условиях, имеют единую цель и их успехи оцениваются по единой системе. Школьная среда является самой подходящей и плодотворной для воспитания в детях уважения к чужой культуре.
Гражданское воспитание, предусматривающее в своих формах краеведческую деятельность, наиболее эффективно способствует выработке этнической толерантности. В дополнительном образовании особое внимание уделяется также и патриотическому воспитанию личности ребенка, что позволяет ему противостоять различным негативным социальным явлениям, таким как межэтническая нетерпимость, дискриминации по социальным, религиозным и другим признакам.
В результате этноцентрических движениях в социуме воспитание у молодого поколения такой устойчивости имеет большую значимость для социально-нравственного здоровья населения.
Причинам возникновения межнациональных конфликтов несколько и все из них можно пресечь прививая детям позитивный опыт приобщения к чужой культуре. Основные их них это:
- ущемление прав и интереcов этносов
- проблема сохранения культурно-языкового наследия;
- изменение границ или приcоединение к другому этносу;
- борьба за независимость;
- стереотипы и предрассудки, ущемляющие достоинства этноса.
Каждая культура представляет своеобразную систему ценностей, идеалов, стремлений, образцов поведения и предпочтений в выборе соответствующих средств для достижения целей. Нормы, принимаемые на уровне федерации или региона, носят усредненный характер и порой не учитывают субъективных особенностей того или иного этноса.
Краеведение не только прививает любовь к малой родине, интерес к истории и культуре страны, помогает сохранять культурное наследие, но и становится важным средством формирования у детей культуры межнациональных отношений. Обучающиеся по краеведческим программам обладают необходимыми для гармоничного развития знаниями о своем крае, культуре народов его населяющих, их языках, обычаях и религиях. Они с интересом изучают другие народы и общаются с представителями других культур. Знают как себя вести в той или иной ситуации, быстрее адаптируются и зачастую, в будущем более успешны.
Младшие школьники в силу специфики развития в данном возрасте обладают рядом качеств, благодаря которым наиболее эффективно проходят формирование определенных человеческих ценностей и социальных установок, нравственного поведения. Они достаточно податливы и доверчивы, имеют склонность к подражанию.
Этнографическое краеведение является значимым разделом в изучении истории края. Программы краеведческого цикла, реализуемые на базе МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара захватывают своим курсом большой объем этнографических тем. Учащиеся центра знакомятся с разнообразием самарских этносов, посещают этнографические музеи области.
Создание позитивного отношения к другим народам у младших школьников происходит путем изучения их культуры и традиций, ознакомления с бытом и обычаями через народные игры этносов населяющих Самарскую область.
С опытом замены методов и форм ведение занятий на этнографические темы метод этнографических игр показал себя наиболее эффективным. Особенно ждут эти занятия сами учащиеся. Дети, совсем недавно сменившие ведущую деятельность с игры на учебу, легко втягиваются в процесс обучения игрой.
Занятия с применениям игровых методик имеют для детей особенную ценность и являются эффективными. Учащиеся имеют потребность в таких занятиях. В коллективные этнографические игры включаются даже те дети, которые бывают апатичны и не заинтересованы в теме занятия.
Игра – это сконструированная особенным образом модель мира. Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский). Во время игры дети усваивают нормы поведения, понятия равенства и справедливости, взаимопомощи и взаимоуважения. К тому же дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в движении и не могут долго усидеть на одном месте.
Но самое важное, что могут дать этнографические игры для развития этнической толерантности в детях, это возможность для каждого ребенка, особенно в ролевых играх, перевоплотится в персонажа игры, на время занятия стать жителем казахского аула, смелым кочевником, побывать на проводах зимы в заволжских селениях, услышать и исполнить песни других народов. Это дает детям наиболее глубокое понимание изучаемого этноса, и за счет полученных в процессе игры положительных эмоций ребенок уже не будет закрыт и враждебен во время столкновения с культурой другого народа.
Этнографические игры активно изучаются этнопедагогикой, как элемент народной педагогики. Исследователи народной педагогики (Г.Н. Волков, Я. М. Ханбиков, И.Т. Огородников, пишут, что этнопедагогика – это результат изучения практического опыта народный педагогики, осмысленный и систематизированный.
Наглядность и образность игры, как метода воспитания самых различных качеств личности имеет поразительный потенциал. Опыт педагогов-краеведов показывает, что если детям рассказывать учебный материал, к примеру о традициях и обрядах казахского населения области, то по большей части он не найдет отклика в детях. Материал быстро забывается. И даже урок с задействованием новейших компьютерных технологий может оказаться детям не интересным. Нужен практический опыт. То, что дети смогут попробовать сами почувствовать, в чем смогут непосредственно поучаствовать. Тогда учащимся предлагается самая простая игра, в которую играют казахские мальчики – игра в асычки (альчики).
Ученики быстро втягиваются в игру, попутно узнавая многое о культуре казахского народа. Кто играл в эту игру, почему использовались именно косточки барана, какие еще народы могли играть в подобные игры – такие вопросы обычно задают учащиеся. И каждый из них хочет хотя бы раз поучаствовать в этой игре, испытать свою ловкость и находчивость.
Для знакомства с культурой мордовского населения Самарской области по программе «Моя малая родина», реализующийся в МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара педагогами используется игра «В звонкие камушки» или «Шелкт». Она схожа с игрой в асычки, но имеет некоторые отличия. Среди мордвы в эту игру играли в основном девочки и использовали вместо косточек маленькие камушки диаметром 2-3 см. Игра направлена на развитие мелкой моторики, координации и гибкости пальцев. Игра состоит из двадцати ходов, ошибка в одном служит переходом хода к другому игроку. Например, первый номер «одиночки»: камешки выбрасывают на землю, все кроме «большака» (самый крупный камень и красочный камень). Его нужно подкинуть вверх, и за время падения той же рукой подобрать один из лежащих на полу камней, и затем успеть поймать большак. Подобранный камень перекладывают в свободную руку. Таким образом, нужно поднять все камушки. В ходе «двойняшки» нужно поднять одновременно два камушка. [4]
Из татарских игр детям очень полюбилась игра «Тимербай», где можно проявить не только свою ловкость, но и фантазию. В игре можно использовать различные предметы. Чаще всего это мячи или обручи. Дети выбирают ведущего – Тимербая. Он становится так, чтобы остальным игрокам было видно каждое его движение. Дети произносят хором:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
После этих слов ведущий делает какое-либо движение, которые остальные дети должны повторить. Потом водящий меняется. [5]
Во время занятий на улице, настоящим подарком для детей стала игра в лапту. Популярная раньше русская подвижная игра, о которой некоторые дети слышали, является чем-то загадочным. Возможность прикоснуться к наследию своего народа, просто поиграв в игру, которую хорошо знают их бабушки и дедушки для них неоценима.
Народов населяющих Самарскую область множество, их традиции и обычаи разнообразны и игр, которые можно использовать на занятиях огромное количество. Такие занятия запоминаются, учащиеся с охотой воспринимают материал, и участвуют в играх. Таким образом, идет не только ознакомление с культурой своего и других этносов, но и передача и сохранение культурного наследия народа новому поколению.