Поликультурное воспитание будущих педагогов
Поликультурное воспитание будущих педагогов
Зайнутдинова М.М., преподаватель музыки,
ГБПОУ «Бугульминский профессионально-педагогический колледж»
Современный цивилизованный процесс в области образования обусловил проблему создания такой его системы, которая органически сочетала бы в своем развитии индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев образования, ориентированное на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самореализацию в условиях многоязычного и поликультурного пространства, приобщение ее к высшим достижениям мировой и национальной культуры, возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма.
Поликультурное образование это воспитание человека, прежде всего, как носителя родной культуры (в образовательных программах родная культура реализуется как национально-региональный компонент) и человека понимающего, знающего культуры других народов. Поэтому современное поликультурное образование ориентировано на международную академическую мобильность. Поликультурное (буквально: много культурное) образование – это система обучения и воспитания, при которой обучающиеся получают теоретический и практический опыт с точно очерченным кругом общих и профессиональных компетенций, выработанных в рамках нескольких типов культур, различающихся своими познавательно-информационными, этносоциальными, этнопсихологическими, регилиозно-конфессиональными, языковыми и другими особенностями.
Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе педагогического образования в России. Разработка и введение в действие ФГОС нового поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностно-деятельностным подходом. Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, поэтому мы говорим о необходимости формирования не отдельной системы знаний, умений и навыков, а комплекса компетентностей, которые будут сформированы на основе обновленного содержания в процессе учебной деятельности будущих педагогов.
Основными целями поликультурного воспитания являются:
формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности обучающегося по отношению к собственной Российской культуре, поликультурной по своей природе;
воспитание уважения к истории и музыкальной культуре другого народа;
создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
формирование способности обучающегося к личностному культурному самоопределению.
Поликультурное воспитание легче осуществлять опираясь на этническую осведомленность, включающую знания: о месте жительства народов, характере основных форм труда, народном быте, языке, основных жанрах народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, подвижные игры, игрушки, музыка, колыбельные песни), искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство). Эти знания обучающиеся получают еще в общеобразовательной школе на уроках: географии, истории, музыки, труда, обществознания, литературы и др. Преподаватели – предметники могут максимально использовать возможности для воспитания патриотических и интернациональных чувств и формирования поликультурного мировоззрения будущих педагогов.
Особенно широкие возможности для поликультурного воспитания предоставляет программа по изучению Музыки с методикой преподавания. Разнообразие материала позволяет сосредоточить внимание на различных аспектах многонациональной и межкультурной проблематики, воздействуя на душу и сознание будущих педагогов.
Поликультурное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений. В процессе изучения произведений и биографических сведений профессиональных композиторов все это находится в непрерывной связи. Одной из успешных форм работы считается актуализация интернациональных мотивов в практико-ориетированных мини-проектах. Каждое такое занятие имеет практический выход: работу (рисунок, мозаику, аппликацию) или умения (петь песню, играть на инструментах несложный ритмический рисунок). Все это наглядно демонстрирует духовное единство разных наций и народностей. Таким образом, изменения методов обучения и поликультурное воспитание будущих педагогов должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов, а в качестве одного из средств можно использовать детские мини-проекты в рамках даже обычных уроков, это только усилит его воспитательное воздействие.
Проблема поликультурного воспитания подрастающего поколения является многоплановой проблемой и ее решение связано с широким кругом вопросов. Потому что данный аспект культуры личности выражает не только ее моральную и социальную характеристику, но и правовую, политическую, а также и мировоззренческие позиции.
Литература:
Хакимов Э.Р. Поликультурное образование подростков как условие воспитания межкультурной толерантности//Личность в межкультурном пространстве. Материалы международной конференции, ч. 1. – М.: РУДН, 2008. – С. 156-158
Хакимов Э.Р. Особенности моделирования поликультурного образовательного пространства//Искусство и образование, №10, 2008. – С. 24-30