Поликультурное воспитание средствами искусства
Поликультурное воспитание средствами искусства
Дечев Иван Владимирович
преподаватель художественного отделения
ДМШ города Армянска
Поликультурное воспитание ставит цели:
– развитие социокультурной идентификации учащегося как условие понимания и вхождения в поликультурную среду;
– овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира;
– воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур;
– формирование умений и навыков, составляющих поведенческую культуру мира.
Чтобы определить методы поликультурного воспитания, обратимся к уже известным методам воспитания. И. Ф. Харламов считает, что «под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности для развития потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств» [3, с. 304]. «В качестве основных выступают следующие методы воспитания: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение); одобрение; осуждение; требование; контроль за поведением; переключение на другие виды деятельности» [3, с. 305]. Известны методы воспитания – метод коллективного творческого воспитания И. В. Иванова (как ведущий с точки зрения социализации личности в поликультурном пространстве), метод создания ситуации успеха А. М. Белкина, метод игровой деятельности, которые помогают заинтересовать содержанием деятельности и отвечают возрастным особенностям возраста. Отмеченные методы (они же выступают, в конкретных случаях, как приемы), построенные на принципах педагогического оптимизма, направляются на воспитание чувства собственного достоинства обучающегося, коррекцию его поведения. Также используются такие приемы как: «исправление поведения», «наивного удивления», «вопроса, на повторное воссоздание», «противопоставление позитивных качеств субъекта его, негативному поведению», «возможность остаться наедине со своим поступком».
Существует несколько классификаций методов, связанных с поликультурным воспитанием. Это – методы поликультурной образовательной деятельности, методы социокультурной идентификации личности, методы воздействия на личность, методы вербальной и невербальной коммуникации, методы формирования знаний о поликультурной реальности. Однако ведущими будут те, которые наиболее совместимы с изобразительной деятельностью и, связанными с ней средствами изобразительного искусства. К ним относятся:
– метод воспитания уважения к истории и культуре другого народа;
– метод диалога как принцип взаимодействия культур;
Формы поликультурного воспитания должны осуществляться на знаниях:
– о месте жительства народов;
– характере основных форм труда (по возможности с учетом их специфики);
– народном быте (жилище, предметы быта, национальные блюда);
– языке и основных жанрах народного творчества;
– искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, изобразительное искусство, в том числе живопись, декоративно-прикладное искусство);
– общечеловеческих нравственных качествах.
Перечисленные формы и методы должны обеспечить положительное самоопределение обучающихся к поликультурной образовательной деятельности, подготовить обучающихся к межкультурному диалогу.
Сопутствующие методы, без которых невозможно осуществлять процесс поликультурного воспитания, являются специфическими не только для изобразительной деятельности, но и для учебной деятельности вообще, так как активизируют обучающихся, вызывая интерес к обучению. Это: художественно-интегративный, игровой, суггестивный художественно-педагогический, проблемно-эвристический методы.
Литература
1. Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры / Н. Г. Грибунина. – Тверь, 1993. – 237с.
2. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 1987. – 254 с.
3. Харламов И. Ф. Педагогика : Учеб. пособие.– 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2005. – 520 с.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 215