ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
образовательная область
социально-коммуникативное развитие
Выполнила: Абрамова Марина
Владимировна,
воспитатель МДОБУ №4 «Светлячок» п. Саракташ
Руководитель: Тавстуха Ольга Григорьевна,
д.п.н., профессор
Оренбург
2014
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Ведуший специалист РОО Зав. МДОБУ «Саракташский детский сад №4»
_______________________Т.А.Чухольская_________________________Н.Н Лаврентьева
«_____» ______________________2014 г. «_____» ______________________2014 г.
«ПРИНЯТО» на Педагогическом совете
МДОБУ «Саракташский детский сад №4» Протокол № _______________________ «_____» ______________________2014 г. ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«я в безопасности»
Муниципального дошкольного образовательного
бюджетного учреждения «сАРАКТАШСКИЙ дЕТСКИЙ САД №4«светлячок» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО вида.
Автор: Абрамова Марина Владимировна,
воспитатель МДОБУ
«Саракташский детский сад №4» п. Саракташ
Оренбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1. Актуальность парциальной образовательной программы 1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы 1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы 1.4 Возрастные характеристики развития детей 1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы 1.6 Обоснование выбора содержания парциальной программы 1.7 Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы II. Содержательный раздел 2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности 2.2 Содержание парциальной образовательной программы 2.3. Конспект образовательной деятельности III. Организационный раздел 3.1 Кадровое обеспечение программы 3.2 Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы 3.3 Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания 3.4 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы 3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды IV. Дополнительный раздел 4.1 Презентация парциальной образовательной программы V. Литература Приложение I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В дошкольный возрасте формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Запрос государства, общества, родителей (законных представителей) поднимает планку значимости ценности воспитания безопасного образа жизни детей в ходе обучения.
Итак, актуальность содержания программы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Программа реализуется в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (согласно ФГОС).
Программа обеспечивает учёт специфики потребностей и интересов детей и возможностей педагогического коллектива.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: формирование ценностных установок положительного отношения к безопасному образу жизни у детей на этапе завершения дошкольного образования.
Задачи:
-формировать представления об опасных ситуациях для человека;
-развивать умения следовать безопасным нормам поведения в быту, на улице , на природе;
-формировать способность к принятию собственных решений для преодоления опасных ситуаций
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
развивающего образования – цель развитие индивидуальных черт ребенка в процессе обучения (Л.С. Выготский) и ориентирует педагога на построение образования в зоне ближайшего развития;
амплификации (термин раскрывается как обогащение по А.В. Запорожскому) развития детей через использование возможностей специфических видов детской деятельности, которые вытекают из особенностей восприятия, мышления и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
научной обоснованности и практической применимости - соответствие содержания парциальной программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, реализация в массовой практике дошкольного образования, отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но и возможность применения полученной информации в практической деятельности детей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса за счет объединения комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при освоении парциальной образовательной программы и обязательной части программы дошкольного образования, в качестве объединяющих тем могут выступать тематические недели, события, традиции, праздники, представление детских проектов и др. (Трубайчук Л.В.).
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали системно-деятельностный и гуманитарный подходы.
Системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности предполагает удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития. Образовательный процесс в соответствии с данным подходом построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно – положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Содержание парциальной образовательной программы реализовывается в различных видах детской деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской и т.д.).
Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию образовательного процесса: постановку в центр внимания уникальной, целостной личности ребенка; признание его права на развитие и проявление способностей; равенство, человечность, справедливость, человечность как нормы отношений в образовательной организации (Слободчиков В.И.).
Гуманитарный подход реализуется в данной программе через развитие эмоционально-аффективной сферы, формировании интереса к знаниям. Содержание программы, формы организации работы с детьми соответствуют потребностям и интересам детей. Способы взаимодействия с ребенком осуществляются с учетом проявления уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержки его чувства собственного достоинства.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Интересы старших дошкольников расширяются и обогащаются новыми представлениями об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
проявляет инициативу и самостоятельность в определении безопасных видов деятельности;
способен выбирать себе безопасный род занятий;
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям:
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации в безопасной деятельности;
подвижен, вынослив, владеет основными способами самозащиты ; -может контролировать и управлять собственными движениями, способен к волевым усилиям, может следовать безопасным социальным нормам поведения.
В приложении 1 отражена карта наблюдения за эффективностью реализации программы.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОО» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОО, защиту от экологических катастроф и терроризма.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОО заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Понятие безопасности в ДОО ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОО. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребёнком сверстника и взрослого. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы.
Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка, заполнение Карты наблюдения (два раза в год, в начале и в конце реализации программы).
Изучение и анализ безопасного поведения ребенка, внесение информации в Карту наблюдения.
Организация коллективной выставки детских творческих продуктов «Безопасность старших дошкольников».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности
Модуль 1. Я один дома
1.1 «Осторожно, незнакомец» 60 мин. Групповая деятельность: беседа о том, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми
Игровая деятельность: не пусти незнакомца в дом. Коммуникативная деятельность: беседа о том, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.
Игровая деятельность: сюжетно-дидактическая игра «Не пусти незнакомца в дом»
Беседа «Почему незнакомец может быть опасным».
Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Кот, Лиса и Петух»; главы из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».
Театральная инсценировка по русской народной сказке «Колобок».
Дидактические игры «Ребята с нашего двора», «Правильно-неправильно».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествия по городу».
Игра с мячом «Свой. Чужой. Знакомый».
Рассматривание иллюстраций к сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
Литературная викторина «Знатоки правил безопасности».
Составление рассказов на тему «Новый приятель».
Итоговое мероприятие: досуг для родителей и детей «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок».
1.2 «Ядовитые продукты (сода, уксус, моющее средства, хлор)»
60 мин. Работа в малых подгруппах: правила пользования предметами быта, рассказ об ядовитых продуктах. Беседа «Когда съедобное - ядовито»
Д/И «1 – 2 – 3 – что может быть опасно, найди»
Шорыгина. Т. « Чичи идёт в парк»
А. С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне»
Сказка «Хороший совет».
Видеозапись «Уроки тетушки Совы».
Дидактические игры «У нас порядок», «Как избежать неприятностей».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Продуктивная деятельность: оформление выставки «Опасные продукты в моем доме».
Вечер загадок: предметы разные – опасные и безопасные.
1.3 «Воспитываем бережливость» 60 мин. Групповая деятельность: Объясняем понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей Познавательно-исследовательская деятельность: раздели справедливо обозначенные предметы и игрушки среди окружающих детей.
Модуль 2. Я здоровый ребенок
2.1 Таблетки – не конфетки». 60 мин. Групповая деятельность: Беседа «Лекарство – не игрушка».
Беседа «Лекарство – не игрушка».
Чтение художественной литературы: Г.Блинов, «Непослушный Стобед рассказывает сказку», Т.Шорыгина, сказка «Неосторожная Резвушка».
Отгадывание загадок на эту тему.
Сюжетно-ролевая игра в аптеке.
Дидактические игры «Аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус».
Беседа «Витамины и здоровье».
Продуктивная деятельность (рисование): предложить детям нарисовать и раскрасить таблетки, пузырек с микстурой, витамины и шкафчик, где хранятся лекарства.
Подвижная игра-эстафета «Лекарства – друзья или враги».
Викторина «Знатоки правил безопасности».
2.2 «Почему я болею» 60 мин. Работа в малых подгруппах: элементарные знания о микробах, инфекционных болезнях, профессии врача Коммуникативная деятельность: беседа и составление историй о микробах, инфекционных болезнях, профессии врача
2.3 «Как надо беречь свое здоровье» 60 мин. Коллективное взаимодействие по организации физической зарядки – как одного из способов сохранения здоровья ребёнка.
Групповая деятельность: беседа о пользе здорового питания. Коммуникативная деятельность: беседа о пользе здорового питания.
Продуктивная деятельность: придумывание и разучивание основных упражнений физической зарядки.
Коммуникативная: беседа о зарядке и физкультуре,
составление рассказов на тему «Почему я люблю заниматься физкультурой»
Двигательная деятельность: проведение спортивного досуга
Постановка музыкальной сказки «Путешествие в организм человека»
Модуль 3. Угроза здоровью жизни в природной среде
3.1 «Съедобные не съедобные грибы» 60 мин. Групповая деятельность составление альбома «Съедобные не съедобные грибы» Беседа: «Лес – богатство нашей Родины»
Дидактические игры: «Что будет если… », «Собери грибы в корзину»
Отгадывание загадок на эту тему
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»
Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»
Рассматривание макета: «Грибы в лесу»
Сюжетно-ролевая игра: «Первая помощь при отравлениях»
Игра-аттракцион: «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки»
Продуктивная деятельность (лепка) : лепка грибов для игры-аттракциона «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки»
Видеозапись: «Съедобные и несъедобные грибы»
Физминутка: «Боровик»
3.2 «Насекомые: польза или вред» 60 мин. Работа в малых подгруппах: рассматривание и раскладывание на группы изображений насекомых Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов для альбома «Насекомые нашего края?»
Чтение художественной литературы: В. Танасийчук «В гостях у насекомых»
Игровая деятельность: дидактическая игра «Где живет?»
Рассматривание энциклопедии: «Насекомые»
Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь… »
Сюжетно-ролевая игра: «Будем дружно жить! »
Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, клещами! »
Продуктивная деятельность (рисование) : коллективная работа «Наши друзья»
Итоговое мероприятие: досуг для родителей и детей «Чтобы не было беды»
3.3 В нашем лесу растут «волчьи ягоды» 60 мин. Работа в детско-взрослых сообществах по составлению альбома «Ядовитые растения в нашем лесу» Беседа: «Зачем люди ходят в лес»
Дидактическая игры: «Верно – не верно», «Съедобные – несъедобные ягоды»
Чтение художественной литературы: сказка «На лесной тропинке»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник»
Рассматривание альбома: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения»
Подвижная игра: «У медведя во бору»
Раскрашивание картинок: «Что растёт в лесу»
Проигрывание ситуации: «По ягодку в лес пойду… »
Физминутка: «За малиной»
КВН: «Безопасность ребёнка в природе»
Видеозапись: «Лекарственные и ядовитые растения»
Продуктивная деятельность: объёмная аппликация «Рябина-лекарственное растение»
Эмоциональное восприятие литературного текста: просмотр кукольного спектакля «Осторожно, ядовито!»
Модуль 4 Ребенок на улице
«Правила поведения во дворе» 60 мин. Групповая деятельность: целевая прогулка в соседний двор
Взаимодействие детей с родителями по составлению карты своего двора Коммуникативная деятельность – беседа «Пора, не пора – не ходи со двора», «Катание на велосипеде, самокате, роликах»Экскурсионная деятельность: целевая прогулка в соседний с детским садом двор
Чтение литературы: Д.Орлова «Как Стобед качался на качелях», Я.Пишумов «Во дворе»
«Если ты гуляешь один» 60 мин. Групповая деятельность: викторина «Личная безопасность» Коммуникативная деятельность: беседа «Если ты гуляешь один», «Укусила собака» с 53
Чтение литературы: О.Бедарев «Чужой»
Игровая деятельность: «Куда бежать, когда за тобой гонятся?»
«Общественный транспорт» 60 мин. Групповая деятельность: целевая прогулка на остановку общественного транспорта «Конечная»
Коммуникативная деятельность – беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
Экскурсионная деятельность – целевая прогулка на остановку общественного транспорта «Конечная»
Чтение литературы: А.Барто «Любочка»
Коллективная выставка работ, посвященных безопасному поведению 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Я один дома
Тема 1.1. Осторожно, незнакомец.
Содержание темы
Чем опасен незнакомый человек. Правила поведения с незнакомыми людьми. Способы защиты жилища от проникновения незнакомца в дом.
Формы, способы, методы
Групповая деятельность: беседа о том, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми
Методы включения детей в содержание образовательной деятельности: беседа о возможном проникновении в жилище незнакомого человека с криминальными интересами.
Методы поддержки инициативы: игра: не пусти преступника в дом.
Приемы мотивации: разыгрывание сценок, обсуждение ситуаций, прогноз последствий попадания незнакомца в дом.
Средства образования и развития
Аудиальный ряд: запись разговоров предполагаемых преступников, когда они вступают в контакт с детьми.
Зрительный ряд: фотографии обворованных квартир и домов.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование.
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми: беседа о том, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.
Взаимодействие детей с другими детьми: игра «Не пусти преступника в дом».
Виды деятельности детей
Коммуникативная деятельность: беседа «Как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми».
Игровая деятельность: сюжетно-дидактическая игра «Не пусти преступника в дом».
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация Примечание
1. Доминирующая образовательная область Коммуникативно-личностное развитие 2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, продуктивная Методическая информация 1. Тема образовательной деятельности Осторожно, незнакомец 2. Методы и приемы реализации содержания занятия Групповая деятельность и игровая деятельность. 3. Интеграция образовательных областей коммуникативно-личностное развитие
Познавательно-речевое 4. Возрастная группа: Старший дошкольный возраст 5. Цель: Формирование алгоритма поведения дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми 6. Задачи: - дать представление о том, чем опасен незнакомый человек 6.1 - закрепить правила поведения с незнакомыми людьми 6.2 - научить способам защиты жилища от проникновения незнакомца в дом 6.3 - сформировать положительное эмоциональное восприятие необходимости защитить себя и свое имущество от незнакомых людей 7. Планируемые результаты: 7.1 - сформированные знания о правилах поведения с незнакомыми людьми 7.2 - владение различными способами защиты жилища от проникновения незнакомца в дом 7.3 - умение защитить себя от негативного воздействия окружающих людей 8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Изображение жилища, фотографии преступников, проектор, ПК, колонки, пространство для восприятия музыки. 9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Рассказ о криминальной ситуации в городе. Беседа на прогулках о правилах поведения с незнакомыми людьми. Игры «Защити свой дом от незнакомца».
Конспект занятия (образовательной деятельности) I. Вводная часть Приветствие. Установление доброжелательного климата. 2 минуты
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Вопросы Знаете ли вы, как вести себя при встрече с незнакомым человеком, Знаете ли вы, как себя вести, если незнакомый человек (врач, полицейский, человек в форме) пытается проникнуть в ваше жилище 1 минута
1.2 Мотивация деятельности детей Использование проблемных вопросов, поощрение размышлений, благодарить детей за усилия. По ходу работы, обратиться к каждому ребенку
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) С помощью педагога формулировка цели. Вопросы «Как думаете, чем мы будем заниматься»? «Что вы хотите узнать?», «Зачем нам знать основы безопасного поведения» 2 минуты
II. Основная часть: 2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний обсуждение ситуаций дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми 5 минут
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания беседа «Как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми». Ответы на вопросы детей. 5 минут
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Групповая деятельность: разыгрывание сценок, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми 5 минут
III. Заключительная часть игра: не пусти преступника в дом 5 минут
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Обратная связь от детей. Вопросы «Что мы делали?», «Что вы узнали?», «что было самое интересное?», «Какие есть вопросы?» 2 минуты
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) 4.1 Домашнее задание Разработать с родителями прогноз последствий попадания незнакомца в дом 4.2 Экскурсионная деятельность Экскурсия в администрацию поселка. 4.3 Режимные моменты Встреча воспитателя при приеме детей, разговор, кого встретили. С кем разговаривали по дороге в ДОУ. При проведении прогулки задавать вопросы видите незнакомых людей, почему с ними нельзя вступать в контакт. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Воспитатель:
Создание в группе условий для обучения безопасному поведению: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
Организация пространства в помещении детского сада: коллективной выставки детских творческих продуктов «безопасность старшего дошкольника»
Материально-техническое обеспечение Программы
Иллюстративный материал;
Фотографии разных людей;
Консультационный материал для педагогов и родителей;
Компьютер;
Мультимедийное оборудование.
Научно-методическое обеспечение Программы
Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. - СПб, Детство-Пресс. 2010
Шипунова В.А. Детская безопасность. – М.: Академия, 2013
Время и сроки реализации Программы
1 год, вторая половина дня, 2 раза в неделю, по 30 минут.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Иллюстративный материал;
Фотографии разных людей;
Консультационный материал для педагогов и родителей;
Компьютер;
Мультимедийное оборудование.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- настоящая программа направлена на разработку системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста и на коммуникативно-личностное развитие детей. Ребенок получит возможность познакомиться с основами безопасного поведения в быту и на улице, овладеет информацией о безопасных видах деятельности, также получит возможность расширить словарный запас. Содержание программы направлено на формирование нравственных качеств дошкольников: ценностного отношения к себе, своей жизни и своему здоровью.
- программа учитывает возрастные интересы и потребности детей. Содержание реализуется за счет игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.
- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию парциальной программы. Организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет дошкольникам выбирать безопасное занятие, чередовать деятельность, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: Питер, 2012.
Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. / Т.С. Комарова, А.И.Савенков М.: Российское педагогическое агентство, 2011. -106 с.
Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.
Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция./ Е.О. Смирнова, В.М. Холмлгорова - М.: ВЛАДОС, 2010 -160 с.
Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ п/пФамилия, имя ребенка Критерии оценки
Проявляет инициативу и самостоятельность в определении безопасных видов деятельности;
Знает перечень возможных опасностей детской площадки классифицирует пользу и вред насекомых Знает перечень ядовитых продуктов Имеет навыки поведения, если потерялся в незнакомом месте Владеет правилами поведения в автобусе и на остановках Умеет различать съедобные не съедобные грибы Имеет навыки обращения за помощью к другим людям
часто редко не проявляет часто редко не проявляет часто редко не проявляет часто редко не проявляет часто редко не проявляет часто редко не проявляет часто редко не проявляет часто редко не проявляет