Проект исследовательской деятельности по теме: «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнеуслонский детский сад «Березка»












Проект
исследовательской деятельности по теме:
«Воспитание экологической культуры у
детей старшего дошкольного возраста»







Разработала проект
Воспитатель 1 кв.кат.
Н.Н. Егорова







с. Верхний Услон 2013 г.



СОДЕРЖАНИЕ.


1. Актуальность 1 стр.
2. Цели и задачи проекта 5 стр.
3. Подготовительный этап проекта 7 стр.
4. Содержание проекта 7 стр.
5. Реализация проекта 7 стр.
6. План работы с родителями 8 стр.
7. Презентация проекта 8 стр.
8. Сотрудничество 9 стр.
9. Презентация программы 9 стр.
10. Заключение 10 стр.
11. Список используемой литературы




















Актуальность.

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Природа – источник|родник,исток| жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ|основание|, которое угрожает|грозить| уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей|эй| раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало|стать| модным. К сожалению, его стали|стать| употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.
Где же выход? Чтобы выжить|взвешивать| человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности ( проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.
Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям.
С учетом учения В. Вернадского о ноосфере такой новой системой образования может стать ноосферное образование, а главным его признаком - обучение человека мыслить, совершенствовать свое сознание. В подпочву экологического образования необходимо заложить жизненную потребность придерживаться законов природы, понимать и беспрекословно воспринимать требования и ограничения, которые определяются ними во всех сферах жизнедеятельности человека, целью которого является здоровый образ жизни.
К морально-этическим принципам экологического образования следует отнести принципы гармонии, любви, золотой середины, оптимизма.
Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности. В этот период начинает пробуждаться интерес и любовь к природе, к познанию ее через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы. По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».
Современное образование предусматривает переориентацию внимания с «информационного» влияния, когда воспитаннику словесно объясняют стандартную модель «правильного» поведения (А. Вишневский), на деятельное воспитание благодаря активности самого воспитанника в различных видах деятельности. Процесс воспитания лежит не в навязывании системы ценностей, а в создании условий, что бы нормы и законы, которыми руководствуется государство, стали для ребёнка личностно значащими.
К примеру, педагогика В.А. Сухомлинского направляла воспитанников на понимание того факта, что природа не может бать только объектом человеческого влияния – она должна стать равноправным субъектом плодотворного взаимодействия. Известный педагог остро выступал против хищнического, антигуманного отношения к окружающему. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронято тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять». Основой гуманистического воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что, рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа – это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах «пришвинская» мысль: «Каждый из нас – «природа, что стала человеком»
Главным|головной| принципом отбора экологических|экологичный| знаний является принцип научности, который|какой| предусматривает усвоение детьми основных экологических|экологичный| идей и понятий. Здесь, хочется, вспомнить слова известного педагога Дж. Локка: «Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение».
Идею экологического|экологичный| единства можно заложить лишь|только| раскрыв детям понятие живой организм, который|какой| дышит, чувствует, питается, размножается и самостоятельно передвигается. Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения|растение|, животные и человек) разработана в исследованиях Е. И. Залкинд, В.Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других. Исследования показали, что уже дети трех-четырех лет учатся ориентироваться в признаках живых существ, наблюдая за растениями|растение| и животными.
Вопросы этического отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, психологи (К, Благосклонов, О. Гиляров, Д. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.). Этическое отношение к природе стало|стать| возможным тогда, когда отпала необходимость убивать каждого встречного животного, чтобы выжить. О. Гиляров пишет: «У человека на современном этапе этика – это не только наука о том, как обращаться с людьми и с самим собой, но также и о поведении в биосфере и в космосе. Только тогда, когда этические проблемы охраны природы станут|стать| проблемами, которые касаются|прикасаться| каждого человека, более того, когда каждый человек будет руководствоваться этикой при общении с животными, только тогда можно будет сказать, что человечество достигло новой ступени в своем моральном развитии».
Именно в старшем дошкольном возрасте|век| основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей|мнение,суждение|. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны|повязаны| с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось|расшагаться| у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной. Эффективным путем закрепления знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процессы восприятия. «Ни одна|никакой| форма поведения, - констатирует Л. С. Выготский, - не является такой крепкой, как та, что связанна|повязанная| с эмоциями».
Началом|принцип| формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать|желать| и мочь. Экологическая|экологичный| культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая|экологичный| культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе|основание| экологической|экологичный| деятельности. Экологическую|экологичный| культуру составляют|складывать,сдавать| экологические|экологичный| знания, познавательные, морально-эстетичные|эстетический| чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически|экологично| целесообразное поведение в окружающей среде.
Контакт с естественной|природный| окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической|экологичный| культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу|черта| между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус|смак|, а не любуется ним) сравнительно с|в сравнении с| эмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к|до| природе определяют педагогическую стратегию формирования основ|основание| их экологической|экологичный| культуры.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе. В Базовом компоненте говорится о том, что компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через|из-за| сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое|экологичный| направление|устремление|, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание|воспроизводство,воспроизведение| экологической|экологичный| культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга|окружность| знаний и овладения практическими|практичный| умениями.
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор мной темы: «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.









Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Постановка цели определяется следующей формулировкой его гипотезы: воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:
- Давать детям систематические экологические знания ; научить их любить
жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
- Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и
явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе,
связи и отношения, которые существуют между ними.
- Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и
овладевать навыками и привычками морального поведения.
- Давать экологические знания в условиях комплексного использования
разных видов деятельности детей в природе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Детально|подробно| изучить литературу по данной проблеме.
- Выявить наиболее эффективные условия воспитания экологической
культуры у детей дошкольного возраста.
- Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у
детей старшего дошкольного возраста экологической культуры.

Образовательные:

Расширять представления детей о различных природных объектах
(воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе.
Закреплять и углублять представления о комнатных растениях,
растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных,
птицах.
Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в
красную книгу.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.
Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.
Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных. Закреплять знания детей о животных обитающих в климатической зоне, в нашей стране и других странах.
Учит устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных, формировать представления о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга.

Развивающие:

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
Знакомит с планетой (Земля – это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др.; два полюса – Северный и Южный)
Знакомить с планетами солнечной системы (Солнце- это большая горячая звезда; его роль в жизни человека; Солнце- источник света и тепла)
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепки и аппликации.

Воспитательные:

Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;
Наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентации на практическое применение их;
Потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему.
Проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.








Подготовительный этап:

- подготовить природный материал для деятельности детей;
- подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи,
плакаты по данной теме, подобрать материалы и игрушки для сюжетно-
ролевых игр, дидактические игры и др.
- сделать ширму о лечебных свойствах деревьев, растений и цветов.
- изготовление атрибутов масок, пошив театрализованных костюмов.
- довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- организовать помощь родителей для проведения экскурсий.
- установить связь с клубом «Земляне» для бесед и проведения экскурсий.
- написать перспективный план мероприятий.

Содержание проекта:

- провести с детьми цикл наблюдений о смене времен года, обсуждать
наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков,
фотографий, рассказов.
- на основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие занятия,
расширяющие представления детей об окружающей нас природе.
- предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из
природного материала.
- организовать конкурс для родителей и детей по изготовления самой
лучшей кормушки и скворечника.
- создать экологическую тропу в уголке леса на территории детского сада.
- составление загадок о животных, растительном мире, придумывание
сказок по данной теме.

Реализация проекта:

1) Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Чудесные звуки
природы».
2) Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Любите природу матушку».
3) Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Как все живое растет?»
4) Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Учитесь жалеть и беречь»
5) Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа «Раненая Земля»
6) Интегрированное занятие «Это русская сторонка, это родина моя»
7) Занятие по математике. Игра-викторина «Поход в сказочный лес»
8) Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение стихов Ф.И. Тютчев, И.Н. Никитин, С.Я. Маршак, рассказов Л.Н. Толстой, сказок, драматизация сказок и театрализованных представлений на экологическую тему.
9) Физкультурные занятия. «Путешествие в лес», «Полет к Карлсону».
10) Занятия по изобразительной деятельности. «Весенние цветы», «Осенний листопад», «Зимушка-зима», «Лесные забавы», «Прилет птиц».
11) Декоративное рисование. «Композиция с цветами и птицами», «Дикая природа».
12) Лепка «Животные, насекомые, сказочные животные, волшебный цветок».
13) Занятия по ручному труду. «Тюльпан, птица-счастья - оригами, солнышко- вышивка, Фантазия природы- колаж».
14) Подвижные и сюжетно-ролевые игры. «Заря-заряница, Заплетись плетень, Космонавты, Моряки, Лесная школа, Юный эколог, Зеленая пилотка».
15) Прогулки. Экскурсии в уголок леса, в парк, в огород, в зависимости от времени года.
16) Вечер. Изготовление колажей, поделок из природного материала, выпуск стен-газет, плакатов, оформление выставок, рисунков и поделок.

План работы с родителями.
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка».
Составление памятки «Правила поведения на природе».
Анкетирование родителей «Человек и природа».
Выпуск газет и рекламных листов.
Конкурс на лучшую кормушку и скворечника.
Содействие при создании экологической тропы в уголке леса.
Презентация проекта.
Открытый просмотр игры-занятия «Наш дом- ПЛАНЕТА».
Выставка рисунков по теме: «Берегите природу».
Участие в районной выставке рисунков.
Время проведения мероприятий на 10 месяцев.

Сотрудничество.

Дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатели, музыкальные руководители, представитель клуба «Земляне».

Презентация программы.

Открытый просмотр интегрированного занятия «Мы юные экологи»
Выставка рисунков в ДОУ.
Выступление педагога на конференции, семинаре.






















Заключение.

Моя работа была ориентирована на воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью моего исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных учённых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста ведётся слабо.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Разумеется, моё исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос всё ещё остаётся актуальным. Однако в плане развития методики по воспитанию экологической культуры у детей переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского сада «Березка».
Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (наблюдениях, играх, в поисково-исследовательской деятельности и других). Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвёртых, использовала личный пример, который являлся очень ценным в воспитании.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что моя гипотеза о том, что воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:
Давать детям систематические экологические знания; научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл;
Формировать у детей систему экологических знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;
Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения;
Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе, подтвердилась.



















Литература.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44
Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 2000 г.
Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74
Лихачёв Б.Т. Екология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21
Дж. Локк Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974, с.86
Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) //Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990, с.409
Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия.-М.,1974, с.163, 139
Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //Педагогический вестник. 1997, № 1, с.6
Сухомлинський В.О. школа, 1977, с.17, 56, 60, 86, 242, 554
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 1988, с.
Экологическое воспитание дошкольников 2010 г. Прохорова Л.Н.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада «Экология» 2009 г. Москва В.Н. Волчкова
Экологическое право 2008 г. М.М. Бринчук.
Сборник программ Образовательная школа 20009г. Н.Т. Богданова
Ребенок в детском саду 2012 г. журнал.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15