Методическая разработка раздела образовательной программы по истории Древнего мира
Методическая разработка
раздела образовательной программы
«Древний Египет»
I. Пояснительная записка
Курс истории древнего мира содержит материал, разнородный по своему характеру. Здесь освещается преимущественно история тех стран, в которых наиболее полно и выразительно проявились основные черты и закономерности исторического процесса, народы которых играли большую роль в мировой истории и сделали крупный вклад в развитие мировой культуры.
Особенно сложен отбор содержания и разработка структуры раздела «Древний Восток». На огромных пространствах Азии и Африки возникали и гибли многочисленные государства, а классовое общество существовало здесь тысячелетия. На материале древнего Востока ученики впервые в курсе всеобщей истории знакомятся с понятием «цивилизация». Древний Восток изучается по трем разделам: «Древний Египет», «Западная Азия в древности», «Индия и Китай в древности». Но первичное усвоение учащимися понятия «цивилизация» происходит при изучении Древнего Египта. На материале древнего Египта дается элементарная, но относительно целостная характеристика истории древневосточного общества. Очень важно при знакомстве с древним Египтом настроить ребят на серьёзное изучение истории как науки, прививать интерес к предмету.
Зачастую ребятам сложно понять исторические события, усвоить множество понятий, поэтому необходимо разнообразить формы работы на уроке, поддерживая интерес каждого ученика к изучаемой теме. Данная методическая разработка позволяет показать, как можно сочетать разнообразие форм работы на уроке, не перегружая его, что очень важно для учащихся 5 класса.
Данный раздел программы разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений «История. Обществознание» 5-11 классы, Москва, Просвещение, 2008.
Данная методическая разработка представлена на 7 часов изучения материала по разделу и 1 час на повторение, что соответствует программе общеобразовательных учреждений по истории.
Изучение древнего Египта имеет огромное значение для дальнейшего успешного усвоения курса истории учащимися 5 класса, так как он:
знакомит с общим понятием «цивилизация» и этапами развития одной из древнейших цивилизаций в истории человечества;
даёт знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ общей образованности;
даёт представление об отличии Древнего мира от мира современного;
предоставляет возможность сравнения первобытности и цивилизации;
приобщает детей к культуре Древнего Египта, оказавшей влияние на развитие культуры других стран;
показывает взаимодействие человека с окружающей природой;
даёт начальное представление о форме правления, социальной структуре, внутренней и внешней политике государства.
Учебно-методический комплекс раздела «Древний Египет»:
Программа общеобразовательных учреждений «История. Обществознание» 5-11 классы. Москва, Просвещение, 2008.
Учебник для общеобразовательных учреждений «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.свенцицкой, Москва, Просвещение, 2009.
Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Москва, ВАКО, 2007.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира под редакцией Г.И.Годера в 2-х частях, Москва, Просвещение 2010.
II. Цель и задачи раздела
Цель раздела:
дать целостную характеристику древнеегипетского общества.
Задачи:
Познакомить учащихся с местоположением, природными условиями, главными занятиями и бытом различных групп населения Древнего Египта, религией, искусством, письменностью и научными знаниями древних египтян.
Развивать умения сравнивать исторические факты, давать им оценку, в связной монологической форме пересказывать текст учебника, делать выводы, раскрывать содержание понятий, иллюстраций, анализировать исторические источники, работать с картой.
Формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм, прививать любовь к прекрасному, уважительное и бережное отношение к историческим реликвиям и произведениям искусства.
III. Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
По свидетельству психологов, в младшем школьном возрасте происходят изменения в познавательной сфере младших подростков:• замедляется темп их деятельности;• выполнение определенных видов работ нуждается в больше времени;• дети чаще отвлекаются;• могут быть раздраженными, невнимательными;• могут неадекватно реагировать на замечание и т.п. Это, как следствие, может быть причиной снижения уровня учебных достижений, потери мотивации к обучению, порождать конфликтные ситуации между ровесниками и взрослыми.
Вместе с тем, довольно часто у школьников этой группы проявляется так называемое «чувство взрослости»: дети нуждаются в уважении и самостоятельности, серьезном и доверчивом отношении к ним со стороны взрослых. Если же основная школа не предлагает ученикам средств реализации их чувств, взрослости, то у учащихся формируется установка на учительскую несправедливость и необъективность. Результат той или другой деятельности для младшего подростка довольно часто является второстепенным, а на первое место выходит сам замысел. Поэтому необходимо стимулировать инициативу, самостоятельность, детское творчество, а не только «контролировать» результаты учебной деятельности, чтобы обучение не потеряло для подростка привлекательности и актуальности. Чтобы найти оптимальные формы и методы взаимодействия при работе в 5 классе, важно познакомиться с учебными программами для начальной школы, методикой работы с детьми конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Нельзя осложнять жизнь пятиклассников неоправданно высокими требованиями к ним. Этого нельзя допускать, по меньшей мере, с трех причин: • Содержание учебных предметов основной школы выстраивается системно, что, в свою очередь, предусматривает сформированность у школьников хорошо развитого теоретического мышления. У пятиклассников же оно лишь формируется, они привыкли работать с единичными понятиями и терминами. Поэтому, чтобы не перегружать пятиклассников, научные термины и понятия необходимо вводить постепенно, учить детей выделять их, характеризовать, использовать в разных ситуациях во время уроков по разным предметам. Причем не только на репродуктивном уровне (запомни, повтори), а и на основе уже сформированных представлений и опыта практической деятельности. • Высокие требования к самостоятельности и ответственности подростков без учета их возрастных особенностей могут представлять угрозу для эмоционального благополучия ребенка. • Взрослые ожидают от подростков способности понимать других людей, сосуществовать с ними на принципах равноправия и толерантности, а у пятиклассников эти свойства лишь начинают формироваться, и их развитие требует терпения, осторожности, диалогового обучения, создания ситуаций, в которых подростки учатся учитывать разные точки зрения.
Исходя из данных особенностей учащихся 5 класса при отборе содержания изучения темы «Древний Египет» следует применить следующие принципы:
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип толерантности;
принцип научности;
Важно так же использовать в работе с учащимися 5 класса следующие подходы:
• создавать атмосферу доброжелательности, искренности; строить отношения со школьниками с учетом их индивидуальности, готовности к учебной деятельности; • рядом с индивидуальными формами развивать групповые формы проведения занятий, качественно изменяя степень ответственности каждого за общий результат; • развивать рефлексивные умения учеников смотреть на себя «со стороны», формировать привычки самоконтроля и самооценки;
шире применять нетрадиционные формы организации обучения: игру, дискуссии, практические работы, круглые столы и другие;
работать над развитием речи учащихся, так как она является основой умственной деятельности;
обучение истории должно быть для школьника источником положительных эмоций, которое поможет найти свое место среди ровесников, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции учащиеся связывали с процессом обучения.
Ожидаемые результаты
В итоге изучения темы «Древний Египет» учащиеся 5 класса:
приобретают и систематизируют новые знания о Древнем Египте, как об одной из древнейших цивилизаций мира;
усваивают исторические понятия;
развивают связную речь;
формируют умения делать выводы, анализировать ответы друзей, исторические документы, работать с картой;
учатся применять свои знания в нестандартных ситуациях;
получают навыки коллективной работы, работы в парах, творческой работы;
приобщаются к культурному наследию древних египтян;
получают навыки работы с тестами, кроссвордами, таблицами, схемами.
Методы, формы и средства организации деятельности обучающихся
Исходя из целей и задач методической разработки раздела «Древний Египет», следует чередовать традиционные и нетрадиционные формы уроков.
Традиционные уроки позволяют настроиться учащихся 5 класса на определённый ритм занятий, сосредоточиться на усвоении нового материала, закреплении и систематизации пройденного. Но виды работ на таких уроках должны быть различными, чтобы уроки не были шаблонными и монотонными, чтобы активизировать познавательную активность ребят. Тесты, кроссворды, карточки, лото помогут детям закрепить полученные знания, а учителю – проверить эти знания, поработать над ошибками ребят. Тестовые задания должны быть интересны ученикам, не вызывать неприятия и отторжения, нельзя превращать тестирование в основную форму проверки знаний. Заполнение таблиц и схем позволит активизировать самостоятельную работу учащихся. Работа с историческими источниками поможет ребятам анализировать текст, выделять главное, искать ответы на вопросы, пытаться понять мысли и переживания автора. Тексты с ошибками развивают внимание ребят, активизируют память, логику мыслей.
Нетрадиционные уроки учат учащихся 5 класса применять полученные знания в новых для них ситуациях, активизируют познавательную активность, развивают творческое воображение, стимулируют ребят к получению новых, дополнительных знаний, прививают навыки коллективной работы, что приводит к сплочению классного коллектива.
Используемые технологии по данному разделу:
- проблемное обучение
- развивающее обучение
- игровые технологии
- информационные технологии
- коллективное обучение
Методы, формы и средства обучения по разделу «Древний Египет»:
Метод обучения Форма обучения Средства обучения
Словесный: беседа, рассказ, работа с книгой
Наглядный: иллюстрация, демонстрация
Информационно-технологический: создание учебной презентации
Практический: выполнение заданий
Игровой: инсценирование Урок-экскурсия: «Государство на берегах Нила»
Игра: «Жизнь египетского вельможи»
Урок-путешествие: «Путешествие в страну Пирамид»
Кино-лекция: «Культура Древнего Египта»
Урок-лекция: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте», «Военные походы фараонов»
Работа в группах: «Религия древних египтян»
Печатные: учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера; рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5 класса к учебнику Г.И.Годера; атлас по истории Древнего мира
Цифровые образовательные ресурсы: Уколов В.И., Маринович Л.П.
«История Древнего мира» 5 класс, 2001:
Тема. Страна на берегах Нила и ее жители HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/72198/?" Тема. Мир пирамид Тема. Могущество Древнего Египта HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/72200/?" Тема. Верования древних египтян
Наглядные: настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»,
плакаты:
- Большой сфинкс в Гизе
-Древнеегипетские храмы
-Гробница Тутанхамона
Содержание раздела «Древний Египет»
Древний Египет (7 ч.)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.
Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Повторение (1 ч.)
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Календарно-тематическое планирование по разделу
№ урока Сроки Тема Кол-во часов Цель и задачи План урока Тип урока Форма урока Средства обучения Д/з
1 Государство на берегах Нила. 1 Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести обучающихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации; обеспечить усвоение понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника. 1.От первобытности к цивилизации.
2.Страна Египет.
3.Разливы Нила.
4.Объединение Египта.
Урок изучение нового материала Урок-экскурсия Учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера; рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5 класса к учебнику Г.И.Годера; атлас по истории Древнего мира; настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; ЦОР §6, раб. тетр., подготовить ответ на вопрос «Почему Египет называют даром Нила?»
2 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. 1 Познакомить обучающихся с жизнью ремесленников и земледельцев; продолжить формирование умений формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты. 1.Жители Египта.
2.Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.
3.Сбор налогов. Комбинированный урок Урок - лекция Учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера; рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5 класса к учебнику Г.И.Годера; атлас по истории Древнего мира; настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» §7, раб. тетр., составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день. Описать дом, в котором он жил.
3 Жизнь египетского вельможи. 1 Познакомить обучающихся с жизнью египетского вельможи. Формирование умений распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. 1.В усадьбе вельможи.
2.Служебные обязанности вельможи. Комбинированный урок Урок-игра Учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера; рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5 класса к учебнику Г.И.Годера; атлас по истории Древнего мира; настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» §8, раб. тетр., составить сравнительную таблицу условий жизни земледельцев, ремесленников и вельмож; подготовить сообщение о вооружении египетского войска
4 Военные походы фараонов. 1 Подвести обучающихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта. 1.Вооружение египетского войска.
2.Походы египетских фараонов.
Цели и последствия походов Тутмоса III. Комбинированный урок Урок-лекция Учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера; рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5 класса к учебнику Г.И.Годера; атлас по истории Древнего мира; настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; альбом с иллюстрациями §9, раб. тетр., написать сочинение от имени Тутмоса III «Почему я так любил войну?»
5 Религия древних египтян. 1 Познакомить обучающ9ихся с религиозными верованиями древних египтян. Продолжить формирование умения пересказывать содержание учебника. 1.Боги древних египтян.
2.Религиозные верования древних египтян.
3.Религия и власть фараона. Комбинированный урок Работа в группах Учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера; рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5 класса к учебнику Г.И.Годера; атлас по истории Древнего мира; настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; ЦОР §10, раб. тетр., подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?»
6-7 Культура Древнего Египта. 2 Познакомить обучающихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Комбинированный урок Кино-лекция Учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера; рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5 класса к учебнику Г.И.Годера; атлас по истории Древнего мира; настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; ЦОР §11-12, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку
8 Путешествие в страну Пирамид. 1 Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет»; расширить уровень знаний через работу с проблемными и творческими заданиями; совершенствовать умения и навыки работы с исторической картой, хронологией, иллюстрациями; развивать творческое мышление, познавательный интерес к предмету. 1.Станция «Географическая.
2.Станция «Древнеегипетское общество».
3.Станция «Фараоны».
4.Станция «Религия».
5.Станция «Архитектура».
6.Станция «Иероглиф»
7.Станция «Таможня» Урок повторения и обобщения знаний Урок-путешествие Настенная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; презентация Разработка урока
Краткая аннотация
Тема урока: «Путешествие в страну пирамид»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-путешествие
Продолжительность занятия: 1 урок - 45 минут.
Урок истории «Путешествие в страну пирамид» разработан для учащихся 5 класса. Данный урок является заключительным в ходе изучения темы «Древний Египет» и построен на выполнении творческих и проблемных заданий с целью закрепления, проверки, а также расширения знаний учащихся по теме.
Материал к уроку представлен в форме конспекта урока, презентации, выполненной в программе Power Point, приложений. Слайдовая презентация сопровождает урок на всем протяжении и содержит как иллюстративный материал, так и различные проблемные и творческие задания для учащихся.
Нестандартная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.
Использование ИКТ:
развивает познавательный интерес у учащихся к предмету, что в свою очередь поспособствует хорошему усвоению учебного материала;
за счет красочности и привлекательности слайдов, повышает эмоциональный настрой;
повышает темпы работы.
В течение урока предусмотрена смена видов деятельности, учащиеся работают в группах, а также предусмотрено выполнение индивидуальных заданий. Для предупреждения переутомления учащихся и снятия усталости рекомендуется провести не менее двух физминуток.
Цель и задачи урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет»; расширить уровень знаний через работу с проблемными и творческими заданиями; совершенствовать умения и навыки работы с исторической картой, хронологией, иллюстрациями; развивать творческое мышление, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, настенная карта «Древний Восток», презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал, оценочные листы.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Слайд
I. Организационный момент Настрой учащихся на работу, положительные эмоции. Создание ситуации успеха. Учащиеся настраиваются на работу. Слайд № 1
II. Основная часть
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет». На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей этой страны и теперь должны вспомнить всё, что мы с вами узнали о Древнем Египте и определить уровень наших знаний по теме. Пройдет наш урок в необычной форме. Мы отправимся с вами в путешествие в страну Пирамид. Ведь пирамиды являются символом Египта.
Но чтобы попасть в страну Пирамид, нам на каждой станции придется выполнять задание. Всего нам нужно преодолеть семь станций: географическая, древнеегипетское общество, фараоны, религия, архитектура, иероглифы, таможня. Только успешное выполнение заданий позволит нам двигаться вперед. За правильно выполненное задание вы будете получать фишку, следовательно, тот, у которого в конце путешествия будет наибольшее количество фишек, станет победителем.
Далее учитель разъясняет, как правильно вести себя на каждой «станции», чтобы путешествие было не только интересным, но и полезным.
Итак! Мы отправляемся! Определяют цели урока.
Учащиеся осмысливают правила путешествия. Слайд № 2
Станция 1.
«Географическая»
Мы прибыли на первую станцию «Географическую».
Задание: опишите географическое положение Древнего Египта, заполнив пропуски в тексте (см. приложение 1) Работают с картой «Древний Восток», заполняют пропуски в тексте. Слайд № 3
Слайд № 4
Проверка правильности выполнения задания. Учитель на доске в таблице фиксирует результаты выполнения задания. Самопроверка текста. Слайд № 5
Станция 2. «Древнеегипетское общество»
Наш поезд прибыл на вторую станцию.
Задание: расположите в иерархической последовательности представителей египетского общества:
- земледельца;
- вельможи;
- жреца. Работают с пирамидой древнеегипетского общества. Слайд № 6
Слайд № 7,8
Проверка правильности выполнения задания. Учитель на доске в таблице фиксирует результаты выполнения заданий каждого ученика. Проверка правильности построения пирамиды египетского общества. Слайд № 9
Станция 3.
«Фараоны»
Делаем остановку на третьей станции «Фараоны».
Задание: чтобы справиться с этим заданием, вы должны внимательно послушать рассказ своих товарищей о египетских фараонах, и отгадать о ком из них идет речь. Слушают небольшие заранее подготовленные сообщения товарищей о деятельности фараонов (Хеопс, Хефрен) Слайд № 10
Слайд № 11, 12
Станция 4. «Религия»
Мы на четвертой станции «Религия».
Задание 1: перед вами изображения египетских богов, определите, чему они покровительствовали? Учащиеся, используя иллюстрации богов, отвечают на вопрос. Слайд №13
Слайды № 14-19
Станция 5.
«Архитектура»
Мы успешно добрались до пятой станции, она называется «Архитектура». Вы должны выполнить задание.
Задание: «Сфинкс»
Опишите иллюстрацию от имени древнего египтянина. Поясните в своем рассказе, для чего устанавливались сфинксы. Какое впечатление они производили на древних людей?
Задание: «Пирамиды»
Опишите иллюстрацию от имени древнего египтянина. Объясните, для чего они возводились, почему их называют одним из чудес света?
Задание: «Храмы»
Опишите иллюстрацию от имени древнего египтянина. Расскажите о египетских храмах, что чувствовал египтянин, находившийся внутри храма? Учащиеся работают с иллюстрациями.
Выступления учащихся. Слайд № 20
Слайд № 21
Слайды № 22, 23
Слайды № 24-25
Станция 6.
«Иероглиф»
На шестой станции «Иероглиф», нас ждут испытания.
Викторина:
Какой материал для письма использовали древние египтяне?
Какую форму имела древнеегипетская книга?
Сколько иероглифов в египетском письме?
Отвечают на вопросы викторины. Слайд № 26
Слайд № 27
Слайды № 28, 29
Станция 7.
«Таможня»
Наше путешествие приближается к завершению. На последней станции «Таможня» нам необходимо выполнить ряд контрольных заданий: Слайд № 30
Кроссворд «В Древнем Египте» (см. приложение 2) Учащиеся решают кроссворд Слайд № 31-34
Контрольный тест по теме
После выполнения теста учитель организует взаимопроверку теста учащимися. Учащиеся самостоятельно выполняют тест
Взаимопроверка теста Слайд № 35-40
Слайд № 41
III. Итог урока Наше путешествие подошло к концу, мы успешно прошли все станции и добрались до страны Пирамид.
Подводит итог урока вместе с учащимися, определяют победителя. Делают вывод по уроку. Организует работу по оценке деятельности учащихся на уроке. Выставляет оценки. Оценивают работу друг друга. IV. Домашнее задание Учитель предлагает учащимся написать рассказ «Один день в Древнем Египте», используя собственные знания и дополнительную литературу. Обдумывают домашнее задание, задают вопросы учителю по выполнению. V. Рефлексия Учитель предлагает выразить свое отношение к уроку: что интересного и нового узнали на уроке, легко ли было работать, с какими трудностями столкнулись, что еще хотели бы узнать о Древнем Египте? Осмысление своей деятельности на уроке, пробелов в знаниях. Приложение к уроку
Приложение 1
Заполните пропуски в тексте:
Египет находится в _________-восточной части ___________. На севере он граничит со __________ морем, на востоке – с ___________ морем. _________ - главная река Египта, впадает в __________ море. Течение реки на своем пути встречало _________ - каменистые преграды, мешающие судоходству. При впадении в море, ________ разделяется на несколько рукавов, образующих огромный треугольник - __________. Первой столицей Египта был город - ____________.
Приложение 2
Кроссворд «В Древнем Египте»
7 2 5 6 9
1 3 4 8
По вертикали:
1. Особое приспособление при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
2. Богиня Правды.
3. Первая столица египетского царства.
4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи.
5. Фараон, для которого была выстроена самая высокая пирамида.
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.
7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник.
8. Бог – царь и судья в «стране мертвых».
9. Бог мертвых, которого египтяне изображали с головой шакала.
По горизонтали:
Объясните, какое отношение этот человек имеет к Древнему Египту?
Результаты апробации представленной разработки
Данная методическая разработка прошла апробацию в 5-х классах МБОУ Ветошкинская ООШ в течении нескольких лет. Каждый класс имел свои особенности, поэтому разработка корректировалась, дополнялась и видоизменялась, но основная суть, стержень методики осталась прежней.
Анализ знаний, умений и навыков учащихся 5 классов за последние 3 года по данному разделу показал хорошие результаты.
Год Кол-во учащихся в классе Средняя оценка по разделу
2009-2010 8 4
2010-2011 6 5
2011-2012 6 4
Я считаю, что данная методика доказала своё право на существование и может применяться для изучения раздела «Древний Египет».
Список литературы
Программа общеобразовательных учреждений «История. Обществознание» 5-11 классы. Москва, Просвещение, 2008.
Учебник для общеобразовательных учреждений «История Древнего мира» 5 класс под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.свенцицкой, Москва, Просвещение, 2009.
Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Москва, ВАКО, 2007.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира под редакцией Г.И.Годера в 2-х частях, Москва, Просвещение 2010.
Атлас по истории Древнего мира.
Настенная карта «Древний Восток».
Годер Г.И. Аппликации по истории Древнего мира.
Методика обучения истории Древнего мира под редакцией Ф.П.Коровкина, Н.И.Запорожец, Москва, Просвещение, 1999.
Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах под редакциейПарецковой С.В., Волгоград, 2007.
Интернет-ресурсы: http://proshkolu.ru; http://openclass.ru