МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
ГОУ ДПО "НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин
Квалификационные курсы
«Теория и методика преподавания истории и обществознания (в условиях введения ФГОС)»
Методическая разработка раздела
образовательной программы по Истории России
для 7 класса
Работу выполнила:
учитель МБОУ СОШ № 178
г. Нижнего Новгорода
Фамилия Имя Отчество:
Анасенкова С.В.
Нижний Новгород
2014/2015 уч. год
Пояснительная записка
Программа по Истории России относится к федеральному компоненту учебного плана, предназначена для 7 класса общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.
Программа для 7 класса является частью общей программы по истории России для 6-9 классов, которая, в свою очередь, является основой для написания авторами Даниловым и А.А., Косулиной Л.Г. единой линии учебников по истории России, выходящих в издательстве «Просвещение» и включённых в Федеральный перечень: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца 16 века. 6 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец 16-18 век. 7 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 19 век. 8 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России 20-начало 21 века. 9 класс.
Программа является составной частью учебно-методических комплектов по отечественной истории для 6-9 классов.
Программа обращена к проблематике истории быта, Православной Церкви, российской ментальности, национальной политике и предоставляет возможность рассмотрения сюжетов, связанных с историей конфессий, народностей, государственных образований, историей своего края.
Цель изучения курса истории России:
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России конца 16 века- 18 века и судьбах населявших ее народов, важнейших событиях и выдающихся личностях; осветить процесс развития Русского государства, особенности его развития; взаимодействие с соседними государствами.
Основные задачи курса:
Образовательная: изучение процесса развития Русского государства в период Смуты, 17 века, 18 века, экономического, социального, культурного развития, основных событий внешней и внутренней политики, роль личностей
Развивающая: развитие логического мышления, умения работать с картой, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения, умения работать в группах, способствовать формированию навыков работы с историческими источниками, историческими картами
Воспитательная: воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, привить любовь к родной истории, на примерах выдающихся личностей-патриотов.
Цели и задачи изучения раздела программы
«Россия в 1725 – 1762 г.г.»:
Основной целью изучения раздела является изучение учащимися истории России в период дворцовых переворотов,
Задачи изучения раздела программы:
Образовательная: изучение процесса развития Русского государства и его взаимодействия с соседними государствами, внешней и внутренней политики правителей Екатерины Первой, Петра Второго, Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра Третьего; а также изучение основной терминологии, важнейших дат по изучаемому периоду исторического времени.
Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с историческими картами при изучении внешней политики; умения логически мыслить работая с историческими источниками; и выделять причинно - следственные связи, анализируя деятельность правителей, оперируя необходимыми датами и терминами, а так же причины и значение и значение дворцовых переворотов; развивать коммуникативные навыки работы в группах и индивидуально, развивать навыки устных выступлений и умения доказывать собственную точку зрения.
Воспитательная: прививать учащимся чувство уважения к истории и культуре Родины, воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, терпимости к чужой точке зрения при работе в группах.
Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала в соответствии с уровнем развития учащихся.
В 7в классе 28 человек в возрасте 12-13 лет с разницей в несколько месяцев, из которых 16 девочек и 12 мальчиков; учатся вместе с 1 класса 24 человека, а 4 учащихся прибыли в течение 6 класса. Уровень подготовленности учеников в начальной школе и 5 - 6классах, а так же незначительная разница в возрасте позволяют говорить об одинаковой степени их готовности к восприятию учебного материала и развития необходимых учебных навыков.
7в класс является общеобразовательным, не является профильным, не обучается по программе углублённого изучения отдельных учебных предметов.
Уровень способностей учащихся, а так же внимания, развития памяти и мышления является достаточно высоким, что позволяет эффективно проводить обучение; восприятие нового учебного материала у учеников активное, что позволяет учителю применять различные приемы и методы работы на уроке, а так же развивать навыки работы в группах и индивидуально.
Уровни активности школьников:
Репродуктивно – подражательная
Поисково – исполнительная
Творческая
Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте:
Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В соответствии с этим в основной школе учащиеся овладевают теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Формируются психологические новообразования: интересы не только к фактам, но и закономерностям, происходит становление мировоззрения, определяется развитие самосознания.
Учащийся 7 класса как субъект учебной деятельности.
В подростковом возрасте происходит развитие способности к проектированию собственной учебной деятельности. В ходе подготовки и реализации учебно – исследовательских и социальных проектов происходит освоение учащимися средств планирования и прогнозирования результатов проекта, овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества. Поэтому исследовательский метод изучения материала является важным способом изучения предмета, а так же развития.
Этапы формирования познавательного интереса школьника:
Любопытство
Любознательность
Устойчивый и познавательный интерес
Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Учащиеся должны знать:
Причины дворцовых переворотов, их хронологические пределы, сущность, последствия для развития государства
Особенности внутренней политики в 1725 – 1762 г.г., изменения системы центрального управления
Особенности социально – экономического развития страны: расширение привилегий дворянства, ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин; рост мануфактурного производства, учреждение Дворянского и Купеческого банков
Особенности внешней политики государства: основные направления, деятельность военачальников (П.А. Румянцева, П.С. Салтыкова)
Усвоить основные понятия темы: кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в исторических картах
Работать с историческими источниками
Составлять характеристику исторического события, выделять причинно – следственные связи, сопоставляя данные исторического источника
Умети вести записи в формате таблицы
Показывать на карте указанные в учебной программе исторические объекты, направления воюющих армий.
Формирование универсальных учебных действий на уроке:
Личностных (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения)
Регулятивных (планирование и организация деятельности, самоконтроль и самооценивание)
Познавательных (поиск информации, исследование, переработка и структурирование информации, работа с научными понятиями и освоение общего объема доказательства как компонента воспитания логического мышления)
Коммуникативных (осуществление межличностного общения, формирование личностной и познавательной рефлексии).
Формами организации учебных занятий в 7 классе могут являться: фронтальная работа учителя с классом, а также коллективная, групповая и индивидуальная.
Используемыми методами работы на уроке являются:
Репродуктивный
Объяснительно – иллюстративный
Исследовательский
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические
Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя
Методы контроля и самоконтроля:
Устного
Письменного
Методы обучения
Способствуют формированию знаний, умений, навыков, а так же умений переносить их в новые исторические ситуации, используя разные виды источников, а так же письменной их фиксации (составление планов, опорных конспектов)
Формируют потребность в новом знании
Ориентируют мышление учащихся на решение учебных задач с целью творческой переработки исторической информации
Создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся
Формируют практические навыки получения и анализа информации
Формируют способности к самообучению, самостоятельной работе, возможности самоорганизации
Формируют способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события и процессы на основе данных источников.
Ожидаемые проблемы и возможные пути их решения:
Уровень учебного материала соответствует возрасту и уровню развития учеников, поэтому его восприятие и усвоение не может являться для учеников проблемой при изучении истории России. В процессе изучения раздела программы могут быть выявлены проблемы при отработке коммуникативных навыков работы в группах, а так же устной презентации готового ответа на поставленные перед началом работы с историческими источниками учебными вопросами. Для их преодоления учителем планируется проведение уроков с применением различных методов организации учебной деятельности
(Репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, исследовательский) для отработки необходимых навыков индивидуальной и групповой работы учащихся.
Тематическое планирование по курсу
«История России. Конец XVI-XVIII век»
34 часа (1 час в неделю)
Программа: История России
Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5- 11 классы, М: «Просвещение», 2007 год
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс», М.: «Просвещение», 2007 год.
Тема раздела:
«Россия в 1725 – 1762 г.г.»
Количество часов:
По программе: 4
В тематическом планировании: 4
Тема урока№ 1 Дворцовые перевороты
Практическая работа на уроке: работа с документами:
Характеристика правления Екатерины Первой
Характеристика правления Петра Второго
Причины и содержание дворцовых переворотов в истории России
Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной
Домашнее задание: & 20 -21, записи в тетради , составление презентации.
Тема урока № 2 Внутренняя политика в 1725 – 1762 г.г.
Работа с документами: Манифест о вольности дворянства.
Домашнее задание: &22, записи в тетради.
Тема урока № 3: Внешняя политика в 1725 – 1762 г.г.
Работа с историческими картами: участие России
В Семилетней войне
Домашнее задание: & 23, записи в тетради.
Тема урока № 4: Контрольная работа по теме: «Россия в 1725 – 1762 г.г.»
Письменная работа весь урок: ответы на вопросы по теме.
Тема урока № 1:
Дворцовые перевороты
Цели:
Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра Великого; дать представление о главных проблемах и задачах развития российского общества во второй четверти – середине XVIII века; сравнить характер правления Петра Великого и его преемников.
Задачи:
Образовательные:
продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об истории развития России XVIII века
вспомнить уже известные и изучить новые термины и понятия, имена исторических деятелей, даты
сформировать представление о роли деятельности Верховного тайного совета для развития государства
познакомить учащихся с объектами исторического изучения: правителями России и их фаворитами.
Развивающие:
продолжить формирование умения выделять причинно – следственные связи, работать с картами военных действий
продолжить развитие навыков работы с историческими источниками
развивать умение анализировать, синтезировать историческую информацию в источнике
развивать умение логически мыслить, уметь делать выводы, понимать взаимосвязь исторических событий
развивать речь, потребностно – мотивационную (активная работа на уроке) и эмоционально – волевую (умение слушать на уроке) областей.
Воспитательные:
воспитывать внимательность, умение работать самостоятельно на уроке
овладение способами взаимоконтроля и самоконтроля
способствовать формированию мировоззренческой культуры личности, гуманизма, уважения к историческому прошлому Родины.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
установка для презентаций
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс», М.: «Просвещение», 2007 год.
Исторические документы: отрывки из «Русской истории в жизнеописаниях ее ведущих деятелей» Н.И. Костомарова, «Исторических портретов» В.О. Ключевского
Тетрадь
Портретные изображения Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра Третьего, Екатерины Второй
Термины и понятия:
Дворцовый переворот
Верховный тайный совет
Конституционная монархия
Кондиции
Имена исторических деятелей:
Екатерина Первая, Петр Второй, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович,
Елизавета Петровна, Петр Третий, А.И. Остерман, В.Н. Татищев,
А.П. Волынский, П.И. и И.И. Шуваловы, А.П. Бестужев- Рюмин
Важнейшие даты:
1725-1727 г.г.- правление Екатерины Первой
1727-1730 г.г.- правление Петра Второго
1730- 1740 г.г.- правление Анны Иоанновны
1740-1741 г.г.- правление Иоанна Антоновича
1741-1761 г.г.- правление Елизаветы Петровны
1754 г.- отмена внутренних таможенных пошлин
1761-1762 г.г.- правление Петра Третьего
1762 г.-начало правления Екатерины Великой
Контрольная работа по истории России для раздела
Россия в 1725-1762 г.г.
7 класс
Часть 1.
Выполнение теста:
Годы правления императрицы Елизаветы Петровны:
1.1727-1730 г.г.
2.1730-1740 г.г.
3. 1741-1761 г.г.
4. 1761-1763 г.г.
2. Дворяне были освобождены от обязательной службы:
1. в 1735 г.
2. в 1741 г.
3. в 1755 г.
4. в 1762 г.
3. Главной движущей силой дворцовых переворотов были представители:
1. гвардии
2. духовенства
3. крестьянства
4. казачества
4. Что из перечисленного является причиной дворцовых переворотов?
1. расширение прав посадского населения
2. разработка проектов отмены крепостного права
3. борьба за усиление России в Европе
4. династические кризисы
5. Манифест о вольности дворянства был издан
1. Петром II
2. Елизаветой Петровной
3. Петром III
4. Анной Иоанновной
6. Лицо, руководившее государством в случае малолетства или болезни монарха, называлось
1. верховником
2. регентом
3. рекрутом
4. фаворитом
7. А. Разумовский, П. Шувалов – деятели царствования
1. Петра III
2. Петра II
3. Елизаветы Петровны
4. Екатерины I
8. Какое из названных событий произошло раньше всех других?
1. Создание Конференции при высочайшем дворе
2. Сражение при Лесной
3. Взятие русскими войсками Берлина
4. сражение под Грос – Егерсдорфом
9. Попытка ограничения императорской власти была предпринята
1. в 1726 г.
2. в 1727 г.
3. в 1730 г.
4. в 1741 г.
10. Результатом внешней политики Елизаветы Петровны стало(и)
1. присоединение Прибалтийских земель к России
2. успешные операции в Пруссии
3. присоединение Средней Азии к России
4. успешные операции русских войск в Крыму.
Часть 2.
Укажите, о ком идет речь:
По своему происхождению она не должна была править Россией, однако стала женой императора, затем при помощи гвардии и своих сторонников (Головкина, Толстого, Ягужинского) взошла на престол и правила Россией около двух лет.
Ответ:____________
Часть 3.
Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Анны Иоанновны?
А) Ф. Прокопович
Б) А. Меншиков
В) А. Остерман
Г) Э. Бирон
Д) А. Волынский
Е) П. Шувалов
Укажите правильный ответ:
АДЕ 2) БГД 3) ВГД
Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующих элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Термины,
названия
Определения
А) откуп
1) Временный правитель государства на период малолетства
Наследника престола
Б)фаворит
2) Представитель податного сословия, служивший в армии
В) регент
3) Приближенный к царю и пользующийся особыми привилегиями
Г) рекрут
4) Передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажи каких – либо товаров
5) Служащий в гвардейском полку.
Ответы:
Часть 1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
4
1
4
3
2
3
2
3
2
Часть 2.
Екатерина I.
Часть 3.
Ответ: 3 (ВГД).
А
Б
В
Г
4
3
1
2
15