Формирование поликультурной компетентности на уроках русского языка
Формирование поликультурной компетентности на уроках русского языка.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Целями изучения русского языка в контексте формирования поликультурной компетентности школьников являются [16]:
1)воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
2)овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
3) освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в контексте формирования поликультурной компетентности, устанавливает определенные требования к освоению основной образовательной программы в области личностных результатов образования:
1)совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения;
2)формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
3)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
4)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобщение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию[16].
В области метапредметных результатов:
1)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
2)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества [16].
В области предметных результатов:
1)представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание определённой роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3)способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
4)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5)осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы [16].
Урок, как основная форма организации обучения учащихся, является непосредственным элементом в системе поликультурного образования школьников. В курсе изучения русского языка наиболее продуктивными в плане формирования поликультурной компетентности учащихся являются уроки по следующим темам:
В 5 классе:
«Язык и общение. Язык и человек».
Содержательный компонент урока даёт учащимся представление о «мёртвых» языках, языках исчезнувших народов, о духовных ценностях, которые дошли до наших дней благодаря письменным источникам, что позволяет формировать ценностные ориентации, социокультурную идентичность учащихся.
«Развитие речи. Обращение. Письмо».
В рамках урока учащиеся узнают о правилах речевого и письменного этикета в межкультурном общении, что позволяет повысить их компетентность в способах организации межкультурного взаимодействия.
«Этимология».
В рамках урока используется материал о топонимике родного края, например, сообщения о происхождении таких названий, как: Ульяновск, сквер им. Карамзина, улица Гончарова, что позволяет развивать интерес к истории своей малой родины, формирует у учащихся патриотические чувства, социокультурную компетентность.
В 6 классе:
«Русский язык - один из развитых языков мира».
В рамках урока учащиеся получают представление о богатстве русского языка, которое выражается в звуках, интонации, лексике, синтаксических конструкциях; о связи русского языка с культурой и историей России и мира. Учащиеся приходят к выводу, что необходимо беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. На занятии формируется этническая идентичность и социокультурная компетентность.
«Исконно русские и заимствованные слова».
Учащиеся узнают, что культурные, экономические, политические связи России с другими странами способствуют взаимодействию культур, в результате чего происходит их взаимообогащение, в том числе и в форме заимствования слов.Так создаются условия для формирования социокультурной идентичности и поликультурной компетентности учащихся.
«Повторение изученного по теме «Имя числительное».
В рамках урока учащиеся узнают об арабском и римском происхождении чисел, что позволяет сделать вывод о важности взаимосвязи культур и взаимообогащении в разных направлениях жизнедеятельности. Подобная работа формирует поликультурную компетентность.
В 7 классе:
«Развитие речи. Изложение с элементами сочинения».
В рамках урока учащиеся при изучении текста «Величайшие открытия в области связи» получают информацию об известных изобретателях России, Англии, США и их известных изобретениях, которые являются неотъемлемой частью материальной культуры любой страны. Ребята подводятся к выводу о том, что, заимствуя изобретения, пользуясь ими, мы вступаем во взаимосвязь с другими культурами.
«Повторение изученного в 6 классе. Лексика. Фразеология».
В ходе урока используются тексты поликультурной проблематики, в результате работы с которыми у учащихся формируется представление о взаимовлиянии культур друг на друга и их взаимообогащении.
«Русский язык как развивающееся явление».
Содержательный компонент урока позволяет показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражения изменений в сложной и многообразной жизни народа, связанных с расширением экономических и культурных связей с другими странами.
В 8 классе:
«Простое предложение».
В рамках урока возможно использовать лексический материал поликультурной проблематики (события в мире, названия городов, национальностей) для составления предложений. Данный приём позволяет формировать поликультурную компетентность.
«Главный член односоставного предложения».
Данный урок строится на материале сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», ключевым моментом является анализ предложения: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В процессе работы учащиеся подводятся к выводу, что для настоящей дружбы необходимы терпение и терпимость, подбирают к этим словам синонимы. Таким образом, на основе анализа произведения всемирно известного французского писателя развиваются ценностные ориентации учащихся, что создаёт условия для формирования поликультурной компетентности.
«Односоставное предложение».
В рамках данной темы для составления предложений можно использовать материал поликультурной проблематики. Например, рассказ о трагических событиях, произошедших в Армении в 1988 году, и международной солидарности в оказании помощи армянскому народу. В процессе урока ребята подводятся к выводу о важности солидарности культур в решении различных проблем.
В 9 классе:
«Международное значение русского языка».
В процессе урока формируется представление учащихся о русском языке как одном из официальных языков ООН, об интересе к русскому языку в других странах, о вкладе русского языка в развитие мировой культуры (на русском языке созданы шедевры мировой культуры: произведения А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского. Л.Н. Толстого, А. П.Чехова и т.д.). «Развитие речи. Сочинение-рассуждение».
Используя краеведческий материал о культуре, традициях, обычаях народов Поволжья, учащиеся пишут сочинение – рассуждение, в котором рассматривают проблему важности сохранения традиций своего народа. Данная работа способствует формированию этнической идентичности учащихся.
« Развитие речи. Изложение с элементами сочинения на морально-этическую тему».
В рамках урока ребята изучают статью Д.Лихачёва о речи как важнейшем свойстве личности и создают собственный текст о необходимости соблюдения культуры речи. Содержательный компонент урока развивает потребность в речевом самосовершенствовании, воспитывает сознательное отношение к языку как явлению культуры.
В 10 классе:
«Слово о русском языке. Место русского языка в современном мире».
Содержательный компонент урока даёт возможность формировать представление о русском языке как форме выражения культуры русского народа, о национальном своеобразии русского языка, о русском языке как языке межнационального общения, о месте русского языка среди языков мира.
«Происхождение лексики».
Содержание урока даёт возможность формировать представление учащихся о том, что заимствование слов из других языков мира является одним из способов обогащения словарного состава русского языка. В ходе урока учащиеся подводятся к осознанию необходимости взаимодействия культур.
«Фразеологические единицы и их употребление. Источники фразеологизмов».
На данном уроке учащиеся получают представление об античной мифологии как об одном из источников фразеологии, о синонимии исконно русских фразеологизмов и фразеологизмов, заимствованных из других языков. Учащиеся подводятся к выводу о взаимодействии культур и их взаимообогащении в форме устойчивых сочетаний слов.
В 11 классе:
«Основные принципы русской пунктуации».
На данном уроке используется культуроведческий материал об истории праздника Троица и обрядах русского народа. Информация о праздновании Троицы в современном православном мире даёт возможность познавать традиции, обычаи своего народа, таким образом создаются условия для формирования этнической идентичности.
«Авторская пунктуация».
Содержательный компонент урока (тексты, презентация) позволяет учащимся узнать о многовековых культурных и торговых связях России и Китая, об истории и своеобразии культуры китайского народа. Таким образом расширяется кругозор учащихся в области знания культурных различий, формируется представление о важности толерантных отношений между народами.
«Культура речи».
На данном уроке используется исследовательский материал учащихся о речевом этикете русского, белорусского и украинского народов, делается вывод о сходстве и различии. Подобная работа способствует формированию навыков эффективного межкультурного взаимодействия.