Доклад Клинико — патологических нарушений поведения у подростков

ГБОУ РМЭ «Октябрьская школа -интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Доклад на тему: «Клинико -
психологические критерии патологических нарушений поведения у подростков»



Подготовила и выступила:
Воспитатель Алексеева Э.Г.








п. Октябрьский


Как известно, олигофрения представляет собой непрогредиентное заболевание. Этот фактор имеет положительное значение для развития умственно отсталого ребенка. Отсутствие прогрессирования болезненных проявлений способствует постепенной реализации имеющихся психических возможностей. Правильное воспитание, специальное обучение, учитывающее особенности интеллектуального дефекта, своевременное формирование трудовых навыков, медикаментозная терапия способствуют социальной адаптации /.
Однако при ряде отрицательных факторов, как биологических /дополнительные инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы/, так и социальных /конфликтные переживания, дефекты воспитания/, динамика олигофрении может быть менее благоприятна.
Склонность к декомпенсации психического состояния наиболее выражено в критические возрастные периоды /3-4, 7-8 и 12-15 лет/, физиология которых характеризуется наибольшей церебральной и соматической неустойчивостью.
Подростковый возраст благодаря фактору сложной церебрально-эндокринной перестройки является наиболее уязвимым .
И.А. Юркова считает связь психической декомпенсации в этом периоде с осложненностью олигофрении. В.К. Кузьмина, О.Е. Фрейеров О.Д. Сосюкало придают значение ликвородинамическим расстройствам; К.С. Лебединская - отклонениям темпа полового созревания. Имеются указания на склонность к декомпенсации поведения в подростковом возрасте при олигофрении определенной этиологии: обусловленной энцефалитом /Г.Е. Сухарева/, врожденным сифилисом /В.М. Явкин/, хромосомной аберрацией по типу синдрома Клайнфельтера /М.М. Райская/ и т.д.
Помимо биологических механизмов, значительная роль в декомпенсации поведения подростков-олигофренов придается психотравмирующим факторам, связывая эмоциональную неустойчивость этих подростков со страхом перед окружающим, объясняют нарушения их поведения как психологические реакции компенсации и гиперкомпенсации. И.А. Юркова отвечает склонность к реактивным депрессиям, В. Кречмер - неврозам и затяжным реактивным состояниям. Я. Комендер, Л.Н. Поперечная и др. придают значение конфликтным переживаниям, связанным с безуспешным пребыванием в массовой школе.
Среди типов нарушений поведения, наблюдаемых у подростков-олигофренов, наибольшее значение имеют психопатоподобные расстройства Роль последних особенно велика в генезе различных асоциальных форм поведения и правонарушений . По данным М.С. Розовой, В.П. Петрунека, В.К. Кузьминой, О. Агавелян эти нарушения поведения в подростковой возрасте нередко являются препятствием к последующей социальной адаптации. В связи с этим рекомендуются раннее начало профессионального обучения коррекция домашней среды и окружения. /О. Агавелян, Э.Я. Альбрехт/. Х.И. Намазбаева, Н.Л. Коломенский связывают эффективность воспитательного воздействия с формированием самокритичности, выработкой установки на адекватную профессиональную ориентацию.
При дифференциации типов нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией, мы исходили из предложенной К.С. Лебединской /1975/ клинической типологии психической декомпенсации /непсихотичеокого типа/, наблюдаемой у подростков, страдающих олигофренией:I/ по невротическому типу;2/ по психопато-подобному типу:
а/ с преобладанием явлений эмоционально-волевой неустойчивости;
б/ с преобладанием аффективной возбудимости;
в/ с преобладанием патологии влечений.
I. Нарушения поведения невротического типа наблюдались у 22 подростков /II девушек и II мальчиков/, и были связаны с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. Отмечались тяжелая психическая ранимость, тормозимость, страх устного ответа, склонность к состояниям растерянности при малейшей неудаче. Депрессивный фон настроения сопровождался обвинением себя в плохих способностях, недостатке воли и мужества, переживанием незначительных дефектов внешности, ипохондричностью. Ощущение неполноценности способствовало явлениям аутизации: стремлению к уединению, выбору занятий, не требующих общества, наличию компенсаторных фантазий, в которых подростки воображали себя красивыми, сильными. Защитный характер ухода от трудностей имели и редкие прогулы, связанные со страхом контрольных работ, экзаменов, вызова к доске. Продуктивность в классе была значительно ниже, чем дома. У многих наблюдались тики, устрашающие сновидения, логоневроз, эпизоды мутизма, энурез после волнения.
Психологический эксперимент показал наличие легкой степени дебильности у 16 подростков и умеренной у 6. Экспериментальное исследование эмоционально-волевой сферы обнаружило высокий уровень тревожности, неуверенности, переживание интеллектуальной недостаточности. При анализе результатов всех применявшихся методик выступали насыщенность тягостными эмоциями угрозы, опасности, переживание неудач, тревожных ситуаций, отсутствие не только минимальной собственной агрессивности, но напряженная боязнь ее проявления у других.
Самооценка чаще была низкой. Продуктивность характеризовалась повышенной истощаемостью. Принятие любого решения было затруднено постоянными колебаниями и неуверенностью. Четко выявлялись страх контакта, напряженность и растерянность в процессе общения. Выступали и идеи самообвинения: герои картинок ТАТ'а испытывали вину перед родителями, товарищами.
В тоже время психологические методики выявляли у этих подростков и ряд положительных личностных качеств: доброжелательность, потребность к самоутверждению трудовыми, нравственными качествами, тщательность в работе, значимость образования, овладения профессией, стремление придерживаться указаний и правил, исходящих, как от родителей, учителей, так и из доступной литературы, фильмов.
Психологический эксперимент подтвердил и наличие ряда защитных механизмов: склонности к фантазированию, отстранению от трудных ситуаций, подчеркнутую привязанность к природе.
В неврологическом статусе, помимо органических знаков, обращали внимание выраженные церебрастенические расстройства. Данные ЭЭГ свидетельствовали о дисфункции лиибико-ратикулярных структур. Преобладание низковольтной асинхронной активности, повышенная амплитуда вызванных потенциалов /ВП/ в лобной области отражали резкую эмоциональную напряженность.
Физический облик характеризовался астенический типом телосложения, у многих - задержкой полового созревания.
Изучение анамнеза показало, что черты астеничности, робости наблюдались до подросткового возраста, однако при отсутствии психотравмирующих провокаций к декомпенсации состояния не приводили. Всегда свойственное этим детям сочетание ранимости и тревожности, с социабильностью, повышенной обязательностью, позволяет предположить сочетание олигофрении с невротической конституцией. В пользу этого говорят и данные наследственности: наличие в семьях личностей невротичных, тревожно-мнительных. Олигофрения была диагностирована у 6 родителей, 3 сибсов. Но асоциальные формы поведения, безнадзорность детей в семьях этих подростков почти не наблюдались.
В лечении описанных невротических расстройств наиболее эффективным было сочетание физио- и общеукрепляющей терапии с транквилизаторами. Большое значение имело лечение энуреза и заикания.
Выявленные особенности эмоционально-волевой сферы позволяют наметить направления психолого-педагогической коррекции. Основное внимание целесообразно направить на борьбу с доминирующим у подростка чувством собственной неполноценности: формирование правильного представления о себе, осознание как раздражителей, к которым он наиболее чувствителен, так и тех его положительных черт, которые должны способствовать успеху. Поощряя коллекционирование, любовь к природе, в русле этих склонностей надо направлять подростков на общение со сверстниками. Целесообразны адекватные общественные нагрузки, успешное выполнение которых должно оцениваться публично. Для улучшения моторики необходимы посильные занятия спортом.
В классе желательно сведение до минимума устных ответов и замена их письменной формой, при вызове к доске - своевременное предупреждение. Обсуждение ошибок допустимо только в индивидуальных беседах. Ввиду астенических расстройств необходимо дозировать темп и объем работы.
Обязательна коррекция окружения. Необходимо разъяснение родителям личностных особенностей ребенка, его особой чувствительности к психотравмирующим воздействиям, выработка у них установки на режим максимального поощрения и минимального наказания подростка. Важно ограничении информации /фильмов, телепередач, литературы/, вызывающие страх и возбуждение. Необходимо и психотерапевтическое использование детского коллектива: воспитание атмосферы опеки и помощи такому подростку, с другой стороны – поднятие авторитета этих подростков подчеркиванием их высоких социальных качеств, интеллектуальных склонностей.
II. Нарушения поведения по психопатоподобному типу имелось у 88 подростков /28 девушек и 60 мальчиков/: эмоционально-волевая неустойчивость, выраженная двигательная и аффективная возбудимость, агрессивность, расторможенность влечений – склонность к бродяжничеству, алкоголизации, воровству, проявлениям ранней сексуальности. Описанные расстройства способствовали падению школьных интересов и тяге к асоциальным компаниям. 21 подросток состоял на учете в детской комнате милиции.
а/ Преобладание эмоционально-волевой неустойчивости наблюдалось у 16 подростков /2 девушек и 14 мальчиков/. Их интеллектуальный уровень соответствовал легкой степени дебильности /у 7/ и средней /у 9/.
Основные трудности их поведения определялись значительной личностной незрелостью: отсутствием стойких привязанностей, чувства долга и ответственности, неумением тормозить свои желания, подчиняться дисциплине, внушаемостью к неправильным формам поведения.
Инфантильность проявлялась и в повышенном фоне настроения, склонности к дурашливости, хвастовству, примитивным вымыслам. На занятиях эти подростки были трудны из-за болтливости, суетливости, в работе - импульсивны и бездумны, быстро пресыщались, бросали задания, казавшиеся сложными. И на уроках они легко уходили в игровую ситуацию. Эмоциональная заражаемость и повышенная внушаемость способствовали частому вовлечению в конфликты. Будучи неспособными к волевому усилию, при затруднениях они легко шли на обманы, прогулы, побеги из дома. Однако последние служили и удовлетворению их инфантильной сенсорной жажды: поискам удовольствия от разъездов в транспорте, прогулок около магазинов, кинотеатров. В асоциальных компаниях они играли подчиненную роль. В кражах увлекались моментом игры.
Выраженная личностная незрелость ярко выявлялась в психологическом эксперименте, обнаружившем быструю смену окраски эмоционального фона; малую интенсивность, кратковременность эмоциональных реакций, повышенную внушаемость и подражательность, склонность к имитации не системы действия окружающих, а лишь внешней манеры отдельных поведенческих актов и высказываний. Завышенностъ самооценки сочеталась со слабостью личностной реакции на успех и неуспех, отсутствием планирования будущего.
Психической незрелости соответствовала инфантильность физического облика: отставание роста и развития мускулатуры, детские формы тела, задержка полового созревания. В неврологическом статусе были часты дисплазии телосложения и органические стигмы.
Изучение анамнеза выявило признаки органического инфантилизма, осложняющего умственную отсталость, и до подросткового возраста. В 9 наблюдениях в его формировании нельзя было исключить роли ранних экзогенных факторов /длительная токсическая диспепсия, хроническая дизентерия, авитаминоз и т.д./. Однако большое значение имела, по-видимому, и неблагоприятная семейная среда: отсутствие обоих родителей у 4 подростков, отца - у 10, алкоголизм родителей - у 7, тяжелая безнадзорность – у 9. 4 родителя и 4 сибса страдали олигофренией; у 6 из них имелась и патология поведения. Эмоциональная незрелость, игровой характер интересов долго способствовали ошибочной диагностике задержки психического развития и безуспешному пребыванию в массовой школе.
Психическая декомпенсация в подростковом периоде была связана с усилением эмоциональной неустойчивости, внушаемостью в отношения асоциальных форм поведения.
б/ Преобладание повышенной аффективной возбудимости имелось у 25 подростков /8 девушек и 17 мальчиков/, отличавшихся чрезвычайной раздражительностью, взрывчатостью. Мальчики были склонны к агрессивным разрядам, девочки – истериформным проявлениям: гротескности эмоциональных реакций, функциональным припадкам, демонстративным угрозам самоубийства. Аффективная возбудимость провоцировалась как рядом утрированно подростковых черт /нетерпимость к критике, протестом к мнению авторитетов/, так и насмешками в адрес интеллектуальной неполноценности этих подростков. Ограничения и запреты, исходящие от педагогов и родителей в силу выраженной аффективной напряженности, часто воспринимались как неправомерные и вызывали агрессивное противодействие. Характерна непродолжительность аффективных вспышек, у большинства - определенная критичность к ним, жалобы на невозможность владеть собой. Отмечались немотивированные колебания настроения, у девочек - чаще в предменструальном периоде.
Психологический эксперимент показал наличие дебильности легкой степени у 6 подростков этой группы, умеренной – у 16, выраженной – у 3-х.
Исследование эмоционально-волевой сферы выявило яркость, но недостаточную дифференцированность эмоций, выраженность их агрессивной окраски, неуправляемость сильными и внезапно наступающими аффективными реакциями. Рассказы были насыщены упоминаниями о ссорах и насилиях. Разрешение конфликтов в сюжетах ТАТ шло по пути необдуманных и неконтролируемых агрессивных действий. Самооценка, а также продуктивность в работе были крайне непостоянными и полностью зависели от аффективного состояния в данный момент, отношения к эксперименту и экспериментатору.
В неврологическом статусе, помимо резидуалъных органических знаков, выступали явления резкой вегетативной дистонии, в физическом облике – частота ускоренного полового созревания с чрезмерным развитием вторичных половых признаков, оволосения, у девочек - ожирением.
В анамнезе подростков этой подгруппы можно было бы по аналогии с предыдущими ожидать характерологических свойств, адекватных типу декомпенсации. Однако большинство из них ранее обнаруживало лишь негрубые черты психомоторной возбудимости, легкой церебрастении. Не было и большой частоты экзогенных вредностей. Олигофрения наблюдалась у 7 родителей, 6 сибсов. Неблагоприятные условия воспитания, асоциальная обстановка - лишь в 7 семьях.
По мнению близких и педагогов имелся резкий контраст между поведением ребенка до подросткового возраста и в периоде полового созревания. Это позволяет предположить патогенетическую связь аффективной возбудимости с дисгармоническим и бурно протекающим половым метаморфозом.
в/ Преобладание патологии влечений наблюдалось у 47 подростков /18 девушек, 29 мальчиков/. В отличие от подростков с явлениями психической неустойчивости, у которых расторможение влечения провоцировалось внушаемостью, ситуациями имитации, у этих подростков повышенные влечения имели характер неодолимости и поэтому определяли весь образ жизни, а нередко препятствовали и самому пребыванию в школе.
Характер и иерархия этих патологических влечений обнаруживали определенный половой диморфоз.
У мальчиков преобладала тяга к бродяжничеству, воровству, алкоголизации. Стремление к бродяжничеству часто возникало на высоте дисфории. Употребление алкоголя нередко вызывало патологический характер опьянения с недифференцированной агрессией, элементами нарушения сознания. Агрессия в состоянии опьянения была и наиболее частой причиной стационирования. Иногда агрессивность сама имела характер патологического влечения – как первичная тяга к жестокости, насилию с элементами садистичности. Повышение сексуальности наблюдалось у 17 мальчиков.
У девушек повышенная сексуальность занимала ведущее место в патологии влечений. II из них с 12-I3 лет жили беспорядочной половой жизнью, 3 перенесли венерические заболевания, 4 делали аборты. Некоторые расценивали это влечение как чуждое, болезненное. Большинство же, наоборот, подчинили ему все интересы и образ жизни. Многие примыкали к асоциальным компаниям, где привыкали к употреблению алкоголя, иногда наркотиков. У 4 отмечалась склонность к вымыслам сексуального содержания: у двух оговоры в изнасиловании, у двух – самооговоры в беременности. Бродяжничество сопровождалось беспорядочными половыми связями. В поведении, связанном с патологией влечений, отражалась интеллектуальная недостаточность. Украденные дорогие вещи они обменивали на сладости; не учитывая ситуации, легко попадались в кражах, во время побегов уезжали с малознакомыми лицами в далекие города. Повышенная сексуальность и склонность к бродяжничеству у девушек были основной причиной стационирования.
Психологический эксперимент обнаружил у подростков этой подгруппы более выраженную интеллектуальную недостаточность: дебильность легкой степени наблюдалась у 4 из них, умеренной – у 32 и выраженной – у II.
Типичной была направленная вовне агрессия, проявления которой характеризовались высокой активностью. Выявились не только недостаточность контроля за своим поведением /как у подростков с повышенной аффективной возбудимостью/, но и отсутствие самой установки на такой контроль. Эксперимент не обнаружил представлений о значимости профессионального статуса, профессиональном облике родителей, дифференцированных суждений об одобряемом или порицаемой поведении. Не выявилось сколько-нибудь устойчивых эмоциональных связей в сфере родственных и даже сексуальных отношений, отсутствовала система ценностей /помимо витальных, иногда - материальных/.
В соматоневрологическом облике подростков этой подгруппы, так же как и предыдущей, доминировали явления дисгармонически и ускоренного протекающего полового созревания с выраженными признаками эндокринно-вегетативной дисфункции. Имелись разрозненные органические знаки, врожденные дисплазии телосложения.
В анамнезе психопатоподобные черты констатировались и до подросткового возраста, хотя тяжесть их была гораздо менее выражена: у мальчиков - аффективная неуравновешенность, элементы агрессии, онанизм, у девочек - истериформные проявления.
Частота экзогенных вредностей, наличие головных болей, церебрастении, длительного энуреза, подтверждали осложненный характер олигофрении, которые можно было бы объяснить декомпенсацию в подростковом возрасте. Однако в данной подгруппе обращало па себя внимание и тяжелое накопление социального неблагополучия, соответствующего характеру нарушений поведения у подростков. Сюда относится хронический алкоголизм у 52 родителей /в том числе матерей/, отбывание 10 родителями и 6 сибсами тюремного заключения /чаще в свози с хулиганством, крахами/, лишение родительских прав вследствие аморального образа жизни в 8 случаях, безнадзорность 22 подростков.
Олигофрения была диагностирована у 8 родителей. Другие 9 матерей и 2-ое отцов также производили впечатление умственно неполноценных. Структура интеллектуального дефекта, указания на трудности в обучении позволили у 7 из них предположить наличие олигофрении.
Терапия и психолого-педагогическая коррекция описанных психопатоподобных расстройств представляет значительно большие сложности, чем невротических. Аффективная возбудимость и расторможенность влечений требовали применения нейролептических препаратов. Для купирования повышенной сексуальности нами было проведено экспериментальное /по заданию Госфармакокомитета СССР/ лечение 23 подростков-олигофренов антигормональным препаратом ципротерон-ацетатом. Лечение проводилось в течение до 2-х дет: сначала до 100 мг препарата в сутки с постепенным переходом на поддерживающую терапию по 25 мг ежедневно. Препарат доказал высокую эффективность. Падение сексуальности сопровождалось уменьшением аффективной возбудимости и двигательной расторможенности. Улучшение состояния отражалось и в динамике ЭЭГ. Если нарушения поведения не были закреплены антисоциальным окружением, подростки большей частью возвращались к учебе.
Выявленные клинико-психологические особенности подростков с психопатоподобным поведением позволили предложить некоторые рекомендации для психолого-педагогической коррекции.
Для подростков с явлениями эмоционально-волевой неустойчивости вследствие их выраженной личностной незрелости наиболее эффективным оказывается прямая тренировка навыков поведения, формирующая способность затормаживать избыточные двигательные и эмоциональные импульсы. Из-за повышенной внушаемости этих подростков, необходимо активное /хотя и неявное/ вмешательство в выборе сверстника-лидера. Для борьбы с повышенной отвлекаемостью во время занятий важно максимальное ограничение дополнительных раздражителей. Поэтому в классе целесообразно посадить такого подростка отдельно. Вследствие быстрой пресыщаемости, как учебные задания, так и общественные поручения на первых порах должны отличаться кратковременностью. Так как основным стимулом деятельности таких подростков является близкая эмоция удовольствия, успешность выполнения любого задания сначала следует поощрять публично. Постепенно это удовольствие от поощрения должно замещаться удовольствием от самой трудовой и учебной деятельности.
При коррекции поведения подростков с аффективной возбудимостью целесообразно использовать ряд имеющихся у них интересов. Так у девушек с ускоренным половым созреванием часто имеется склонность к вопросам быта, раннее проявление материнского инстинкта. Поэтому целесообразны усиление роли девушек в семье /помощь по хозяйству, уход за малышами/, опека учеников младших классов. Желательно расширение преподавания домоводства. Для мальчиков более адекватно увеличение физической нагрузки дома и в школе. Эффективно максимальное привлечение к спорту, переключающему аффективную возбудимость и напряженность влечений в физиологическое русло.
Подросткам, ощущающим чуждость своих аффективных разрядов, полезно усвоение приемов, направленных на тренировку выдержки, выработку элементов самоуправления. Следует поощрять подростка, если он сам справился с аффективной вспышкой, и, наоборот, недопустимо публичное порицание тяжелых аффективных разрядов.
При массивности влечений, а также вовлечении подростка в асоциальную среду медикаментозное и педагогическое воздействие в условиях школы неэффективно. Целесообразно стационирование. При неблагоприятных средовых условиях необходим перевод в школу интернатного типа.Для подростков всех описанных групп важен своевременный перевод во вспомогательную школу, предупреждающий наслоение психогенных реакций, связанных с несостоятельностью в учебе.
Для решения задач, касающихся генеза описанных нарушении поведения у подростков-олигофренов, была исследована контрольная группа – 40 подростков /20 девушек и 20 мальчиков/, учащихся вспомогательной школы, не обнаруживших в этом возрасте каких-либо отклонений в поведении. Исследование проводилось по тем же параметрам, что и у подростков основных групп.
Клинико-психологическое изучение обнаружило у 32 подростков этой группы легкие черты вегетативной и аффективной лабильности, интерес к противоположному полу, фиксации внимания на своей внешности. Однако интенсивность этих проявлений не выходила за рамки подростковых возрастных особенностей. Данные статуса и анамнеза позволили диагностировать не осложненную форму олигофрении. У 17 подростков имелась легкая степень олигофрении, у 19 - умеренная, у 4 - выраженная. Сроки и темп полового созревания были оптимальными. На ЭЭГ некоторые признаки активации мезодиэнцефальных структур, конфигурация, пиковая латентность и амплитуда зрительных ВП не отличалась от показателей, свойственных здоровым подросткам этого возраста.
У 8 подростков контрольной группы половое созревание было несколько задержано, 4 из них обнаруживали легкие черты невротичности и астении, 4 - признаки эмоциональной неустойчивости, также не достигающие степени патологии. На ЭЭГ отмечались замедление фонового ритма, большая представленность тета-ритма, снижение порога судорожной готовности.
В анамнезе подростков контрольной группы выраженных эндогенных церебральных вредностей почти не встречалось. В 37 семьях практически не имелось и грубых дефектов воспитания. 12 отцов, злоупотреблявших алкоголем, с семьей не жили. Матери уделяли детям достаточно внимания, имели контакт со школой.
Таким образом, у подростков контрольной группы отсутствовали /либо были минимальными./ такие факторы, как осложненность олигофрении, нарушения темпа и сроков полового созревания, выраженная отягощенность неблагоприятными средовыми условиями.
ВЫВОДЫ.
1. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией, имеют различную клинико-психологическую структуру:
а/ при декомпенсации по невротическому типу /в связи с переживанием своей интеллектуальной неполноценности/ наблюдаются высокий, уровень тревожности, страх контактов, резкая заниженность самооценки, депрессивный фон настроения;
б/ при декомпенсации по психопато-подобному типу могут доминировать:
 – эмоционально-волевая неустойчивость с выраженной личностной незрелостью, повышенной подражательностью и внушаемостью в отношении асоциальных форм поведения, отсутствием целенаправленности и стойкости интересов, малой интенсивностью и кратковременностью эмоциональных реакций;
– аффективная возбудимость со склонностью к агрессивным разрядам, невозможности управления эмоциями и их недостаточной дифференцированностью;
– патология влечений, носящих неодолимый характер, с высоким уровнем агрессии, отсутствием установки на контроль за своим поведением, низким уровнем социализации.
2. Типы нарушений поведения обнаруживают связь с характером отклонений сроков и темпа полового созревания: тенденцией к его задержке при невротическом типе декомпенсации, явной задержкой при эмоционально-волевой неустойчивости; патологическом ускорения при аффективной возбудимости и расторможенности влечений. Роль недостаточности подкорковых отделов мозга в патогенезе отдельных вариантов соматопсихической декомпенсации подтверждается данными электроэнцефалографии.
3. Типы нарушения поведения большей частью обнаруживают связь и с вариантом осложненности олигофрении: невротической структурой личности при невротическом типе декомпенсации; осложненностью органическим инфантилизмом при декомпенсации по типу эмоционально-волевой неустойчивости; осложненностью психопатоподобным синдромом при декомпенсации с преобладанием патологии влечений.
4. При декомпенсации поведения по типу эмоционально-волевой неустойчивости и патологии влечений большое значение имеют неблагоприятные средовые условия, стимулирующие имитацию анти социальных форм поведения, способствующие усиление патологии влечений.
5.Лечение и психолого-педагогическая коррекция дифференцируются в зависимости от клинико-психологического типа нарушений поведения.
Литература:
1. Состояние психической декомпенсации у подростков, страдающих олигофренией. Статья в ж. "Дефектология", 1975, №6 /совместно с К.С. Лебединской, Э.Я. Альбрехт/.
2. Психические нарушения при олигофрении в подростковой возрасте. Тезисы в кн.: Седьмая научная конференция по дефектологии. М., 1975 /совместно с С.В. Немировской, Э.Я. Альбрехт/.
3. Невротический тип пубертатного криза при олигофрении. Тезисы в кн.: IV симпозиум датских психиатров социалистических стран. М., 1975 /совместно с К.С. Лебединской, Э.Я. Альбрехт/.
4. Типы эмоционально-волевых расстройств у подростков-олигофренов. Тезисы в кн.: Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
5. Применение ципротерон-ацетата при лечении повышенной сексуальности у подростков, страдающих олигофренией. Статья в ж. "Дефектология", 1977, № 3.















15