План-конспект урока по русскому языку, посвящённый Владимиру Ивановичу Далю
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в с. Иловай – Рождественское
Первомайского района Тамбовской области
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Владимир Иванович Даль –
лексикограф и этнограф».
(8-р класс)
подготовил и провел:
учитель русского языка и литературы
Антипов Н.А.
Тема урока:
«Владимир Иванович Даль – лексикограф и этнограф».
Цель урока: систематизация знаний о составителе «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.
Задачи:
Образовательные: представить учащимся имя Владимира Ивановича Даля, изучить сведения из жизни ученого, узнать, что представляет собой «Толковый словарь живого великорусского языка», востребован ли словарь в наше время.
Развивающие: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, совершенствовать навыки работы со словарём, совершенствовать устную и письменную речь, способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию.
Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому наследию русского языка, гордости за него, потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: здоровьесберегающая, компетентностно – ориентированный подход.
Оборудование: презентация жизни и творчества В.И. Даля, “Толковый словарь живого великорусского языка”, пословицы и поговорки, лист мудрости.
Ход урока:
В слове проявляется исключительная способность
человека выражать гласно мысли и чувства свои,
дар говорить, сообщать разумно…
(В.И. Даль)
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
Вступительное слово учителя:
Человеку под силу многое, или, может быть, 200 лет назад люди были другими… Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное – собирателем «Толкового словаря Живого великорусского языка».
III. Объявление темы и совместное целеполагание.
Беседа с учащимися:
- Прочитайте тему урока и скажите, какую особенность языка мы рассмотрим.
- Прочитайте эпиграфы и подумайте, почему мы сегодня обращаемся к этой теме.
IV. Даль – человек энциклопедических знаний.
Краткие сообщения, презентация:
Даль – морской офицер.
Даль - талантливый врач.
Даль – инженер.
Даль – ученый.
Даль – языковед.
Даль – литератор.
V. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля – главный труд его жизни.
Слово учителя о словаре: Работа по составлению «Толкового словаря» долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опят горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.
Год 1832, осень. Даль взял книгу своих «Русских сказок» и отправился к Пушкину. Пушкин сразу показался Далю очень русским – не африканцем. Может быть, оттого что Даль привык не только рассматривать людей, но и слушать, а у Пушкина был великолепный московский говор.
Перелистывая «Пяток первый» (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…» Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.
Начало работы над словарем. Инсценировка “Разговор Даля с Пушкиным”.
Лубочные картинки и словарь.
Характеристика словаря.
Расположение слов в словаре.
Приемы толкования слов в словаре .VI. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля как энциклопедия русской жизни.
Выяснение различий между пословицами и поговорками.
Обращения к тезаурусу фразеологизм.
Языковая игра” Словарное золото’’:
Закончи пословицу:
Не гордись званьем… (А гордись знаньем)
Каково пряха… (такова и рубаха)
Душа душу знает… (сердцу подает)
Была бы капна… (а ворона сядет)
Не бойся врага умного… (бойся друга глупого)
Начни пословицу:
… того и другому не чини (Чего сам не любишь)
… как лошадь (Работать)
… а рукам воли не давай (Языком мели)
… а жена в Тверь (Муж в дверь).
Дале в словарь - прекрасное собрание не только лексического ,но и этнографического материала. В словарных статьях содержатся сведения о жизни народа: о жилище, способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, семейном укладе.
Чтение словарной статьи’ ’Изба’’.
VII. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля в истории русской орфографии.
Основные положения орфографической теории Даля.
Учащиеся выполняют упражнения на правописание приставок, удвоенных согласных.
VIII Погружение в слово .Постижение смысла высказывания невозможно без погружения в слово . Созерцая малое , можно увидеть вечное .
Чтение словарной статьи созерцать
- Какие слова , включенные в словарную статью, помогают понять смысл этого слова?
Задание:
- Насколько вы чувствуете слово:
1. Выползина. (История этого слова)
2. Быторить3. Бахорить4. Лебезить
5. Тетенькать6.Авоська
7. БаитьЛексическое значение слова- это не только понятие, зафиксированное в словаре, это еще эмоция, экспрессия, национально – культурная специфика. Докажем это.
На примере слова, правда, составим смысловые поля концепта.
Концепт-это слова со всеми его лексическими значениями и культурными смыслами, которые существуют или могут возникать в ментальном сознании. Ментальность-это коллективное представление людей о мире , их мировосприятие.(ментальность русского человека ярко показана в словаре В.И. Даля.)
Смысловые поля концепта «правда»
Лексические значения По В.И.ДалюЭтимология слова Синонимы Антонимы Фразеологизмы Смысловые отношения с другими словами Учащиеся в процессе общения заполняют эти поля.
Талантливый писатель, Даль к словарной статье подошел как художник. Это художественные миниатюры.
Объясняя смысл слова, В.И. Даль использует также загадки.
Загадки из словаря Даля:
Два быка бодаются, вместе не сойдутся.
Черно, как жук, бело, как снег, повертка в лес, тараторит, как бес.
Бурко бежит, а оглоболи стоят.
Чего в избе не видно?
Полно подполье гусей-лебедей.
Афанасий лычком подпоясан.
Поле белое, семя черное, а кто сеет, тот разумеет.
Рога в хлеву, а хвост в руках.
Без рук, без ног, а в ворота отворяет.
Кто стучится без рук ?Горит столб, а уголья нет.
Новая посудина, а вся в дырах.
Учащиеся дают ответIX Работа с текстом:
Учащиеся получают текст. Задание: расставить знаки препинания.
Хочется вспомнить слова замечательного знатока русского языка В.И. Даля С языком шутить нельзя словесная речь человека это видимая связь звено между душой и телом духом и плотью. Задуматься над этим высказыванием полезно каждому из нас.
- Объясните знаки препинания.
- Определите главную мысль текста.
- Какой вывод мы должны сделать? Какие проблемы затрагивает В. Даль?
На помощь придет другой текст:
Лишь та речь может называться культурной, у которого богатый словарь и множество разнообразных интонаций. Этой культурности никакими походами за чистоту языка не добьешься.
Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качества своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили “выбора” или “ндравится”. Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых состоит его речь. У пошлого человека и речь будет пошлой. (К. Чуковский)
- Какова основная идея этого текста?
- Назовите ключевые слова.
- Допишите предложения. У вас получится сжатое изложение:
Лишь та речь может называться культурной, (какая?) _______________________________________________________________________________________________
Культура речи неотделима (от чего?) _________________________________________________________________________________________________________. Чтобы повысить качество своего языка, нужно (что сделать?)__________________________________________________________________________________________________. Можно писать и говорить без ошибок, но (какой словарный запас может быть у такого человека?)_____________________________________________________________________________________________. У пошлого человека и (что будет пошлой?)______________________________________________________________________________________________.
.
X Рефлексия.
Сегодня вы встретились с личностью В.И. Даля и его “Толковым словарем живого великорусского языка”.
Толковый словарь Даля состоит из четырех томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.
Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал. Но где бы ни был Даль, чем бы он не занимался, он прислушивался к речи людей: крестьян, ремесленников, солдат.
Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу «Толковый словарь Живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который любил слова
- С чем вы уйдете с урока?
- Что вам особенно запомнилось?
-Как вы заполнили листок мудрости? Дается оценка деятельности учащихся.
Литература:
Порудоминский В.И.Даль. М., Молодая гвардия, 1971. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 17)Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2004.
Урок-игра «Что мы знаем о Дале», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч. года.
«Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря Живого великорусского языка» Л.А. Климчик.