Конспект урока по развитию речи .Изложение повествовательного характера. (8 класс)

Тема: Р.р. Изложение повествовательного характера.
Цель урока: Учить передавать содержание текста по вопросам и опорным словам.
Задачи урока:
1) учить анализировать текст.
2) способствовать развитию орфографической зоркости через написание изложения повествовательного характера.
3) воспитывать смелость, готовность прийти на помощь попавшему в беду человеку.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Предварительная беседа.
- Какого человека называют отважным? (Смелый, человек, который ничего не боится).
- Как вы понимаете выражение ,,смелый поступок”? (Поступок, для совершения которого нужна смелость).
- Придумайте слова, близкие по значению слову ,,смелый”. (Отважный, бесстрашный, храбрый).
- Какой поступок можно назвать смелым? (Спасение людей на пожаре, на воде).
- Кто-нибудь из вас совершал смелый поступок?
3. Сообщение темы, задач урока.
4. Чтение текста изложения учителем.
Отважный поступок.
Трехлетний Алмаз играет на улице села. Он залезает на крышку колодца и прыгает с нее. Внезапно крышка переворачивается, и мальчик падает в воду.
Его крик слышит молодой пастух Марат Ахметов. Он подбегает к колодцу и заглядывает туда. Ребенок барахтается в темной воде. Виктор быстро спускается вниз, крепко хватает мальчика и начинает его поднимать по скользким стенкам. Три раза он падает в воду, но держит Алмаза в руках. Юноша рискует своей жизнью, но думает о беспомощном малыше.
С трудом Марат с мальчиком выбирается из колодца. Родители Алмаза горячо благодарят юношу за спасение их сына.
Словарная работа: внезапно, барахтается, беспомощный, горячо благодарят.
5.Беседа по содержанию текста.
(Имена и фамилии малыша и юноши записаны на доске).
- Какая беда неожиданно происходит с трехлетним Алмазом на улице села?
- Кто слышит крик малыша?
- Что делает Марат Ахметов, чтобы спасти мальчика?
- Почему так трудно выбраться из колодца?
- Удается ли Марату спасти ребенка?
- Каким можно назвать поступок Марата Ахметова?
6. Коллективное работа над планом изложения.
Учитель читает текст изложения по частям, анализируется содержание каждой части, выделяется главное, заголовки частей плана перепутаны. Нужно правильно их поставить.
Примерный план.
1). Благодарность родителей.
2). Трудное спасение мальчика.
3). Неожиданная беда.
7. Чтение текста изложения учащимися.
8. Устное изложение текста обучающимися по плану.
9. Орфографическая подготовка:

1. На улице, на крышку колодца, внезапно, стремительно.
2. Молодой пастух, подбежал, заглянул, ребенок, барахтался, вниз, начал, поднимать, по скользким, рисковал.
3. Благодарили.
Физкультминутка.
10.Чтение текста учителем.
11. Письменное изложение.
Задание для обучающихся 3 тг: составь и запиши предложения по опорным словосочетаниям.
Трехлетний Алмаз играл
Его крик услышал .Он подбежал к колодцу.. ..барахтался в тёмной воде. ..спустился вниз, схватил мальчика, начал трудный подъем по скользским ..,
С трудом выбирался. горячо благодарили за спасение их сына.

Задание для обучающихся 4 тг : вставь пропущенные слова
Маленький Алмаз (что делал?) на улице села. Неожиданно крышка перевернулась и мальчик (что сделал?) в (какую?) воду.
На крик (что сделал?) (какой он?) Марат Ахметов. Он (что сделал?) в колодец и мальчика.
Родители (что делали?) Виктора за спасение их сына.
Слова для справок: играл, спустился, упал, тёмную, прибежал, , схватил, горячо благодарили, молодой пастух.
12 .Итог урока.
Зачитываются и анализируются несколько работ обучающихся.



15