Выступление на тему Построение модели индивидуальной и дифференцированной работы с одарёнными обучающимися
Построение модели индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися, имеющими высокую мотивацию к изучению отдельных предметов.
Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребёнка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществить их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
Начиная с первых дней обучения в школе, мы выращиваем книжкино дерево. У каждого ребёнка своя веточка с прикреплённой фотографией. За самостоятельно прочитанное произведение ученик получает листик, который он крепит к своей веточке. Проходит совсем немного времени, и дерево начинает «зеленеть». Сразу выявляются дети, которым нравится читать и которые более настойчивые.
Во втором классе каждому ученику вручаю Удостоверение книгочея, в котором ежемесячно отражается количество прочитанных страниц. Подводим итоги этого конкурса за каждый месяц, за каждый учебный год и за каждые летние каникулы. Здесь, конечно, результат зависит от контроля родителей.
Чтобы приучить внимательному чтению литературных произведений, я с первого класса провожу игру «Поле чудес» в несколько туров. Сначала вопросы к игре составляю я. Стараюсь, чтобы они отражали незначительные факты, события. Вот, например, вопросы для супер-игры по сказочной повести Киплинга «Маугли»:
Что нужно было для новой кожи Каа? (Вода)
Какое время года зовётся Временем Новых речей? (Весна)
Как называется лёгкий весенний дождик? (Слоновый)
Самый вспыльчивый зверь в Джунглях? (Буйвол)
Затем в эту работу включаются уже и дети. Ребята, имеющие высокую мотивацию, стараются первыми прочитать выбранное произведение и составить по тексту подобные вопросы. А тем, кто, испытывает затруднения, я поручаю составить вопросы к отдельным частям произведения.
За участие в этих играх ребята получают самые разнообразные сертификаты, к разработке которых привлекаются дети, имеющие художественные способности.
Чтобы воспитать чувство слова, я предлагаю такие задания: из представленного авторского текста убираю все имена прилагательные, а ребятам предлагаю подобрать подходящие по смыслу. Выполнив это задание, дети сравнивают свой вариант с авторским. Как же бывают рады те, которым удалось подобрать слова такие же или похожие. Позже я даю задания на подбор пропущенных глаголов в текстах-описаниях. Обязательно при проверке обращаю внимание на авторскую принадлежность. Сначала совсем небольшая группа детей хорошо справлялась с этим заданием. Затем я давала эти задания для выполнения в парах, где успешные ученики показывают образец выполнения.
Привлекаю ребят к составлению сценариев проводимых мероприятий. До сих пор храню и перечитываю описание кресла для кошки, сделанного Бирюковой Александрой, выпускницей этого года, когда мы готовили инсценировку сказки «Кошкин дом». «Подлокотники кресла были обшиты красным бархатом, внизу свисала золотистая бахрома, чуть прикрывая резные ножки». Творческая группа готовила тогда декорации по этим описаниям, конечно же, не в полном соответствии с этим описанием. Каждый получал задания в соответствии с его индивидуальными особенностями и чувствовал себя успешным. Они до сих пор, встречая меня, спрашивают: «К какому мероприятию сценарий приготовить, когда у Вас будет День именинника?».
Благодаря сотрудничеству с областной детской библиотекой, ребята встретились не только с курскими писателями и поэтами, но и с мурманской писательницей Надеждой Добычиной, архангельским детским писателем и сказочником Чиркиным Вячеславом Павловичем, который передал нам изданные свои детские книги. Идя к нам на встречу, Вячеслав Павлович сочинил «Лесную сказку». «Загадочен наш зимний лес! Невольно разных ждёшь чудес. Вдруг белый зайчик пробежит. Трудяга-дятел застучит. Курлыкнет ворон в вышине. Проскачет белка по сосне. Бродяга-лось кусты раздвинет и, застеснявшись, сразу сгинет» - всего 32 живых существа. Мы должны были продолжить. Те дети, которые любят сочинять, писали продолжение в стихотворной форме, кто-то сочинил в прозе, ребята, которые любят рисовать, иллюстрировали его сказки.
С первого класса мы начинаем проводить научные конференции. Ребёнок сам определяет и представляет интересующую его тему. Конечно, на эти конференции приглашаем родителей, которые волнуются больше, чем ребёнок. Я получаю информацию, чем увлекается и интересуется ученик. Ребёнок получает первый опыт выступления перед большой аудиторией.
Все дети талантливы, но у каждого свой час наиболее яркого индивидуального проявления. Нужно просто создать условия для развития индивидуальности, убедить ребёнка в его способностях, помочь открыть огромный мир творчества.
Для категории детей, имеющих высокую мотивацию, основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.
Занятия внеурочной деятельностью сейчас дают возможность заниматься дополнительно с ребятами, которые имеют высокую мотивацию к изучению математики. На таких занятиях мы составляем задачи с занимательным сказочным сюжетом, решаем нестандартные задачи. Четыре года назад у меня в классе был Калинин Алёша, сейчас он ученик 8 Д класса, Он любил находить новый способ решения задачи. Часто было так: решили задачу двумя способами – думаешь, хорошо. Тут робко поднимается рука Алёши – новый способ готов. Хорошо, что не урок. Ведь порой эти его способы были далеко не совсем рациональные.
Каждый год мы проводим олимпиады сначала внутри класса, затем по параллелям олимпиады по математике и русскому языку. В четвёртом классе дети участвуют в городском этапе и областном. С ребятами, имеющими высокую мотивацию по этим предметам, работу провожу с начала учебного года. Для начальной школы олимпиады по математике и русскому языку проводятся в один день, поэтому ребёнок может участвовать только в одной из них. В этом году выпускниками школы были мои дети. Когда они учились в четвёртом классе, то в городской олимпиаде по русскому языку Бирюкова Александра заняла первое место. Мальцева Дарья, добросовестно готовилась к олимпиаде по математике, подробно расписывала решение задач, исписала не одну тетрадь. Выступила она неплохо, но призовое место не заняла. Прошло два года, и она становится победительницей городской олимпиады по литературе, к которой она проявляла больший интерес. Хочется сказать «спасибо» учителям среднего звена и старших классов за продолжение работы с этими ребятами.
А как ждут ребята самостоятельного проведения уроков, в четвёртом классе я разрешала проводить отдельные этапы урока. В роли учителя пробуют себя все. Хотя находятся ребята, которым в конце года я разрешаю полностью провести урок. Насколько чётко проходили уроки русского языка, проводимые Мартыненко Настей, и эмоциональные уроки литературного чтения Даши Мальцевой.
Конечно, очень много детей, которые имеют высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, актёрские способности. Они украшают все праздники, готовят декорации. Вот шапочки к танцу, придуманные и выполненные Викой Багликовой. Вот необыкновенные снежинки Сергеевой Даши. А ведь всё начиналось с мастер-классов по квилингу, когда они учились ещё в третьем классе. Эти ребята организовывали выполнение коллективных работ для тех, которые не обладали художественными способностями. «Букет» (1 класс) «Моя деревня»(3 класс).
А сколько произведений мы проиллюстрировали. Одну книгу мы подарили дочери писателя Константина Дмитриевича Воробьёва – Наталье Константиновне, вторую книгу в прошлом году подарили Литературному музею, проиллюстрировав стихи курских поэтов.
Эти ребята помогали мне готовить встречу первоклассников. Вот этот паровозик полностью выполнили они, закончив четвёртый класс.
Как хорошо, когда в классе есть ребята, обладающие зрительно-моторной координацией, любящие движение, прекрасно владеющие телом. Яна Мисюра осваивает новый жанр – цирковой каучук. Яркий номер, гибкость тела, а на уроках ритмической гимнастики (хореографии) существуют проблемы, она не чувствует музыку.
Все проводимые мероприятия приобретают неповторимость и красоту, когда в классе много танцующих детей.
На одном из первых родительских собраний я всегда говорю родителям, что не надо переживать и расстраиваться, если ребенок не наделен таким же талантом, как выдающиеся гении. Нужно трудиться, и тогда удастся достичь больших высот. В каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал, и во многом от родителей и педагогов зависит, каким станет ребенок, насколько разовьются его способности и талант.