Проектно-исследовательская работа лицеистов «Мировоззренческий и превентивный потенциал правового воспитания при формировании правомерного поведения молодежи посредством реализации волонтерского движения».
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
многопрофильный лицей №20
Областной открытый правовой турнир для школьников и молодёжи «Ювеналия»
В рамках образовательной программы
«Наука. Человечество. Прогресс»
Номинация «Формирование правосознания и правовой культуры»
Тема исследовательской работы «Мировоззренческий и превентивный потенциал правового воспитания при формировании правомерного поведения молодежи посредством реализации волонтерского движения».
Авторская группа:
Соколова Виктория,
Захарова Анастасия,
Солнцева Влада,
Алексеев Артем,
Разумов Сергей
ученики 10 -х классовНаучный руководитель: Алексеева
Ольга Дмитриевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Ульяновск, 2016
1. Цели и задачи.
Главным признаком любого правового государства является обязательное условие формирования высокого уровня правовой культуры населения, в частности молодёжи, а также профессиональной культуры в разных родах деятельности.
Однако зачастую в современно развивающемся мире люди не осведомлены о своих правах и обязанностях.
Таким образом, для повышения правовой и политической культуры необходимо использовать все имеющиеся средства:
- повышение общей правовой культуры молодёжи через СМИ, художественную литературу, кинематограф, и.т.д.
- введение обязательных факультативных или элективных курсов по праву, наличие в школе юридических кружков;
- массовое просвещение, личный пример взрослых, т.е. семьи.
Государство должно заниматься политическим воспитанием своего молодого населения. Как говорится, молодежь - это будущее страны. В современной действительности правительство должно позаботиться о том, чтобы будущее страны было прекрасным…Наш девиз:
- Мы верим в справедливость на планете!
- Мы хотим жить в правовом государстве!
- Мы хотим процветания России!
- Мы – это светлое будущее России, и нам его строить!
Мы поставили перед собой задачу выяснить причины низкого уровня правовой культуры молодежи и поиск возможностей решения данной проблемы.
2. Анализ литературы по теме:
Каждый из нас имеет правосознание, совершенно независимо, знает об этом или нет, заботится о нем, укрепляет его или нет. Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным одичавшим правосознанием. Этот духовный орган необходим человеку, он участвует так или иначе во всей его жизни даже тогда когда человек совершает преступление, предает Родину; ибо слабое, уродливое, рабское, продажное правосознание остается правосознанием, хотя его духовное строение оказывается неверным, а его мотивы ложными.
Словом человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком ставит вопрос о праве и не праве, о моем праве и твоем праве. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение.
К сказанному выше необходимо добавить, что в каждый конкретно-исторический момент культура определенной социальной среды накладывает глубокий отпечаток на состояние правосознания населения. И молодежь, являясь составной частью общества, испытывает на себе все негативные составляющие кризисных процессов в стране.
. Господствующие в обществе нравственные установки, нормы, ведущий психологический настрой общества, будучи зависимым, от экономических и политических факторов, в настоящее время, во многом определяет направленность и темпы формирования правосознания населения.
Если молодой человек склонен сомневаться в таких социальных ценностях как Родина, патриотизм, гражданский долг или просто отвергает все эти основы жизни, то о правосознании, его сущности и жизненной необходимости он вряд ли и вспоминает.
Самое большее, о чем помышляет такой человек, - это о своих личных правах и привилегиях, а именно как бы их закрепить за собою и расширить в свою пользу, но о том, что действующее в стране право не может жить и применяться вне обыденного правосознания, не может поддерживать и оберегать ни семью, ни Родину, ни порядок, ни государство, об этом современный человек чаще всего не задумывается.
Это ведет к двум последствиям: с одной стороны, действующее в стране право не может совершенствоваться в своем содержании и начинает отвергаться как ничего не значащее; с другой стороны, происходит медленный подрыв и постепенное ослабление его организующей силы.
Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие, все стало условным и относительным, водворились беспринципность и социальное безразличие, надвигается эпоха духовного нигилизма и публичной продажности, характеризующееся следующими чертами:
Отрицание духовной личности, духовной культуры, веры, семьи, Родины как самостоятельных ценностей.
Сведение человеческой жизни к материальному благополучию.
Неверие в силу личной свободы.
Современная молодежь, олицетворяя, большой политический и научный потенциал, является объектом глубокого изучения по всем направлениям. Изучение проблем молодежи может помочь вскрыть тенденции и направленность развития молодежи и различных групп и слоев общества в частности, поскольку там аккумулируются многообразные процессы, характерные для всего общества.
Нынешняя молодежь становятся свидетелями многих изменений в политической, правовой, социальной и экономических сферах, но как наиболее активная часть общества - это реальная сила, способная оказывать воздействие и направлять эти изменения. Поэтому проведение научных исследований и совершенствование знаний позволит целенаправленно использовать их высокую политическую, научную и социальную активность в интересах общества, а, следовательно, с большей эффективностью руководить процессом воспитания молодежи, как будущих специалистов с высоким уровнем культуры и правового самосознания.
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические заведения. Иными словами, правовое воспитание является основным компонентом идеологической функции любого государства, и в частности в России, в условиях экономического кризиса.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В приднестровском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.
Обратимся к определениям правового воспитания, данных отдельными авторами. Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: "правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности".
"Отсюда" - продолжает автор, "необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон".
"Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры". Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.
Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Но, правовое воспитание может быть успешным лишь тогда, когда его цели объективно обусловлены, отражают состояние общества, тенденции и закономерности его экономического, социального, политического и духовного развития.
В формировании целей ведущее место занимают потребности общества. Они - первопричина, движущая сила этого процесса. Для успешного его завершения необходимо четко определить не только потребности, но и возможности проведения правовоспитательной работы и достижения этого результата. Анализ возможностей конкретизирует цели. Без установления потребностей и возможностей нельзя сформулировать реальные, осуществимые цели, а не обусловленная потребностями и не обеспеченная возможностями правовоспитательная работа не может быть целенаправленной и целесообразной.
Цели правового воспитания могут быть общими для всех граждан и специальными (специфическими) для социальных общностей, групп населения, коллективов, отдельных лиц. При этом во внимание принимаются демографические, профессиональные, психологические и некоторые другие особенности, а также интересы, запросы, материальные и духовные потребности воспитуемых, их социальное и правовое положение, ценностные ориентации, стандарты поведения, уровень правового сознания, правовой воспитанности и культуры.
Общими основными целями правового воспитания граждан нашей страны, в том числе молодежи, являются: повышение уровня их правовых знаний, формирование и развитие у них правосознания, правовой воспитанности, правовой культуры, выработка таких качеств, как уважение к праву, убежденность в его необходимости и полезности, чувства законности и правового долга, непримиримость к правонарушениям, готовность, умение и привычка действовать всегда и в любой ситуации правомерно и активно, участвовать в применении норм демократического права и их совершенствовании, в охране правопорядка.
Для каждой группы воспитуемых основные общие цели конкретизируются, формируются промежуточные, ближние, частные цели, определяются наиболее существенные из них.
Правовоспитательная работа среди молодежи предусматривает, прежде всего, ознакомление с законами. При этом было бы не правильно исходить из того, что у нашей молодежи нет никаких знаний о праве.
Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это "способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания" Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.
Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в "развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции ПМР; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина".
В процессе обучения акцент делается на выработке правильного понимания принципов и норм права, умения давать адекватную реальности социально-политическую и юридическую оценку различным фактам, ситуациям и противоречиям, особенно тем, с которыми воспитуемые встречаются в повседневной жизни.
При этом конечно, речь не идет о том, чтобы дать всей молодежи профессиональную подготовку юриста или должностного лица, занимающегося правоприменительной практикой.
В ходе проведения мероприятий правовоспитательного характера нормы права часто иллюстрируются фактами из правовой практики. Такое изложение способствует лучшему усвоению материала.
Основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовоспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.
Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, прочную установку следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку.
В современной литературе называются и характеризуются различные средства и формы правового воспитания. Однако в работах, посвященной проблеме правового воспитания, средства его осуществления не отграничены с достаточной четкостью от форм воспитательной работы. Более того, отдельные авторы, в ряде случаев относят некоторые явления и к средствам и к формам правового воспитания.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике ее реализации.
Особое место здесь занимает проблема “правового минимума", некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин общества, независимо от его социального статуса.
Предпосылкой эффективного управления этим процессом является явное представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами. Определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации, а также правовому всеобучу.
Одним из критериев разграничения форм правового воспитания является количественный охват испытуемых. По этому основанию можно различать формы правового воспитания конкретного лица, отдельной группы, всей молодежи.
От этих форм следует отличать формы индивидуального, группового и массового воздействия. В данном случае речь идет о том, кто воздействует на воспитуемого - одно лицо, группа или широкие массы.
В каждой конкретной обстановке применение тех или иных методов правового воспитания имеет свои особенности. При проведении правовоспитательной работы необходимо учитывать, в частности, что людям, особенно молодежи, присущи в большей или меньшей степени подражание и внушение.
В правовоспитательной работе важным является положительный пример, активное участие в правовой жизни общественных организаций, коллективов, государственных органов, общества в целом.
Следовательно, выбор форм и методов зависит от конкретных целей, содержания и объема знаний, которые нужно дать молодежи, от наличия времени для работы, материальных средств, возможности воспитателей, их квалификации, особенностей воспитуемых, объективных условий, в которых проводится работа. Во всех случаях необходимо учитывать уже имеющиеся у молодежи правовые знания и убеждения, правовой опыт и навыки.
- ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
- КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство) — писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.
Обязанности – это меры общественно необходимого поведения человека. Обязанности также можно подразделить на естественные и позитивные. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убей», право собственности – обязанность «не укради»). Заметим, что пока эти обязанности не закреплены в законе, т. е. не стали позитивными, можно говорить только о моральном характере востребования их выполнения. Естественные обязанности отражаются в международных и национальных нормативных актах, касающихся прав человека. Позитивные обязанности конкретизируются и закрепляются в конституциях и действующем законодательстве государств по мере развития общества.
Обязанности имеют различную природу. Эта природа зависит от характера прав, от того, о каких именно правах идет речь: права человека, конституционные права, права в рамках каких-либо законов и т. д. Поэтому принципиально неверен распространенный подход, связывающий права и обязанности вообще. Всегда следует помнить, о каких правах мы говорим, и связывать эти права с определенными обязанностями.
Конституция РФ устанавливает обязанность каждого
- платить установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры.
В то же время в Конституции РФ есть часть позитивных обязанностей, прямо
обращенных к гражданам России. Ст. 6 предусматривает равенство обязанностей для всех граждан. В п. 3 ст. 17 фактически закреплена обязанность граждан не нарушать права и свободы других лиц; в ст. 59 – обязанность и долг граждан защищать Отечество и нести военную службу.
Ответственность.
Среди позитивных обязанностей человека особое место занимает обязанность человека, нарушившего установленные правила, дать отчет о своих противоправных действиях и претерпеть за это неблагоприятные последствия в виде лишений личного, организационного или имущественного характера. Такой вид обязанностей называется юридической ответственностью. Возложение лишений осуществляется компетентными органами в строго определенном законом порядке. Характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы (лишение свободы, выплата определенной суммы, возложение дополнительных обязанностей и др.)
Для усвоения сущности юридической ответственности важно определить принципы, на которых она базируется. К их числу относятся:
1) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли;
2) ответственность за вину;
3) законность;
4) справедливость;
5) целесообразность;
6) неотвратимость наказания.
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.
- АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;
Объективные признаки преступления.
Основным объектом посягательств при совершении преступлений, ответственность за которые установлена в ст. 150 и ст. 151 УК РФ является нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних. Лицо, не достигшее возраста 18 лет, является потерпевшим при совершении указанных преступлений. В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. В связи с этим возникает вопрос: будут ли признаваться потерпевшими те несовершеннолетние лица, которые ранее, то есть до вовлечения их в совершение преступления, предусмотренного ст. 150 УК, или в иные антиобщественные действия, предусмотренных ст. 151 УК уже совершили указанные в нормах уголовного законодательства поступки? Хотя несовершеннолетние уже и характеризовались антиобщественным поведением, вовлечение их в совершение нового преступления или иного антиобщественного поступка, о которых говорится в ст. ст. 150 и 151 УК, тем не менее посягает на нормальное развитие и воспитание, то есть на объект, на защиту которого направлены названные нормы УК РФ.
В соответствии со ст. 150 УК РФ, объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками: вовлечение в преступление сопряжены с предложениями, требованиями или даче советов. Также зачастую преступники используют физическое и/или психологическое давлением.
Даже если несовершеннолетний не совершил преступное деяние, действия взрослого должны расцениваться как покушение на вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, так как преступление считается состоявшимся уже в тот момент, когда под влиянием воздействия взрослого у несовершеннолетнего возник умысел на совершение преступления.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в конечном итоге объектом преступления становятся не просто несовершеннолетние, а их индивидуальное развитие, воспитание, здоровье и т.д.
5.2.2. Субъективные признаки преступлений.
Субъектами, то есть участниками преступлений, предусмотренных ст. ст. 150 и 151 УК РФ могут быть только физические вменяемые лица, достигшие на день их совершения 18 летнего возраста. Этим часто пользуются преступники, совершая незаконные деяния с помощью несовершеннолетних. Стоит отметить, что зачастую несовершеннолетние, не осознавая всю серьезность происходящих событий, идут на поводу у взрослых. Это свидетельствует о их неосведомленности о наказаниях, которые грозят им, в случае совершения преступления.
3.Формулировка гипотезы.
Известно, что низкий уровень правовой культуры является острой проблемой в современном мире, при этом в существующих на данный момент исследованиях не было найдено верного пути о том, каким образом можно повысить процент правовой осведомленности. В качестве гипотезы мы предлагаем следующее объяснение: случаи ущемления прав детей происходят из-за правовой безграмотности, отсутствия просвещения в этой сфере и неполноценной защиты прав и свобод граждан со стороны государства.
4. Организация и проведение исследования.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу мы решили прибегнуть к следующим методам исследования:
изучение литературы и источников;
ознакомление с теорией вопроса;
личные наблюденение;
проведение социологического опроса;
обсуждения вопроса в команде.5. Анализ и обобщение полученных данных.
Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята лицея. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.
Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?
Большинство опрашиваемых (60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.
Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).
Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?
Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в лицее, на уроках обществознания и учителей - 36% ( только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).
Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.
Есть респонденты, которые читают, наверное,
с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знаю, где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!
Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?
С помощью опрашиваемых представляем вам оригинальное определение, хотя сказать что-то вразумительное смогли всего 43% опрашиваемых:
Правовая культура человека - это поведение человека на основе знания законов и прав других. Человек, пользуясь данными ему правами не должен нарушать ничего. Это уровень воспитанности человека, когда он думает, о чем говорит и что делает. Наличие правовой культуры вызывает желание быть законопослушным, ходить на выборы и платить налоги.
Каковы ваши недостатки в правовой культуре?
58% считают, что не имеют недостатков в силу отсутствия таковой.
Также отмечали незнание законов, своих прав.
Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?
21% не считают себя свободными, или не совсем. Остальные вполне свободны.
6. Проверка гипотезы.
Итак, проведя исследования по вопросу преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних, перед нами вырисовывается четкая картина происходящего:в жизни каждого подростка происходит тот момент, когда его права ущемляются или, что еще хуже, он становится объектом преступления, но из-за незнания своих прав – он не может себя защитить. Россия – является правовым государством, однако наше государство не может защитить всех несовершеннолетних и в целом невозможно предотвратить правонарушения в полном объеме, можно лишь снизить их количество.
7. Практическая значимость исследования:
В рамках волонтерской деятельности, творческая группа учащихся лицея открывает свою просветительскую интернет страницу на лицейском сайте с целью расширения информационного пространства учащихся и родителей в вопросе соблюдения прав детей и молодежи.
Научная литература
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
4. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.
5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.
6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2..
7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.
14.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. – М.: Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с.
15.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320с.
Приложение №1
Положение
о волонтерском отряде
МАОУ многопрофильного лицея №20.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Детское объединение – отряд волонтёров – является добровольным общественным объединением, в котором объединяются обучающиеся МАОУ многопрофильного лицея №20 для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
2. Данное детское объединение является одним из компонентов системы гражданского воспитания обучающихся.
3. Деятельность объединения регламентируется следующими нормативными актами:
Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.);
Конвенцией о правах ребёнка (1989 г.);
Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»;
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Уставом МАОУ многопрофильного лицея №20.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Основные цели:
содействие естественному стремлению обучающихся к самопознанию, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов лицеистов;
приобретение подростками положительного социального опыта для личного развития в процессе группового содержательного общения.
2. Задачи:
осознание своих возможностей, способностей, интересов в целях саморазвития и самосовершенствования;
приобретение навыков интеллектуального общения со сверстниками и взрослыми;
развитие гражданских инициатив и гражданской ответственности;
содействие занятости учащихся во внеурочное время.
3. Предмет деятельности:
разработка социальных проектов;
профилактическая работа;
формирование ЗОЖ;
организация благотворительных дел;
оказание помощи ветеранам, инвалидам ВОВ, труженикам тыла в микрорайоне образовательного учреждения.
III. ПРАВА ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА
1. Распространять информацию о своей деятельности.
2. Представлять и защищать интересы обучающихся и опекаемых ими граждан в органах социальной защиты и местного самоуправления.
3. Выступать с инициативами по вопросам организации благотворительной деятельности.
IV. ЧЛЕНЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
1. Членом объединения может быть любой учащийся лицея, принимающий активное участие в деятельности отряда волонтёров.
2. Член объединения имеет право:
вносить предложения и участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности отряда волонтёров.
3. Член объединения обязан:
проявлять активность, творческий подход и ответственное отношение к порученному делу;
оказывать помощь тем людям, которые в ней нуждаются;
регулярно информировать обучающихся лицея об инициативах отряда волонтёров с целью привлечения их к благотворительной деятельности.
V. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА
Руководитель волонтёрского отряда имеет право:
предлагать волонтеру - члену волонтёрского отряда (группы) - изменить вид деятельности;
отказаться от услуг волонтера при невыполнении им своих обязательств;
требовать от волонтера отчета за проделанную работу;
поощрять труд волонтера.
VI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА ВОЛОНТЁРСКИМ ОТРЯДОМ
1. Руководитель волонтерского отряда:
организует деятельность волонтерского отряда;
обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников волонтерского отряда;
обеспечивает соблюдение мер дисциплинарного воздействия и поощрения, предусмотренных данным Положением, по отношению к членам волонтерского отряда.
2. Лидер совместно с руководителем организует деятельность волонтёрского отряда:
способствует формированию позитивного морально-психологического климата в отряде;
способствует личностному творческому росту волонтеров; развитию и максимальной реализации их общественной активности; формированию социально ориентированной внутриотрядной организационной культуры;
осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности волонтерского отряда (группы).
VII. ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
1. План работы отряда волонтёров.
2. Копилка интересных дел.
Приложение №2
План проведения учебного дня
в МАОУ многопрофильном лицее №20,
посвященного Единому дню голосования в Российской Федерации.
Программа радиопередачи: «Выборы в Молодежную думу
г. Ульяновска»
Дорогие учителя и учащиеся лицея! Сегодня на повестке дня - выборы в молодёжную думу Ульяновска. Доводим до вашего сведения: на следующей неделе стартует выдвижение кандидатов в думу. Молодежная избирательная комиссия Ульяновска начнет прием документов от желающих баллотироваться в состав молодежной думы областного центра. Вы заинтересованы в участии в жизни вашего города? Вы активный лидер общественного мнения? Вы хотите получить шанс ознакомиться с работой органа местного самоуправления? Вам от 16 до 23 лет? Тогда слушайте внимательно!
Молодёжная Дума является коллегиальным совещательным консультативным органом при Ульяновской Городской Думе, который создан в целях оказания содействия Ульяновской Городской Думе в разработке решений в сфере молодежной политики. Дума состоит из 35 депутатов. Состав утверждается по результатам выборов. Граждане участвуют в выборах депутатов Молодежной Думы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Напоминаем, что право выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Молодежной Думы принадлежит гражданину Российской Федерации в возрасте от 16 до 23 лет включительно. Право выдвижения кандидатов в депутаты Молодежной Думы принадлежит инициативным группам учащихся, студентов по месту обучения в количестве не менее 30 человек, а также общественным организациям. Выдвижение (самовыдвижение) кандидатов производится путем уведомления об этом молодежную окружную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов. Для более подробного ознакомления с процедурой выборов можно обратиться к заместителю директора по воспитательной работе.
Приглашаем молодых горожан не оставаться в стороне и принимать активное участие в молодежных выборах! С некоторыми аспектами выборов в молодежную думу нас ознакомит председатель молодежной избирательной комиссии Григорий Андреев.
- Григорий, как Вы возглавили комиссию?
- Мою кандидатуру предложил юридический факультет УлГУ, на котором я учусь, и я это предложение принял.
- Какой-то опыт участия в выборном процессе у Вас есть?
- Конечно. Я три года возглавляю одну из участковых избирательных комиссий. За это время прошел обучение в территориальной избирательной комиссии и руководил УИК на выборах Президента РФ, Госдумы и Законодательного собрания области V созыва. Помогал одной из партий в оформлении юридически значимых документов для участия в выборах. К тому же являюсь ревизором корпуса «За чистые выборы!».
- Так что, получается, ничего нового в работе молодежной комиссии для Вас нет?
- Конечно, есть! Это совершенно другой уровень работы, несравненно более широкий охват избирателей, это - масштаб города, и работа предстоит в режиме «взрослой» избирательной комиссии.
- Как будут проходить выборы?
- Восьмого ноября образованы 35 одномандатных округов с границами, точно повторяющими округа «взрослой» думы. Депутатами могут стать школьники, студенты ссузов и вузов, работающая молодежь в возрасте от 16 до 23 лет. Кстати, на первых выборах возрастные рамки были шире - от 14 до 22 лет. Избирателями являются лица в возрасте от 14 до 23 лет, на голосовании нужно обязательно иметь при себе паспорт. Кандидата выдвигает инициативная группа в количестве от 30 человек: или коллектив школы, или общественная организация. Самовыдвиженцы должны собрать не менее 50 подписей.
22 ноября начнется выдвижение кандидатов. Последний день регистрации - 10 декабря, агитационный период - до ноля часов 19 декабря. Выборы пройдут 20 декабря с 9 утра до 15.00, что связано с графиком работы образовательных учреждений, где будут располагаться избирательные участки. Два дня отведены на подведение итогов выборов, и 24 декабря они будут опубликованы.
- Григорий, что даст Вам участие в выборах на посту председателя избиркома?
- Опыт выборов городского масштаба и, что не менее важно, общение с интересными, неравнодушными людьми. Члены избирательной комиссии представляют разные вузы, разные общественные организации, не менее интересно общаться и с депутатами молодежной думы. Разные мнения, частые дискуссии - все это дает очень многое.
- Выборы в молодежную думу для ульяновских подростков - это интересно, это всерьез?
- Это, в первую очередь, бесценный опыт не только для нас, организаторов, но и для молодежи. Для 14-16-летних это вообще первая возможность поучаствовать в жизни города. Кстати, именно эта часть молодежи и идет на выборы с самым большим интересом.
- Спасибо Вам за столь информативную беседу, успехов в начинаниях.
-Спасибо.
Благодарим за прослушивание нашей радиопередачи, мы были рады предоставить учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
Лекция, посвящённая Единому дню голосования в РФ + показательная сценка, показывающая процесс голосования.
1) Показательная сценка порядка голосования учеников 11-х классов с целью знакомства учащихся с процессом голосования в РФ. (В сценке участвуют от 3 до 5 человек, наглядно показывая каждый пункт списка)1. Изучить список кандидатов и их предвыборные программы.
2. В день голосования явиться в избирательный участок по вашему месту жительства.
3. Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения.
4.Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
5. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.
6.Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.7. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
8. Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума. 9.Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
10. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.
11.Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
12.При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Общее число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, а если 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, составляет менее пяти избирательных участков, участков референдума, указанное общее число не может быть менее пяти избирательных участков, участков референдума. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2) Лекция на тему: «Выборы в России» с целью познакомить с историей предвыборной «компании» в России с древних времен и по наше время.
Ход занятия:
Историческая справка
История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Так же, как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.
В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.
В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.
До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
Система выборов в России
В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.
Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm статья 81) и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.
Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.
Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий.
Отмена результатов выборов
По мнению некоторых юристов, процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что[7]:
Владимир Путин привел нынешнее законодательство в такое состояние, что правовым путем добиться отмены итогов выборов в принципе невозможно. … обжаловать итоги на десятках тысяч избирательных участков физически нереально, к тому же суды крайне редко отменяют итоги выборов даже на конкретном избирательном участке.
На конец 2011 представителями «Яблока» и КПРФ подано около 250 исков в районные суды. КПРФ также намерена обратиться с иском об отмене итогов выборов по совокупности нарушений в Верховный суд. Вадим Соловьев предлагает изменить законодательство, чтобы дела о совокупности нарушений сразу по всем участкам рассматривал Конституционный суд[7].
Выборы президента Российской Федерации
Выборы президента Российской Федерации - процедура прямого, тайного и всеобщего голосования по определению Президента России на ближайшие 6 лет. Данные выборы проводились в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 годах. Само решение о введении поста президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991 года, соответствующие положения включены в конституцию РСФСР. Положение о прямых выборах президента сохранилось и в конституции Российской Федерации 1993 года, однако срок его полномочий сокращён до четырёх лет. В 2008 году срок полномочий президента увеличен до шести лет, это положение вступает в силу с президентских выборов 2012 года. По результатам голосования на Выборах Президента РФ, Президентом становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50%+любое число голосов). В случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, победитель определяется во втором туре, в который выходят кандидаты, занявшие первое и второе места в первом туре голосования. К настоящему времени трое человек становились победителями выборов Президента РФ - Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, причём первые двое — дважды.
Избирательная система
В 1991 году на выборах президента России сложилась избирательная система абсолютного большинства, согласно которой для избрания президента на общих выборах (первый тур голосования) необходимо, чтобы за него проголосовало большинство активных избирателей (чтобы выборы состоялись, надо, чтобы больше половины зарегистрированных избирателей приняло в них участие). Если на общих выборах президент не избран, проводится повторное голосование (второй тур голосования) по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.
Выборы президента России регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Законы о выборах президента принимались фактически под каждые выборы — в 1991, 1995, 1999 и 2003 году. Положения избирательного законодательства постоянно развивались, но основы избирательной системы оставались неизменными.
Порядок выборов президента России
Назначение выборов
Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации, и в котором шесть лет тому назад был избран президент Российской Федерации.
Выдвижение кандидатов
Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты двумя способами:
политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты
в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии.
В обоих случаях для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей. Закон позволяет приносить их с запасом в 5%, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20% из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5%, то дополнительно проверяется еще 10% подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов. Исключением является выдвижение кандидата политической партией, допущенной к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу. Такой кандидат освобождается от сбора подписей.
Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в качестве кандидата гражданин должен предоставить следующие документы:
подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;
документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
протокол об итогах сбора подписей избирателей;
список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;
сведения об изменениях в данных о кандидате;
первый финансовый отчет кандидата.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Кандидат на должность президента, ранее уже занимавший два срока подряд государственный пост Главы государства, не подлежит регистрации в Центральной избирательной комиссии. В случае отсутствия альтернатив и при наличии всего лишь одного кандидата выборы не назначаются. Действующий Глава государства обязан обеспечить зарегистрированным кандидатам одинаковую финансовую поддержку Государства и всех СМИ.
Голосование
Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права)
Порядок голосования
Голосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.
Результаты выборов
Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.
Классный час среди учеников старших классов на тему: «Процесс подготовки и проведения голосования»
День выборов.
План.
I.Подготовка ко дню голосования
II.Работа на участке
III.Подсчет голосов
I.Подготовка ко дню голосования
Прежде чем идти на выборы нужно ознакомиться со следующими нюансами, а именно:
- права кандидата или общественного объединения на выдвижение в состав избирательных комиссии членов с решающим или совещательным правом голоса, а также наблюдателей;
- права и обязанности членов комиссий и наблюдателей;
- процедурные алгоритмы организации досрочного голосования, голосования на участках, голосования с помощью выносных урн;
- процедурные особенности подсчета голосов и подведения результатов выборов;
- формы, сроки и адреса обжалования тех или иных спорных и незаконных действий в вышестоящих, надзорных или правоохранительных органах;
II.Организация дня выборов.
В целом же подготовка ко дню голосования заключается в следующих мероприятиях:
•Тщательное штудирование законодательства.
•Учеба и инструктаж членов комиссий, наблюдателей, групп «быстрого реагирования».
•Подготовка инструктивных материалов, бланков протоколов, жалоб и актов о нарушениях, а также выдержек из законодательства, которые будут розданы членам комиссий и наблюдателям для автономной работы на участках.
•Подготовка материальной базы - средств передвижения и связи, канцелярских принадлежностей, продуктов питания.
•Разработка режима работы штаба и активистов на участках.
Другой важный момент в подготовке ко дню выборов - ознакомление с возможностями «быстрого реагирования» в случае фальсификаций или нарушения законодательства. Выборы в подавляющем большинстве случаев проходят в воскресенье, но не надо думать, что спорные ситуации можно отложить до понедельника, когда «заработают суды и прокуратуры». Все факты нарушений надо тщательно фиксировать, составлять акты и жалобы и тут же подавать их в вышестоящие избиркомы, обращаться в суды и прокуратуру. Как правило, надзорные и правоохранительные органы работают в день выборов в особом режиме. Надо узнать порядок их работы, адреса, телефоны, разъяснить ответственным штабистам порядок обращения в эти органы в случае необходимости. Важно помнить, что чем быстрее будут вскрыты нарушения выборного процесса, фальсификации, тем больше шансов их пресечь. Необходимо сделать это до подведения результатов выборов, так как жалобы и судебные разбирательства, проходящие уже после подведения итогов, чаще всего никакого результата не приносят. Каждый наблюдатель и ответственный сотрудник штаба должен иметь «тревожный чемоданчик» - набор бланков для составления жалоб и актов, а также инструкцию, как составлять эти документы, куда и в каких случаях с ними обращаться.
Должен организоваться в котором должны быть созданы "группы быстрого реагирования". В штабе постоянно должны находиться такие функционеры, готовые к моментальному осуществлению своих функций в случае поступления тревожных сигналов с участков
В этот день особенно необходимы люди, исполняющие следующие функции:
•юристы
•водители с автомобилем
•орговики-коммуникаторы с пробивными талантами, способные эффективно решать вопросы в любой ситуации - как с представителями соперников, возможными нарушителями, так и в правоохранительных органах или властных инстанциях
•статусные представители Эти помощники кандидата (впрочем, как и другие штабные функционеры) могут иметь официальный статус доверенного лица кандидата и, соответственно, особые права для участия в выборном процессе, для общения с избирательными комиссиями всех уровней.
III.Работа на участке.
Работа членов избирательных комиссий и наблюдателей
Права наблюдателя:
•находиться на участке для голосования или в помещении территориальной, окружной избирательной комиссии (той комиссии, куда его делегировал кандидат)
•следить за всеми действиями, относящимися к процессу голосования и подсчета голосов
•в любое время получать возможность для визуального ознакомления со списком избирателей
•обращаться к председателю комиссии с указанием на те или иные нарушения;
•фиксировать факты нарушений, привлекать для этого свидетелей, составлять жалобы, вызывать подмогу из своего штаба
Обязанности наблюдателя:
•Прибыть на участок за полчаса до его открытия, представиться председателю комиссии, оговорить место, где наблюдатель будет находиться. Необходимо взять с собой удостоверение наблюдателя, выданное кандидатом, и паспорт. А также «тревожный набор», о котором говорилось выше, и прочие подручные средства (калькулятор, запас бутербродов и т.п.), желательно - индивидуальные средства связи.
•Проследить, что урны для голосования пусты, перед тем, как их опломбируют. Надо также убедиться, что участок оборудован кабинками для тайного голосования и что ни на участке, ни в кабинках нет агитационных материалов (на участке могут быть только информационные материалы о кандидатах).
•Следить, чтобы каждый избиратель голосовал лично и фиксировать случаи, когда члены комиссии выдают лишние бюллетени для голосования за «родственников» или «соседей».
•Следить, чтобы на участке не было лиц, оказывающих влияние на избирателей, фиксировать подобные нарушения.
•Особо тщательно следить за голосованием на дому - с выносными урнами. Наблюдатель имеет право сопровождать членов комиссий, идущих по заявкам избирателей на дом с выносными урнами. Опыт показывает, что именно при голосовании на дому допускается самое большое число нарушений и фальсификаций. Чтобы описать их и меры противодействия, потребовалась бы отдельная книга. Такие брошюры, кстати, изданы некоторыми парламентскими партиями и организациями, занимающимися обеспечением чистоты выборов. Полезно запастись такой литературой и поднатаскать наблюдателей на возможные случаи нарушений.
•Следить, чтобы граждане не опускали в урны пачки бюллетеней.
•Следить за тем, как заполняется документация - протоколы, списки избирателей, как вносятся изменения и исправления. Есть четко описанные случаи, когда допускается или не допускается использование карандаша или ручки, кто имеет право вносить те или иные изменения, кто обязан заверять эти изменения - наблюдатель должны действовать в соответствии с заранее полученными инструкциями или по подсказкам «рабочего блокнота наблюдателя».
•Следить за выносом бюллетеней из участка. Существует такой прием («петля Нестерова», или «гусеница»), когда злоумышленники у входа на участок предлагают гражданам за плату вынести свой бюллетень чистым, заполняют его «как надо», вручают следующему, чтобы тот бросил заполненный, а вынес чистый и т.д. В принципе, гражданин вправе использовать свой бюллетень как угодно, хоть самолетиков из него навертеть. Но стоит понаблюдать - не складывается ли вынос чистых бюллетеней в подозрительную систему, за которой просматривается та самая «гусеница».
•Следить за действиями других наблюдателей и членов комиссии. Часто случается так, что граждане, особенно пожилые или просто словоохотливые, начинают советоваться с членами комиссии или наблюдателями и те помогают им сделать выбор. Это прямое нарушение законодательства, о чем надо прямо сообщать нарушителям, председателю комиссии и составлять акт. Гражданин обязан делать свой выбор самостоятельно. В случае, если гражданин по причине плохого здоровья не может заполнить бюллетень самостоятельно, это может сделать родственник или другой гражданин под его диктовку, но не член комиссии или наблюдатель. Кроме того, другие наблюдатели, осуществляя наблюдение, могут чересчур ретиво относиться к своим обязанностям, мешать ходу голосования или работе комиссии, настаивая на своих каких-то чрезмерных правах по наблюдению и контролю. Подобные случаи надо фиксировать в актах. Опыт показывает, что такие акты с охотой подписывают и сами члены комиссии, что, конечно, повышает ценность этого документа. Известны случаи, когда ретивое, и даже неадекватное поведение наблюдателей, грамотно зафиксированное, послужило в последствии аргументом в суде и помогло оспорить результаты голосования на конкретном участке.
•Наблюдатели должны следить, чтобы тайна голосования неукоснительно соблюдалась. Заполнение бюллетеня должно осуществляться в закрытой кабинке для голосования. Предложения «голосовать» на подоконнике - незаконны. Часто, особенно в сельской местности, встречается такая незаконная практика. Перед урной молча стоит какой-нибудь местный начальник, мимо него проходят его подчиненные, пронося бюллетень перед его лицом так, чтобы он видел отметку, поставленную напротив «нужной» фамилии. Все делается молча, без агитации - начальник дал соответствующую команду заранее. Несмотря на то, что видимого давления непосредственно на участке не осуществляется, это тоже грубейшее нарушение закона - нарушается тайна голосования. Необходимо указать на это самому «цензору-начальнику», председателю комиссии, составить акт. «Начальник-цензор» может заявить, что, дескать, никому не мешает и находиться здесь - его святое право гражданина. Ситуация может осложниться тем, что он может быть одновременно начальником и над наблюдателем, и даже над председателем комиссии. В таких случаях полезно громко процитировать нормы закона, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения выборного законодательства, либо вызвать подкрепление из штаба. Хорошо в этом случае помогает присутствие журналистов.
IV.Подсчет голосов
Самый ответственный этап в процедуре выборов - подсчет голосов и определение результата выборов. Подсчет голосов начинается после закрытия участка. До этого момента вскрывать урны с бюллетенями категорически запрещено. На всякий случай стоит заметить - операции по учету бюллетеней начинаются сразу после закрытия участка, без всякого перерыва на отдых и осуществляются непосредственно на территории участка.
Между закрытием участка и началом подсчета голосов по закону необходимо совершить некоторые важные действия:
•погасить неиспользованные бюллетени
•подсчет открепительных удостоверений
•подсчет целого ряда показателей по спискам избирателей
•фиксация окончательного списка избирателей
Затем происходит подсчет действительных бюллетеней и сведение результатов в протоколы.
Приложение №3
Проект
Политико-дискуссионного клуба лицеистов «Libertà»
Задачи
Способствование становлению и развитию гражданского правосознания;
Развитие интереса у обучающихся к улучшению правовых знаний;
Создание условий и способствование через повышение уровня правовой культуры молодёжи сокращению преступности в молодёжной среде;
Расширение общего кругозора обучающихся;
Проблемы
Недостаток знаний правовых норм;
Недостаточная осведомлённость в сфере политической культуры;
Недостаточная занятость молодежи в сферах, связанных с политикой и правовыми нормами;
Пассивное участие молодёжи в политике страны;
Актуальность проблемы
Понимание политики, совокупность ценностных установок людей являются частью коллективной и индивидуальной политической культуры. Политическая культура – один из центральных вопросов политологии. Изучение политической культуры общества позволяет понять смысл тех явлений политической жизни, природу которых нельзя выявить путем анализа устройства и функционирования политических институтов, содержания политических процессов, конституций и законов.
1. Исследование политической культуры различных народов и стран позволяет выяснить, почему в них по-разному протекают одни и те же политические процессы и по-разному функционируют одни и те же политические институты (президент, парламент, суд, государственная бюрократия и др.).
2. Ее изучение дает возможность глубже понять мотивы политического поведения граждан и принятия политических решений государственными руководителями, причины многочисленных и разнообразных политических конфликтов, которые невозможно объяснить одной только борьбой за власть и за перераспределение ресурсов (этнические, религиозные, идеологические и иные конфликты);
3. Природа и типология политической культуры позволяет глубже уяснить причины «сбоев» (дисфункций) в работе политической системы и ее институтов, а также причины неудач реформ и иных масштабных социальных преобразований.
Политическая культура демонстрируется политическим поведением граждан, деятельностью государственных организаций, политических партий, проявляется в их взаимодействии друг с другом и гражданами.
Политическая культура – это совокупность (система) норм и ценностей, которые разделяются большинством общества, способствуют нормальному функционированию политической системы и ее институтов, поддержанию общественного порядка и согласия, регулируют участие граждан в политике.
История термина
Считается, что понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в работе американского политолога X. Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.
Функциями политической культуры можно назвать:
1.интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
2.сохранения и развития основ политической деятельности;
3.проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
4.проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
5.профетическая, прогностическая в отношении развития;
6.апробации и верификации политических кадров;
7.синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти. К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.
Типы политической культуры в современной России
Работа над исследованием политической культуры России осуществляется в рамках теорий модернизации, транзитологии, демократизации с учетом потенциальной способности России перейти к подлинно демократическому режиму. Исследования проводятся в нескольких направлениях: поиск демократической субкультуры в рамках национальной культуры, подлинно демократических институтов в современном российском обществе, демократических традиций в национальном сознании.
Традиционное и индустриальное общества, сосуществующие в одно и то же время, дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический. До 1980-х гг. во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая, или «моностилистическая», модель. Возникновение и существование тоталитарной политической культуры связывалось с национальной культурной спецификой (генотипом), уходящей корнями в далекое прошлое, которая обусловила особенности российского общественного устройства от абсолютизма до социалистического строя. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения.
Для тоталитарного типа советского периода характерны унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела политической элиты, а следовательно и рядовых граждан.
Замещение советской политической культуры новой - процесс длительный и зависит, как считает Э.Баталов, по меньшей мере, от четырех факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.[10]
Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. И как следствие включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то и кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.
Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры, наличие в нем элементов как тоталитарной культуры, так и демократической. Применительно к политической культуре постсоветской России иногда используется термин «авторитарно-коллективистская».
Экстремальные условия России, ставящие ее в течение длительного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей. Поэтому широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров и т. д. В сочетании со слабостью демократических традиций, зачастую личные амбиции становятся преобладающими над политической целесообразностью.
В России существуют все типы политической культуры:
Патриархальный
- Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, рода, узкой социальной группы
- Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей
- Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своём политическом развитии
Подданнический
- Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ
- Человек пассивен и отстранённо относится к политической системе
Активистский
- Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т.п.
- Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств
- Активно, сознательно участвует в политических процессах общества
Увы, в наши дни молодёжь ознакомлению с правовыми нормами предпочитает отторжение политической культуры – новое поколение пассивно, оно практически не участвует в политической жизни страны. Однако следует упомянуть, что политическая культура образуется политическим сознанием, ценностными ориентациями и определёнными знаниями. Политическая культура современной России, как показывают исследования, имеет фрагментарный характер: в ней отсутствует целостность, нет согласия по ключевым проблемам, стоящим перед обществом. Отсюда нестабильность, острая борьба, ожесточённая словесная полемика, использование силы. Явно, что потенциальные активисты в лице молодёжи имеют перед собой не лучший пример политической активности. Уменьшается уровень политического сознания общества. А значит, и подрастающего поколения.
Поистине печально то, что некоторый процент молодёжи не просто игнорирует, а пренебрегает политической культурой, становясь частью криминальных кругов, то есть, выбирая для себя путь заведомо неверный.
Основу качественной определенности современного молодого человека составляют деловитость, инициативность, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Социальные институты общества стремятся пойти на предельное раскрепощение личности, сняв с молодых людей регулирующие ограничения и предоставив им возможность самореализации своих способностей, удовлетворения как материальных потребностей, так и духовных интересов.
Ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют сегодня значительную долю в составе новых социальных слоев: предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии.
Одновременно, с другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие в несоответствии новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества. Эти два вектора, взаимодействуя друг с другом, определяют особенности гражданской социализации молодых людей, когда на фоне известных позитивных процессов в повышении трудовой и социально-политической активности российской молодежи наблюдаются парадоксальные явления. Возрастает количество асоциальных молодых людей, не усвоивших новые ценности, нормы и роли.
Особую тревогу вызывают правонарушения молодежи; темпы роста преступности среди этой категории граждан значительно опережают взрослую преступность: молодые люди в возрасте 14-29 лет совершают 57% всех преступлений. В их числе велика доля подростковой преступности: дети в возрасте до 14-15 лет совершают около 40% общего числа преступлений. В 1988 году в российских колониях находилось 20 тыс. подростков (всего в России 860 тыс. заключенных). В 2004 году уже 39 тысяч. Рост подростковой преступности стал следствием не только ухудшения жизненного уровня населения, но также неоправданно жесткого наказания малолетних правонарушителей, что требует совершенствования уголовного законодательства в отношении подростков.
Преступность в России, в том числе среди учащейся молодежи, качественно меняется: нарастают агрессивно-разрушительные мотивы поведения, умножаются насилие и уничтожение материальных ценностей, возрастает хищение оружия, его применение, увеличилось число предумышленных убийств и террористических актов. В сознании учащейся молодежи происходит переоценка ценностей, формируется понимание «жить хорошо» - иметь много денег. Их можно получить, по мнению 17-24-летних юношей и девушек, следующими путями: заниматься перепродажей - 25% опрошенных, вступить в брак по расчету - 30; получить взятку - 20, взять, что плохо лежит - 10%. Ради достижения этой цели учащиеся готовы совершать различные правонарушения. Как отмечала на одном из совещаний Л.П. Кезина, из опрошенных респондентов 65% мальчиков и 19% девочек участвовали в драках, 43% юношей и 23% девушек носили с собой оружие и были готовы к его применению.
Интенсивно расширяется криминальная база молодежной преступности, На смену типу «уголовного молодого преступника» приходит «интеллектуальный молодой преступник», чаще всего маргинального характера. Два процента маргиналов имеют высшее образование, более 50% - среднее и специальное. Около 95% маргиналов находятся в трудоспособном возрасте, 80% из них имеют дефицитные специальности. Три четверти маргиналов являются активными «гастролерами», осуществляющими свои незаконные действия в различных регионах России. В настоящий момент имеющаяся статистика свидетельствует о росте молодежной преступности по всем показателям, в частности увеличилось количество преступных групп и совершение преступлений несовершеннолетними в группе, увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений совершенных несовершеннолетними.
Опасным явлением, получившим широкое распространение среди молодежи, стала наркомания. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что среди употребляющих наркотические и токсические препараты, преобладает молодежь: 51% наркоманов и токсикоманов составляют молодые люди в возрасте 25-30 лет. Число наркоманов в России за последние 35 лет увеличилось более чем в 200 раз. Средний возраст молодых людей, приобщающихся к наркотикам, составляет 14 лет. Через три-пять лет употребления наркотиков человек становится законченным наркоманом. По исследованиям ВНИИ МВД России в 1999 г.,3% девятиклассников пробовали различные психотропные вещества, среди десяти- и одиннадцатиклассников этот показатель составляет 13,4 и 23,8% соответственно.
За период с 1999 года по 2004 года потребление алкоголя и наркотических вещество среди детей и подростков выросло в 25,4 раза!
Наряду с наркоманией среди учащейся молодежи наблюдается рост таких негативных явлений, как пьянство, курение, раннее приобщение к половой жизни, нарушение норм и правил общежития. Пьянство стало обычным элементом социальных ритуалов, празднеств, условием официальных церемоний и решения личных проблем. Вызывает тревогу катастрофический рост числа алкоголиков в стране: если ранее, по данным МВД, их насчитывалось не многим более миллиона, то сегодня, по разным источникам, вырисовывается цифра от 2 до 3,5 млн человек. Около 70% из них - лица в возрасте до 30 лет, среди которых почти 60 тыс. - дети до 14 лет. Ранний алкоголизм представляет особую опасность: если у взрослого человека переход от стадии обычного пьянства к хроническому алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростков он совершается в 3-4 раза быстрее.
К другим отклонениям асоциального характера следует отнести ложь, обман, агрессивность, пассивность, грубость, конфликтность, раздражительность, халатность. Хотя эти поступки нельзя отнести к преступлениям или правонарушениям, поведение их носителей не соответствует моральным нормам, установленным в цивилизованном обществе.
Таким образом, значительный рост числа молодежи девиантного поведения целесообразно рассматривать как следствие коренного переустройства общества, когда просуществовавшая 70 лет общественная система со всеми ее ценностями и нормами полностью отвергнута, а новая в силу глубины и затяжного характера существующего кризиса требует длительного периода формирования. Жизненная практика подтверждает, что в условиях формирования новых социально-экономических отношений в России обострилась криминогенная обстановка, возросло число молодежи девиантного поведения. Наряду с собственно отклоняющимся поведением в стране усилилось делинквентное поведение, носящее преступный, криминальный характер. Возрастающее число таких негативных явлений среди молодежи в немалой степени объясняется тем, что молодежь нередко отвлекают от активного участия в политической жизни путем мелких уступок в виде разрешения ранее запретных наслаждений «западного типа». В результате значительная часть молодых людей стала легкой добычей различного рода деструктивных сил общества.
Эти и другие парадоксальные явления по-новому высвечивают проблему гражданской социализации молодежи, требуют повышения внимания государственных структур, других социальных институтов к ресоциализации подрастающего поколения. Ибо по-прежнему незыблемым остается положение о том, что будущее принадлежит молодежи.
Воспитание и Образование
Воспитание является основным социальным фактором, формирующим личность человека, определяющим его моральные ценности и самосознание. От Воспитания зависит адекватность отношения человека как к окружающим людям, так и к себе самому. Воспитание даётся в детстве, когда личность ещё не сформирована, и на этом этапе важно оградить ребёнка от отрицательного влияния.
Без воспитания нет образования – в правдивости этого утверждения в скором времени можно будет усомниться. К великому сожалению, образовательные учреждения в наше время теряют воспитательную функцию, что не лучшим образом влияет на формирование личности.
Практический выход
Попыткой частичного решения данной актуальной проблемы может являться объединение молодёжи в целях ознакомления с правовой культурой. В этом непростом деле нам очень помогла сеть Интернет. Восемнадцатого ноября в самом посещаемом сайте в России и странах СНГ была создана группа, должная объединить молодёжь, заинтересованную в политической активности государства, неравнодушную к ситуации, складывающейся из индифферентности общества по отношению к политической культуре в целом. Это виртуальное объединение является виртуальным правовым дискуссионным клубом для тех, кто уверен, что будущее страны зависит в первую очередь от самой молодёжи.
Цель: клуб создан с целью формирования правовой культуры у членов дискуссионного правового клуба, а также практических навыков применения прав и свобод гражданина. Далее по положению клуба.
Название клуба «Libertà» (итал. свобода) связано с тем, что оно отображает позиционирование клуба в условиях сегодняшней политики. Гражданское сопротивление оказывается непосредственно по отношению к аполитичной части молодежи членами клуба, с целью формирования у них политической и правовой культуры.
Основной вид деятельности клуба – дискуссии. Формат встреч зависит от темы дискуссии.
Клуб является ячейкой гражданского общества, формирующегося в России. Каждый член клуба – политически и граждански активная личность, обладающая собственным мнением и взглядом на окружающую действительность. Через деятельность клуба мы формируем плацдарм для появления будущих лидеров и активных личностей.
Темы диспутов
– Есть ли в России демократия?
– Национализм в России. Миф или реальность?
– Страхи России, какие они? Чего мы боимся и что нам навязано?
– Организационно-деловая игра на тему выборов и избирательного процесса.
– Городское ток-шоу. Тема – Изменения в предвыборном законодательстве.
– Сексуальные меньшинства и их положение в обществе.
- в России. Какие они?
-Свобода слова, свобода самовыражения.
-Он-лайн жизнь молодежи.
-Легализация наркотиков.
-Многоженство – выход для России?
-Стиль современного человека.
-Легализация Оружия.
-Мировые религии и Секты.
-Что лучше? Кино или книга? Актуальность развития интеллекта.
Виртуальная группа находится в стадии разработки.
ПОЛОЖЕНИЕ О «Libertà»
Виртуальный правовой клуб «Libertà» является добровольным объединением учащихся с общими интересами, созданное на школьном сайте для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и для более массового привлечения школьников к работе клуба.
Цель Клуба:
содействие правовому, патриотическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи Клуба:
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
правовое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
содействие развитию активной гражданской позиции подростков;
Основные принципы деятельности Клуба:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип междисциплинарности;
принцип преемственности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип коллективности.
принцип ответственности за собственное развитие.
Структура Клуба:
Виртуальный правовой клуб «Libertà» имеет открытую структуру и существует на принципах добровольности. Все решения принимаются на Администрационном заседании, которое проводится не реже одного раза в четверть.
В Администрацию Клуба входят 4 человека.
Высшим органом управления клуба является Виртуальный Организационный Форум, которое созывается не реже одного раза в год.
Члены Клуба имеют право:
участвовать в управлении Клубом;
избирать и быть избранными в Совет Клуба (выборные органы Клуба);
принимать участие во всех мероприятиях и видах деятельности, проводимых Клубом на страницах школьного сайта;
максимально использовать возможности Клуба для самосовершенствования;
принимать участие в выработке программ развития Клуба и лично участвовать в их реализации;
объединяться внутри Клуба по направлениям деятельности или по специализированным программам;
сотрудничать с другими детскими объединениями;
привлекать к работе в Клубе учащихся, разделяющих цели и принципы деятельности Клуба;
свободно выйти из членов виртуального правового клуба по своему желанию;
на уважение своего человеческого достоинства;
входить в состав других организаций и объединений;
Члены Клуба обязаны:
выполнять решения Совета клуба и Общего Собрания, внутренние документы учебных групп;
вносить свой вклад в выполнения целей и задач Клуба;
оказывать поддержку и помощь другим членам Клуба;
добросовестно учиться;
вести себя в любой ситуации таким образом, который соответствует достоинству члена Клуба;
проявлять уважение к старшим;
уважать взгляды и убеждения других.
Ожидаемые результаты:
Развитие интереса у обучающихся к улучшению правовых знаний;
Создание условий и способствование через повышение уровня правовой культуры молодёжи сокращению преступности в молодёжной среде;
Расширение общего кругозора молодежи