Методическая разработка на тему: Изучение основ правового статуса человека и гражданина в РФ на уроках дисциплины «Право»


Департамент образования и науки Брянской области
ГБОУ СПО «Клинцовский индустриальный техникум»
Методическая разработка на тему:
Изучение основ правового статуса человека и гражданина в РФ на уроках дисциплины «Право»

Клинцы 2015
Содержание
Введение с. 3
1. Вопросы для изучения и формы контроля знаний с. 4
2. Методическая разработка урока с. 10
3. Практическая работа с. 17
4. Работа с основными понятиями с. 18
5. Литература с. 19

ВведениеВ правовой статус гражданина входят права, свободы и обязанности, которые студенты изучают на уроках права. Знание и понимание своих прав и обязанностей помогает воспитать законопослушного гражданина, патриота своей страны.
На учебных занятиях можно использовать различные формы работы, помогающие активизации студентов, способствующие развитию практического мышления и умения аргументировать свое мнение. Например, игровая и проектная деятельность, составление глоссария, синквейна, «мозговой штурм» и др.
Данный материал поможет студентам осознать свое место в обществе и значение прав человека для жизни.
Кроме традиционных знаний, каждый студент должен получить знание основ права, способов их применения. Студент должен знать свои права, часть которых они получают с момента рождения, и обязанности, приобретаемые с возрастом.
Изучая правовой статус личности и студенту, и преподавателю необходимо знать основополагающие нормативные акты - Конституцию РФ, Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и международные пакты о правах человека.
В настоящей методической разработке перечислены основные понятия, которые должен знать студент и даны вопросы, необходимые для усвоения в процессе изучения темы и предложены нестандартные формы контроля знаний, позволяющие обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего правового обучения и формирования устойчивого интереса к праву; для преподавателей предложена методическая разработка урока контрольного обобщения и практического занятия.

1. Вопросы для изучения и формы контроля знанийОдной из задач образовательной системы является утверждение человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свободы и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.
Опыт работы со студентами показывает, что они проявляют интерес к изучению данной темы, но не все вопросы удается рассмотреть из-за небольшого количества часов, отведенных по дисциплине «Право».
Студентам можно предложить написать рефераты, эссе, оформить презентации. На урок обязательно подготовить раздаточный материал (тексты Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и международных документов по правам человека), предварительно раздать вопросы к дискуссии или дать задание к круглому столу, а также составить глоссарий.
При изучении темы «Основы правового статуса человека и гражданина в РФ» необходимо обратить внимание на раскрытие таких понятий как: правовой статус личности, права, свободы и обязанности человека и гражданина, виды прав человека: гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, ее содержание и историческое значение.Гражданские права человека.Пакт о гражданских и политических правах. Право на жизнь - неотъемлемое право человека. Смертная казнь. Обстоятельства, исключающие вынесение смертного приговора. Проблема отмены смертной казни. Свобода от жестокостей. Конвенция против пыток. Право на честь и достоинство. Право на свободу и личную неприкосновенность. Равенство людей перед законом. Право на охрану брака и семьи. Право задержанных лиц. Право на гласное рассмотрение любого дела. Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах каждого государства.
Право на гражданство. Право иностранцев и лиц без гражданства. Конвенция о статусе лиц без гражданства (1954 год). Закон РФ «О гражданстве». Право на убежище в других странах. Право на неприкосновенность личности и семейной жизни. Неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции.
Политические права человека.Право равного доступа к государственной службе.
Принципы разделения власти как гарантия прав человека. Основные политические свободы. Право на свободу мысли, совести, религии и убеждений. Запрет цензуры. Право на свободу выражения своих мыслей. Свобода слова и печати. Закон РФ «О средствах массовой информации».
Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Правовое регулирование проведение собраний, митингов и демонстраций. Равенство в правах мужчин и женщин. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1979 год).
Экономические права человека.Право на свободный труд. Регулирование трудовых отношений. Гарантии права на труд. Право на защиту от безработицы по Закону РФ «О занятости населения». Право на создание профсоюзов. Право собственности: право владения, пользования и распоряжения.
Право предпринимательства. Право наследования.
Социальные права человека.Право на достойный уровень жизни. Право на социальное обеспечение и его реализация. Развитие пенсионного законодательства. Право на жилище. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Система здравоохранения в развитых странах мира и обеспечение этого права. Право на здоровую окружающую среду. Права детей как разновидность прав человека.
Культурные права человека.Право на образование. Его содержание и гарантии. Реформы образования в России. Право на участие в культурной жизни. Право на доступ к культурным ценностям. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Авторское право.
Обязанности человека.Обязанности человека и нравственный долг. Обязанности человека перед обществом. Моральные и правовые обязанности. Соотношение прав человека и его обязанностей. Понятие и виды обязанностей гражданина. Конституционные обязанности гражданина.Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года.ООН и ее деятельность в области прав человека. Совет Европы и Европейский Союз. Нормы и механизмы правовой защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ее содержание и историческое значение. Принятие международных пактов о правах человека в 1966 г. Обязательства государств - участников пактов и конвенций. Единство всех прав и свобод. Недопустимость отмены или умаления прав и свобод.
При изучении вышеперечисленных вопросов рекомендуется использовать следующие формы контроля знаний:
1. Преподаватель предлагает студентам написать мини-сочинение «Зачем человеку права?». Затем некоторые сочинения можно заслушать на уроке.
Запись слов - ассоциаций к термину «право».
Работа в парах.
а)конвенция
б)протокол
в)пакт
г)декларация
д)договор
Из перечня прав человека, который записан студентами, каждый говорящий объясняет другому какое право он считает наиболее важным. Затем они меняются ролями: тот, кто слушал, будет выступать в роли говорящего.
4. Творческое задание «Рисуем свои права».
5. Соотнесите определение и понятие:
Документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения.
Соглашение, заключенное между двумя и более независимыми людьми.
Документ однородного» содержания, государства подписавшие его, не обязаны его исполнять, носит рекомендательный характер.
Краткое дополнение предшествующему соглашению или договору.
Документ однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения для государств, его подписавших.
(1в, 2д, Зг, 46, 5а)
6. Сделать подборку статей из газет о соблюдении и нарушении прав человека.
7. Рассмотреть схему:
«Классификация гражданских прав»


Основные
Процедурные



Защищают человека, попавшего в острые, тяжелые, экстремальные ситуации и перед лицом закона
те, которые принадлежат человеку от рождения


Приведите примеры основных и процедурных гражданских прав.
8. Тест.
Какое определение соответствует понятию «права человека»:
а) это законы, по которым живет человек;
б) это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;
в) это те нормы, которые человек придумал для себя?
Свобода человека - это:
а) возможность делать абсолютно все, что захочется;
б) отсутствие каких - либо ограничений, стеснений в чем-либо;
в) возможность делать что - то «от сих до сих».
Какой документ явился одним из первых, приблизивших торжество прав человека:
а) Великая хартия вольностей 1215 г.;
б) «Каролина» 1532 г.;
в) «Акт об измене» 1534г.
В каком году была принята французская Декларация прав человека и гражданина?:
а) 1648 г.;
б) 1776 г.;
в) 1789 г.
5. День прав человека отмечается во всем мире:
а) 1 мая;
б) 1 июня;
в) 10 декабря.
Первым разработал принцип естественного права:
а)Ж.-Ж. Руссо;
б)Д. Дидро;
в)Дж. Локк.
Какие права человека просветители относили к естественным:
а)право на жизнь, свободу и ответственность;
б)право занятия предпринимательством;
в)право на переписку.
10 декабря 1948 г. был принят документ, утвержденный и провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН:
а)Декларация о правах;
б)Всеобщая декларация прав человека;
в)Конвенция о правах ребенка.
9.ООН была создана:
а)после Первой мировой войны;
б)во время Второй мировой войны;
в)после Второй мировой войны.
10.Международный билль о правах человека включает в себя:
а)Всеобщую декларацию прав человека;
б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
в)Международный пакт о гражданских и политических правах;
г)все перечисленное выше.
Дискуссия по проблеме «Существует ли право на смерть? Является ли самоубийство юридическим правом человека?».
Подобрать в газетных материалах статьи о политических, экономических, социальных и культурных правах.
Ответьте, в какой государственный орган, к какому должностному лицу вам следует обратиться в случае нарушения ваших прав:
а)в суд;
б)в прокуратуру;
в)в Комиссию по правам человека при Президенте РФ;
г)к адвокату;
д)в юридическую консультацию;
е)в Конституционный Суд РФ;
ж)в аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ;
з) в полицию;
и) иные варианты ответа.
12. Составить рассказ о вымышленном герое. Из рассказа должно быть ясно, что ваш «герой» не подозревал об уголовной ответственности за один из следующих поступков:
1. завел чужую машину, чтобы покататься;
2. положил охотничий нож в карман и пошел на дискотеку;
3. бросил камень в убегавшего обидчика.
2. Методическая разработка урока по теме:«Основы правового статуса человека и гражданина в РФ».
Цели: закрепить и обобщить знания студентов, полученные в ходе изучения прав человека, воспитать уважительное отношение к закону.
Тип занятия: контрольное обобщение.
Ход занятия.I. Организационный момент.П. Выполнение студентами заданий.1. Ответьте на вопросы:Гражданин Костров подал в суд на своего соседа, обвиняя его в том, что тот доставал из его почтового ящика письма и прочитывал их. В своем заявлении в суд он написал, что сосед преступник и судить его надо по ст. 12 Всеобщей декларации прав человека и ст. 23 Конституции, что ему нужно «дать» десять лет лагерей. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные заблуждения Кострова?
Какие личные права человека были нарушены в следующих случаях?
Электромонтер вошел в дом без приглашения.
Добиваясь признания, следователь ударил допрашиваемого.
Уборщица мыла лестничную площадку и облила грязной водой прохожего.
Почему первые международные акты о правах ребенка были приняты только после Второй мировой войны?
Несовершеннолетние преступники: распространяются ли на них нормы Конвенции о правах ребенка?
Какую роль в жизни человека играет право на свободу слова?
Что сказано в Конвенции о правах ребенка о свободе слова?
Как вы понимаете слова Вольтера: «Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости»?
Объясните слова М. Пришвина: «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Приходит свобода, а люди не знают, что с ней делать».
Что такое совесть? Как связаны совесть и вера?
Почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека?
Почему дети совершают преступления?
Каковы условия содержания осужденных несовершеннолетних в колониях?
Как Конвенция о правах ребенка защищает права несовершеннолетних, лишенных свободы?
Почему дети привлекают внимание наркодельцов?
Как помочь ребенку защититься от наркомании?
Что такое эксплуатация детского труда?
Как бороться против эксплуатации труда несовершеннолетних?
Как связаны права и обязанности?
Какие виды ответственности могут наступить, если совершено какое-либо деяние?
В каких смыслах употребляется слово «ответственность»?
Как вы понимаете слова К. Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»?
Составьте словесный портрет человека, защищающего свои права и пренебрегающего обязанностями.
2. Объясните понятия:государство, ребенок, несовершеннолетний, свобода слова, воспитательно-трудовая колония, гражданин, декларация, конвенция, конституция, льготы для несовершеннолетних по трудовому праву, нарушение прав человека, уголовная ответственность несовершеннолетних, охрана труда, правонарушение, правоспособность.3. Тест.1. Кому принадлежат слова о том, что мировая гармония не стоит одной слезы ребенка:
а) А. П. Чехову;
б) М. Горькому;
в) Ф. М. Достоевскому?
2. По данным ООН, попечения родителей лишены:
а) около 100 млн. детей;
б) около 500 тыс. детей;
в) около 700 тыс. детей.
3. Для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет в РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
а) 24 ч в неделю;
б)36 ч в неделю;
в) 38 ч в неделю.
4.Отметьте особенности уголовного наказания несовершеннолетних в РФ:
а) недопустимость смертной казни;
б) недопустимость исправительных работ;
в) недопустимость лишения свободы на срок более 10 лет.
5.В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка:
а) в 1948 г.;
б) в 1959 г;
в) в 1966 г.?
6.В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка:
а) в 1966 г.;
б) в 1982 г.;
в) в 1989 г.?
7. В чем заключается значение Конвенции о правах ребенка:
а) в ней права ребенка приобретают силу норм международного права;
б) она является обязательством на будущее;
в) она впервые описывает права ребенка?
8. Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав:
а)национальная принадлежность;
б)состояние здоровья;
в)нет таких различий?
9. Что такое гражданство:
а)почетное звание, присваиваемое за особые заслуги;
б)обозначение принадлежности к определенному слою общества;
в)устойчивая правовая и политическая связь человека с государством. ?10. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение:
а)только в семье;
б)среди своих друзей;
в)во всех сферах жизни и деятельности. ?11. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнений учащегося:
а)да;
б)нет;
в)все зависит от страны, культуры, конкретного законодательства.?12. Как обеспечивается право детей на свободу ассоциаций:
а)только под руководством родителей;
б)только под руководством учителей;
в)в результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых!
13. Согласно ст. 13 Конвенции о правах ребенка осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям в случае:
а)нежелания взрослых выслушивать несовершеннолетних;
б)необходимости уважения прав и репутации других лиц;
в)плохой успеваемости учащихся.
14. Писатель Фазиль Искандер назвал «пульсацией Бога внутри нас»:
а)религиозные убеждения;
б)страх перед Божьей карой;
в)совесть.
15. В соответствии с принципом отделения церкви от государства религиозное воспитание не должно вестись:
а)в государственных школах;
б)в частных школах;
в)во всех школах.
16. Дети должны содержаться под стражей в случае совершения правонарушения:
а)вместе со взрослыми;
б)отдельно от взрослых;
в)это не имеет существенного значения.
17. Обращение с детьми, причастными к нарушению уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а)чувства страха перед наказанием;
б)осторожности в реализации своих желаний;
в)чувства достоинства и значимости.
18. Болезненное, непреодолимое влечение к одурманивающим веществам называется:
а)шизофрения;
б)наркомания;
в)паранойя.
19. Почему взрослые преступники часто вовлекают детей в распространение наркотиков:
а)из любви к детям;
б)потому что на них меньше обращает внимания полиция;
в)потому что их не так серьезно наказывают за операции с наркотиками
г)потому что дети вызывают больше доверия у покупателей?
20. В чем выражается эксплуатация детского труда:
а)в том, что детям не дают кока-колу на обед;
б)в том, что детей заставляют работать как взрослых, а платят меньше;
в)в том, что детям не выдают зарплату?
21. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы:
а)которая не указана в официальных справочниках;
б)которая мешает образованию и вредит здоровью;
в)которая не соответствует интересам и склонностям ребенка.
22. О чем нужно помнить детям, если они сталкиваются с попытками их эксплуатировать:
а)о том, что есть правительство, которое их защитит;
б)о том, что существует трудовое законодательство;
в)о том, что мама всегда поможет?
23. Куда следует обращаться в случае нарушения трудового законодательства:
а)в профессиональный союз;
б)в учебное заведение;
в)в суд?
4. Прочитайте тексты и сформулируйте поднятые в них нравственные проблемы.Один мыслитель гулял со своими учениками в саду, отвечая на их вопросы. Внезапно к нему подошел богатый торговец и сказал: «Конечно, ты очень умный человек, много знаешь, хорошо говоришь, можешь посоветовать полезные и нужные вещи, вокруг тебя находятся юные последователи. Но достаточно мне пообещать твоим ученикам хорошей еды, изобилия вина, веселых развлечений, как они сразу забудут твои поучения об умеренности и прибегут ко мне - такова природа человека и переделать ее не дано никому». Ответ был следующим: «Я согласен, что мне было бы трудно удержать учеников от твоих заманчивых предложений, но твоя задача намного легче - ты тянешь людей вниз, между тем как я стараюсь поднять их хоть чуть-чуть вверх».
Однажды вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. Гости с презрением смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Казалось, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Но вместо того чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».
3. Решите задачи.Гражданка Семенова проживала со своим престарелым отцом, который был парализован и не мог самостоятельно передвигаться. Однажды она уехала в отпуск в другой город на две недели, оставив отца без присмотра. Соседи были возмущены поведением Семеновой и подали заявление прокурору.
Можно ли оценить поведение дочери как преступление?
В период брака Иван создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина поставила вопрос о разделе всего имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Ивану. Иван возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства.
Правомерны ли требования Ирины? Почему?
Работники полиции, позвонив в дверь квартиры, вошли в нее без разрешения хозяина, под предлогом имеющихся у них сведений о том, что в этой квартире совершено преступление. После осмотра квартиры, не обнаружив следов преступления, они удалились. Гражданин, чья квартира подверглась осмотру, обратился с жалобой в прокуратуру.
Законны ли действия полиции?
Гражданин Лапин был собственником земельного участка, часть которого занимала березовая роща. Некто Петров во время прогулки срезал все грибы в роще на участке Лапина. Увидев это, Лапин потребовал отдать ему собранные грибы, заявив, что раз земельный участок является его собственностью, то и все, что на нем произрастает, принадлежит ему. Петров же настаивал, что грибы выросли сами, без участия Лапина, поэтому он имеет право их собирать и грибы являются его собственностью.
В чью пользу должен быть решен спор?
18-летний Соловьев был задержан сотрудником полиции за нарушение правил дорожного движения. Оказалось, что он находится в состоянии наркотического опьянения, но наркотиков при нем обнаружено не было.
К какой ответственности будет привлечен Соловьев?Рефлексия
Высказывания об уроке.                                                                                     
1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы…
2. Я получил полезную информацию о том, что…
3. Урок помог задуматься о том, что…
4. Теперь я знаю и умею…
Домашнее задание: Конституция РФ, глава 2, нарисовать пиктограммы по видам прав человека и гражданина.
3. Практическая работа № 2Тема: Сравнение каталога прав и свобод человека и гражданина по Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.
Цель: Научить студентов анализировать статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека и сравнить их положения по правам человека.
Оборудование урока: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ.
Методические указания: Заполняя таблицу, выпишите основные виды прав и свобод человека и гражданина, содержащиеся в Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. Отвечая на вопросы, используйте гл.2 Конституции РФ и текст Всеобщей декларации прав человека.
Ход практической работы.
1. Заполните таблицу.
Группа прав и свобод Права и свободы Статьи Всеобщей декларации прав человека Статьи Конституции РФ
Гражданские
Политические
Экономические
Социальные
Культурные 2. Ответить на вопросы:Опираясь на статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, покажите связь положений Конституции с международными нормами по вопросу о правах человека.
Раскройте смысл первой фразы в статье 2 Конституции РФ.
Почему ограничение прав и свобод может осуществлено только федеральным законом? Что было бы, если бы любой орган или государственный чиновник мог ограничивать права и свободы?
Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?
Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам государства?
4.Работа с основными понятиями.
Правовой статус личности система прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством в законодательстве
Права человека установленные и гарантированные государством в правовой норме возможности (правомочия) индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни обществаСвободы человека сферы, области его деятельности, в которые государство
не должно вмешиваться, и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целям, не выходя за установленные законодательством пределы
Юридические обязанности установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения
Гражданские (личные) права права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу, обеспечивающие свободу и автономию индивида как члена общества
Политические права права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти
Экономические права дают возможность человеку использовать свои способности и имущество для любой, не запрещенной законом деятельности
Социальные права права, обеспечивающие благосостояние и достойный уровень жизни
Культурные права права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности
Гражданство устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и уважении достоинства, прав и свобод человека
Апатриды лица, не имеющие гражданства, подданства
Бипатриды лица, обладающие двойным гражданством
Омбудсмен уполномоченный по правам человека

5. Литература.Всеобщая декларация прав человека.
Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Закон РФ «О защите прав потребителей»
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.
Международный пакт о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебное пособие.- М., 2012
Мухаев Р.Т. Основы государства и права: Учебное пособие.- М., 2012
11 .Румынина В.В. Основы права. - М., 2014
Степанова Т.А. Основы права. - М., 2010
Шкатулла В.И. и др. Основа правовых знаний: Учебное пособие.- М., 2010
Уголовный кодеке РФ. - М., 2015
Правоведение. 9 класс. Права человека: элективный курс / автор – составитель
С.Н. Степанько. – Волгоград, 2007
Интернет – ресурсы
www.bukvoed.ruwww.allpravo.ru/www.ifap.ru/general/index.htmwww.consultant. ru 
www.hro.org/www.chelovekizakon.ru/ www.law.edu.ru/ http://www.garant.ru/