Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Основы делопроизводства
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области
среднего профессионального образования
«Апатитский политехнический колледж»
ГАОУ МО СПО «Апатитский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельных работ
ОП.03. Основы делопроизводства
46.01.03 Делопроизводительавтор: Созаненок А.В.
Апатиты
2015
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Тематический план дисциплины ОП.03 Основы делопроизводства PAGEREF _Toc431810733 \h 3Перечень внеаудиторных самостоятельных работ PAGEREF _Toc431810734 \h 3Рекомендуемая литература PAGEREF _Toc431810735 \h 4Требования к оформлению самостоятельных работ и критерии их оценки PAGEREF _Toc431810736 \h 6Защита доклада PAGEREF _Toc431810737 \h 6Общие правила оформления презентации PAGEREF _Toc431810738 \h 6САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1 PAGEREF _Toc431810739 \h 8САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2 PAGEREF _Toc431810740 \h 8САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3 PAGEREF _Toc431810741 \h 8САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4 PAGEREF _Toc431810742 \h 9САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5 PAGEREF _Toc431810743 \h 9САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6 PAGEREF _Toc431810744 \h 9САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7 PAGEREF _Toc431810745 \h 10Критерии оценки работ PAGEREF _Toc431810746 \h 10Критерии оценки доклада PAGEREF _Toc431810747 \h 10Критерии оценивания презентаций PAGEREF _Toc431810748 \h 10Критерии оценивания реферата PAGEREF _Toc431810749 \h 11Критерии оценивания заданий PAGEREF _Toc431810750 \h 11
ВВЕДЕНИЕ
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая, учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при руководстве преподавателя, но без его непосредственного присутствия.
Данные методические указания предназначены для организации внеаудиторной нагрузки студентов квалификации 46.01.03 «Делопроизводитель» в рамках освоения учебной программы дисциплины ОП. 03. Основы делопроизводства.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по данной квалификации в результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
оформлять различные виды писем;
осуществлять документирование организационно-распорядительной деятельности учреждений.
знать:
основные сведения из истории делопроизводства;
общие положения по документированию управленческой деятельности;
виды документов: трудовые контакты; приказы о приеме на работу, увольнении и переводе работника; трудовые книжки, личные карточки.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Предложенные самостоятельные работы содержат задания, связанные с оформлением управленческой документации, поиском информации в сети Интернет, работой с нормативной и справочной литературой.
Выполнение самостоятельных работ способствует формированию необходимых умений, а так же развитию деловых качеств, необходимых в будущей трудовой деятельности, таких как умение анализировать и сравнивать, внимательность, аккуратность, точность и т.д..Таблица 1.
Матрица заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
для овладения знаниями для закрепления и систематизации знаний для формирования умений
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) работа с конспектом лекции решение задач и упражнений по образцу
повторная работа над учебным материалом составление плана и тезисов ответа решение вариантных задач и упражнений
конспектирование текста составление таблиц для систематизации учебного материала решение ситуационных производственных (профессиональных) задач
работа со словарями и справочниками изучение нормативных материалов работа с нормативными документами
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции ответы на контрольные вопросы подготовка к деловым играм
учебно-исследовательская работа аналитическая обработка текста проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет и др. создание фильмов, мультимедийных презентации. подготовка рефератов, докладов
Тематический план дисциплины ОП.03 Основы делопроизводстваТаблица 2.
Наименование разделов Кол-во часов
Теоретический материал Самостоятельная работа
Раздел 1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение документационной деятельности организации 11 9
Раздел 2. Организационно-распорядительная документация: подготовка и оформление 10 6
Раздел 3. Документационное обеспечение кадровой службы 15 3
Раздел 4. Организация работы с документами 3 2
Экзамен ИТОГО 39 20
Перечень внеаудиторных самостоятельных работТаблица 3.
№ п/п Тема самостоятельной работы Вид работы Рекомендуемое время
Раздел 1 . Нормативно-правовое и методическое обеспечение документационной деятельности организации
1 История становления делопроизводства Подготовить доклад или презентацию 3
2 Стандартизация документов соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 Выполнение заданий и их оформление 3
3 Характеристика нормативно-правовых актов в документационном обеспечении управления Выполнение заданий и их оформление 3
Раздел 2. Организационно-распорядительная документация: подготовка и оформление
4 Оформление распорядительных документов Выполнение заданий и их оформление 3
5 Оформление справочно-аналитических и справочно-информационных документов Выполнение заданий и их оформление 3
Раздел 3. Документационное обеспечение кадровой службы
6 Оформление приказов по личному составу Выполнение заданий и их оформление 3
Раздел 4. Организация работы с документами
7 Составление кроссворда Выполнение заданий и их оформление 2
Рекомендуемая литератураОсновная литература
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 марта 2014 г.).
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 29 июня 2015 г. №209-ФЗ)
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 29 июня 2015 г.)
Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 марта 2014 г.)
Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне» (с изм. и доп. от 18.03.2015 г.)
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. от 29 июня 2015 г.).
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 04 ноября 2014 г.)
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 29 июня 2015 г.)
Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (изм. и доп. от 04 октября 2014 г.)
Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изм. и доп. от 23 сентября 2005 г.)
Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. №61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»
Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. №90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. №1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 июня 2001 г.).
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (с изм. и доп. от 15 января 2008 г.)
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. и доп. от 30 января 2015 г.)
Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. №30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 03 апреля 2015 г.)
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 03 апреля 2015 г.)
Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №290 «О Федеральном архивном агентстве» (с изм. и доп. от 28 апреля 2015 г.)
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» (с изм. и доп. от 25 марта 2015 г.)
Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам (введён в действие постановлением Госстандарта РФ от 8 августа 1995 г. №426 с изм. и доп. от 01 сентября 2006 г.)
Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфо МКС) 001-96) 001-2000 (утв. Постановлением Госстандарта России от 17 мая 200 г. №138-ст) (ред. от 26 сентября 2013 г.)
ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов
ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст)
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления
Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 477.
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558)
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 N 71 "О Порядке работы с документами ограниченного распространения (конфиденциальными и для служебного пользования) в Евразийской экономической комиссии"VII. Ведение делопроизводства на совещаниях при обсуждении документов ограниченного распространения (информации ограниченного распространения).
Приказ Роспатента от 31.12.2008 N 161 "Об утверждении Порядка осуществления делопроизводства по международным заявкам".
Приказ Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учебное пособие – 4-е изд. Изд-во «ИНФРА-М». – М.: 2014 – 321 с.
Басаков М.И., Замыцкова О.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления): Учебное пособие – Из-во «ФЕНИКС». – М.: 2014 – 376 с.
Кузнецов И.Н. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: Справ.пособие - Из-во «ФЕНИКС» – М.: 2014 – 396 с.
Галахов В.В. Делопроизводство. Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. -3-е изд., перераб. и доп. – Из-во «Проспект» - М.: 2014 – 480 с.
Волгина И.В. Офис-менеджер: Практ.пособие / И.В.Волгина. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 452 с.
Куняев Н.Н. Документоведение: учебник / Н.Н.Куняев, Д.Н.Уралов, А.Г.Фабричков; под ред. проф. Н.Н.Куняева, - М.: Логос, 2012 – 352 с. (Новая университетская библиотека)
Непогода Александр, Семченко Петр Делопроизводство компании: уч.пособие. – М.: Логос, 2012 – 230 с.
Дополнительная литература:
Электронный ресурс: http://edou.ru – портал по документационному обеспечению делопроизводства
Электронный ресурс http://doc-style.ruЭлектронный ресурс http://garant.ruЭлектронный ресурс: http://consultant.ru – некоммерческая Интернет-версия нормативно-правового обеспечения
Электронный ресурс http://www.e-reading.club/bookreader.php/130608/Petrova_-_Sekretarskoe_delo.htmlПериодическое издание «Секретарское дело»
Периодическое издание «Хороший секретарь»
Периодическое издание «Делопроизводство»
Периодическое издание «Справочник кадровика»
Требования к оформлению самостоятельных работ и критерии их оценкиСамостоятельные работы выполняются на стандартных листах формата А4 с использованием шрифта Times New Roman, кегель – 14, межстрочный интервал – 1,5.
Поля в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003: левое -20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее - 20 мм.
Каждая самостоятельная работа выполняется отдельно, начиная с титульного листа.
В работе обязательно должны содержаться:
номер самостоятельной работы и наименование;
ФИО студента, выполнившего работу, номер его зачетной книжки или студенческого билета;
исходные данные (если имеются по методическим рекомендациям);
выполненное задание или текст доклада;
выводы.
В случае использования Интернет-ресурсов, то обязательно необходимо указать ссылку и на использованный источник (сайт).
Выполнение самостоятельных работ по дисциплине ОП.03. Основы делопроизводства предполагает не только закрепление знаний и умений, полученных теоретико-практическим путем, но и совершенствование навыков работы с программными продуктами Microsoft Office и/или OpenOffice.
Подшитая самостоятельная работа должна содержать:
титульный лист;
выполненное задание;
список литературы.
При оценивании самостоятельных работ учитываются:
правильность выполнения задания;
оформление работ в соответствии с требованиями;
своевременность выполнения работ (в случае нарушения сроков сдачи работ, оценка может быть снижена);
при выполнении заданий, носящих творческий характер, на оценку влияет неординарность подхода к решению поставленной задачи.
Защита докладаВыбрав тему, изучите литературу и интернет-ресурсы по предложенному списку.
Составьте план (перечень вопросов, которые вы будете рассматривать в своём докладе). План должен состоять из 4-х частей:
Введение (в нём разъясняется актуальность темы, цели и задачи своего изучения темы)
Основная часть (в ней содержится перечень вопросов, раскрывающих содержание темы; как правило - от трёх до пяти вопросов)
Заключение. Выводы (в этой части реферата подводится итог изучения темы, т.е. выводы о том, что удалось узнать (кратко), и насколько вы смогли добиться поставленных целей, о которых шла речь во введении)
Литература (сначала указываются первоисточники (документы, произведения авторов), затем учебные пособия, журнальные и газетные материалы.
Оформите доклад. Напишите доклад своего выступления на 10-15 минут, сократив содержание доклада, уменьшив его описательную часть, но не исключая ни одного пункта плана.
В докладе не должно быть «непонятных» слов и выражений. Если таковые имеются, то вы должны их объяснить. Для этого пользуйтесь энциклопедическими словарями и учебными пособиями.
При выступлении с мультимедийной презентацией доклада, то она должна состоять из тех же частей плана, что и сам реферат (они должны быть указаны на слайдах презентации) и комментариев к каждому слайду, включая тот текст, который расположен на слайдах).
При оформлении мультимедийной презентации используйте правила оформления презентации.
Доклад и презентация (на электронном носителе) сдаются преподавателю в день выступления. При выступлении ориентируйтесь на критерии оценок.
Общие правила оформления презентацииВ оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный слайд
1. Название презентации. Дисциплина.
2. Автор: ФИО, группа.
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание)
2. В конце строки точки НИКОГДА не ставятся
3. Анимация не применяется
Текст
1. Форматируется по ширине
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. После двоеточия все элементы списка пишутся со строчной буквы. Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с прописной буквы, далее - строчными.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру. В таблицах - по усмотрению автора. Обычный текст пишется без использования маркеров списка
6. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле)
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель " Настройка изображения".
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек)
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Пример:
Петров А.В. Экономика в школе. - М.: Просвещение, 2001.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например: http://it-n/ru/board.aspx?cat no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&page=0
Размещение
Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентация.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1История становления делопроизводства
Цель работы: расширить кругозор в области исторических фактов в процессе эволюции и становления делопроизводства в России и за рубежом.
Подготовить доклады и презентации на указанную тему по примерному плану:
Дать понятие документирования
Дать историческую справку появления делопроизводства как в России, так и за рубежом
Раскрыть важность юридической силы документа.
Сделать вывод.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2Стандартизация документов соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003
Цель работы: продолжить формировать умения оформления реквизитов организационно-распорядительной документации в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003.
Выполнить задания по теме «Стандартизация документов соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003»:
Выполнить на листах формата А4 два варианта расположения реквизитов на бланке документа (продольное и угловое);
Оформить следующие реквизиты и дать им описание (для всех вариантов):
дата (два способа);
наименование организации;
гриф утверждения;
отметка о наличии приложения в нескольких экземплярах;
наименование документа;
Найти в предложенном документе и охарактеризовать следующие реквизиты (по вариантам):
Вариант 1 – 08, 10, 17;
Вариант 2 – 09, 12, 28;
Вариант 3 – 03, 15, 29;
Вариант 4 – 06, 11, 27;
Вариант 5 – 05, 19, 22;
Вариант 6 – 04, 20, 13.
Ответ необходимо оформить в виде таблицы:
Номер реквизита Наименование реквизита Описание реквизита
02 (пример!) Герб РФ Стилизованный двуглавый орел
… САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3Характеристика нормативно-правовых актов в документационном обеспечении управления
Цель работы: закрепление навыков работы с нормативной базой через информационно-юридические порталы.
Выполнить задания, используя ресурсы информационно-правовых порталов «Консультант+», «Гарант». Составьте сравнительно-аналитическую таблицу основных правовых актов в сфере документационного обеспечения управления:
Полное наименование Изменения и дополнения в нормативно-правовом акте Область применения
1 2 3 4
Фед.закон от 27.07.2006 №149-ФЗ Фед.закон от 22.10.2004 №125-ФЗ Приказ культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 №536 ГОСТ Р 7.0.8-2013 ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Фед.закон от 01.06.2005 №53-ФЗ ГОСТ Р 50922-2006 Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 №290 Письмо Росархива от 07.04.2003 №6/464-к Фед.закон от 10.01.2002 №1-ФЗ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4Оформление распорядительных документов
Цель работы: формировать умения оформления основных распорядительных документов.
Выполнить практические задания по теме «Оформление распорядительных документов». Все реквизиты выбрать самостоятельно.
Задание 1. Используя унифицированные формы документов (предпочтительно в формате MS Excel) оформить следующие приказы и распоряжения:
Вариант 1 – приказ о назначении временно исполняющего обязанности;
Вариант 2 – распоряжение о подготовке к субботнику;
Вариант 3 – постановление совета директоров о сокращении численности сотрудников отдела ОТК;
Вариант 4 – приказ об утверждении плана ремонта цехов на 2015 год;
Вариант 5 – указание об организации подписки на второе полугодие 2015 года;
Вариант 6 – решение ученого совета о назначении на должность директора ВУЗа.
Задание 2. Составить проект приказа по основной деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5Оформление справочно-аналитических и справочно-информационных документов
Цель работы: формировать умения оформления основных справочно-аналитических и справочно-информационных документов.
Задание 1. Выполнить практические задания по теме «Оформление справочно-аналитических документов». Все реквизиты выбрать самостоятельно.
Вариант 1 – акт уничтожения печати;
Вариант 2 – справка о наличии товарно-материальных ценностей на складе;
Вариант 3 – объяснительная записка работника о причине невыполнения отчета в установленный срок;
Вариант 4 – протокол заседания комиссии;
Вариант 5 – акт о несчастном случае на производстве;
Вариант 6 – докладная/служебная записка о премировании работника.
Задание 2. Согласно своего варианта написать о назначении справочно-аналитического или справочно-информационного документа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6Оформление приказов по личному составу
Цель работы: постепенное освоение заполнения унифицированных форм кадровой документации.
Используя унифицированные формы документов (предпочтительно в формате MS Excel) оформить следующие приказы по личному составу:
приказ о приеме на работу;
приказ об увольнении;
приказ о поощрении (премировании);
приказ об отпуске;
приказ об объявлении выговора работнику;
приказ об отправке работника в командировку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7Составление кроссворда
Цель работы: систематизировать и обобщить полученные знания.
Составление кроссворда по тематикам:
Вариант 1 – Характеристика основных видов документов по личному составу.
Вариант 2 – Экспертиза ценности документов и их архивное хранение;
Вариант 3 – Организация документооборота на предприятии. Служба ДОУ;
Вариант 4 – Характеристика основных видов документов;
Вариант 5 – Общие требования к оформлению документов;
Вариант 6 - Сущность документационного обеспечения управления, унификация и стандартизация делопроизводства.
Вид кроссворда определяется самостоятельно. В кроссворде не используются слова, которые пишутся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.
В кроссворде в одну клетку вписывается одна буква.
Критерии оценки работНа критерии оценивания работ студентов влияют многие факторы. Ниже приведен перечень критериальных подходов для оценки различных форм самостоятельных работ.
Критерии оценки докладаЧеткость постановки цели (max 3 балла):
нет цели;
цель нечеткая;
цель четко обозначена.
Качество доклада (max 5 баллов):
докладчик зачитывает;
докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
четко выстроен доклад;
доклад сопровождается иллюстративным материалом;
доклад производит выдающееся впечатление.
Четкость выводов, обобщающих доклад (max 3 балла):
выводы имеются, но они не доказаны;
выводы не четкие;
выводы полностью характеризуют работу.
Качество ответов на вопросы (max 3 балла):
докладчик не может четко ответить на вопросы;
не может ответить на большинство вопросов;
отвечает на большинство вопросов.
Умение держаться перед аудиторией (max 3 балла)
ОЦЕНКА: «5»- 17- 14 баллов,
«4» - 13-9 баллов,
«3» – 8-5 баллов,
«2» – менее 5 баллов
Критерии оценивания презентаций(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
Содержание презентации (макс. 3 балла)
соответствует представляемому материалу;
количество слайдов адекватно содержанию;
оформлен титульный слайд.
Текст на слайд (макс. 3 балла)
Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта);
Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами);
Ошибки и опечатки отсутствуют.
Анимация (макс. 3 балла)
Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации;
Презентация не перегружена эффектами;
Анимация применена целенаправленно.
Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
Материал не скучен, есть иллюстрации
помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
Цветовое решение презентации (макс. 3 балла)
Выдержан единый стиль презентации
Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 15-13 баллов,
«4» - 12-9 баллов,
«3» - 8-5 баллов,
«2» - менее 5 баллов.
Критерии оценивания рефератаСоответствие реферата теме (max 3 балла);
Глубина и полнота раскрытия темы (max 5 баллов);
Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла);
Логичность, связанность (max 2 балла);
Доказательность (max 2 балла);
Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 3 балла);
Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 3 балла);
Языковая правильность (max 5 баллов).
Оценка: 23 – 25 баллов – «5»;
18 – 22 баллов – «4»;
меньше 18 баллов – «3».
Критерии оценивания заданийОценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью и в отведенные сроки;
правильно выбран способ решения;
решение сопровождается необходимыми объяснениями;
верно выполнены нужные вычисления и преобразования;
аккуратная запись решения.
Оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью;
решение не сопровождается необходимыми объяснениями;
допущена одна-две ошибки (в зависимости от количества решаемых задач).
Оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью;
решение не сопровождается необходимыми объяснениями;
допущены более двух ошибок (в зависимости от количества решаемых задач).
Оценка «2» ставится, если учащийся не выполнил ни одного задания верно.