Опыт использования опорных конспектов и логических схем при изучении дисциплины Анатомия и физиология животных
«Опыт использования опорных конспектов и логических схем» при изучении дисциплины «Анатомия и физиология животных»
Активизация познавательной деятельности студентов – одна из основных задач педагога, а условием, способствующим атому, является его умение производить тщательный отбор информации, подлежащий передаче студентам. Поэтому при изучении нового учебного материала необходимо исходить из двух принципов:
Учебный материал должен соответствовать целям обучения, которые вытекают из задач подготовки специалистов, сформулированных в квалификационных характеристиках.
Учебный материал должен соответствовать реальным возможностям студентов.
Естественно, главная тяжесть в подготовке специалистов лежит на преподавателях специальных дисциплин. Все предметы должны работать на специальность, то есть формировать творческую личность будущего специалиста.
Такое понятие проблемы обусловило появление понятия «Активное обучение», которое знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, условий для творчества в обучении.
Методика организации учебной работы студентов ветеринарного отделения на уроках по дисциплине: «Анатомия и физиология животных» имеет следующие этапы.
I – развернутое, образно-эмоциональное объяснение темы урока;
II - сжатое изложение учебного материала по логическим схемам;
III - изучение логических схем, которые получают студенты на уроке;
IV – работа с учебником и логическими схемами дома;
V - письменное воспроизведение логических схем на следующем уроке;
VI - ответы по логическим схемам (письменные, устные, по незаконченным схемам);
VII - постоянное повторение и углубление ранее изученного материала.
Таким образом, названы семь этапов работы над творческим материалом. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы в деле, а время, сэкономленное благодаря тренированному изучению теории, позволяет глубже применить теоретические знания на практических занятиях и лабораторных работах.
Методика работы с логическими схемами позволяет активизировать познавательную деятельность студентов. Компактные, необычные логические схемы вызывают живой интерес студентов, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия. Благодаря этому вырабатывается чрезвычайно важное умение – выделять главное.
В опорных конспектах и в логических схемах имеются: и элемент игры и экономия времени. Но главная цель – изложение изучаемого материала так, чтобы на основе опорных конспектов и логических схем материал стал доступным и отпечатался « в долговременной» памяти. В каждом опорном конспекте и логической схеме зашифрован весь учебный материал, соответствующий темы программы дисциплины «Анатомия и физиология животных».
Опорные конспекты и логические схемы обеспечивают последовательное раскрытие темы при изложении нового материала преподавателем и при подготовки студентов к занятиям и при всех видах ответов.
Трудно ли воспроизводить опорные конспекты, логические схемы, если преподаватель доступно объясняет сущность каждой из них и подкрепляет свой рассказ наглядными пособиями, натуральными препаратами, муляжами, рисунками и, наконец, индивидуальными препаратами, муляжами, рисунками и, наконец, индивидуальными листами с логическими схемами?
После воспроизведения данных опорных конспектов, логических схем под руководством преподавателя или самостоятельно студенты непременно почувствуют, что это посильно!
А это уже первый шаг к успеху, которого ждет даже самый слабый студент. Спустя два-три урока эту работу студент будет выполнять охотно: на его глазах каждый урок проходит с высоким уровнем отдачи, работает вся группа, и он видит, что можно на каждом уроке получать положительные оценки.
Начинать осваивать методику составления опорных конспектов, логических схем необходимо с самой простой ступени.
Дело в том, что большое количество часов учебного времени, отводимого на изучение дисциплины «Анатомия и физиология животных», разный уровень подготовленности студентов затрудняют нормальное обучение, поэтому решить проблему можно путем сжатия материала.
В связи с этим существует четыре основных уровня овладения информацией:
- уровень знаний – получение, запоминание, усвоение информации;
- уровень навыков – способность преобразовывать полученную информацию;
- уровень умений – способность применять имеющуюся информацию для получения новых знаний и практической деятельности;
- уровень убеждений – способность доказать истинность, правильность своих действий, свою позицию.
На первых курсах мы чаще пытаемся достичь 1-2-го уровней, тогда как идеальным для профессиональной подготовки является доведение студентов до 4-го уровня – уровня убеждений.
Для этого необходимо активизировать познавательную деятельность, мышление, поведение обучающихся, организовать обратную связь со студентами при работе с опорными конспектами и логическими схемами.
В технологическом плане сжатие учебной информации может быть достигнуто следующими приемами:
- использование в процессе обучения графических знаков, учебных заданий, имитационного тренинга, логических схем, опорных конспектов;
- столкновение с жизненными явлениями, фактами, производственными ситуациями, требующими теоретического осмысления. Это междисциплинарный подход в обучении;
- подготовка к будущей профессиональной деятельности самого студента. Осознание профессиональной роли заранее. Придание процессу обучения личного смысла, развитие чувства ответственности;
- в процессе учебно-познавательной деятельности использование приемов активного обучения: поиск, выработка, принятие решений, анализ и обобщение информации, оценка и самооценка, самоконтроль;
- организация взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем, принятие коллективных решений, умение доказывать правильность, вырабатывать активную жизненную позицию.
Заметно оживляет учебный процесс на уроках по дисциплине «Анатомия и физиология животных» следующее:
-самостоятельная работа с учебником под руководством преподавателя по составлению блоков-схем, логических схем;
- организация работы по звеньям, то есть коллективная работа;
- самостоятельное освоение нового материала и его доработка, закрепление на занятиях под руководством преподавателя;
- систематизация изученного материала в виде составления схем, таблиц, рисунков;
- препарирование трупного материала;
- учебные взятия на живом животном или перенесение знаний, полученных на трупном материале, на живое животное;
- анализ и синтез информации. Связь полученной информации с ранее освоенной;
- связь процесса обучения со специальными и фундаментальными дисциплинами, с производством;
- учебно-исследовательская работа студентов.
Обучение должно быть направлено на мыслительную деятельность студентов, которые обязаны воспринимать информацию, сортировать, понимать, запоминать. Следовательно, представляется целесообразной выдача студентам отпечатанных опорных конспектов и логических схем, отражающих суть темы.
Для любой темы преподавателем собирается огромное количество материала из различных источников: учебников, журналов, методических рекомендаций, исторических справок.
Данная работа для преподавателя бесценна, с точки зрения повышения педагогического мастерства. Имея большой объем материала, необходимо правильно его использовать в блок-схеме, сжать и довести до студента.
Изложение материала ведется порциями или частями. В конце изучения данной темы блок-схема и логическая схема должны составить единое целое.
Материал, поданный порциями, должен быть предельно понятным, его нужно прочно запоминать.
Основными принципами построения блок-схем, логических схем являются:
- программирование – решение вопросов, связанных с упорядочением содержания материала, созданием эффективной системы контроля и обратной связи;
- наглядность – достигается чтением материала, использование цвета для выделения главного;
- творческий подход – переход от теории к практике.
Работа по составлению схем состоит из следующих этапов:
- сбор материала для каждой темы;
- отбор основного материала в блок-схему;
- составление структурно-логической схемы.
1-й этап – из необходимой учебной, научной, специальной литературы производится отбор материала для данной темы.
2-й этап – отбирается наиболее важный материал, заносится в виде текста, схемы на лист логической схемы.
3-й этап – производится разбивка материала на главные доли.
Перед написанием опорных конспектов и логических схем преподавателю необходимо сгруппировать материал каждого раздела занятия в краткие записи, которые соответствуют программе и учебнику. Опорный конспект и логическая схема урока заносится на лист и вывешивается в кабинете на доске, можно пользоваться компьютером с мультимедийным проектором, слайдами, блок-схемы раздаются также на аудиторные столы.
При объяснении материала преподаватель акцентирует внимание студентов на данных схемах.
Я использую при объяснении раздела «Анатомия» логические схемы при изучении тем:
Мышечная система.
Система органов кожного покрова.
Система органов крово- и лимфообращения.
Органы мочеотделения и размножения.
Нервная система и органы чувств.
А при объяснении раздела «Физиология» больше подходят использование опорных конспектов. Мною былисоставлены опорные конспекты при изучении тем: «Эндокринная система», «Лактация», «Этология» и «Система пищеварения».
Дома студенты, работая с учебником, разбирают записи, что приводит к осмыслению материала. Логические схемы и опорные конспекты дают возможность восстановить в памяти изученный материал. Некоторые схемы могут быть даны для выполнения домашнего задания.
Составленные блок схемы, логические схемы не являются идеальным вариантом, они нуждаются в совершенствовании. Педагогам необходимо искать, познавать и открывать новое в методике преподавания.
На следующем занятии студенты воспроизводят конспект, материал повторяется методом взаимоопроса, что способствует лучшей усвояемости материала. Проверку конспектов проводят преподаватель, но может быть и взаимопроверка с выставлением оценок самими студентами.
Для контроля знаний используются активные методы: дискуссия, самостоятельная работа с учебниками, дидактическим материалом, беседы, проблемное изложение, графический диктант.
Я выбрала эти методы объяснения материала с использованием логических схем и опорных конспектов, т.к. постоянно растет объем знаний необходимых ветеринарному специалисту. В связи с этим возникает проблема, как организовать обучение, чтобы в единицу времени студент получил бы максимум, необходимых знаний, умений и навыков.