Доклад по методической проблеме Социализация ребенка дошкольного возраста через игру
Дошкольный возраст – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов ведущим видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.
Значение игры очень велико. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребёнок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. До 7 лет игра остаётся ведущей деятельностью детей, поэтому процесс социализации протекает в игре.
Проблема игры как деятельности, всегда находилась в центре внимания детского развития, которая имеет особое значение в жизни ребенка. Игра представляет собой важнейшую и эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. Детская игра содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Чем старше дети, тем выше оказывается уровень общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение, самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать с предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации, превращения, через взятую на себя роль, выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых". В играх, ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.
Невозможно недооценить значение дидактических игр для формирования предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Дети охотно играют с мелкими дидактическими игрушками, которые используют для воплощения замысла сюжетно-ролевой игры и выполняют вспомогательную функцию, например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «Семья». И всё же неоценимая роль по приобщению детей к жизни общества принадлежит игре, творческой игре - основному виду детской деятельности.
В процессе игры развитие ребёнка движется быстрыми темпами. Если мы присмотримся, как играют наши дети, то увидим, что чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в «дочки – матери», в магазин, в доктора, в детский сад и школу. Так вот, через игру ребёнок учится участвовать в социальной жизни «примеряя» на себя роль взрослого.
Наблюдая за играми детей нашей группы, мы заметили, что не все дети могут правильно организовывать сюжетно-ролевые игры. Поэтому поставили перед собой задачу – накапливать и обогащать детский опыт в игре путём создания условий для игр (развивающая среда).
Свою работу по развитию у детей навыков игры мы строим на основе метода, который позволяет охватить не только все задачи воспитания, но и научить детей планировать свою деятельность и применять свои знания на практике. Так же решались задачи трудового и нравственного воспитания – учились убирать игрушки, беречь их, уметь обращаться с ними, а также учили детей взаимодействовать друг с другом во время игры, доброжелательно относиться друг к другу.
К сюжетно-ролевым играм «Больница», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская» была подготовлена развивающая среда - атрибутика и предметы – заменители. В результате проделанной работы дети приобрели навыки игры, обогатили опыт в игре, научились организовывать сюжетно-ролевые игры.
Целесообразно организованная социальная среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству. Ребёнок постепенно готовится к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь.
Цель в решении моей проблемы заключается в том, что бы научить детей играть и объединять несколько игровых действий в один сюжет.
Задачи:
• Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;
• Определять уровень игровых навыков и умений детей;
• Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;
• Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждать к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;
• Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх;
• Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;
• Формировать умение взаимодействовать с партнером по игре.
• Проявлять интерес к строительно–конструктивным играм, самостоятельному возведению бытовых построек;
Игра – подлинно социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в игре происходит формирование положительных личностных качеств и социализация его как члена сообщества людей.