Методическая разработка урока ПМ.02 «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных» МДК.02.01 «Методы диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных» по теме: «Патология родов и родовспоможение»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»



Методическая разработка урока

ПМ.02 «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных»
МДК.02.01 «Методы диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных»

по теме: «Патология родов и родовспоможение»






Разработала:
преподаватель спецдисциплин
Н.В. Легоцкая








г. Курганинск, х. Красное Поле, 2015 г.

Тема урока: «Патология родов и родовспоможение»
Дата урока 10 марта 2015г
Группа В-12
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: познакомить студентов с правилами оказания родовспоможения.
Воспитательные: формирование самостоятельности и активности в учебном процессе; формирование информационной культуры.
Развивающие: развивать самостоятельность в приобретении знаний, познавательного интереса и творческого мышления, речи воображения и публичного выступления.
Технологии применяемые на уроке: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, использование ИКТ.
Межпредметные связи: ОП.01.Анатомия и физиология животных, ОП.03. Основы микробиологии, ОП.05. Ветеринарная фармакология, ПМ.01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.
Используемая литература и оборудование:
1. Учебники: «Гончаров В.П., Черепахин Д.А. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных. - М.: Колос, 2004 (учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений по специальностям «Ветеринария» и «Зоотехния»)»
2. Студенцов А.П., Шипилов В.С, Субботина Л.Г., Преображенский О.Н., Храмцов В.В., Гончаров В.П. / Под ред. В.Я. Никитина и М.Г. Миролюбова. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных. - М.: Колос, 2005.
мультимедийный комплекс (проектор, компьютеры с подключением к WEB)

Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний студентов.
Как вы считаете, какие понятия нам пригодятся сегодня?
Подведение итогов актуализации знаний студентов.
Изучение нового материала и применяемые методы: рассказ, сообщения студентов,
морфологическое строение половой системы самки (КРС, кобылы, свиньи, собаки)
Оказание родовспоможения при неправильном предлежании плода.
5.2 Акушерская помощь при неправильных положениях плода
Закрепление изученного материала, работы у доски
Задание для самостоятельной работы во внеурочное время.
8. Подведение итогов, комментирование оценок, заключение

1. Организационный момент.
2. Определение целей и задач урока.
Преподаватель:
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Запишите в тетради число и тему урока. Сегодня мы ознакомимся с методами оказания акушерской помощи животным при неправильном предлежании плода.
3. Актуализация знаний студентов.
Как вы считаете, какие понятия нам пригодятся сегодня?
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
- проведение родовспоможения при патологических родах: неправильная позиция плода.
4. Подведение итогов актуализации знаний студентов.
5. Изучение нового материала и применяемые методы.
5.1 Акушерская помощь при неправильных позициях плода
Неправильные позиции (нижняя или боковая) бывают как при головном, так и при тазовом предлежании плода. В этом случае нарушается нормальное течение родов. Неправильные позиции обусловлены слабой моторикой матки и брюшного пресса или гибелью плода.
Нижняя позиция (рис. 8) бывает при головном и тазовом предлежании. В этом случае спина плода обращена к нижней брюшной стенке матери.
Диагноз. В родовых путях прощупывают плод, у которого конечности и брюшная поверхность обращены кверху. При головном предлежании плода подошвы копыт обращены кверху, а при тазовом книзу.
Помощь. Плод поворачивают вокруг оси на 180°.

Рис. 8. Нижняя позиция плода. А – при головном предлежании, Б – при тазовом предлежании.
При головном предлежании плода фиксируют акушерскими веревками его грудные конечности и отталкивают плод в глубь полости матки. Затем вливают в матку 6...7 л слизистой жидкости, вводят руку под плод и поворачивают его спиной вверх. Одновременно с этим помощник натягивает веревки, наложенные на предлежащие части плода.
Повернуть плод можно также при помощи палки, прикрепленной веревкой к связанным вместе конечностям выступающим из родовых путей. Если конечности не выступают из родовых путей и по этой причине палкой воспользоваться нельзя, применяют торзионную вилку: конечности, находящиеся в родовых путях, соединяют прочной тесьмой и пропускают ее между рожками вилки, затем поворотом ручки вилки изменяют позицию плода.


Рис. 9. Боковая позиция плода при головном предлежании

При тазовом предлежании плода, если позволяют родовые пути, плод извлекают (усилием двух-трех человек) за предлежащие конечности, не исправляя его позицию, лишь во время потуг предварительно вводят слизистую жидкость.
Боковая позиция (рис. 9) может быть правой и левой, в зависимости от того, к какой брюшной стенке матери обращена спина плода.
Диагноз. Боковую позицию определяют, исследуя направление подошвы копытец и спины плода.
Помощь. Если голова плода еще не вступила в тазовую полость, спешить с исправлением позиции не следует, так как после вхождения головы (или таза) плода в родовые пути боковая позиция без постороннего вмешательства переходит в верхнюю. Если же плод продвигается в таз в боковой позиции, тогда необходимо повернуть предлежащую часть плода рукой или с помощью палки, пропущенной между выступающими наружу конечностями, связанными веревками.
5.2 Акушерская помощь при неправильных положениях плода
Неправильные положения плода поперечное и вертикальное бывают со спинным или брюшным предлежанием (когда продольная ось тела плода не соответствует продольной оси тела матери). Неправильные положения плода наблюдают редко, они служат одной из причин гибели плода и различных послеродовых осложнений у коров (кобыл) или их гибели.

Рис. 10. Поперечное положение плода со спинным предлежанием

Поперечное положение плода со спинным предлежанием (рис. 10) характеризуется тем, что плод лежит поперек тела коровы (кобылы).
Диагноз. При введении руки в родовые пути прощупывают спину, холку, ребра или остистые отростки спинных позвонков и маклоки плода.
Помощь. Плод переводят из поперечного положения в продольное с помощью акушерских крючков (шарнирного, глазного, Афанасьева): плод подтягивают за тазовый пояс и отталкивают переднюю половину тела. Как только таз плода окажется у выхода в тазовую полость матери, плоду придают правильное положение, исправляют боковую позицию и неправильное членорасположение, а затем его извлекают. Если исправить положение и извлечь плод нельзя, прибегают к кесареву сечению или фетотомии.
Поперечное положение плода с брюшным предлежанием (рис. 11): плод лежит поперек тела матери, а его конечности направлены к выходу в тазовую полость.
Диагноз. В родовых путях прощупывают четыре конечности и брюшную стенку плода, направленные к тазовой полости.
Помощь. Необходимо прежде всего определить, какая часть туловища плода (передняя или задняя) лежит ближе ко входу в таз. Если в родовые пути больше вдаются голова и грудные конечности, на них накладывают акушерские веревки и, подтягивая за последние, одновременно отталкивают тазовую часть плода (клюкой). Если исправить положение плода не удается, делают кесарево сечение или фетотомию.
Вертикальное положение плода со спинным предлежанием характеризуется тем, что плод расположен по отношению к продольной оси тела матери вертикально. Спина его направлена к выходу, а голова и грудные конечности обращены вниз.
Диагноз. При исследовании прощупывают часть шеи, холку и спину плода.
Помощь. Голову и грудные конечности плода отталкивают в полость матки, тазовую часть подтягивают к выходу, то есть переводят плод в нижнюю позицию с тазовым предлежанием. Из нижней позиции плод переводят в верхнюю так же, как и при исправлении нижней позиции. Если положение исправить не удается, прибегают к кесареву сечению или фетотомии.


Рис. 11. Поперечное положение плода:
А при брюшном предлежании, Б при спинном предлежании

Вертикальное положение плода с брюшным предлежанием характеризуется тем, что поза плода напоминает позу сидящей собаки.
Диагноз. У входа в таз прощупывают грудные конечности и голову плода, тазовые конечности лежат перед входом в таз.
Помощь. На тазовые конечности плода накладывают акушерские веревки и подтягивают тазовые конечности в тазовую полость, а грудные конечности и голову плода отталкивают в полость матки, создавая нижнюю позицию с тазовым предлежанием. Затем применяют те же приемы, что и при нижней позиции плода. В отдельных случаях, когда тазовые конечности достать рукой нельзя, можно извлекать плод при головном предлежании.

Закрепление изученного материала, работы у доски

Задание для самостоятельной работы во внеурочное время.

8. Подведение итогов, комментирование оценок, заключение

______________________________________
(подпись преподавателя)










Приложение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Родовспоможение:

корове


суке









кобыле



овце









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615






Рисунок 18Рисунок 23 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 8 Заголовок 915